Конспект ООД по речевому развитию на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность в поликультурной среде" для детей старшей группы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект ООД по развитию речи детей старшей группы при ознакомлении с культурой и традициями народов России и ближнего зарубежья посредством театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности  по речевому развитию на тему: «Развитие речи через театрализованную деятельность в поликультурной среде» для детей старшей группы. 

Воспитатель Юдина Екатерина Андреевна,

МБДОУ детского сада № 30 «Белочка», г. Пятигорск.

Цель: развитие речи через театральную деятельность при ознакомлении с культурой и традициями народов России и ближнего зарубежья.

Программные задачи:

обучающие:

- формировать представление детей о многонациональном составе населения России;

- расширять представление о культуре и ремеслах народов России и ближнего зарубежья; упражнять в составлении целой картины из отдельных частей;

развивающие:

- развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение и речь;

- развивать умение детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;

- развивать коммуникативные навыки работы в команде;

воспитывающие:

- воспитывать уважительное отношение к разным народам и их традициям;

- воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;

- формировать положительные взаимоотношения между детьми;

- воспитывать чуткость в игре по  отношению к героям, желание им помочь;

Интеграция образовательных областей: 

«Социально-коммуникативное развитие»;

 «Познавательное развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие»;

«Физическое развитие»;

Словарная работа: ремесло, национальность, россияне, кокошник, шаровары, бурка, папаха, черкеска.

Оборудование:

ноутбук, экран, мультимедийный проектор;

демонстрационный материал: презентация, изображения костюмов;

10 штук картофеля, 2 ведра, 10 колец;

раздаточный материал: разрезные картинки «Костюмы народов Северного Кавказа», шапочки героев сказки.

Предварительная работа: беседа с детьми о разных народах России, о костюмах народов России и ближнего зарубежья.

Форма проведения: совместная деятельность.

Ход деятельности:

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. К нам сегодня пришла необычная посылка. Давайте посмотрим, по правильному адресу пришла посылка?

В какой стране мы живем?

- Россия

В каком крае мы живем?

-Ставропольский край

И в каком городе мы живем?

-Город Пятигорск

А кто знает, на какой улице находится наш детский сад?

-поселок Горячеводский, проспект Советской Армии, 134

Оказывается, открыть посылку можно, если разгадать загадку:

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется...

Дети-Это планета Земля.

Воспитатель -Посмотрите, это подарок от детей разных стран. На нашей планете живет много людей разных национальностей. Чтобы на Земле был мир, всем народам надо дружить.

Основная часть

Воспитатель: Мы, граждане России, называемся россиянами. В нашей стране России тоже много народов. Народы России – это единая дружная семья. Давайте подойдем к доске, посмотрим  на людей в национальных костюмах. У каждого народа  свой костюм, с давних времен в одежде отражались особенности жизни и традиции народов. В наше время костюмы надевают в праздники, по торжественным случаям. Назовите, люди каких национальностей живут рядом с нами.

Дети- Русские, армяне, азербайджанцы, украинцы, кабардинцы, белорусы и многие другие народы живут в нашем городе.

Воспитатель: Давайте рассмотрим костюмы. Чем похожи костюмы русских, белорусских и украинских женщин?

-Женщины носили рубашки, длинные сарафаны или юбки, на голову повязывали платок в \обычные дни. По праздникам на голову надевали кокошник. Еще поверх юбки надевали фартук с вышивкой.

Воспитатель: А мужчины что одевали?

- Мужчины носили рубашки, широкие  штаны, которые называются  шаровары, пояс, сапоги, а на голову надевали шапку. Костюмы украшены вышивкой.

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на костюмы азербайджанцев, армян, кабардинцев, чеченцев и жителей Дагестана, во что они одевались и чем похожи их костюмы?

- Женщины надевали длинное платье, сверху кафтан с разрезными рукавами, на голове-платок. Также  носили украшения: серьги, бусы, браслеты, кольца.

-Мужчины носили рубаху, узкие штаны, сапоги, черкеску, бурку, а на голове была папаха. На поясе носили кинжал.

Воспитатель: Мы с вами рассмотрели национальные костюмы разных народов, а теперь давайте поиграем в игру «Собери костюм».  (Детям раздаются разрезанные картинки, из которых они должны собрать национальный костюм и назвать, какой национальности принадлежит этот костюм).

Воспитатель: Дети всех народов любят играть в подвижные игры. Давайте поиграем в национальную белорусскую игру «Посадка бульбы». Как с белорусского на русский язык перевести слово «Бульба»? (Картофель).

Физкультминутка: игра «Посадка бульбы или собери урожай картофеля»

Воспитатель: Многие народы жили в сельской местности, выращивали пшеницу, разводили домашних животных, ловили рыбу, изготавливали посуду и одежду. Сейчас я познакомлю вас с  ремеслами народов,  которыми живут рядом  с нами. Ремесло - это полезное дело, когда люди изготавливают нужные вещи и предметы. Давайте рассмотрим и назовем традиционные ремесла народов.

Рассказ воспитателя с использованием презентации по теме «Народное ремесло».

1 слайд: русские, украинские, белорусские мастера делают посуду из дерева и глины, пекут хлеб, вышивают узор на ткани.

2 слайд: чеченцы делают папахи и бурки из шерсти, посуду, вышивают узоры.

3 слайд: кабардинцы делают сыр, платки из шерсти, посуду из металла.

4 слайд: мастера из Дагестана делают посуду из металла и глины, ковры, оружие.

5 слайд: азербайджанцы делают папахи и бурки из шерсти, ковры, посуду из металла.

6 слайд: армяне делают посуду из глины, ковры, ювелирные украшения.

Воспитатель: Как мы увидели,  у многих народов похожи ремесла. Также у них похожи и сказки. Мы с вами читали русскую сказку «Петушок и бобовое зернышко» и белорусскую сказку «Как курочка петушка спасла». Давайте поиграем в сказку «Как курочка петушка спасла».

Действующие лица:

Курочка

Петушок

Корова

Косари

Пекари

Лесоруб

Атрибуты: плетень, деревья, шапочки (Петушка, Курочки, Коровы), косы для косарей, фартуки и колпаки для пекарей, топор для лесоруба, вязанка дров, корзина с пирогами, охапка травы, горшочек, боб.

На первом плане слева плетень, справа лес. На втором плане луг.

Петух  важно выходит из-за плетня на луг и начинает клевать зернышки. Вслед за ним из-за плетня выходит курочка и тоже клюет зерно. Петушок находит бобок.

Петушок  Вот так славное зерно –

В сто раз больше, чем пшено!

Нет таких ни у кого!

Курочка Друг мой, Петя, брось его!

Петушок Никому его не дам,

                  Съесть хочу его я сам!

Петушок пытается проглотить бобок и падает за плетень. Курочка начинает метаться по сцене.

Курочка  Петушок мой еле дышит,

Он меня уже не слышит.

Как теперь спасти мне Петю?

Лучший он петух на свете!

Из-за деревьев появляется Корова и идет к Курице.

Корова Маслице ему поможет.

Курочка Так давай его скорей!

Корова  Му! Сначала косарей

Попроси на луг сходить –

Сочной травки накосить.

Не могу я дать, увы,

Молока, не съев травы!

В маслице его собьем,

Петю-петушка спасем!

Корова скрывается за плетнем. Курица бежит к лесу. Ей навстречу выходят Косари.

Курочка  Накоси травы скорей,

Друга Петю пожалей –

Подавился он бобочком

И лежит там, под кусточком,

Никого уже не слышит,

Лапкой дергает, не дышит.

Косарь   Объясни ты мне толково,

А трава зачем?

Курочка Корова!

Куд-куда! Ко-ро-ко-ко!

Траву съест, даст молоко.

Маслом смажем горлышко,

И проскочит зернышко.

Оживет наш петушок

И все будет хорошо!

1-й Косарь  Если бы я только мог,

то  конечно бы помог!

Я ведь целый день косил,

Не осталось больше сил.

2-й Косарь  Быстро к пекарю беги

И неси нам пироги.

Если б мы перекусили,

Целый стог б вам накосили!

Косари  скрываются за деревьями, Курочка бежит к плетню. Ей навстречу выходят Пекари.

Курочка Пирожков дайте скорей,

Друга Петю пожалейте!

Подавился он бобочком

И лежит там, под кусточком,

Никого уже не слышит,

Лапкой дергает, не дышит.

1-й Пекарь Испекли  б мы калачи,

Только нету дров в печи.

На поляне возле дуба

Ты разыщешь лесоруба.

2-й Пекарь Дров вязанку попроси

И в пекарню принеси.

Пекари  скрывается за плетнем, Курочка бежит к лесу. Ей навстречу выходит Лесоруб.

Курочка Наруби мне дров скорей,

Друга Петю пожалей!

Подавился он бобочком

И лежит там, под кусточком,

Никого уже не слышит,

Лапкой дергает, не дышит.

Лесоруб Вот тебе вязанка дров,

Будет Петушок здоров!

Лесоруб скрывается за деревьями, Курочка бежит к плетню. Из-за него выходит Пекарь. Курочка отдает ему дрова.

Пекарь Вижу я, дрова сухие,

Очень даже неплохие.

Пекарь берет дрова, скрывается за плетнем и возвращается с блюдом пирогов.

Пекарь   Вот с капустой пироги,

К косарю теперь беги!

Курочка берет блюдо и бежит к лесу. Пекарь скрывается за плетнем. Из-за деревьев выходит Косарь. Курочка отдает ему пироги.

Косарь Лучше пирогов не ел!

Я без дела не сидел.

Косарь берет пироги, скрывается за деревьями и возвращается с охапкой травы.

Косарь Это травка для коровы!

Будьте с петушком здоровы!

Курочка берет траву и бежит к плетню. Косарь скрывается за деревьями. Навстречу Курочке из-за плетня выходит Корова.

Корова  Му! Отличная трава!

Молока в ней литра два!

Корова уходит с травой за плетень и возвращается с горшочком масла.

Корова Вот, возьми, здесь полгоршка

              Маслица для Петушка!

Корова идет к лесу и скрывается за деревьями. Курочка заходит за плетень.

Голос Курочки

Петя, Петенька, вставай,

Клювик шире открывай,

Маслом смажем горлышко,

И проскочит зернышко!

Оживший Петушок вскакивает на плетень. Из-за плетня выходит Курочка.

Петушок  Ку-ка-ре-ку!

Курочка Ко-ко-ко!

Петушок Я отделался легко!

Курочка меня спасла,

Маслица мне принесла,

Смазала мне горлышко,

Проскочило зернышко!

Петушок спрыгивает с плетня и обнимает Курочку.

Заключительная часть

Рефлексия

Воспитатель подводит итог занятию и задает вопросы:

  1. Как одним словом назвать всех жителей России?
  2. Давайте вспомним, о каких народах мы сегодня говорили?
  3. Какие предметы делали народы, которые мы вспомнили?
  4. Что надо делать, чтобы между разными народами был мир?
  5.  Какую сказку проиграли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по речевому развитию «В деревне у бабушки и дедушки. Домашние животные» для детей старшей группы

Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы....

Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность по сказке "Теремок" в средней группе

Конспект открытого занятия по театральной деятельности в средней группы...

Конспект НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность. « Прогулка зимой в лесу.» старшая речеваягруппа

Цель: повысить уровень развития речи детей через театрализованную игру.Задачи:Образовательные : развитие связной речи дошкольников, обогащение словарного запаса, углубление и обобщение имеющ...

Конспект НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность. « В гостях у сказки.» Старшая речевая группа

Цель:Развитие связной  речи, формирование  правильного  произношения.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить детей с русскими народными и авторскими сказками.Учить детей отгадывать ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «В гостях у сказки» Вторая группа раннего возраста

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, а...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность «Прогулка по сказочной стране» (средняя группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность «Прогулка по сказочной стране» (средняя  группа)...