Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
В детском саду, дошкольник усваивая родной язык, овладевает важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания – развитие речи – одна из главных. Дети, страдающие нарушением зрения, имеют особенность мало общаться с более широким кругом людей, наблюдать окружающий их мир. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствам общения, основным из которых является речь. И задача воспитателя вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка. Используя на занятиях и в повседневной жизни по развитию связной речи метод моделирования, мы решаем общеобразовательные, коррекционно-развивающие задачи, развиваем психические процессы.
Ожидаемый результат:
В результате применения метода моделирования у детей заметно улучшится качество речи, расширится словарный запас, появится уверенность в себе. Дети успешнее осваивают знания об особенностях природы, окружающем мире. Эффективнее запоминают структуру сказки, рассказа, воспроизводят информацию. Наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Развивают у них умение описывать предмет по основным признакам, действиям; рассказывать о животных, об игрушках, составлять сюжет по картинке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Начальная школа – детский сад» № 144
КОНСПЕК ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»
Составила: ЛУКАНОВА
НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА,
воспитатель
г. Дзержинск
2009 г.
Цель: обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить детей логично, последовательно пересказывать сказку на основе построенной наглядной модели, сохраняя народные обороты речи;
- совершенствовать интонационную выразительность при передаче реплик героев сказки;
- развивать умение подбирать персонажей по цвету, использовать заместители при пересказе сказки;
- побуждать строить полные, развернутые ответы на вопросы по содержанию сказки.
Коррекционно – развивающие:
а) развивать:
- тонкую моторику рук;
- цветовосприятие;
- способность зрительного контроля за деятельностью рук;
- аналитическую функцию мышления.
б) тренировать сопряженные действия рук.
Воспитательные:
а) воспитывать:
- любовь к устному народному творчеству;
- самостоятельность и активность;
- доброту, отзывчивость.
б) формировать умение внимательно, не перебивая выслушивать товарища.
Методы и приемы:
- сюрпризный момент;
- игровая обучающая ситуация;
- создание проблемной ситуации;
- вопросы поискового характера;
- активизация предыдущего опыта работы детей;
- поощрение;
- напоминание.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный:
- кружки разных цветов;
- корзина;
- письмо.
Раздаточный (на каждого ребенка):
- поднос с кружками разного цвета;
- карточка;
- пазлы;
- подкладные листы.
Дифференциация учебного материала с учетом психофизических возможностей и состояния зрения детей.
По состоянию зрения:
- посадка детей в зависимости от остроты зрения, окклюзии;
- использование более крупных кружков детям с очень низкой остротой зрения;
- использование более яркой цветовой гаммы для детей с низкой остротой зрения.
По уровню развития психических процессов, овладения навыками данного вида деятельности, темпу выполнения работы:
- высокий уровень – пересказ составляется самостоятельно без оказания дополнительной помощи;
- средний уровень – пересказ составляется с помощью побуждения и наводящих вопросов;
- низкий уровень – пересказ составляется с помощью наводящих вопросов, модели с нарисованными на них животными.
Индивидуальная работа.
Вале С., Никите Н. – помочь преодолеть неуверенность в своих силах через одобрение, поощрение, побуждать употреблять в процессе пересказывания разнообразные народные средства.
Пропедевтическая работа.
- чтение русских народных сказок;
- освоение со средствами речевой выразительности: выделение в художественной литературе эпитетов, сравнений;
- описание предметов с выделением информативных признаков: цвет, форма, величина и ненаглядных: грустный, веселый.
Ход занятия.
Деятельность воспитателя | Дифференцированный подход | Действия детей |
Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Назовите свои любимые сказки | Дети называют. | |
Вдруг стук в дверь. В дверях стоит короб. Вношу короб в группу. | ||
Как вы думаете, какой сказочный герой мог прислать нам этот короб? Из какой сказки? | Ответы детей. | |
Давайте посмотрим, что в нем? | ||
Да там письмо. | ||
Читаем письмо. | ||
«Дорогие ребята! | ||
Я вас всех очень люблю. Давно за вами наблюдаю. Посылаю вам волшебные кружочки. Хочу, чтобы с их помощью вы сумели рассказать своим маленьким друзьям мою любимую сказку. Пришлите мне ответ, понравилась ли моя сказка вашим маленьким друзьям». Машенька. | ||
Ребята, мы ведь хотим узнать, какая же любимая сказка у Машеньки? | Ответ детей. | |
Посмотрите. На ковре Машенька оставила первую подсказку (лежат пазлы). | ||
Вы должны сложить эти пазлы. | Дети складывают. | |
Что у вас получилось? | Перечисление. | |
Правильно, молодцы. | ||
Я вам немного подскажу. Эти персонажи из одной сказки. Может быть, назовете сказку? | Дети называют. | |
Садятся. | ||
Ведь я вам ее читала. | ||
Давайте вспомним. | ||
1. Хорошо ли поступила лиса с зайцем? | Ответ. | |
2. Какая лиса в этой сказке? | Ответы. | |
3. А какой зайчик? | Ответы. | |
4. Почему не помогли зайчику собака, медведь? | Ответ. | |
5. Кто оказался настоящим героем – помощником? Какой он? | Ответ. | |
6.Что победило в сказке – добро или зло? | Ответ. | |
7. Что говорила лиса собаке, медведю, петуху? | Ответ. | |
8. Как напугал петух лису? | Ответ. | |
Правильно, молодцы. | ||
Первую просьбу Машеньки мы выполнили. Узнали, как называется ее любимая сказка. | ||
Физкультминутка. | ||
Вышел зайка погулять | Ходьба на месте. | |
Начал ветер утихать | ||
Вот он скачет вниз по склону | Прыжки на месте. | |
Средь травы, цветов, кустов | ||
Зайка маленький устал | Ходьба на месте. | |
Хочет спрятаться в кустах | ||
Замер зайка средь травы | Дети садятся. | |
А теперь замрем и мы | ||
А вот вторая просьба Машеньки – это научиться составлять и пересказывать сказку «Лиса, заяц и петух». А помогут нам в пересказе Машенькины кружочки. | ||
Мы с вами будем учиться составлять сказку по цвету. | ||
Для каждого героя сказки есть круг определенного цвета: для лисы, зайца, медведя, собаки, петуха. | Ответы детей. | |
А еще есть треугольники голубого и коричневого цвета. Это что? | Ответы детей. | |
Кто назовет присказку к сказке? | Называют. | |
Давайте составим, ребята, эту сказку на своих карточках с помощью волшебных кружочков и затем перескажем ее. | ||
Гимнастика для глаз. | ||
Глаза вправо отведу | ||
Там лисичку отыщу | ||
Отведу глаза я влево | ||
Отыщу и там зайку соседа | ||
Посмотрю теперь я прямо | ||
И закрою их руками. | ||
Прошу ребенка пересказать сказку от начала до конца, а затем другого с начала, с середины, с четвертой карточки. | ||
Хорошо, ребята, я вижу, что вы все справились с заданием. В этом помогли нам Машенькины подсказки и волшебные кружочки. Теперь мы сможем написать ей письмо и рассказать, как мы порадовали малышей, рассказав им эту сказку. |
Литература.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (по состоянию на 20 марта 2006 г.) - Новосибирск: Сб. унив. изд-во, 2006.-(Кодексы и законы России).
- Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. Сост.: Р.Б. Стеркина. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Издательство АСТ, 1997 г.- 431с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду (под. ред. М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Г.С. Комаровой). – 2-е изд.; исп. и доп. – М.: «Мозаика – Синтез», 2005. – 208 с.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. (Под ред. Л.И. Плаксиной). – М.: Изд. «Экзамен», 2003. – 256 с.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». /Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: «Мозаика - Синтез», 2005. – 344 с.
- Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М.: Изд. «Педагогика», 1986.
- Венгер Л., Дьяченко, О., Тарасова К., Крулехт М. Дошкольное воспитание: программа, направленная на развитие способностей // Дошкольное воспитание, № 2, 1994.
- Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно – одаренных детей // Дошкольное воспитание, №8, 1993.
- Калунина Е. Воспитание сказкой // Ребенок в детском саду, № 5,2002.
- Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказыванию, старшая группа. – «Центр педагогического образования», 2008.
- Русские сказки, сборники в обработке О.А. Богдановой. – Ленинград,1991.
- Сказки, придуманные детьми //Ребенок в детском саду, №4, 2002.
- Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: Изд. «Совершенство», 1998.
- Ушакова О.С. Ознакомление с художественной литературой. – М.: Изд. «Совершенство», 1998.
- Успенская Л.И., Успенский М.Б. Учись правильно говорить / стихи, рассказы/. – М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему "Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса""
Конспект занятия по развитию речи по обучению детей пересказыванию. Занятие построено на приемах использования опорных картинок для облегчения процесса персказа литературного произведения и закр...
Консультация для воспитателей по развитию речи. "Настольный театр оригами - русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".
В данном материале содержиться рекомендации для воспитателей старших групп, по созданию настольных театров при помощи искусства "Оригами"....
Конспект организованной совместной образовательной деятельности в подготовительной группе по мотивам русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»
Интеграция: коммуникация и рисование по мотивам русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»...
Фольклорная композиция к Дню театра. Кукольный спектакль по мотивам русской народной сказки "Лиса, заяц и петух".
Театр на Руси зародился давным-давно, когда бродячие артисты - скоморохи-весельчаки ходили из города в город и потешили, забавили народ.Артист с музыкальным инструментом - шарманкой играл мелоди...
Совместная деятельность педагогов и детей младшей группы по русской народной сказке "Лиса, заяц и петух"
Образовательная область "Физическая культура". Конспект совместной деятельности педагогов и детей с применением технологии "Проектная деятельность", здоровьесберегающих технолоий. Авторская разработка...
Интегрированная НОД (познавательн-речевое развитие) для детей второй младшей группы на тему «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная. Цели: учить детей правильно отвечать на вопросы...
Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой на тему: «Пересказ русской народной «Лисичка-сестричка и серый волк»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно &ndash...