Развитие речи через театрализованную деятельность детей 4-5 лет
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Развитие речи через театрализованную деятельность детей 4-5 лет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ведущая деятельность дошкольников – игровая. Для достижения наилучших результатов в обучении и воспитании детей нужно уделить особое внимание театарлизации сказок. В сказках поступки героев и взаимоотношения построены таким образом, что ребёнок легко определяет их характер, эмоциональное состояние: лиса – хитрая, волк – злой и т.д.
Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.
Работа над театрализации сказки способствует развитию всех познавательных процессов. Заучивание слов сказки – это развитие памяти, расширение словарного запаса, автоматизация звукопроизношения, развитие выразительности речи.
Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Ребёнок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх.
Цель курса: научить детей находить и использовать необходимые им способы вербального и невербального общения на основе содержательной связной речи, её выразительности и образности.
Задачи курса:
1 Развивать речевые навыки, эмоциональность
2 Работать над темпом, ритмом речи.
3 Продолжать работу по формированию выразительности речи: чёткая дикция, интонационная выразительность и т.д.
4 Совершенствовать навыки разговорной речи: отвечать точно ( в краткой или развёрнутой форме, в зависимости от вопроса)
5 Развивать артистичность.
Занятия кружка проводятся вне времени, отведённого для занятий по основной образовательной программе в пределах режима работы детского сада.
Программа включает в себя 56 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по подгруппам, длительностью 20 минут с октября по апрель. Остальные задачи решаются в процессе совместной специально организованной деятельности педагога с детьми, которая включает в себя беседы, игры – путешествия, дидактические игры, работу с разными видами театре, чтение и заучивание стихотворений, загадок и потешек, рассматривание альбомов, фотографий, книг и т.д.
К концу года дети должны уметь:
1 Самостоятельно, эмоционально и выразительно воспроизводить содержание небольших литературных произведений.
2 Знать не менее 10 стихотворений. Читать наизусть стихи, потешки, поговорки, скороговорки, загадки.
3 Знать и уметь пользоваться некоторыми видами театра (настольный, пальчиковый, би-ба-бо и др.)
4 Уметь работать в паре с партнёром.
5 Уметь с небольшой помощью воспитателя ставить небольшие сценки по знакомым сказкам, рассказам, стихотворениям, потешкам.
Формы подведения итогов:
- Детский спектакль в конце учебного года.
- Выступление на праздниках с изученным материалом.
- Открытые мероприятия для родителей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Октябрь:
1 неделя Формировать у детей выразительность речи | - Разучивание стихов об осени. |
2 неделя Развивать речевые навыки, умение отвечать на вопросы по содержанию сказки | - Знакомство со сказкой К.И. Чуковского «Цыплёнок» |
3 неделя Продолжать формировать выразительность речи: чёткую дикцию, интонационную выразительность | - Игры, направленные на развитие интонационной выразительности - Артикуляционная гимнастика |
4 неделя Развивать артистичность детей | - Обыгрывание сказки с помощью настольного театра |
Ноябрь:
1 неделя развивать артистичность | - Обыгрывание сказки Чуковского «Цыплёнок» по ролям. |
2 неделя Развивать выразительность движений, жестов | -игры и упражнения, направленные на развитие умения имитировать движения, повадки, характерные для различных животных. |
3 неделя Развивать речевые навыки. Формировать выразительность речи | - Разучивание потешек с помощью пальчикового театра. |
4 неделя Формировать у детей чёткую дикцию и интонационную выразительность | - Артикуляционная гимнастика - Чистоговорки |
Декабрь:
1 неделя Развивать речевые навыки, умение отвечать на вопросы по содержанию сказки | - Знакомство со сказкой Л. Лебедевой «Медвежонок Мишутка» |
2 неделя Развивать выразительность движений и жестов | - игры на формирование умения с помощью мимики выражать эмоциональные состояния персонажей. |
3 неделя Формировать у детей выразительность речи | - разучивание стихотворений о зиме. |
4 неделя Развивать у детей вербальные и невербальные средства общения | - упражнения на использование неречевых и речевых средств общения детей с персонажем сказки. |
Январь:
1 неделя Развивать речевые навыки и артистичность детей | - Инсценировка сказки «Медвежонок Мишутка» с элементами костюмов. |
2 неделя Развивать у детей выразительность движений, жестов | - Двигательные имитационные игры. |
3 неделя Развивать диалогические формы речи | - Отработка диалогов сказки в парах. |
4 неделя Продолжать работу по формированию выразительности речи детей | - Игры, направленные на развитие тембра и силы голоса. |
Февраль:
- Инсценировка сказки Л. Лебедевой «Медвежонок Мишутка» с помощью кукол би-ба-бо.
- упражнения на формирование навыков ведения кукла би-ба-бо, закрепление правил кукловождения.
- игры, направленные на формирование интонационной выразительности.
- разучивание потешек, скороговорок (работа над дикцией).
- Артикуляционная гимнастика
Март:
- Знакомство со сказкой Л Лебедевой «Весенняя сказка».
- Произвольный пересказ сказки детьми
- Подвижные игры на движения, характерные для животных, людей с разными характерами.
- Разучивание стихов о весне.
- Артикуляционная гимнастика.
Апрель:
- Игры – драматизации по сюжету сказки Л. Лебедевой «Весенняя сказка»
- пересказ сказки по ролям с использованием игрушек.
- разучивание потешек, с использованием пальчикового театра.
- Артикуляционная гимнастика.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- Основная форма организации занятий - игровая деятельность, беседы, инсценировки, драматизации и др.
- На занятиях используются игрушки, элементы костюмов, различные декорации, ширма, муляжи, куклы пальчикового театра,
театр кукол би-ба-бо, музыкальное сопровождение в записи,
настольный театр, театр картинок, шапочки животных для подвижных игр, фланелеграф и др.
- Формой подведения итогов является показ спектакля-сказки для детей мл.гр.и для родителей.
При составлении программы и работы по ней используется следующая литература:
1 Театрализованные игры Под ред. Л.Б. Баряевой
2 Н.Ф. Губанова Театрализованная деятельность дошкольников с 2 до 5 лет.
3 А.В. Щёткин Театрализованная деятельность в детском саду.
4 А.Е. Антипина Театарлизованная деятельность в детском саду (игры, упражнения, сценарии)
5 О.Л. Гнедова Театрализация сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»...
Методическая разработка по теме: « Развитие речи через театрализованную деятельность, фольклор и раннее обучение чтению детей с 5 до 6 лет.
Предполагаемая программа поможет нашим малышам в занимательной игровой форме развить речь, с помощью художественных произведений познакомить ребенка с окружающей действительностью, удовлетворит его по...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №1 МБДОУ №6 Воспитатель Майорова Ю.С.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ№1 МБДОУ №6Воспитатель Майорова Ю.С....
Конспект непосредственной образовательной деятельности Развитие речи через театрализованную деятельность с элементами художественного творчества (лепка)
Программное содержание: повторить содержание русской народной сказки «Теремок» в обработке М. Булатова; помочь запомнить сказку, развивать способность следить за действиями воспитателя, вовлекать дете...
Проектная деятельность по развитию речи через театрализованную деятельность во второй младшей группе
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве, и рассматривается в современном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Обследуя речевое развит...
Конспект ООД по речевому развитию на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность в поликультурной среде" для детей старшей группы.
Конспект ООД по развитию речи детей старшей группы при ознакомлении с культурой и традициями народов России и ближнего зарубежья посредством театрализованной деятельности....
Проект «Развитие речи через театрализованную деятельность детей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Проект «Развитие речи через театрализованную деятельность детей» Подготов...