Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Годунова Елена Анатольевна

Предлагаемый материал  посвящен практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов».

Началось занятие с организационного момента -  отгадывания загадок, что способствовало активизации внимания детей, подвело их к теме и цели занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались вопросы, побуждающие их использовать в собственной речи операции словообразования.

В процессе занятия постоянно закреплялось умение использовать в собственной речи грамматических категорий, заявленных в целях занятия (дети образовывали относительные прилагательные от имён существительных мужского рода, единственного числа, согласовывали прилагательные с существительными практически употребляли существительные с суффиксами –ОНОК, -ЕНОК).

Кроме этого использовались упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и логического мышления. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.

Поэтапно происходила смена видов деятельности. Задания давались по мере нарастания сложности.

Лексический материал подобран с учётом возрастных и речевых особенностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности.

Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи».

Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»

Подготовила и провела:

Воспитатель Годунова Е.А.

Москва,2013

Цели:

  • Активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные»
  • Учить образовывать относительные прилагательные от имён существительных мужского рода, единственного числа.
  • Учить согласовывать прилагательные с существительными
  • Упражнять в практическом употреблении существительных с суффиксами –ОНОК, -ЕНОК
  • Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением диких животных, мяч, картинки с изображением детёнышей животных, картинки с силуэтным изображением животных (на каждого ребёнка), сюжетная картинка с изображением леса, следы животных, картинки с изображением хвостов диких животных (на каждого)

Лексический материал:

Предметный (названия диких животных, их детёнышей, частей тела, водопой); прилагательные (заячий, барсучий, волчий, барсучий, медвежий, лисий)

Ход:

Орг момент.

Воспитатель: сядет тот, кто отгадает мои загадки:

По снегу бежит – петляет,

к лету шубку меняет,

На снегу его  не видно,

Волку и лисе обидно (заяц)

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орехи грызёт (белка)

Рыжая плутовка, хитрая и ловкая,

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живёт. В деревне кур крадёт. (лиса)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком (Волк)

Летом гуляет, зимой отдыхает (Медведь)

Воспиатель: Впомните, о каких животных были загадки?

Дети: О зайце, волке, белке, лисе, медведе.

В: Какие это животные?

Д: Дикие.

В: Почему они так называютс?

Д: Потому, что живут вдачи от человека, сами себе ищут пропитание и сами себе строят домики.

В: Какие части тела есть у животных?

Д: перечисляют части тела животных.

Основная часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поучимся правильно называть части тела животных.

Игра «Чей хвост?»

В: Послушайте, как я скажу. Хвост волка – это волчий хвост.

Это хвост белки – он чей?

Это хвост волка, он чей?

Это хвост барсука, он чей?

И т.д.

Воспитатель: Кто услышал, что изменилось в словах?

Дети: Последняя часть слова.

В: А вы заметили, что у медведя и лисы хвосты называются чуть по -разному? Послушайте: у медведя – медвежий хвост, а у лисы – лисий хвост.

В: У вас на столах лежат конверты (картинки с изображением хвостов диких животных). На счёт один – возьмите конверты, на два – откройте их, на три – возьмите то, что в них лежит.

Воспитатель считает, дети выполняют задание.

Игра «Угадай, чей хвост?»

В: Поиграем с вами в такую игру. Я назову то, что нарисовано у меня на картинке, а вы – то что у вас. У меня лисий хвост, а у тебя, Петя?

Петя: У меня барсучий хвост.

Вася: У меня лисий хвост ит.д.

В: Молодцы, вы всё правильно угадали. А вы хотите превратиться в зверей и погулять по лесной полянке? Для этого вам надо угадать, кто из зверей кем был в детстве и пройти по звериным следам.

Игра «»Кто кем был?»

В: Лиса была лисёнком

Д: Медведь был медвежонком

     Барсук был барсучонком  и  т.д.

Дети по очереди отгадывают и им надевают маски с изображением детёнышей животных, они проходят по следам, разложенным на полу, проходят на ковёр, становятся в круг.

Физминутка.

Осенним днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой медведицей шёл медвежонок.

За мамой лисицей крался лисёнок.

За мамою белкой прыгал бельчонок.

За барсучихой бежал барсучонок.

За мамой зайчихой – шустрый зайчонок.

Волчица вела за собою волчат.

И мамы и дети напиться хотят.

Дети подражают походке зверей, в конце «лакают» воду из водоёма.

Игра «Кто чей детёныш?» (с мячом)

Дети стоят в кругу на ковре.

В: Я буду бросать вам мячик и спрашивать, у кого какой детёныш. Например: Волчонок чей детёныш? А вы отвечаете: волчонок – волчий детёныш.

Д: Бельчонок-  беличий детёныш

Зайчонок – заячий детёныш  и.т.д.

В: Молодцы. 1-2-3-4-5 – превратились в деток мы опять.

В: Пока мы гуляли на полянке, наши звери спрятались. (На доску вывешивается картина с изображением леса, зверей не видно, видны только хвосты), Давайте внимательно рассмотрим и скажем, кто где спрятался. Первой задание выполню я. Я вижу барсучий хвост. Барсук спрятался за кустом.

Д: Я вижу белку. Белка спряталась в дупле.

Я вижу волка. Волк спрятался в логове. И т.д.

ИТОГ

В: Чему мы сегодня учились?

Д: Мы учились правильно называть, чей хвост и чей детёныш.

В: Звери в подарок оставили нам свои портреты.

Раздать силуэты с изображением зверей. В: но их надо раскрасить.

Петя, чей портрет ты будешь раскрашивать?

Петя: Я буду раскрашивать заячий портрет.

В: Спроси Ваню, чей портрет он будет раскрашивать?

Молодцы, вы очень хорошо занимались, можете идти на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познание». Ознакомление с окружающим миром в старшей логопедической группе ОНР. Тема: «Осень. Дикие животные»

Формировать знания детей о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе.Расширять знания детей о диких животных и их детенышей, их поведению осенью, способе питанияФормировать умение изо...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в области познания и картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Вода».

Материал разработан для проведения  исследований свойств воды с детьми старшего дошкольного возрастах. Предложенные опыты с водой помогут детям систематизировать знания о свойствах воды.   ...

Конспект занятия по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста по теме «Дикие животные»

Конспект занятия по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста по теме «Дикие животные»...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».

Программное содержание:1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов и их детенышей.    Формировать бережное отношение к природе и всему живому.2. Развитие логического ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные нашего края».

Конспект занятия  для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные нашего края». Воспитатель: Анисимова Жанна Сергеевна....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме "Дикие звери наших лесов и их детеныши"

Советы логопеда родителям по закреплению у детей знаний по лексической теме "Дикие звери наших лесов и их детеныши"...