Методическая разработка по теме: « Развитие речи через театрализованную деятельность, фольклор и раннее обучение чтению детей с 5 до 6 лет.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Предполагаемая программа поможет нашим малышам в занимательной игровой форме развить речь, с помощью художественных произведений познакомить ребенка с окружающей действительностью, удовлетворит его познавательные интересы, научит видеть себя в тесной связи с другими людьми. Возрастные особенности детей дошкольного возраста требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему в программе предложено большое количество игровых упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpsskazhi_mne_skazkus_5_do_6.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
« Развитие речи через театрализованную деятельность,
фольклор и раннее обучение чтению детей с 5 до 6 лет.
Воспитатель:
Румянцева Ирина Леонидовна
Санкт - Петербург
20012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предполагаемая программа поможет нашим малышам в зани-
мательной игровой форме развить речь, с помощью художест-
венных произведений познакомить ребенка с окружающей дей-
ствительностью, удовлетворит его познавательные интересы, научит видеть себя в тесной связи с другими людьми.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста требуют
использования игровой формы деятельности. Вот почему в про-
грамме предложено большое количество игровых упражнений.
Психология, оценивая роль дидактических игр, указывает на то,
что они не только являются формой усвоения знаний, но и спо-
собствуют общему развитию ребенка, его познавательных про-
цессов и коммуникативных способностей.
Пособия используют в основном для закрепления сформиро-
ванных представлений и организации самостоятельной работы
ребенка. Само же «открытие» происходит в ходе активного учас-
тия детей в дидактических и ролевых играх.
Для того чтобы переключить активность детей (двигательную,
умственную, речевую), не выходя из учебной ситуации, произво-
дятся физкультурные минутки и паузы.
Большое место отводится стихотворным текстам (стишки, по-
тешки). Благодаря простоте и музыкальности звучания слов де-
ти, играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образ-
ным выражениям. К тому же, неоднократно повторяя свои роли,
ребенок тренируется в развитии голосового аппарата.
На занятиях широко используются настольные театры, пальчи-
ковые игры и упражнения по типу «расскажи стихи руками», что
вызывает у детей живой интерес, повышает эффективность запо-
минания, способствует развитию произвольного внимания, круп-
ной и мелкой моторики, координации движений, воображения,
образности мышления.
Положительно, что реализуя программу, педагог имеет возмож-
ность гибкого ее использования: воспитателем – в детском саду
и родителями (при необходимости) – дома. Учебный материал
знаний вводится последовательно: от развития более простых умений
детей к развитию более сложных умений. Одновременно дети зна-
комятся с некоторыми явлениями родного языка. В рамках одного
занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности. Предполагается и групповая работа, и игры, и самостоятельное выпол-
нение заданий в тетради.
Дети учатся находить и использовать необходимые им способы
вербального и невербального общения на основе содержательной
и связной речи, ее выразительности и образности.
Во многих дополнительных программах, предназначенных для
дошкольников, основное внимание уделено формированию знаний, умений и навыков. Бесспорно, знания необходимы, но нужно
уметь их использовать и для генерирования собственных идей и мыслей, грамотно и свободно высказывать их.
Основным отличием данной программы является перенос вни-
мания с содержания на его средства. В программу включены та-
кие действия детей, которые в максимальной степени содействуют развитию речи дошкольников, их умственных и творческих
способностей. Работа по данной программе позволяет за каждым
действием малыша видеть определенный этап развития.
Цель: развитие речевых навыков детей, эмоциональной и интонационной выразительности речи, приобщение детей к драматизации отрывков сказок, развитие интереса к чтению.
Задачи:
1.Совершенствовать все стороны речи: работать над дикцией, активизировать словарь, обучать диалогическим и монологическим формам речи.
2.Обучать практическим навыкам выразительного чтения, развивать творческие способности детей.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, культуру речевого общения, умение владеть пластикой, мимикой, жестами.
4.Знакомить с миром поэзии, фольклором, художественной прозой; учить понимать смысл произведений, сопереживать настроение.
5. Учить выразительно говорить и читать наизусть, развивать память, воображение, наблюдательность, интерес к занятиям, любовь к родному языку.
6.Продолжать работу по освоению технических приемов с кукольным материалом (настольный театр кукол, пальчиковый театр, театр Петрушки).
Структура занятия:
1.Создание положительного эмоционального настроя.
2.Речевая (пальчиковая) гимнастика в игровой форме.
3.Театрализованные игры: работа над диалогами, развитие интонационной
выразительности.
4.Знакомство с новым текстом.
5.Игры с буквами, упражнения на развитие фонематического слуха, работа в
тетрадях.
6.Повторение выученного (если осталось время).
Каждое занятие строится по предложенной выше структуре с постепенным
усложнением материала. В подборе содержания занятий соблюдается сезон-
ный принцип.
Программа разработана для детей шестого года жизни. Рассчитана
на 1 учебный год. Занятия проводятся вне времени, отведенного
для занятий по основной образовательной программе в пределах
режима работы детского сада, во второй половине дня. Програм-
ма включает в себя 64 занятия. Занятия проводятся 2 раза в не-
делю. Длительность занятий составляет 20 минут.
К концу года дети :
1. Самостоятельно эмоционально и выразительно воспроизводят
содержание некоторых литературных произведений.
2. Знают не менее 10 стихотворений. Читают наизусть стихи, потешки,
поговорки, скороговорки, загадки.
3. Умеют работать в паре с партнером.
4.Умеют с небольшой помощью воспитателя ставить не большие
сценки по знакомым сказкам.
5. Дети знают алфавит, читают слоги, слова и не большие
предложения.
Формы подведения итогов.
- Выступления на праздниках с изученным материалом.
- Открытое мероприятие.
- Спектакль или викторина в конце учебного года.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Данная образовательная программа включает в себя следующие разделы.
N |
РАЗДЕЛЫ | Кол-во занятий |
1 2
3
4 | Работа над этюдами. Разучивание стихов и сказок. Чтение слогов, слов и предложений Работа в тетрадях.
| 12 20 8 24 |
Содержание дополнительной образовательной программы.
Октябрь |
Задачи |
Тема | Материал |
1 неделя | Продолжать работу над интонационной выразительностью. | Разучивание стихов из цикла «Времена года» Работа над этюдами и диалогами. | Стихи С. Есенина. Картотека этюдов и диалогов. |
2 неделя | Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать называть из него заданные звуки. | Звуки и буквы «А» и «О». | Рабочие тетради Е.В.Колесниковой «Развитие звуко -буквенного анализа у детей 5-6 лет» |
3 неделя | Продолжать работу над интонационной выразительностью. | «Мы друзья птиц» | Н.А. Уликова «Словом душа растет» V часть |
4 неделя | Закреплять умение делить слова на слоги. | Звуки и буквы «У» - «Ы» | Рабочие тетради Е.В.Колесниковой «Развитие звуко -буквенного анализа у детей 5-6 лет» |
Ноябрь | Задачи | Тема | Материал |
1 неделя | Совершенствовать отчетливость произношения слов и словосочетаний. | Работа над этюдами и диалогами. | Тексты стихов. Е.А. Алябьева. «Психогимнастика в детском саду». |
2 неделя | Учить различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие. | Звук и буква «Э», чтение слов «АУ», «УА», закрепление пройденного мате- риала. | Рабочие тетради Е.В.Колесниковой. |
3 неделя | Продолжать рабо-ту над интонацион- ной выразитель- ностью. | Инсценирование стих. | «Дети и птичка». Плещеев. |
4 неделя | Учить определять место заданного звука в слове (в на- чале, в середине, в конце). | Звук и буква «М», чтение слов, слогов и ударение. | Рабочие тетради Е.В. Колесниковой. |
Декабрь | Задачи | Тема | Материал |
1 неделя | Продолжать учить детей выразительно читать стихи. | Цикл стихов «Времена года» Работа над диалога-ми. | С.Маршак сказка «Теремок». Элементы костюмов. |
2 неделя | Учить соотносить звук и букву, учить писать слова. | Звук и буква «Н», «Р», чтение слов и слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. | Рабочие тетради Е.В.Колесниковой. |
3 неделя | Продолжать учить детей выразительно читать стихи, выра- жать мысли мими- кой и жестами. | Работа над интонационной выразительностью. | С.Я. Маршак сказка «Теремок». Костюмы к сказке. |
4 неделя | Продолжать учить детей писать сло- ва с помощью гра- фических изобра- жжений. | Закрепление прой- денного материала, гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов, буква «Я». | Работа в тетрадях Е.В.Колесниковой. Настольно-печат- ные игры. |
Январь | Задачи | Тема | Материал |
1 неделя | Продолжать учить детей играм дра- матизации. | Работа над диалогами сказки «Теремок». | Текст сказки С.Я.Маршака. Картотека этюдов. |
2 неделя | Учить различать согласные и гласные звуки. | Буква «Ю» и «Е», чтение слогов, слов, составление предло- жжений. | Рабочие тетради Е.В.Колесниковой. |
3 неделя | Совершенствовать все стороны речи, работать над дик- цией. | Работа над инсцени- рованием сказки «Теремок». | С.Я.Маршак «Теремок». Костюмы, реквизи- ты к спектаклю. |
4 неделя | Учить писать сло- ва с помощью графических изо- бражений. | Буква «Е» и «И», чтение слов и слогов. | Рабочие тетради Е.В.Колесниковой. настольно-печатные игры. |
Февраль | Задачи | Тема | Материал |
1 неделя | Обучать диалоги- ческим и моноло- гическим формам речи. | Работа над мимикой, жестами, инсцениро- ванием сказки «Те- ремок». | С.Я.Маршак сказка «Теремок». |
2 неделя | Учить писать слова с помощью графических изо- бражений. | Закрепление пройден- ного. Звуки «Г»-«К», «Гь»-«Кь». Буквы «Г»-«К». Чтение сло- гов, составление и ус- ловная запись предло- жжения. | Рабочие тетради Е.В.Колесниковой. |
3 неделя | Совершенство- вать все сторо- ны речи. | Показ спектакля-сказки «ТЕРЕМОК». | Костюмы, реквизиты и декорации к спек- таклю. |
4 неделя | Способствовать развитию фонематического восприятия. | Звуки «Д»-«Дь», «Т»-«Ть». Буквы «Д»-«Т». чтение слогов, предло- жений. Звуки «В»-«Вь» «Ф»-«Фь». | Рабочие тетради Е.В.Колесниковой. Настольно-печатные игры. |
Март | Задачи | Тема | Материал |
1 неделя | Воспитывать внимание, вы- держку, память. | Стихи из цикла «Времена года». | Подборки стихов. |
2 неделя | Учить детей чи- тать слоги, слова и предложения. | Звуки « З-ЗЬ»-«С-СЬ», буквы «З»-«С», чтение слов, слогов. Звуки «Бь»-«Пь», буквы «Б»- -«П», чтение слогов, слов, предложений. | Рабочие тетради Е.В.Колесниковой. |
3 неделя | Воспитывать па- мять, развивать воображение и фантазию. | «Весна идет весне дорогу». | Стихи Есенина, Тютчева, Блока. |
4 неделя | Учить читать слова и предложения. | Звуки и буквы Ж-Ш, Х-ХЬ, чтение слогов, слов предложений. | Работа в тетрадях Е.В.Колесниковой. |
Апрель | Задачи | Тема | Материал |
1 неделя | Воспитывать лю- бовь и уважение к родному городу. | «Здесь будет город». | Н.А.Уликова «Словом душа растет». |
2 неделя | Учить узнавать звуки в словах. | Звуки и буквы Ч-Щ; Ц. Чтение слов, слогов, и предложений. | Рабочие тетради Е.В.Колесниковой. Игры с буквами. |
3 неделя | Совершенствовать навыки разговорной речи. | «Город, в котором я живу». (Продолжение темы). | Г.Т. Алифанова «Первые шаги». |
4 неделя | Учить читать слоги, слова и предложения. | Звуки и буквы Ч;Ш;Ц чтение слогов, слов и предложений. | Работа в тетрадях Е.В.Колесниковой. Настольно-печат- ные игры. |
Май | Задачи | Тема | Материал |
1 неделя | Совершенствовать навыки разговор- ной речи: учить отвечать точно (кратко или раз- ввернуто) в зави- симости от вопро- са. | «Город, в котором я родился». (Продолжение темы). | Л.К. Ермалаева «Прогулки по Петербургу» |
2 неделя | Учить читать небольшие тексты. | Буква «Ь», чтение слов, стихотворных текстов. | Работа в тетрадях Е.В.Колесниковой. Настольно-печатные игры. |
3 неделя | Продолжать рабо- ту над интонаци- онной выразитель- ностью. Совершенствовать навыки разговор- ной речи. | Праздник «День рождения го- рода». | «Петербургские мозаики» сборник инноваций педаго- гов по ознакомле- нию детей с род- ным городом. |
4 неделя | Продолжать учить читать тексты сти- хов. Повторяем алфавит. | Закрепление прой- денного материала, чтение стихотворе- ний. Алфавит. | Работа в тетрадях Е.В.Колесниковой. Настольно-печатные игры. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
- Занятия организованы в игровой форме, а так же используются беседы и
экскурсии.
- На занятиях используются: театры разных видов, картотеки, рабочие
тетради, таблицы по мнемотехнике и т. д.
- Формой подведения итогов являются: выступления на праздниках с
изученным материалом. Открытое мероприятие. Спектакль или викторина
в конце учебного года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
-Уликова Н.А. “Словом душа растёт”.
-Алексеева Н.А.”Обучение чтению с трёх лет”.
-Безруких Н.М.”Сказка как источник творчества детей ”.
-Гурилова Э.Г. “Методика и организация театрализованной
деятельности дошкольников
и младших школьников” (программа и репертуар)
-Миханёва Н.Д. “Театрализованные занятия в детском саду”.
-Сорокина Н.Ф. ”Играем в кукольный театр”, пособие для практических
Работников дошкольных образовательных
учреждений.
-Алябьева Е.А. “Психогимнастика в детском саду”
-Чистякова М.И.”Психогимнастика”
-Назарова А. Г. “Играть любят все. Игротренинг. Практический
материал”.
-Минаева В.М. ”Развитие эмоций дошкольников”. Занятия и игры.
-Колесникова Е.В.”Раз словечко, два словечко” (рабочая тетрадь).
-Узорова У.В. “Пальчиковая гимнастика”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по теме: "Развитие речи через театрализованную деятельность"
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и науч...
Методическая разработка с детьми группы раннего возраста по развитию речи через театрализованную деятельность.
Тема: "Обыгрывание русской народной сказки "Репка"Цель: Напомнить детям содержание сказки, побуждать их к обыгрыванию и повторению вслед за воспитателем, учить культуре общения, продолжать развивать о...
методическая тема "Развитие речи через театрализованную деятельность"
методическая тема "Развитие речи через театрализованную деятельность"...
Статья на тему: "Развитие речи через театрализованную деятельность"
Статья на тему: "Развитие речи через театрализованную деятельность"...
Доклад на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11222528","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Конспект ООД по речевому развитию на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность в поликультурной среде" для детей старшей группы.
Конспект ООД по развитию речи детей старшей группы при ознакомлении с культурой и традициями народов России и ближнего зарубежья посредством театрализованной деятельности....
Методическая разработка на тему: "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качес...