Методическая разработка:Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Методическая разработка: Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 392.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем.
Автор: Презентацию подготовила Мурашева Ольга Владимировна воспитатель ГБДОУ детского сада №29 комбинированного вида Выборгского р-на г.Санкт-Петербурга
Велика роль воздействия художественной литературы на умственное, эстетическое и речевое развитие дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. |
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. |
Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки) являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. Показателем богатства речи является: достаточный объем активного словаря, разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. |
Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи. Понятие «связная речь» относится как к диалогической (т.е. разговорной), так и монологической (рассказывание) формам речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относят обучение: рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.); устному сочинению по воображению; пересказу. |
Во время пересказа можно включать упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения. |
Методическое пособие ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Метод моделирования – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. В основе этого метода лежит принцип аналогии. Он может быть использован при выработке рабочей гипотезы, при протекании учебно-воспитательного процесса или его фрагментов. При помощи «моделей-гипотез» раскрываются связи между элементами учебно-воспитательногопроцесса, создаются рекомендации по совершенствованию последнего. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание, средства внутри текстовой связи. |
Абстрактные символы – это замещение слов и замечаний, стоящих в начале каждой части повествования и рассуждения. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир самостоятельного составления рассказа. |
Картинки–заместители являются опорой для конструирования, восприятия, анализа, воспроизведения новых моделей и самостоятельного рассказывания и рассуждения. |
Картинно–схематический план формирует обобщённые представления о логической последовательности текста, ориентирует в самостоятельной деятельности. |
Сериационный ряд и двигательное моделирование – это замещение одних объектов другими, замещение происходит с помощью кругов, прямоугольников, отличающихся цветом и величиной. Эти модели учат самостоятельно разыгрывать сказки, рассказы, пересказывать их, гибко сочетая «логику» с эмоциональной и художественной выразительностью.
|
Временно–пространственная модель учит не только видеть и передавать «логику» основных событий, но и как – то относиться к этим событиям, понимать их смысл. |
Эти схемы используются для последовательного, логического описания игрушек, натуральных предметов, времён года. Они отражают определенные символики основные микротемы описания. Такие схемы составлены для каждой лексической темы и в её рамках являются универсальными для любого предмета, явления. |
Дидактические игры с наборами моделей учат дошкольников раскрывать обобщённое содержание элементов модели, наполняя его конкретными образами. Дети упражняются в умении подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки с элементами модели. |
Коллаж способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет несвязные, на первый взгляд, между собой картинки. Происходит отработка сюжетного метода запоминания. |
Замещение - это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. |
Мнемоника или мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием - развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения, восприятия. |
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. |
Использование схем, таблиц, моделей помогают детям: преодолеть различные затруднения; самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом – рассказом описания. |
С помощью метода моделирования – использования схем-моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем: активизируется словарный запас; расширяется круг знаний об окружающем мире; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией; свободно пересказывают сказки, рассказы, как на занятиях, так и в повседневной жизни; развивается фантазия и творческое воображение детей. |
Существует ряд требований к использованию моделирования: модель вводится при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета; модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка; модель должна быть доступной детям в повседневной жизни; модель должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета и явления; одновременно можно использовать модели только одного вида. |
С помощью схем-моделей и мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятие, так и в повседневной жизни; у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. РЕПКА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи старших дошкольников с применением наглядного моделирования и графических схем
Выступление на педсовете для воспитателей....
Методическая разработка Приобщение детей к художественной литературе средствами театра
Перспективное планирование на тему: "Приобщение детей к художественной литературе средствами театра"...
Знакомство детей с миром природы через содержание произведений художественной литературы, используя прием моделирования.
Ведущая идея инновационного опыта: использование метода моделирования при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественными произведениями природоведческой направленности. Источником изм...
Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем
Знакомство детейс художественной литературойс применением моделирования и графических схем...
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ И ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЕ»
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ О ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ И ГРАФИ...
Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем
Знакомство детейс художественной литературойс применением моделирования и графических схем...
Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем
Знакомство детейс художественной литературойс применением моделирования и графических схем...