Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познание». Ознакомление с окружающим миром в старшей логопедической группе ОНР. Тема: «Осень. Дикие животные»
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное слово», «Музыка», «Художественное творчество».
Коррекционно-образовательные задачи:
- Формировать знания детей о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе.
- Расширять знания детей о диких животных и их детенышей, их поведению осенью, способе питания
- Формировать умение изображать грибы методом печатания.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес к диким животным
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать мыслительные операции
- Развитие связной речи.
Коррекционно-воспитывающие задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
- Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.
Методы приемы
Словесные: художественное слово, вопросы, беседа, загадывание загадок.
Практические: пальчиковая гимнастика, дидактические игры.
Наглядные: картинки с изображением диких животных и их детенышей, иллюстрации «Осень».
Виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая.
Материал: картинки диких животных (волк, заяц, лиса, медведь, лось, белка) и их детенышей, письмо, игрушка еж, предметные картинки (морковь, грибы, орехи, рыба, капуста, малина, мед, куры, зайцы и т. д.), печати из картофеля и моркови, лист бумаги, гуашь, фланелеграф.
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Воспитатель загадывает загадку» «Несу я урожай. Поля засеваю, птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаюсь сосен и елочек. Ребята, кто я?» Вопросы к детям: -А сейчас какое время года? -Какие признаки осени вы знаете
| Дети внимательно слушают, отгадывают загадку, отвечают на вопросы | Закрепляются знания о признаках осени, изменениях в природе с приходом осени. |
Чтение стихотворения про осень.
| Дети слушают стихотворение. | Совершенствуется навык слушания литературного произведения. Формируется интерес к художественному слову. |
Воспитатель сообщает о том, что пришло письмо. Но здесь только загадки. Если отгадать все загадки, то можно узнать, кто прислал это письмо. Загадывание загадок. Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку. -Ребята, а что заяц делает осенью? - Зачем зайчику белая шубка? Красавица эта на елке живет - из рук у прохожих орешки берет. -Что делает белка осенью? -Какого цвета шерстка становится у белки? -почему у белки шубка серая? Летом ходит без дороги между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. -Что делает медведь осенью? -так, кто же прислал письмо с загадками? -Как можно их всех назвать одним словом? -Почему мы их называем дикими? -А каких вы еще вы знаете диких животных? -Ребята, а вызнаете про детенышей животных? Сейчас проверим | У детей возникает интерес.
Дети отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свое мнения |
Расширяются знания о жизни диких животных осенью.
|
Дидактическая игра «Найди маму». На карточках несколько наложенных друг на друга контурных изображений лесных «мам», рядом изображение одного детеныша. Воспитатель объясняет правила игры. - Вы должны обвести изображение той мамы, чей детеныш на вашей карточке.
| Дети обводят изображение той мамы, чей детеныш изображен на данной карточке. | Формируется внимание, умение выделять главное из второстепенных изображений. |
Дидактическая игра «Четвертый лишний». Воспитатель обращает внимание детей на набортное полотно, где выложены изображения диких животных, например: волк, лиса, медведь и овца. Нужно назвать животных, чем они похожи, какое лишнее и почему.
| Дети находят лишнее животное и объясняют свой выбор. | Формируется внимание, умение обобщать; Закрепляются основные понятия. |
Приход игрового персонажа ежика. -Посмотрите, к нам в гости пришел ежик. Он ходил по лесу собирал угощение для своих друзей. -Только все угощения перепутал и не знает кого, чем угостить. Давайте поможем ежику. | У детей возникает желание оказать помощь ежику | Воспитывается чувство доброты, сопереживания |
Дидактическая игра «Угадай кто, чем питается». На фланелеграфе выкладываются предметные картинки где изображено: морковь, малина, рыба, куры, орехи, грибы. Картинки диких животных (лиса, медведь, белка, заяц, волк). Нужно подобрать корм к соответствующему животному, объяснить почему.
|
Дети рассматривают картинки и подбирают корм соответствующему зверю, объясняя свой выбор.
| Формируется память, внимание, мышление. Закрепляются знания детей о том, чем питаются звери |
Вот сколько угощений ежик приготовил своим друзьям, а про себя забыл. Воспитатель предлагает детям приготовить подарок ежику. Нарисуем ежику грибочки и угостим его. -Для того чтобы изобразить грибочки, что нам понадобиться? -Мы будем рисовать методом печатания. - Перед тем как рисовать поиграем с нашими пальчиками.
|
Дети принимают предложение. Отвечают на вопросы. |
Развивается интерес к изготовлению подарка |
Пальчиковая игра «ЕЖ»
| дети пальчиковую гимнастику. | Развитие мелкой моторики |
Звучит музыка
Итог
Вот сколько грибов нарисовали наши дети |
Дети работают.
Дети отдают ежику грибы. Прощаются с ежиком | Развиваются умение рисовать методом печатания, самостоятельность. |
Ожидаемый результат: Дети знают и называют признаки осени. Расширилось представление детей о поведении диких животных осенью.
Радуга цветов или волшебные краски " . Перспективный план, старшая группа.
Перспективное планирование
Кружок "Радуга цветов или волшебные краски " Кружковая работа в старшей группе № 5 «Ягодки» 2013-2014 у.г.
Руководитель: Савина Екатерина Александровна.
Цели кружка: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать творческие способности. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие.
Сентябрь
1 неделя: «Лужок с одуванчиками». Рисование поролоновым тампоном и ватными палочками. Цель. Продолжать знакомить детей со способом рисования поролоновым тампоном и ватными палочками, развивать чувство цвета.
2 неделя: «Радуга». Рисование на влажной бумаге. Цель. Познакомить детей с цветовым спектром радуги, поддерживать интерес к изобразительной деятельности, развивать творчество.
3 неделя: «Бабочка». Рисование на влажной бумаге Цель. Познакомить детей со способом оттиска, развивать творчество, учить пользоваться оттенками синего цвета, воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
4 неделя: «Овечка Доли». Рисование пальцем. Цель. Продолжать знакомить детей со способом рисования пальцем, развивать желание рисовать разнообразно, не бояться смешивать краски.
Октябрь
1 неделя: «Яблочное варенье». Рисование-печать. Цель. Продолжать совершенствовать у детей технику «печать», показать детям что при рисовании можно пользоваться подручными материалами.
2 неделя: «Урок волшебства». Рисование-печать. Цель познакомить детей с техникой печатания ладошками. Формировать умение создавать различные изображения из отпечатков своей же ладошки. (птичка, рыбка, ежик, и т.д.)
3 неделя: «Цветы с другой планеты». Рисование с помощью коктейльной трубочки. Цель: Рассказать детям о том что помощью коктейльной трубочки возможно создавать невероятные шедевры, используя акварельную краску. Создаем такую атмосферу при которой у детей такое веселое рисование становится большим развлечением.
4 неделя: «Красивые перчатки». Рисование с элементами аппликации. Цель. Вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» по своим ладошкам - левой и правой. Учить самостоятельно создавать орнамент.
Ноябрь
1 неделя: «Желтенький комочек». Рисование восковыми мелками. Цель познакомить детей с техникой рисования под названием "Фроттаж", рисование по готовой форме. Учить более точно передавать внешний вид предмета.
2 неделя: Рисование на свободную тему. Рисование с помощью ластика. Цель. Вызвать интерес к творчеству, штриховыми движениями простого карандаша создать фон. Учить самостоятельно создавать изображения с помощью ластика.
3 неделя: «Мишутка и его друзья». Рисование мятой бумагой. Цель, развивать самостоятельность и тренировать мелкую моторику развивать фантазию, при обрисовывании созданных абстракций кистью с краской - оживляя их, создавая им настроение, сюжет.
4 неделя: «Мое настроение». Рисование. Цель. Напомнить детям, что такое портрет. Спросить, какое бывает у них настроение, когда они в д/саду, дома. Предложить детям нарисовать свое настроение.
Декабрь
1 неделя: Рисуем на свободную тему. Рисование свечей тонируем акварелью. С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.
2 неделя: «Воспоминания о лете или полевые цветы». Рисуем в технике ленивый рисунок. Цель, формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
3 неделя: «Веселые рисунки неотрывая руки». Рисуем карандашами. Цель, координации движения «рука – глаз», развитее сенсорики, мелкой моторики. Развитее творческого потенциала, фантазии.
4 неделя: «Елка нарядная, множество огней». Рисование ватными палочками. Цель продолжать вызвать у детей интерес к образу, стремление передавать его разными способами, рисовать красками с помощью ватных палочек; добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов.
Январь
1 неделя: «Снежинка». Необычный способ рисования получится, если аппликацию из изоленты раскрасить красками, а после того как краска высохнет, изоленту аккуратно снять с рисунка. С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно рисовать как абстрактные картины, так и обычные. Например, снежинку.
2 неделя: Свободная тема для рисования. Рисование техникой проступающий рисунок. Цель. Продолжать совершенствовать навык рисования, обращать внимание детей на цвета, красиво сочетающиеся между собой. Развивать творчество.
3 неделя: «Ваза с фруктами». Рисование с элементами аппликации. Цель. Закрепить знания детей о жанре – натюрморт, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету.
4 неделя: «Мое настроение». Рисование. Цель. Напомнить детям, что такое портрет. Спросить, какое бывает у них настроение, когда они в детском саду, дома. Предложить детям нарисовать свое настроение.
Февраль
1 неделя: Сказка «__________». Рисование героев из сказке «________» Цель. Предложить детям нарисовать лес, в котором проходят действия сказки, уточнить, что цвета надо использовать яркие, т. к. сказочный лес должен быть красивым.
2 неделя: «Цветовидение». Опыты с красками Цель, познакомить детей с понятием цветового спектра. Закрепить навыки получения новых цветов из трех основных, а также закрепляем навык пользоваться палитрой.
3 неделя: «Нарисуй отгадку». Цель. Учить детей быстро схематично изображать различные предметы. Развивать логическое мышление.
4 неделя: «Космос». Рисование в технике гроттаж. Цель, познакомить детей с техникой рисования под названием "Гроттаж". Предложить нарисовать планеты, комету с хвостом, в черно белой гамме, что усложняет задачи.
Март
1 неделя: «Букет цветов». Рисование – печать Цель. Продолжать знакомить детей с техникой рисования – печать. Учит подбирать цвета, красиво располагать композицию на листе.
2 неделя: «Любимая мамочка». Рисуем гуашью портрет мамы. Цель, способствовать формированию духовной личности, закрепить умение использовать раннее используемые технические приёмы при составлении портрета. Расширение представления детей о празднике.
3 неделя: «Бабочка». Рисуем техникой Паспарту. Цель, познакомить детей с техникой рисования под названием "паспарту". Продолжать учить детей различать основные цвета и оттенки, находить на рисунках определенные цвета и их сочетания.
4 неделя: «У лукоморья дуб зеленый». Симметричное рисование. Цель, продолжаем учить детей способу симметричного рисования. Закреплять умение складывать лист пополам, рисовать только на одной половинке.
Апрель
1 неделя: «Одуванчики». Рисуем с помощью клякс, губки, и ватных палочек. Цель, развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
2 неделя: Рисуем на свободную тему. Рисуем песком Цель, развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности. Формировать представления о свойствах песка. Развивать воображение.
3 неделя: «Веселый художник». Цель. Учить детей рисовать фигуры, детали с закрытыми глазами.
4 неделя: «А у нас в пруду». Сюжетное коллективное рисование (коллективная работа) Цель. Закреплять умение детей рисовать ладошками, пальчиками. Предавать образ абстрактным изображениям по заданному сюжету.
Май
1 неделя: «Зайка серенький» Рисование гуашью, с элементами аппликации Цель, учить детей поэтапному рисованию зайца. Учить анализировать, находить характерные особенности.
2 неделя: Рисуем на свободную тему. Рисование мелом на асфальте (коллективная композиция) Цель. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции из силуэтов. Дорисовывать мелками фон по сюжету.
3 неделя: «Березка» Рисование. Цель. Приобщать детей к истокам русской культуры, помочь увидеть всю красоту березы весной с нежными зелеными листочками и постараться передать это в рисунке.
4 неделя: «Мой дом» Рисуем всеми теми способами, которые мы изучили. Цель. Закрепить знания детей о нетрадиционных методах рисования о цветах и их смешивании. Развивать, фантазию, творчество, креативность.
|
Перспективное планирование работы кружка по изобразительной деятельности в первой младшей группе
«Капельки»
Руководитель кружка:
воспитатель: Барсукова О. В.
2012 – 2013гг
Введение
Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.
Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
Необходимо помнить, что каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в кружковой работе, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Виды техники изображения
«Пальцевая живопись»
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой, кулачком»
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Оттиск пробкой»
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
«Кляксография»
(обычная)
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
«Рисование ватным тампоном»
Средства выразительности: пятно, линия
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, ватные тампотчики, салфетки.
Способ получения изображения: Ребенок обмакивает тампон в краску и наносит с помощью тычка или линии на лист бумаги.
«Оттиск печатками губкой, картофелем»
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Цель:
- сформировать способности детей раннего возраста
в изобразительной деятельности через нетрадиционные методы.
Задачи:
Обучающая:
Учить детей умению рисовать гуашевыми красками прямые и волнистые полоски, кружки и точки;
Учить лепить пластилином круговыми движениями, способом приплющивания:
- Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
- Обучить нетрадиционным способам рисования.
Развивающая:
- Активизировать интерес к рисованию;
- Развивать мелкую моторику;
- Обогащать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитывающая:
- Воспитывать аккуратность, внимание, эстетический вкус.
Техника
| Тема:
| Программное содержание:
|
Рисование тычками
| «Розовый
букет»
| Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.
|
Рваная аппликация
| «Кап-кап дождик»
| Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.
|
Аппликация с использованием пластилина
| «Божья коровка»
| Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .
|
Рисование.
| «Помидорки на грядке»
| Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.
|
Техника
| Тема:
| Программное содержание:
|
Аппликация с использованием пластилина.
|
«Урожай яблок»
| . Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .
|
Лепка.
|
«Дорожка для ежика»
| Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по линии.
|
Аппликация с использованием салфеток.
|
«Осенние листочки»
| Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.
|
Лепка.
|
«Овощи»
| Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму.
|
Техника
| Тема:
| Программное содержание:
|
Рисование.
|
«Волшебные листочки»
| Учить детей закрашивать вырезанные формы.
|
Аппликация с использованием пластилина.
|
«Далматинец»
| Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .
|
Лепка.
|
«Оладушки для мишки»
| . Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями
|
Аппликация с использованием ваты
|
«Первый снег»
| Учить детей отрывать маленький кусочке ваты от большого и приклеивать на лист
|
Техника
| Тема:
| Программное содержание:
|
Аппликация с использованием пластилина.
|
«В гости к елочке»
| Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .
|
Аппликация с использованием салфеток.
|
«Дед Мороз»
| Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.
|
Рисование.
|
«Зажигаем огоньки»
| Учить наносить яркие мазки на темный фон.
|
Аппликация.
|
«Новогодняя открытка»
| Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон.
|
Техника
| Тема:
| Программное содержание:
|
Аппликация
|
«Снеговик»
| Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.
|
Лепка.
|
«Новогодний подарок»
| Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, изображающего конфеты и печенье, выкладывание на импровизированную тарелочку.
|
Аппликация с использованием пластилина.
|
«Рождественские колокольчики»
| Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .
|
Аппликация с использованием ватных тампонов
|
«Барашек»
| Учить детей, наклеивать ватные тампончики на заготовки.
|
Техника
| Тема:
| Программн содержание:
|
Аппликация
|
«Валентинки»
| Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.
|
Аппликация
|
«Открытка к 23 февраля»
| Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.
|
Аппликация.
|
«Погремушки»
| Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на рисунок с изображением цирка.
|
Аппликация.
|
«Веселый цирк»
| Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на рисунок с изображением цирка.
|
Техника
| Тема:
| Программн содержание:
|
Аппликация
|
«Открытка для любимой мамочки»
| Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.
|
Рисование тычками.
|
«Мимоза»
| Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
|
Рваная аппликация
|
«Весенняя капель»
| Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.
|
Лепка.
| «Куклы неваляшки»
| Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать одинаковые формы, соединять их в одну украшать их мелкими деталями.
|
Техника
| Тема:
| Программн содержание:
|
Рисование тычками.
|
«Подснежники»
|
Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
|
Аппликация с использованием пластилина.
|
«Распустились первые листочки»
|
Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая овальную форму, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .
|
Аппликация.
|
«Веселый клоун»
|
Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру клоуна.
|
Аппликация.
|
«Узор на полоске»
|
Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя узор по собственному желанию.
|
Техника
| Тема:
| Программн содержание:
|
Рисование тычками.
|
«Мать-и-мачеха»
| . Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
|
Лепка.
|
«Мать-и-мачеха»
| Учить отщипывать от большого куска очень маленькие кусочки. Катать из них тоненькие «колбаски».И составлять из них цветок.
|
Лепка.
|
«Домик»
| Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски», соединять их между собой, составляя домик.
|
Рисование.
|
«Шарики воздушные - ветерку послушные»
| Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.
|
Список литературы:
Т.С. Комарова, «Коллективное творчество дошкольников», Москва 2005.
Г.Г Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста», Москва 2007.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.
Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей. – М., 2005.
Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994.
Н Лыкова И.А «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного
возраста». – М.: Просвещение, 1987.
Программа художественного воспит.2-7 лет. «Обучения и развития детей» ; Лыкова И.А. ; 2009 ;
Карапуз-Дидактика
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
СЕНТЯБРЬ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
I неделя
| Фрукты и овощи. Лепка из соленого теста.
| Материал: соленое тесто, картон, гуашь.
Цель: знакомить с рельефной лепкой, учить лепить предметы по памяти, передавать их характерные особенности формой и цветом, развивать образное мышление и творческую фантазию. Расширять колористическую палитру, учить работать красками по объемной форме.
| Знакомить детей с видами фруктов и овощей, о их пользе; формировать зрительную базу по данной теме. Закреплять графические навыки (работа в раскрасках, с маркерными карточками); закреплять навыки в работе с пластическим материалом (раскатывание прямыми движениями ладоней, раскатывание круговыми движениями, сплющивание деталей и т.д.). Закреплять навыки работы гуашью, пополнять знания об основных и дополнительных красках.
|
Фрукты и овощи. Работа гуашевыми красками.
|
II неделя
| Фруктовые деревья. «Урожай». Ватопластика.
| Материал: гофрокартон, вата, клейстер, гуашевые краски.
Цель: учить детей нетрадиционной лепке; знакомить с пейзажем, различными техниками его изображения; развивать образное мышление, творческую фантазию, умение работать по памяти; знакомить с законами линейной перспективы, учить подчинять им изображение.
| Знакомить детей с условиями труда сельского труженика, способами выращивания фруктов, сбором урожая; закреплять знания детей о плодовых растениях, их внешнем виде (через рассматривание иллюстративного материала, в том числе репродукций картин художников); предлагать детям выполнять зарисовки различных деревьев по памяти и с натуры, обращая внимание детей на сходство и различия тех или иных пород деревьев.
|
Фруктовые деревья. Работа гуашевыми красками.
|
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
СЕНТЯБРЬ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
III неделя
| Осенние деревья отражаются в воде. Монотипия.
| Материал: гуашь, акварель (по выбору), белая бумага.
Цель: научить детей выполнять творческую работу в технике монотипии с элементами живописной прорисовки (до и после оттиска), развивать образное мышление, чувство компоновки, прививать наблюдательность и любовное отношение к окружающему миру.
| Пополнять цветовую палитру детей через упражнения в смешивании основных и дополнительных цветов, получение новых оттенков; наблюдать за изменениями происходящими в живой природе.
|
Заколдованные деревья. Кляксография.
| Материал: картон, черная тушь, трубочки для коктейля.
Цель: развивать образное мышление и творческую фантазию, учить рисованию в нетрадиционных техниках, добиваться желаемого (задуманного) результата.
| Предлагать детям выполнять зарисовки различных деревьев по памяти и с натуры, обращая внимание детей на сходство и различия тех или иных пород деревьев.
|
IV неделя
| Осеннее дерево. Пейзаж. Рисование пластилином.
| Материал: картон, мягкий цветной пластилин.
Цель: учить детей видеть прекрасное вокруг, наблюдать за изменениями, происходящими в природе, развивать мелкую моторику пальчиков, чувство композиции, колористические способности.
| Закреплять знания детей о различных видах (породах, сортах) деревьев, их внешнем виде (через рассматривание всевозможного иллюстративного материала, в том числе репродукций картин художников); предлагать для самостоятельной деятельности различные виды работы с пластилином (лепка, рисование) в качестве развития и закрепления навыков; расширять знания детей о пластилине не только как о пластическом, но и как о живописном материале.
|
Осеннее дерево. Пейзаж. Рисование пластилином.
| Материал: картон, мягкий цветной пластилин.
Цель: учить детей видеть прекрасное вокруг, наблюдать за изменениями, происходящими в природе, развивать мелкую моторику пальчиков, чувство композиции, колористические способности.
|
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
ОКТЯБРЬ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
I неделя
| Тарелочка расписная. 1 этап – тонирование и компоновка крупных элементов росписи.
| Материал: разовая картонная тарелочка, гуашь.
Цель: учить детей составлению узоров по мотивам хохломской росписи в круге. Знакомить детей с характерными декоративными элементами (травка, ягодка, цветок, рябинка и др.). Развивать чувство композиционного ритма. Акцентировать внимание детей на минимум цвета и богатство форм и линий росписи. Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания об истории русского декоративного искусства.
| Знакомить детей с одним из древнейших промыслов России – хохломским, историей его возникновения и развития, обращать внимание на характерные особенности росписи: цветовую палитру, элементы, используемые мастерами. Формировать графический навык (рисование без отрыва прямых, волнистых, завитых линий и т.п.), тренировать умение рисовать тонкие линии, а также линии с утолщением, овальные и округлые элементы сразу кистью.
|
Тарелочка расписная. Заключительный этап.
|
II неделя
| Кокошник для Осени. Роспись картонных трафаретов. Гуашь.
| Материал: заготовка, гуашь.
Цель: учить детей составлению узоров по мотивам хохломской росписи. Знакомить детей с характерными декоративными элементами (травка, ягодка, цветок, рябинка и др.). Развивать чувство композиционного ритма. Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания об истории русского декоративного искусства.
| Закреплять знания о компоновке, знакомить с русским национальным костюмом. Тренировать умение рисовать элементы росписи (тонкие линии, а также линии с утолщением, овальные и округлые детали) сразу кистью.
|
Вазочка в подарок. Рисование кистью и поролоновым тампоном. Гуашь.
| Материал: заготовка, гуашь, поролоновый тампон.
Цель: учить детей составлению узоров по мотивам росписи. Закреплять знания детей о декоративных элементах. Развивать чувство композиционного ритма. Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания о нетрадиционном подходе в изобразительной деятельности.
| Предлагать для рассматривания иллюстративный материал с керамическими и стеклянными изделиями (цветное стекло), расширять цветовую палитру (знания не только дополнительных цветов, но и всевозможных оттенков).
|
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
ОКТЯБРЬ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
III неделя
| Золотая рыбка. Аппликация из сухих листьев.
| Материал: сухие листья, ножницы, клей, картон.
Цель: учить детей составлению целой формы из отдельных частей, развивать конструктивное и образное мышление, чувство композиции; прививать аккуратность.
| Предлагать (в качестве тренировки) выкладывать различные изображения на фланелеграфе из сухих листьев; рассматривать иллюстрации с изображениями птиц, рыб, насекомых. Учить сравнивать: на что похож тот или иной лист.
|
Осенний ковер. Эстамп.
| Материал: сухие листья различной формы и размера, альбомный лист, гуашь.
Цель: учить детей рисованию в нетрадиционной технике, развивать чувство композиции и ориентации на формате листа, формировать цветовую палитру детей, обогащая ее новыми цветовыми оттенками.
| Предлагать для рассматривания иллюстративный материал на декоративную тематику, знакомить с искусством изготовления ковров, гобеленов. Проводить цветовой игротренинг (Н.М. Погосова. Задание №3. – «Желтый цвет»).
|
IV неделя
| Открытка к осеннему празднику. Набрызг.
| Материал: сухие листья различной формы и размера, цветной картон, трафареты, жидкие растворы гуаши, зубная щетка или щетинная кисть.
Цель: учить детей рисованию в нетрадиционной технике, развивать чувство композиции и ориентации на формате, формировать дизайнерские способности.
| Предлагать для рассматривания праздничные открытки различной тематики в качестве ознакомления плакатно-декоративным искусством, обращать внимание детей на символику, на главные и второстепенные элементы композиции.
|
Поясок для Царицы Осени. Узор в полосе из лоскутков.
| Материал: полоса из цветного картона, яркие лоскуты (осенней палитры), клей, ножницы, фломастеры (маркеры).
Цель: учить детей работе в нетрадиционной технике, развивать чувство композиции и декоративного ритма, ориентации в полосе.
| Закреплять навык вырезывания, раскроя лоскутного материала; знания о простых и сложных геометрических фигурах. Знакомить с народным костюмом, учить декоративному изображению.
|
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
НОЯБРЬ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
I неделя
| Ветер. Дерево (деревья). Монотипия со сдвигом.
| Материал: пластиковые дощечки, гуашь, акварель (по выбору), белая бумага.
Цель: учить детей смешивать краски развивать образное и абстрактное мышление, закреплять знания о цвете и форме, развивать фантазию и художественный вкус.
| Предлагать детям для самостоятельной деятельности выполнение монотипии с последующим анализом «на что получилось похоже изображение?»; продолжать практиковаться в зарисовывании деревьев с натуры и по памяти.
|
Пейзаж. Листопад. (А-4). Тонированная бумага. Гуашь.
| Материал: формат А - 3, гуашь.
Цель: учить детей рисовать по памяти и с натуры, формировать у них чувство композиции, графический навык, умение ориентироваться в пространстве заданного формата, учить наблюдательности, обогащать цветовую палитру детей, формировать колористические способности.
| Беседовать с детьми на тему осени, основных ее периодах (ранняя осень, средняя и поздняя), их отличительных чертах и различиях, читать стихи об осени, загадывать загадки.
|
II неделя
| Владения болотного царя. Кляксография, фон-монотипия.
| Материал: картон, черная тушь, трубочки для коктейля, акварель, гуашь.
Цель: развивать образное мышление и творческую фантазию, учить рисованию в нетрадиционных техниках, добиваться желаемого (задуманного) результата.
| Читать с детьми сказки (в которых присутствует владыка морской, болотный царь и т.п.), рассматривать иллюстрации к ним, обыгрывать прочитанное в самостоятельных театральных постановках.
|
Владения болотного царя. Кляксография, фон-монотипия.
| Материал: картон, черная тушь, трубочки для коктейля.
Цель: развивать образное мышление и творческую фантазию, учить рисованию в нетрадиционных техниках, добиваться желаемого (задуманного) результата.
| Предлагать детям для самостоятельной деятельности возможность смешивать краски, получать новые цвета и оттенки, учить практиковаться в рисовании сказочных образов (подводной тематики).
|
алендарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
НОЯБРЬ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
III неделя
| Тарелочка. Эскиз. Синий маркер.
| Материал: картонная заготовка, синий маркер
Цель: учить детей составлению узоров по мотивам гжельской росписи в сложной форме. Знакомить детей с характерными декоративными элементами (травка, ягодка, цветок, рябинка и др.). Развивать чувство композиционного ритма. Акцентировать внимание детей на минимум цвета и богатство форм и линий росписи. Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания об истории русского декоративного искусства.
| Знакомить детей с гжельской росписью, историей её возникновения и развития, формировать у детей практические навыки в рисовании элементов сложной формы; учить расчленять сложную форму на геометрические фигуры.
|
Тарелочка. Роспись. Синяя тушь.
| Материал: картонная заготовка, синяя тушь.
Цель: учить детей составлению узоров по мотивам гжельской росписи в сложной форме. Знакомить детей с характерными декоративными элементами (травка, ягодка, цветок, рябинка и др.). Развивать чувство композиционного ритма. Акцентировать внимание детей на минимум цвета и богатство форм и линий росписи. Учить выполнению тонной (кобальтовой) растяжке. Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания об истории русского декоративного искусства.
| Знакомить детей с гжельской росписью, историей её возникновения и развития, обращать внимание на характерные особенности росписи (элементы, тоновую растяжку); практиковаться в рисовании элементов округлой формы, тонких линий.
|
IV неделя
| Платочек. Батик. Синяя тушь.
| Материал: белая ткань, синяя тушь
Цель: учить детей составлению узоров по мотивам гжельской росписи в сложной форме. Знакомить детей с характерными декоративными элементами (травка, ягодка, цветок, рябинка и др.). Развивать чувство композиционного ритма. Акцентировать внимание детей на минимум цвета и богатство форм и линий росписи. Учить выполнению тонной (кобальтовой) растяжке. Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания об истории русского декоративного искусства.
| Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, обращать внимание на характерные особенности росписи (элементы, тоновую растяжку); предлагать для рассматривания образцы с гжельской росписью, репродуктивный материал.
|
Шаль для Зимушки-Зимы. Аппликация.
| Материал: квадрат белой бумаги, синяя бумага
Цель: учить детей составлению узоров по мотивам гжельской росписи в сложной форме. Знакомить детей с характерными декоративными элементами (травка, ягодка, цветок, рябинка и др.). Развивать чувство композиционного ритма. Закреплять умения работы над аппликацией. Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания об истории русского декоративного искусства.
| Читать детям сказки на зимнюю тематику, предлагать для обыгрывания сюжеты соответствующей тематики в театральных уголках, совершенствовать детское творчество и фантазию.
|
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
ДЕКАБРЬ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
I неделя
| Снеговик. Рисование пластилином.
| Материал: картон, мягкий цветной пластилин.
Цель: учить детей видеть прекрасное вокруг, наблюдать за изменениями, происходящими в природе, развивать мелкую моторику пальчиков, чувство композиции, колористические способности.
| Закреплять знания о форме, простых геометрических фигурах, совершенствовать технику растирания пластилина на картоне, читать детям книги с зимними сказками, знакомить с традиционными русскими зимними забавами.
|
Волшебные животные. Аппликация из стриженой нити.
| Материал: стриженная (вязальная) нить различных цветов, картон, клей ПВА, ножницы.
Цель: учить детей составлять сложную форму из частей, создавать характерный образ, прививать аккуратность, формировать наблюдательность.
| Совершенствовать у детей навыки работы с ножницами, закреплять знания о форме, практиковать детей в рисовании геометрических фигур округлой формы, знакомить с народными традиционными зимними забавами.
|
II неделя
| Театр на картонной коробке небольшого размера. Ватопластика. Гуашь.
| Материал: картонные коробочки, бумага газетного типа (лучше для оклейки окон), клейстер (соленый), вата, гуашь.
Цель: знакомить детей с нетрадиционной техникой папье-маше на каркасе, учить аккуратно оклеивать коробку полосками бумаги, смоченными с двух сторон в клейстере, создавать игрушечные образы при помощи ватопластики, творчески завершать их в цвете. Знакомить с театральным искусством, пождать детей к самостоятельному изготовлению театральных кукол.
| Знакомить детей с разновидностями кукольных театров, побуждать к самостоятельному выполнению различных театральных образов, пополнять знания о малой скульптуре (её видах); совершенствовать навыки лепки из различных материалов, в том числе в технике ватопластики. Закреплять навыки работы красками и другими цветными материалами.
|
Театр на картонной коробке небольшого размера. Ватопластика. Гуашь.
|
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
ДЕКАБРЬ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
III неделя
| Новогодние сувениры, шапочки для карандашей. Цветная бумага, трафареты.
| Материал: цветная бумага и картон, клей, ножницы.
Цель: закреплять умение работать над аппликацией, формировать творческую фантазию и образное мышление, развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер.
| Знакомить детей с традициями празднования Нового года в России, предлагать для рассматривания иллюстративный материал с изображением елочных игрушек и новогодних украшений.
|
Елочные игрушки. Рисование мыльными пузырями.
| Материал: разноцветные мыльные растворы в емкостях, белая бумага, ножницы. Цветная бумага, фольга.
Цель: развивать образное и абстрактное мышление, закреплять знания о цвете и форме, развивать фантазию и художественный вкус.
| Знакомить детей с традициями празднования Нового года в России, предлагать для рассматривания иллюстративный материал с изображением елочных игрушек и новогодних украшений.
|
IV неделя
| Серебристые фонарики. Фольга на бумажной основе. Поделка из бумаги.
| Материал: цветная бумага, клей, ножницы, фольга на бумажной основе, степлер, скотч (прозрачный).
Цель: знакомить детей с техникой бумагопластики, учить правильно и аккуратно работать с хрупким материалом; развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер; создавать у детей предпраздничное настроение; побуждать их делать приятное окружающим.
| Предлагать для рассматривания иллюстративный материал с изображением елочных игрушек и новогодних украшений, а также различный бросовый материал, цветную и упаковочную бумагу, фольгу для самостоятельного творчества.
|
Варежка для Деда Мороза
| Материал: цветная бумага, клей, ножницы, фольга на бумажной основе, степлер, скотч (прозрачный).
Цель: знакомить детей с техникой бумагопластики, учить правильно и аккуратно работать с хрупким материалом; развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер; создавать у детей предпраздничное настроение; побуждать их делать приятное окружающим.
| Читать детям сказки про Деда Мороза, побуждать детей к придумыванию сказок самостоятельно (по теме), изображению героев зимних сказок.
|
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
ЯНВАРЬ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
I неделя
| Бабочка. Бумагопластика.
| Материал: цветная или белая бумага
Цель: знакомить детей с техникой бумагопластики, учить правильно и аккуратно работать с хрупким материалом; развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер.
| Знакомить детей с техникой оригами. Предлагать детям для самостоятельной творческой деятельности бумагу различной фактуры, цвета, толщины. Учить детей сгибать, закручивать, придавать бумаге различную форму.
|
Волшебные цветы. Бумагопластика
| Материал: цветная или белая бумага
Цель: знакомить детей с техникой бумагопластики, учить правильно и аккуратно работать с хрупким материалом; развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер.
| Знакомить детей с техникой оригами. Предлагать детям для самостоятельной творческой деятельности бумагу различной фактуры, цвета, толщины. Учить детей сгибать, закручивать, придавать бумаге различную форму.
|
II неделя
| Цветы и бабочка. Коллективная композиция из белой бумаги на тонированном фоне
| Материал: цветная или белая бумага
Цель: знакомить детей с техникой бумагопластики, учить правильно и аккуратно работать с хрупким материалом; развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер. Развивать в детях чувство коллективизма, умение грамотно компоновать изображение на большом формате.
| Знакомить детей с различными способами тонирования формата традиционными и нетрадиционными, подготовки его к творческой работе. Закреплять у детей умение работать в коллективе.
|
Цветы и бабочка. Коллективная композиция из белой бумаги на тонированном фоне
| Закреплять у детей технические навыки работы с бумагой различной фактуры, цвета, толщины. Учить детей сгибать, закручивать, придавать бумаге различную форму.
|
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
ЯНВАРЬ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
III неделя
| Зимние деревья. Рисование свечой. Акварель
| Материал: белая бумага, кусочки свечи или парафина, восковые мелки белого цвета, акварель.
Цель: знакомить детей с особенностями воскового материала; учить грамотно с ним обращаться во время работы над творческой композицией. Развивать образное мышление, прививать эстетический вкус, наблюдательность, расширять детский кругозор. Развивать колористические способности у детей, обращать их внимание на то, что белый цвет состоит из множества еле заметных оттенков.
| Предлагать детям для рассматривании репродукции, фотографии и иллюстративный материал с изображением зимней природы. Знакомить с искусством пейзажа.
|
Зимний лес. Аппликация на цветном картоне
| Материал: цветная бумага и картон, клей, ножницы.
Цель: закреплять умение работать над аппликацией, формировать чувство композиции, знания о плановости изображения, развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер.
| Закреплять навыки и умения работы в технике аппликации. Учить вырезать детали различной величины и формы, собирать из отдельных частей изображение, сюжетную композицию и т.п.
|
IV неделя
| Лесные жители зимой. Ватопластика. Гуашь.
| Материал: гофрокартон, клейстер, вата, гуашь.
Цель: знакомить детей с рельефной лепкой, учить выполнять творческие работы в технике ватопластики, лепить из нетрадиционного материала. Учить детей заполнять цветом объемное и фактурное изображение, передавать характерные особенности изображаемого животного, прививать любовь к животным, заботливое и сочувственное к ним отношение. Закреплять знания о разновидностях лесных животных.
| Читать детям различные сказки, знакомить со сказочными героями. Предлагать детям для рассматривании репродукции, фотографии и иллюстративный материал с изображением зимней природы. Учить изображению различных зверей, в натурализованной и «сказочной» манере. Закреплять понятия большое – маленькое, близко – далеко, знания геометрических фигур.
|
|
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
ФЕВРАЛЬ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
I неделя
| Заколдованные картинки. Аппликация с дорисовкой сюжета.
| Материал: цветная бумага и картон, клей, ножницы.
Цель: закреплять умение работать над аппликацией, формировать чувство композиции, знания о плановости изображения, развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер.
| Формировать и упражнять детскую фантазию, предлагать детям самостоятельно сочинять сказки, ставить театральные представления, изготавливать театральные костюмы, игрушки, декорации.
|
Флаг Кубани, флаг России. Аппликация.
| Материал: цветная бумага, клей, ножницы.
Цель: закреплять умение работать над аппликацией, , развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер., прививать патриотические чувства.
| Знакомить детей с символикой родной страны, родного края, а также с историей изменения и формирования геральдики страны, в которой мы живем.
|
II неделя
| Мой любимый город. гуашь
| Материал: формат А - 3, гуашь.
Цель: учить детей рисовать по памяти и с натуры, формировать у них чувство композиции, графический навык, умение ориентироваться в пространстве заданного формата, учить наблюдательности, обогащать цветовую палитру детей, формировать колористические способности.
| Знакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями. Предлагать для рассматривания репродукции с памятниками архитектуры, интересными современными постройками. Закреплять графические навыки, тренировать конструкторские способности.
|
Мой любимый город. гуашь
|
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
ФЕВРАЛЬ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
III неделя
| Лошадка. ватопластика. Дымково. Гуашь
| Материал: гофракартон, вата, клейстер, гуашевые краски.
Цель: учить детей нетрадиционной лепке; знакомить с различными техниками изображения народной игрушки; развивать образное мышление, творческую фантазию, закреплять знания о дымковском промысле, традициях этой росписи. Развивать скульптурные навыки, мелкую моторику.
| Знакомить детей с одним из древнейших промыслов России – дымковским, историей его возникновения и развития, обращать внимание на характерные особенности росписи: цветовую палитру, элементы, используемые мастерами. Формировать графический навык, тренировать умение рисовать тонкие линии, а также линии с утолщением, овальные и округлые элементы сразу кистью.
|
Лошадка. ватопластика. Дымково. Гуашь
|
IV неделя
| Матрешка. соленое тесто. Гуашь.
| Материал: картон или плотная бумага, соленое тесто, гуашь, кисти.
Цель: знакомить детей с народной промысловой игрушкой, законами рельефной лепки; закреплять навыки работы с соленым тестом; учить грамотно компоновать изображение, выдерживать его пропорциональные размеры; прививать любовь к истокам родной культуры, повышать творческий интерес.
| Знакомить детей с русской матрешкой, историей ее возникновения, обращать внимание на характерные особенности росписи: цветовую палитру, элементы, используемые мастерами того или иного региона. Знакомить с технологией изготовления традиционной русской игрушки. Тренировать умение рисовать тонкие линии, а также линии с утолщением, овальные и округлые элементы сразу кистью.
|
Матрешка. соленое тесто. Гуашь.
|
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
МАРТ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
I неделя
| Кляксы – страшилки. Кляксомонотипия с прорисовкой.
| Материал: гуашь, акварель (по выбору), белая бумага.
Цель: научить детей выполнять творческую работу в технике монотипии с элементами живописной прорисовки (до и после оттиска), развивать образное мышление, чувство компоновки.
| Закреплять графический навык, совершенствовать умение использовать различные виды, толщины, фактуру линий, предлагать для самостоятельной деятельности раскраски.
|
Сказочный цветок. Монотипия. Гуашь.
| Материал: гуашь, акварель (по выбору), белая бумага.
Цель: научить детей выполнять творческую работу в технике монотипии с элементами живописной прорисовки (до и после оттиска), развивать образное мышление, чувство компоновки, прививать наблюдательность.
| Закреплять графический навык, совершенствовать умение изображать различные объекты, используя простые геометрические формы, предлагать для самостоятельной деятельности раскраски.
|
II неделя
| Царевна-Лебедь. Граттаж.
| Материал: тушь черная (гамма) или гуашь черного цвета, плотный картон белого цвета, парафин (свеча), широкая кисть, заточенные палочки (зубочистки или плакатные перья) для процарапывания.
Цель: знакомить детей с техникой граттажа (процарапыванием слоя парафина и черной туши), учить детей составлять композицию самостоятельно, развивать графические навыки, тоновое восприятие, прививать аккуратность при выполнении творческой работы.
| Прочитать детям сказку А.С.Пушкина «О царе Салтане», закреплять умение изображать птиц, рыб, животных, используя простые геометрические формы, знакомить детей с тоновой растяжкой на пример черно-белой фотографии, совершенствовать умение тонировать бумагу различными способами (монотипия, лессировка, мазочковая техника и т.п.)
|
Царевна-Лебедь. Граттаж.
|
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
МАРТ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
III неделя
| Горордецкая тарелочка. Гуашь
| Материал: тонированный картон или разовая картонная тарелочка, гуашевые краски, кисти различной толщины.
Цель: учить детей составлению узоров по мотивам городецкой росписи в круге. Знакомить детей с характерным декоративным элементом росписи – «розаном». Развивать чувство композиционного ритма. Акцентировать внимание детей на богатство цвета, форм и линий росписи. Знакомить с традиционной для Городца «обводкой» и «оживкой». Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания об истории русского декоративного искусства.
| Знакомить детей с городецкой росписью, историей ее возникновения, обращать внимание на характерные особенности росписи: цветовую палитру, элементы, используемые мастерами. Тренировать умение рисовать тонкие линии, а также линии с утолщением, овальные и округлые элементы сразу кистью.
|
Горордецкая тарелочка. Гуашь
|
IV неделя
| Жостовский букет. Гуашь. Картон.
| Материал: тонированный картон или разовая картонная тарелочка, гуашевые краски, кисти различной толщины.
Цель: учить детей составлению узоров по мотивам жостовской росписи. Знакомить детей с характерной тоновой растяжкой. Развивать чувство композиционного ритма, умение ориентироваться в пространстве заданного формата. Акцентировать внимание детей на богатство цвета, форм и линий росписи. Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания об истории русского декоративного искусства.
| Знакомить детей с жостовским подносом, историей его возникновения, обращать внимание на характерные особенности росписи: цветовую палитру, элементы, используемые мастерами. Тренировать умение рисовать тонкие линии, а также линии с утолщением, овальные и округлые элементы сразу кистью, обратить внимание на тоновую растяжку, характерную для этого вида промысловой росписи.
|
Жостовский букет. Гуашь. Картон.
|
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
АПРЕЛЬ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
I неделя
| Ракета будущего. Соленое тесто.
| Материал: соленое тесто, картон, гуашь.
Цель: знакомить с рельефной лепкой, учить создавать посредством лепки неповторимые фантастические образы, развивать образное мышление и творческую фантазию. Закреплять знания о форме, умение составлять из простого сложное. Расширять колористическую палитру, учить работать красками по объемной форме.
| Предлагать детям для рассматривания иллюстративный материал с изображением на космическую тематику, знакомить с историей космонавтики, первыми космонавтами, творчеством художников-космонавтов, закреплять умение изображению сложных конструктивных форм на основе элементарных геометрических фигур.
|
Ракета будущего. Гуашь.
|
II неделя
| Ветка сирени. Рисование бумажным тампоном.
| Материал: скрученная в виде тампончиков мятая бумага, гуашь, тонкая кисть, тонированная бумага.
Цель: учить детей наблюдать за изменениями, происходящими в природе с приходом весны, развивать чувство композиции, знакомить с разновидностями нетрадиционных техник рисования, повышать интерес к изобразительной деятельности.
| Предлагать детям для рассматривания иллюстративный материал с изображением цветущих растений, прививать наблюдательность за живой природой на прогулках, закреплять умение изображению на основе геометрических фигур.
|
Мимоза. Аппликация из скрученной цветной бумаги.
| Материал: картон, цветная бумага (измельченная), клей.
Цель: формировать у детей чувство композиции, умение ориентироваться в пространстве заданного формата, учить наблюдательности, умению изображать с натуры и по памяти, используя нетрадиционный метод.
| Предлагать детям для рассматривания иллюстративный материал с изображением цветущих растений, прививать наблюдательность за живой природой на прогулках, закреплять умение изображению в нетрадиционной технике.
|
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
АПРЕЛЬ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
III неделя
| Жители Зооуголка. Гуашь
| Материал: альбомный лист, гуашь.
Цель: формировать у детей чувство композиции, умение ориентироваться в пространстве заданного формата, учить наблюдательности, умению изображать с натуры объекты живой природы, прививать любовь и заботливое отношение к «братьям меньшим».
| Учить наблюдать за жизнью животных в зооуголке, анализировать их строение, закреплять умение изображать сложные по форме объекты на основе элементарных геометрических фигур.
|
Кот. Обрывная аппликация.
| Материал: картон цветной или белый, цветная бумага, клей.
Цель: учить детей, методом обрывания бумаги, формировать изображение, моделировать движение. Развивать образное, конструктивное и композиционное мышление. Прививать аккуратность при выполнении работы.
| Предлагать для рассматривания иллюстративный материал с изображением домашних животных, закреплять знания о геометрических фигурах, совершенствовать технику и навыки работы в аппликации при работе с различными материалами (бумага, ткань, фольга, картон, кожа и т.п.)
|
IV неделя
| Автопортрет. Гуашь. Мелки. Фломастеры и т.д.
| Материал: формат А-4, гуашь, акварель, простой карандаш, средняя кисть, фломастеры.
Цель: знакомить детей с искусством изображения человека; учить рисовать по памяти; развивать наблюдательную память; закреплять знания о компоновке, выполнении наброска; учить построительному рисованию, умению рассчитывать пропорции лица; знакомить с симметрией; развивать глазомер, колористические возможности у детей.
| Закреплять знания о портрете, знакомить детей с творчеством художников-портретистов, обращать на различные виды и техники в которых работали художники. Тренировать графический навык с помощью раскрасок, рабочих тетрадей по изобразительной деятельности. Во время самостоятельного рисования.
|
|
алендарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
МАЙ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
I неделя
| Пожар! Пожар!. Монотипия с дорисовыванием предметов.
| Материал: тонкий картон или плотный лист бумаги (формат А-4), гуашь: красная, желтая, черная. Пластиковая доска (для лепки), кисти среднего и маленького размера.
Цель: воспитывать в детях осторожное отношение с огнем, развивать образное мышление и творческую фантазию, знакомить с нетрадиционными техниками выполнения рисунков, учить доводить работы до логического завершения.
| Предлагать детям для рассматривания иллюстративный материал с изображением цветущих растений, прививать наблюдательность за живой природой на прогулках, закреплять умение изображению в нетрадиционной технике.
|
Мячик - попрыгайчик. Рисование пластилином.
| Материал: картон, мягкий цветной пластилин.
Цель: учить детей видеть прекрасное вокруг, наблюдать за изменениями, происходящими в природе, развивать мелкую моторику пальчиков, чувство композиции, колористические способности.
| Продолжать знакомить детей с различными предметами, несложной формы, учить их изображать, анализировать форму, закреплять технические навыки работы различными изобразительными материалами.
|
II неделя
| Натюрморт. Гуашь. Формат а-3.
| Материал: формат А-3, гуашь, акварель, простой карандаш, средняя кисть, палитра.
Цель: знакомить детей с искусством изображения «неживой природы» - натюрмортом; учить рисовать с натуры; развивать наблюдательность, закреплять знания о компоновке, выполнении наброска; учить построительному рисованию, умению рассчитывать пропорции и соразмерности предметов; знакомить с симметрией; развивать глазомер, колористические возможности у детей.
| Знакомить детей с искусством изображения натюрморта, творчеством художников, работающих в этом художественном направлении, видами и техниками изображения натюрморта, закреплять знания о линейно-воздушной перспективе, графические навыки при помощи раскрасок и рабочих тетрадей по изобразительной деятельности, развивать наблюдательность, умение делить сложную форму на простые геометрические фигуры.
|
Натюрморт. Гуашь. Формат а-3.
|
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности
на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст
МАЙ
Дата
| Тема, техника
| Материалы, задачи
| Предварительная работа
|
III неделя
| Одуванчики в траве. Восковые мелки, акварель.
| Материал: восковые мелки, плотная бумага, акварельные краски.
Цель: учить детей выполнять творческую работу любым изобразительным материалом, передавать состояние природы при помощи цветового колорита, добиваться нужного оттенка путем гармоничного сочетания разноцветия мелков и акварельных красок; развивать композиционное чувство, умение выполнять набросок грамотно и выразительно.
| Предлагать детям для рассматривания иллюстративный материал с изображением цветущих растений, прививать наблюдательность за живой природой на прогулках, закреплять умение изображению в нетрадиционной технике.
|
Забавные гусенички. Рисование пластилином.
| Материал: картон, мягкий цветной пластилин.
Цель: учить детей видеть прекрасное вокруг, наблюдать за изменениями, происходящими в природе, развивать мелкую моторику пальчиков, чувство композиции, колористические способности.
| Предлагать детям для рассматривания иллюстративный материал с изображением насекомых, прививать наблюдательность за живой природой на прогулках, закреплять умение изображению в нетрадиционной технике.
|
IV неделя
| Цветики-цветочки. Монотипия, кляксография, традиционная техника. Заготовки для вырезывания.
| Материал: цветная, оберточная и белая бумага, гуашь, акварель.
Цель: учить детей создавать неповторимые образы, развивать колористические способности и творческую фантазию.
| Предлагать детям для рассматривания иллюстративный материал с изображением цветущих растений, прививать наблюдательность за живой природой на прогулках, закреплять умение изображению в нетрадиционной технике.
|
Цветущая полянка. Коллективная композиция.
| Материал: ватман, заготовки цветов, гуашь, акварель.
Цель: формировать у детей чувство композиции, умение ориентироваться в пространстве заданного формата, учить творить коллективно, развивать фантазию.
| Учить детей работе в коллективе, закреплять знания о линейно-воздушной перспективе, развивать наблюдательность, умение любоваться живой природой.
|