Конспект ООД по речевому развитию на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность в поликультурной среде" для детей старшей группы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект ООД по развитию речи детей старшей группы при ознакомлении с культурой и традициями народов России и ближнего зарубежья посредством театрализованной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Развитие речи через театрализованную деятельность в поликультурной среде» для детей старшей группы.
Воспитатель Юдина Екатерина Андреевна,
МБДОУ детского сада № 30 «Белочка», г. Пятигорск.
Цель: развитие речи через театральную деятельность при ознакомлении с культурой и традициями народов России и ближнего зарубежья.
Программные задачи:
обучающие:
- формировать представление детей о многонациональном составе населения России;
- расширять представление о культуре и ремеслах народов России и ближнего зарубежья; упражнять в составлении целой картины из отдельных частей;
развивающие:
- развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение и речь;
- развивать умение детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;
- развивать коммуникативные навыки работы в команде;
воспитывающие:
- воспитывать уважительное отношение к разным народам и их традициям;
- воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
- формировать положительные взаимоотношения между детьми;
- воспитывать чуткость в игре по отношению к героям, желание им помочь;
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Физическое развитие»;
Словарная работа: ремесло, национальность, россияне, кокошник, шаровары, бурка, папаха, черкеска.
Оборудование:
ноутбук, экран, мультимедийный проектор;
демонстрационный материал: презентация, изображения костюмов;
10 штук картофеля, 2 ведра, 10 колец;
раздаточный материал: разрезные картинки «Костюмы народов Северного Кавказа», шапочки героев сказки.
Предварительная работа: беседа с детьми о разных народах России, о костюмах народов России и ближнего зарубежья.
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход деятельности:
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. К нам сегодня пришла необычная посылка. Давайте посмотрим, по правильному адресу пришла посылка?
В какой стране мы живем?
- Россия
В каком крае мы живем?
-Ставропольский край
И в каком городе мы живем?
-Город Пятигорск
А кто знает, на какой улице находится наш детский сад?
-поселок Горячеводский, проспект Советской Армии, 134
Оказывается, открыть посылку можно, если разгадать загадку:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется...
Дети-Это планета Земля.
Воспитатель -Посмотрите, это подарок от детей разных стран. На нашей планете живет много людей разных национальностей. Чтобы на Земле был мир, всем народам надо дружить.
Основная часть
Воспитатель: Мы, граждане России, называемся россиянами. В нашей стране России тоже много народов. Народы России – это единая дружная семья. Давайте подойдем к доске, посмотрим на людей в национальных костюмах. У каждого народа свой костюм, с давних времен в одежде отражались особенности жизни и традиции народов. В наше время костюмы надевают в праздники, по торжественным случаям. Назовите, люди каких национальностей живут рядом с нами.
Дети- Русские, армяне, азербайджанцы, украинцы, кабардинцы, белорусы и многие другие народы живут в нашем городе.
Воспитатель: Давайте рассмотрим костюмы. Чем похожи костюмы русских, белорусских и украинских женщин?
-Женщины носили рубашки, длинные сарафаны или юбки, на голову повязывали платок в \обычные дни. По праздникам на голову надевали кокошник. Еще поверх юбки надевали фартук с вышивкой.
Воспитатель: А мужчины что одевали?
- Мужчины носили рубашки, широкие штаны, которые называются шаровары, пояс, сапоги, а на голову надевали шапку. Костюмы украшены вышивкой.
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на костюмы азербайджанцев, армян, кабардинцев, чеченцев и жителей Дагестана, во что они одевались и чем похожи их костюмы?
- Женщины надевали длинное платье, сверху кафтан с разрезными рукавами, на голове-платок. Также носили украшения: серьги, бусы, браслеты, кольца.
-Мужчины носили рубаху, узкие штаны, сапоги, черкеску, бурку, а на голове была папаха. На поясе носили кинжал.
Воспитатель: Мы с вами рассмотрели национальные костюмы разных народов, а теперь давайте поиграем в игру «Собери костюм». (Детям раздаются разрезанные картинки, из которых они должны собрать национальный костюм и назвать, какой национальности принадлежит этот костюм).
Воспитатель: Дети всех народов любят играть в подвижные игры. Давайте поиграем в национальную белорусскую игру «Посадка бульбы». Как с белорусского на русский язык перевести слово «Бульба»? (Картофель).
Физкультминутка: игра «Посадка бульбы или собери урожай картофеля»
Воспитатель: Многие народы жили в сельской местности, выращивали пшеницу, разводили домашних животных, ловили рыбу, изготавливали посуду и одежду. Сейчас я познакомлю вас с ремеслами народов, которыми живут рядом с нами. Ремесло - это полезное дело, когда люди изготавливают нужные вещи и предметы. Давайте рассмотрим и назовем традиционные ремесла народов.
Рассказ воспитателя с использованием презентации по теме «Народное ремесло».
1 слайд: русские, украинские, белорусские мастера делают посуду из дерева и глины, пекут хлеб, вышивают узор на ткани.
2 слайд: чеченцы делают папахи и бурки из шерсти, посуду, вышивают узоры.
3 слайд: кабардинцы делают сыр, платки из шерсти, посуду из металла.
4 слайд: мастера из Дагестана делают посуду из металла и глины, ковры, оружие.
5 слайд: азербайджанцы делают папахи и бурки из шерсти, ковры, посуду из металла.
6 слайд: армяне делают посуду из глины, ковры, ювелирные украшения.
Воспитатель: Как мы увидели, у многих народов похожи ремесла. Также у них похожи и сказки. Мы с вами читали русскую сказку «Петушок и бобовое зернышко» и белорусскую сказку «Как курочка петушка спасла». Давайте поиграем в сказку «Как курочка петушка спасла».
Действующие лица:
Курочка
Петушок
Корова
Косари
Пекари
Лесоруб
Атрибуты: плетень, деревья, шапочки (Петушка, Курочки, Коровы), косы для косарей, фартуки и колпаки для пекарей, топор для лесоруба, вязанка дров, корзина с пирогами, охапка травы, горшочек, боб.
На первом плане слева плетень, справа лес. На втором плане луг.
Петух важно выходит из-за плетня на луг и начинает клевать зернышки. Вслед за ним из-за плетня выходит курочка и тоже клюет зерно. Петушок находит бобок.
Петушок Вот так славное зерно –
В сто раз больше, чем пшено!
Нет таких ни у кого!
Курочка Друг мой, Петя, брось его!
Петушок Никому его не дам,
Съесть хочу его я сам!
Петушок пытается проглотить бобок и падает за плетень. Курочка начинает метаться по сцене.
Курочка Петушок мой еле дышит,
Он меня уже не слышит.
Как теперь спасти мне Петю?
Лучший он петух на свете!
Из-за деревьев появляется Корова и идет к Курице.
Корова Маслице ему поможет.
Курочка Так давай его скорей!
Корова Му! Сначала косарей
Попроси на луг сходить –
Сочной травки накосить.
Не могу я дать, увы,
Молока, не съев травы!
В маслице его собьем,
Петю-петушка спасем!
Корова скрывается за плетнем. Курица бежит к лесу. Ей навстречу выходят Косари.
Курочка Накоси травы скорей,
Друга Петю пожалей –
Подавился он бобочком
И лежит там, под кусточком,
Никого уже не слышит,
Лапкой дергает, не дышит.
Косарь Объясни ты мне толково,
А трава зачем?
Курочка Корова!
Куд-куда! Ко-ро-ко-ко!
Траву съест, даст молоко.
Маслом смажем горлышко,
И проскочит зернышко.
Оживет наш петушок
И все будет хорошо!
1-й Косарь Если бы я только мог,
то конечно бы помог!
Я ведь целый день косил,
Не осталось больше сил.
2-й Косарь Быстро к пекарю беги
И неси нам пироги.
Если б мы перекусили,
Целый стог б вам накосили!
Косари скрываются за деревьями, Курочка бежит к плетню. Ей навстречу выходят Пекари.
Курочка Пирожков дайте скорей,
Друга Петю пожалейте!
Подавился он бобочком
И лежит там, под кусточком,
Никого уже не слышит,
Лапкой дергает, не дышит.
1-й Пекарь Испекли б мы калачи,
Только нету дров в печи.
На поляне возле дуба
Ты разыщешь лесоруба.
2-й Пекарь Дров вязанку попроси
И в пекарню принеси.
Пекари скрывается за плетнем, Курочка бежит к лесу. Ей навстречу выходит Лесоруб.
Курочка Наруби мне дров скорей,
Друга Петю пожалей!
Подавился он бобочком
И лежит там, под кусточком,
Никого уже не слышит,
Лапкой дергает, не дышит.
Лесоруб Вот тебе вязанка дров,
Будет Петушок здоров!
Лесоруб скрывается за деревьями, Курочка бежит к плетню. Из-за него выходит Пекарь. Курочка отдает ему дрова.
Пекарь Вижу я, дрова сухие,
Очень даже неплохие.
Пекарь берет дрова, скрывается за плетнем и возвращается с блюдом пирогов.
Пекарь Вот с капустой пироги,
К косарю теперь беги!
Курочка берет блюдо и бежит к лесу. Пекарь скрывается за плетнем. Из-за деревьев выходит Косарь. Курочка отдает ему пироги.
Косарь Лучше пирогов не ел!
Я без дела не сидел.
Косарь берет пироги, скрывается за деревьями и возвращается с охапкой травы.
Косарь Это травка для коровы!
Будьте с петушком здоровы!
Курочка берет траву и бежит к плетню. Косарь скрывается за деревьями. Навстречу Курочке из-за плетня выходит Корова.
Корова Му! Отличная трава!
Молока в ней литра два!
Корова уходит с травой за плетень и возвращается с горшочком масла.
Корова Вот, возьми, здесь полгоршка
Маслица для Петушка!
Корова идет к лесу и скрывается за деревьями. Курочка заходит за плетень.
Голос Курочки
Петя, Петенька, вставай,
Клювик шире открывай,
Маслом смажем горлышко,
И проскочит зернышко!
Оживший Петушок вскакивает на плетень. Из-за плетня выходит Курочка.
Петушок Ку-ка-ре-ку!
Курочка Ко-ко-ко!
Петушок Я отделался легко!
Курочка меня спасла,
Маслица мне принесла,
Смазала мне горлышко,
Проскочило зернышко!
Петушок спрыгивает с плетня и обнимает Курочку.
Заключительная часть
Рефлексия
Воспитатель подводит итог занятию и задает вопросы:
- Как одним словом назвать всех жителей России?
- Давайте вспомним, о каких народах мы сегодня говорили?
- Какие предметы делали народы, которые мы вспомнили?
- Что надо делать, чтобы между разными народами был мир?
- Какую сказку проиграли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект НОД по речевому развитию «В деревне у бабушки и дедушки. Домашние животные» для детей старшей группы
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы....
Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность по сказке "Теремок" в средней группе
Конспект открытого занятия по театральной деятельности в средней группы...
Конспект НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность. « Прогулка зимой в лесу.» старшая речеваягруппа
Цель: повысить уровень развития речи детей через театрализованную игру.Задачи:Образовательные : развитие связной речи дошкольников, обогащение словарного запаса, углубление и обобщение имеющ...
Конспект НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность. « В гостях у сказки.» Старшая речевая группа
Цель:Развитие связной речи, формирование правильного произношения.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить детей с русскими народными и авторскими сказками.Учить детей отгадывать ...
Занятие по развитию звуковой культуры речи через театрализованную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Сказочный театр»
Театрализованная деятельность с детьми...
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «В гостях у сказки» Вторая группа раннего возраста
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, а...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность «Прогулка по сказочной стране» (средняя группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность «Прогулка по сказочной стране» (средняя группа)...