Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Горбатова Наталия Владимировна

Программное содержание:

1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов и их детенышей.

    Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

2. Развитие логического мышления, внимания.

3. Воспитывать любовь к животным.

    Познакомить детей с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».

Горбатова Наталия Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБОУ Школа № 1576 г. Москва

Программное содержание:

1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов и их детенышей.

    Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

2. Развитие логического мышления, внимания.

3. Воспитывать любовь к животным.

    Познакомить детей с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность.

Оборудование: Иллюстрация к сказке; Предметные картинки с изображением диких и домашних животных. Карточки с наложенным изображением животных, цветные карандаши, магнитная доска; контурные изображения диких животных наших лесов и мест их обитания, карточки-символы.  Искусственная  ель. Музыкальная шкатулка. Корзинка с дарами леса: шишками, желудями, грибами, орехами. Мольберт. Шапочки диких зверей (театральные).

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, посмотрите вокруг.… Давайте представим, что мы оказались на поляне сказочного зимнего леса. Сказочным лес назван потому, что звери и птицы в нем умеют разговаривать.… А каким еще бывает зимний лес? Подскажите мне.

/Дети придумывают слова-признаки к словосочетанию «зимний лес»/.

Воспитатель: Ребята, скажу вам по секрету, что сегодня у нас необычное занятие. На улице – самое красивое и волшебное время года – зима. В это время  всегда совершаются какие-нибудь чудеса. Хотите попасть в сказку? Тогда выполните мои задания:

/ «Отгадайте загадки»/.

Воспитатель:  Задание первое. Загадки о лесных жителей.  

Воспитатель: А теперь слушайте волшебные слова… Раз, два, три, заколдованный лес на поляне зверей собери. Надевайте шапочки зверей. /Дети надевают шапочки зверей/.

Воспитатель: Итак, вы превратились в настоящих животных.…Слушайте второе задание: «В каких животных вы превратились: в домашних или диких?»

Воспитатель: Мы превратились в диких животных.

Воспитатель: Почему этих животных мы называем дикими?

Дети: Дикими мы называем их потому, что они живут самостоятельно и обходятся без помощи человека. Они сами добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища.

Воспитатель: Осталось выполнить последнее задание. Посмотрите на доску. Здесь закреплены картинки с изображением животных. Посмотрите внимательно и скажите, все ли картинки подходят друг к другу?

Игра: «Кто лишний?»

Картинки: 1) медведь, корова, заяц, лиса, волк;

Дети: Картинка с изображением коровы не подходит к остальным, потому что это домашнее животное, а остальные – дикие.

Воспитатель: Объясните, пожалуйста, где находится эта картинка?

Дети: Эта картинка находится между картинками с медведем и зайцем.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с моими заданиями, а теперь отправляемся в сказку.…/Выставляется иллюстрация к сказке/.

Воспитатель: Сказка называется: «Как олененку маму искали».

/Воспитатель  рассказывает сказку/

В густом, дремучем лесу жила-была олениха со своим олененком. Олененок был очень непослушным. И вот, однажды, убежав без спроса погулять, он заблудился в лесу. Олененок очень испугался, и стал жалобно звать на помощь маму.

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

-Что случилось? Ты потерялся?

-Да, я потерял маму.

А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?

-Нет, горько заплакал малыш.

Из-за дуба в развалку вышла медведица и сказала:

-Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

-Нет, продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:

-Я знаю, у твоей мамы колючки на спине…

-Нет, продолжал рыдать малыш.

Вдруг из кустов выскочила зайчиха. Она спросила:

-Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?

-Нет!

С сопением из норы вылезла барсучиха.

Может у твоей мамы белые полоски на мордочке – поинтересовалась она.

-Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке?

Да уж, - засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?

-Моя мама – самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза.

И тут на поляну выбежала   встревоженная  олениха.

И все лесные мамы сразу поняли, кто же мама олененка.

Воспитатель: А теперь, если вы внимательно слушали сказку, то легко ответите на мои вопросы.

Беседа по сказке.

Воспитатель: Как называлась сказка?

Дети: Сказка называлась «Как олененку маму искали».

Воспитатель: Кто заблудился в лесу?

Дети: В лесу заблудился маленький олененок.

Воспитатель: Почему олененок заблудился?

Дети: Он был непослушным, и ушел из дома один без спроса.

Воспитатель: Кто пришел на помощь малышу?

Дети: На помощь пришли лесные мамы.

Воспитатель: Ну а теперь пришло время вспомнить названия лесных мам и их детенышей и поиграть в игру: «Кто с кем?»

Воспитатель: У зайчат мама кто?

Дети: У зайчат – мама зайчиха.

Воспитатель: Значит, зайчиха с кем?

Дети: Зайчиха с зайчатами.

Воспитатель: У барсучат мама кто?

Дети: У барсучат – мама барсучиха.

Воспитатель: Значит, барсучиха с кем?

Дети: Барсучиха с барсучатами.

Воспитатель: А теперь поиграем в эту игру «наоборот».

Как зовут детенышей ежихи? А если он один?

Дети:  У ежихи-ежата (ежонок).

Воспитатель: Значит, ежиха с кем?

Дети: ежиха с ежатами (ежонком).

Воспитатель: Кто у медведицы?

Дети: У медведицы – медвежата (медвежонок).

Воспитатель: Значит, медведица с кем?

Дети: Медведица с медвежатами (медвежонком).

Воспитатель: Кто у оленихи?

Дети: У оленихи – оленята (олененок).

Воспитатель: Значит, олениха с кем?

Дети: олениха с оленятами (олененком).

Воспитатель: Однажды, олениха с оленятами, зайчиха с зайчатами и другие животные собрались на водопой. И мы с ними тоже пойдем.… Становитесь в круг скорей…

/Динамическая пауза/  «На водопой»

/Дети выполняют движения согласно тексту/

Как-то раз лесной тропой                                    (Идут по кругу друг за другом.)

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок,                     (Идут, громко топая.)

За мамой лисицей крался лисенок,                   (Крадутся на носочках.)

За мамой ежихой катился ежонок,                    (Двигаются на присядках.)

За мамой медведицей шел медвежонок         (Идут вперевалку.)

За мамою белкой скакали бельчата                  (Двигаются прыжками.)

За мамой зайчихой – косые зайчата,                (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней.)

Волчица вела за собою волчат                           (Крадутся большими шагами.)

Все мамы и дети напиться хотят.                       (Поворачиваются  лицом  в круг, встают  на

                                                                                     четвереньки,  делают  «лакательные»  движения.)

Воспитатель хвалит детей и предлагает «зверятам» снова превратиться из диких зверей в ребятишек подготовительной к школе группы/

Воспитатель: Раз, два, три, заколдованный лес, на поляне ребят собери!

Дети снимают шапочки зверей, кладут их под елку и проходят за столы/.

Воспитатель:  На  какие группы можно разделить  (классифицировать) животных по способу питания?

         Травоядные: (заяц и т д.), хищные: (волк, лиса, рысь и т д.),  всеядные  : (медведь и т д.)

Воспитатель: Какова роль животных в природе?

Дети: Уничтожают вредителей лесов и полей. Хищники- " Санитары леса"

Воспитатель: Что дают дикие животные человеку?

Дети: Мясо, мех, и т д.

Воспитатель: Помните! Человек по- доброму  должен относиться к животным. Живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют равное с человеком право на существование, каждый из них играет своего, исключительную роль в природе.

И/з  «Рассели зверей и их детенышей по клеткам»

Воспитатель: Положите перед собой листочек, который лежит на столе. Вы видите на нем несколько контурных изображений лесных мам и их детенышей.  В клетках  слева живут звери наших лесов, справа - те, которые у нас не встречаются. Вы должны расселить зверей и их детенышей по клеткам.  Укажите стрелкой.

/Дети выполняют задание. Звучит музыка/.

Организация окончания занятия.

Воспитатель: Как называлась сказка, в которой мы побывали?

Дети: Сказка называется «Как олененку маму искали».

Воспитатель: Как зовут маму олененка?

Дети: Маму олененка зовут  олениха.

Воспитатель: О каких животных мы говорили сегодня на занятии?

Дети: Мы говорили о диких животных.

Воспитатель: Чем еще занимались?

Дети: Мы составляли предложения, играли в игры, …

/за елкой воспитатель заводит музыкальную шкатулку. Слышна музыка/

Воспитатель: Откуда музыка слышна?

Дети: Из-за елки.

Воспитатель: Давайте заглянем под елочку.

Воспитатель: Ребята, да тут сюрприз для вас. /Под елкой – корзинка с дарами леса/Герои нашей сказки приготовили для вас лесные припасы.   Я думаю, они хотят, чтобы вы сделали из них какую-нибудь красивую поделку, мы ее поставим на выставку, и все ребята в детском саду будут ею любоваться.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с
  2. Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 144с., ил.
  3. Николаева С.Н.   Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми  3-7 лет.  – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 112 с.
  4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011-64 с.
  5. Шорыгина Т.А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях.  – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»

Предлагаемый материал  посвящен практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов».Началось занятие с организационног...

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Что означают наши имена?"

На занятии детям даётся элементарное представление об именах, об истории их возникновения. У детей развивается мышление, способность рассуждать. Они упражняются в определении первого звука в слов...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Леса и луга нашей Родины»

Формировать представления о многообразии растительного и животного мира родного края....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные нашего края».

Конспект занятия  для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные нашего края». Воспитатель: Анисимова Жанна Сергеевна....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме "Дикие звери наших лесов и их детеныши"

Советы логопеда родителям по закреплению у детей знаний по лексической теме "Дикие звери наших лесов и их детеныши"...