Методическая разработка по теме: « Развитие речи через театрализованную деятельность, фольклор и раннее обучение чтению детей с 5 до 6 лет.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Румянцева Ирина Леонидовна

Предполагаемая программа поможет нашим малышам в занимательной игровой форме развить речь, с помощью художественных произведений познакомить ребенка с окружающей действительностью, удовлетворит его познавательные интересы, научит видеть себя в тесной связи с другими людьми. Возрастные особенности детей дошкольного возраста требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему в программе предложено большое количество игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpsskazhi_mne_skazkus_5_do_6.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

         

                   

                   

                                                                                 

                                         

                               

                               

                             

Методическая разработка по теме:

« Развитие речи через театрализованную деятельность,

фольклор и раннее обучение чтению детей с 5 до 6 лет.

                               

                                                                               

           Воспитатель:

                                                                                 Румянцева Ирина Леонидовна

                                     

                                                       Санкт - Петербург          

                                                                 20012г.

                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  Предполагаемая программа поможет нашим малышам в зани-

мательной игровой форме развить речь, с помощью художест-

венных произведений познакомить ребенка с окружающей дей-

ствительностью, удовлетворит его познавательные интересы, научит                           видеть себя в тесной связи с другими людьми.

  Возрастные особенности детей дошкольного возраста требуют

использования игровой формы деятельности. Вот почему в про-

грамме предложено большое количество игровых упражнений.

Психология, оценивая роль дидактических игр, указывает на то,

что они не только являются формой усвоения знаний, но и спо-

собствуют общему развитию ребенка, его познавательных про-

цессов и коммуникативных способностей.

  Пособия используют в основном для закрепления сформиро-

ванных представлений и организации самостоятельной работы

ребенка. Само же «открытие» происходит в ходе активного учас-

тия детей в дидактических и ролевых играх.

  Для того чтобы переключить активность детей (двигательную,

умственную, речевую), не выходя из учебной ситуации, произво-

дятся физкультурные минутки и паузы.

  Большое место отводится стихотворным текстам (стишки, по-

тешки). Благодаря простоте и музыкальности звучания слов де-

ти, играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образ-

ным выражениям. К тому же, неоднократно повторяя свои роли,

ребенок тренируется в развитии голосового аппарата.

  На занятиях широко используются настольные театры, пальчи-

ковые игры и упражнения по типу «расскажи стихи руками», что

вызывает у детей живой интерес, повышает эффективность запо-

минания, способствует развитию произвольного внимания, круп-

ной и мелкой моторики, координации движений, воображения,

образности мышления.

  Положительно, что реализуя программу, педагог имеет возмож-

ность гибкого ее использования: воспитателем – в детском саду

и родителями (при необходимости) – дома. Учебный материал

знаний вводится последовательно: от развития более простых умений

детей к развитию более сложных умений. Одновременно дети зна-

комятся с некоторыми явлениями родного языка. В рамках одного

занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности.                  Предполагается и групповая работа, и игры, и самостоятельное выпол-

нение заданий в тетради.

  Дети учатся находить и использовать необходимые им способы

вербального и невербального общения на основе содержательной

и связной речи, ее выразительности и образности.

Во многих дополнительных программах, предназначенных для

дошкольников, основное внимание уделено формированию знаний,                                    умений и навыков. Бесспорно, знания необходимы, но нужно

уметь их использовать и для генерирования собственных идей и мыслей, грамотно и свободно высказывать их.

Основным отличием данной программы является перенос вни-

мания с содержания на его средства. В программу включены та-

кие действия детей, которые в максимальной степени содействуют развитию речи дошкольников, их умственных и творческих

способностей. Работа по данной программе позволяет за каждым

действием малыша видеть определенный этап развития.

       Цель:  развитие речевых навыков детей, эмоциональной и интонационной выразительности речи, приобщение детей к драматизации отрывков сказок, развитие интереса к чтению.

Задачи:

1.Совершенствовать все стороны речи: работать над дикцией, активизировать словарь, обучать диалогическим и монологическим формам речи.

2.Обучать практическим навыкам выразительного чтения, развивать творческие способности детей.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, культуру речевого общения, умение владеть пластикой, мимикой, жестами.

4.Знакомить с миром поэзии, фольклором, художественной прозой; учить понимать смысл произведений, сопереживать настроение.

5. Учить выразительно говорить и читать наизусть, развивать память, воображение, наблюдательность, интерес к занятиям, любовь к родному языку.

6.Продолжать работу по освоению технических приемов с кукольным материалом (настольный театр кукол, пальчиковый театр, театр Петрушки).

 Структура занятия:

1.Создание положительного эмоционального настроя.

2.Речевая (пальчиковая) гимнастика в игровой форме.

3.Театрализованные игры: работа над диалогами, развитие интонационной

   выразительности.

4.Знакомство с новым текстом.

5.Игры с буквами, упражнения на развитие фонематического слуха, работа в

  тетрадях.

6.Повторение выученного (если осталось время).

 Каждое занятие строится по предложенной выше структуре с постепенным

усложнением материала. В подборе содержания занятий соблюдается сезон-

ный принцип.

Программа  разработана  для  детей  шестого года  жизни.  Рассчитана

на  1  учебный  год.  Занятия  проводятся  вне  времени,  отведенного

для  занятий  по  основной  образовательной  программе  в  пределах

режима  работы  детского  сада,  во  второй  половине  дня.  Програм-

ма  включает  в  себя  64  занятия.  Занятия  проводятся  2  раза в  не-

делю.  Длительность  занятий  составляет  20 минут.

 К  концу года дети :

1. Самостоятельно эмоционально и выразительно воспроизводят

    содержание некоторых литературных произведений.                                    

2. Знают не менее 10 стихотворений. Читают наизусть стихи, потешки,

    поговорки, скороговорки, загадки.                  

3. Умеют работать в паре с партнером.

4.Умеют с небольшой помощью воспитателя ставить не большие

    сценки по знакомым сказкам.

5. Дети знают алфавит, читают слоги, слова и не большие

    предложения.

 Формы подведения итогов.

  1. Выступления на праздниках с изученным материалом.
  2. Открытое мероприятие.
  3. Спектакль или викторина в конце учебного года.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Данная образовательная программа включает в себя следующие разделы.

 N

       

                  РАЗДЕЛЫ

  Кол-во занятий

 1

 2

 

 3

 

 4

     Работа над этюдами.

     Разучивание стихов и сказок.

     Чтение слогов, слов и предложений

     Работа в тетрадях.

     

            12

            20

              8

            24

Содержание дополнительной образовательной программы.

 

   Октябрь

     

        Задачи

             

               Тема

        Материал

1 неделя

Продолжать работу над интонационной выразительностью.

Разучивание стихов из цикла «Времена года»

Работа над этюдами и диалогами.

Стихи С. Есенина.

Картотека этюдов и диалогов.

2 неделя

Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать называть из него заданные звуки.

Звуки и буквы «А» и

«О».

Рабочие тетради Е.В.Колесниковой «Развитие звуко -буквенного анализа у детей 5-6 лет»

3 неделя

Продолжать работу над интонационной выразительностью.

 «Мы друзья птиц»

Н.А. Уликова «Словом душа растет» V часть

4 неделя

Закреплять умение делить слова на слоги.

Звуки и буквы «У» - «Ы»

Рабочие тетради Е.В.Колесниковой

«Развитие звуко -буквенного анализа у детей 5-6 лет»

  Ноябрь

         Задачи

             Тема

        Материал

1 неделя

Совершенствовать отчетливость произношения слов и словосочетаний.

Работа над этюдами и диалогами.

Тексты стихов.

Е.А. Алябьева. «Психогимнастика в детском саду».

2 неделя

Учить различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие.

Звук и буква «Э», чтение слов «АУ», «УА», закрепление пройденного мате-

риала.

Рабочие тетради Е.В.Колесниковой.

3 неделя

Продолжать рабо-ту над интонацион-

ной выразитель-

ностью.

Инсценирование стих.

«Дети и птичка». Плещеев.

4 неделя

Учить определять место заданного звука в слове (в на-

чале, в середине, в

конце).

Звук и буква «М», чтение слов, слогов и ударение.

Рабочие тетради Е.В. Колесниковой.

 Декабрь

        Задачи

              Тема

          Материал

1 неделя

Продолжать учить детей выразительно читать стихи.

Цикл стихов «Времена года»

Работа над диалога-ми.

 С.Маршак сказка «Теремок».

Элементы костюмов.

2 неделя

Учить соотносить звук и букву, учить писать слова.

Звук и буква «Н», «Р», чтение слов и слогов, знакомство с предложением, чтение предложения.

Рабочие тетради Е.В.Колесниковой.

3 неделя

Продолжать учить детей выразительно читать стихи, выра-

жать мысли мими-

кой и жестами.

Работа над интонационной выразительностью.

С.Я. Маршак сказка «Теремок».

Костюмы к сказке.

4 неделя

Продолжать учить детей писать сло- ва с помощью гра-

фических изобра-

жжений.

Закрепление прой-

денного материала, гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов, буква «Я».

Работа в тетрадях Е.В.Колесниковой.

Настольно-печат-

ные игры.

   Январь

       Задачи

              Тема

         Материал

1 неделя

Продолжать учить детей играм дра-

матизации.

Работа над диалогами сказки «Теремок».

Текст сказки С.Я.Маршака.

Картотека этюдов.

2 неделя

Учить различать согласные и гласные звуки.

Буква «Ю» и «Е», чтение слогов, слов, составление предло-

жжений.

Рабочие тетради Е.В.Колесниковой.

3 неделя

Совершенствовать

все стороны речи,

работать над дик-

цией.

Работа над инсцени-

рованием сказки «Теремок».

С.Я.Маршак «Теремок».

Костюмы, реквизи-

ты к спектаклю.

4 неделя

Учить писать сло-

ва с помощью графических изо-

бражений.

Буква «Е» и «И», чтение слов и слогов.

Рабочие тетради Е.В.Колесниковой.

настольно-печатные игры.

  Февраль

         Задачи

             Тема

         Материал

1 неделя

Обучать диалоги-

ческим и моноло-

гическим формам речи.

Работа над мимикой,

жестами, инсцениро-

ванием сказки «Те-

ремок».

С.Я.Маршак сказка

«Теремок».

2 неделя

Учить писать слова с помощью графических изо-

бражений.

Закрепление пройден-

ного. Звуки «Г»-«К»,

 «Гь»-«Кь». Буквы «Г»-«К». Чтение сло-

гов, составление и ус-

ловная запись предло-

жжения.

Рабочие тетради

Е.В.Колесниковой.

3 неделя

Совершенство-

вать все сторо-

ны речи.

Показ спектакля-сказки

«ТЕРЕМОК».

Костюмы, реквизиты

и декорации к спек-

таклю.

4 неделя

Способствовать

развитию фонематического

восприятия.

Звуки «Д»-«Дь», «Т»-«Ть».  Буквы «Д»-«Т».

чтение слогов, предло-

жений. Звуки «В»-«Вь»

«Ф»-«Фь».

Рабочие тетради Е.В.Колесниковой.

Настольно-печатные игры.

    Март

      Задачи

               Тема

          Материал

1 неделя

Воспитывать внимание, вы-

держку, память.

Стихи из цикла «Времена года».

Подборки стихов.

2 неделя

Учить детей чи-

тать слоги, слова

и предложения.

Звуки « З-ЗЬ»-«С-СЬ»,

буквы «З»-«С», чтение

слов, слогов. Звуки «Бь»-«Пь», буквы «Б»-

-«П», чтение слогов,

слов, предложений.

Рабочие тетради Е.В.Колесниковой.

3 неделя

Воспитывать па-

мять, развивать воображение и фантазию.

«Весна идет весне дорогу».

Стихи Есенина, Тютчева, Блока.

4 неделя

Учить читать слова и предложения.

Звуки и буквы Ж-Ш, Х-ХЬ, чтение слогов, слов предложений.

Работа в тетрадях Е.В.Колесниковой.

  Апрель

       Задачи

               Тема

        Материал

1 неделя

Воспитывать лю-

 бовь и уважение к родному городу.

«Здесь будет город».

Н.А.Уликова

«Словом душа растет».

 2 неделя

Учить узнавать звуки в словах.

Звуки и буквы Ч-Щ; Ц.

Чтение слов, слогов, и предложений.

Рабочие тетради Е.В.Колесниковой.

Игры с буквами.

3 неделя

Совершенствовать

навыки разговорной речи.

«Город, в котором я

живу». (Продолжение

темы).

Г.Т. Алифанова

«Первые шаги».

4 неделя

Учить читать слоги, слова и предложения.

Звуки и буквы Ч;Ш;Ц

чтение слогов, слов и

предложений.

Работа в тетрадях Е.В.Колесниковой.

Настольно-печат-

ные игры.

    Май

       Задачи

               Тема

        Материал

1 неделя

Совершенствовать

навыки разговор-

ной речи: учить отвечать точно

(кратко или раз-

ввернуто) в зави-

симости от вопро-

са.

«Город, в котором я родился».

(Продолжение темы).

Л.К. Ермалаева

«Прогулки по Петербургу»

2 неделя

Учить читать небольшие тексты.

Буква «Ь», чтение слов, стихотворных текстов.

Работа в тетрадях Е.В.Колесниковой.

Настольно-печатные игры.

3 неделя

Продолжать рабо-

ту над интонаци-

 онной выразитель-  ностью.

Совершенствовать навыки разговор-

ной речи.

      Праздник

«День рождения го-            рода».

«Петербургские мозаики» сборник инноваций педаго- гов по ознакомле-

нию детей с род-

ным городом.

4 неделя

 Продолжать учить      читать тексты сти- хов. Повторяем алфавит.

Закрепление прой- денного материала, чтение стихотворе- ний. Алфавит.

Работа в тетрадях Е.В.Колесниковой.

Настольно-печатные игры.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

- Занятия организованы в игровой форме, а так же используются беседы и        

   экскурсии.

- На занятиях используются: театры разных видов, картотеки, рабочие    

   тетради, таблицы по мнемотехнике и т. д.

- Формой подведения итогов являются: выступления на праздниках с

   изученным материалом. Открытое мероприятие. Спектакль или викторина

   в конце учебного года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

-Уликова Н.А. “Словом душа растёт”.

-Алексеева Н.А.”Обучение чтению с трёх лет”.

-Безруких Н.М.”Сказка как источник творчества детей ”.

-Гурилова Э.Г.  “Методика и организация театрализованной

                              деятельности  дошкольников

                              и младших школьников” (программа и репертуар)

-Миханёва Н.Д. “Театрализованные занятия в детском саду”.

-Сорокина Н.Ф. ”Играем в кукольный театр”, пособие для практических

                                Работников дошкольных образовательных

                                 учреждений.

-Алябьева Е.А. “Психогимнастика в детском саду”

-Чистякова М.И.”Психогимнастика”

-Назарова А. Г. “Играть любят все. Игротренинг. Практический

                              материал”.

-Минаева В.М. ”Развитие эмоций дошкольников”. Занятия и игры.

-Колесникова Е.В.”Раз словечко, два словечко” (рабочая тетрадь).

-Узорова У.В. “Пальчиковая гимнастика”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме: "Развитие речи через театрализованную деятельность"

   Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и науч...

Методическая разработка с детьми группы раннего возраста по развитию речи через театрализованную деятельность.

Тема: "Обыгрывание русской народной сказки "Репка"Цель: Напомнить детям содержание сказки, побуждать их к обыгрыванию и повторению вслед за воспитателем, учить культуре общения, продолжать развивать о...

методическая тема "Развитие речи через театрализованную деятельность"

методическая тема "Развитие речи через театрализованную деятельность"...

Статья на тему: "Развитие речи через театрализованную деятельность"

Статья на тему: "Развитие речи через театрализованную деятельность"...

Доклад на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11222528","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Конспект ООД по речевому развитию на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность в поликультурной среде" для детей старшей группы.

Конспект ООД по развитию речи детей старшей группы при ознакомлении с культурой и традициями народов России и ближнего зарубежья посредством театрализованной деятельности....

Методическая разработка на тему: "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"

  Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качес...