Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в области познания и картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Вода».
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Попова Галина Николаевна

Материал разработан для проведения  исследований свойств воды с детьми старшего дошкольного возрастах. Предложенные опыты с водой помогут детям систематизировать знания о свойствах воды.          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в области познания с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода».

месяц

неделя

Тема НОД

Опыты, эксперименты

(приложение 2)

сентябрь

1

«Вода в нашей жизни». (Диагностика, наблюдение: небо, дождь, ветер, изменение погоды)

Опыт 1, 2

2

«Вода нужна всем» (растения)

Опыт  3, 4, 5,6

3

«Вода нужна всем» (животные)

Экскурсия на реку, озеро, водоем.

Опыт 7

4

«Разные формы воды: реки, озёра, моря, океаны, водопады». (Сбор иллюстраций + выставка)

Опыт 8

октябрь

1

«Какая бывает вода?»

(свойства воды)

Опыт  9.10, 11, 12

2

Опыт 13, 14, 15

3

«Холодная, теплая, горячая»            (свойства воды)

Опыт 16,17, 18

4

Опыт 19, 20

ноябрь

1

«Разноцветная вода» (Агрегатное состояние воды: испарение)

Опыт 21,22,23,24,25

2

«Морозный ветерок» (Агрегатное состояние воды: пар, испарение)

Опыт 26

3

«Охота за невидимкой». (Агрегатное состояние воды: испарение). Наблюдение: первые заморозки, типичные осадки (дождь, первый снег, первые заморозки…).

Опыт 27

4

Опыт 28, 29, 30

декабрь

1

«Ледяные шарики».

(Агрегатное состояние воды: лёд)    Наблюдение за замерзанием воды в лужах, озере, реке. Экскурсия на реку, пруд, озеро.

Опыт 31, 32, 33, 34

2

Опыт 35, 36

3

 Опыт 37, 38, 39

4

Опыт 40

январь

1

«Волшебница вода»

фокусы

2-3

«Пуховое одеяло земли»

 (Агрегатное состояние воды: снег)

Экскурсия в лес. Наблюдение за снегом на деревьях, кустах; за следами на снегу. Измерение глубины снега. Постройки из снега.

Опыт 41, 42, 43, 44, 45,46, 47

4

Опыт  48, 49

февраль

1

«Метель-метелица» (Явления природы: метель, вьюга, снегопад, поземка).

Опыт 50

2

«Снежное царство». (Разновидности снежинок). Рассматривание снежинки через лупу. Проект «Снежинка».

Опыт 51

3

«Снежные узоры» (Иней)

Опыт 52

4

«Осторожно, гололёд!»

Опыт 53

март

1-2

«Снежные превращения». (Агрегатное состояние воды: снег). Наблюдение: таяние снега, образование сосулек. Рассматривание слоёв снега.

Опыт 54

3

Опыт 55

4

«Облака»     Наблюдение за изменением  погоды.

Апрель

1

«Ледоход»  Наблюдение за образованием луж, ручьёв.           Экскурсии на реку.

Опыт 56, 57, 58

2

«Капель».   Наблюдение за сосульками.

Опыт 59, 60

3

«Вода – источник жизни».    (Животворное состояние воды). Наблюдение: распускание почек, Выращивание рассады.

Опыт 61, 62

4

«Неутомимая путешественница» (круговорот воды в природе).

Создание мини-проекта совместно с родителями.

Опыт 63

май

1

«Радуга»

Опыт 64

2

«Фокусы природы» Просмотр видео роликов: гейзеры, подземные дворцы.

Опыт 65

3

«Чистота – залог здоровья!»

Опыт 66, 67

4

«Вода неотъемлемая часть жизни» (диагностика)

 

Серия опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Вода».

Опыт 1:

Цель: узнать, что источник нашей жизни – пресная вода.

Оборудование: 1 стакан с пресной водой, 1 стакан с солёной водой.

Ход: дать попробовать детям пресную и солёную воду.

Вывод: солёную воду пить невозможно.

Опыт 2:

Цель: познакомить детей, что в человеческом организме есть вода.

Оборудование: холодное стекло или зеркало.

Ход: подышать на холодное стекло или зеркало. Оно покроется капельками воды. Откуда взялась вода?

 Вода выделяется при выдохе. За сутки человек теряет примерно 10 стаканов воды. Следовательно, столько же ему нужно выпить или употребить с пищей.

Вывод: в человеческом организме есть вода.

Опыт 3:

Цель: выяснить, нужна ли   растениям тоже  вода.

Оборудование:  букет цветов, 1ваза с водой, 1 ваза пустая.

Ход: один цветок из букета поставить в вазу с водой, второй цветок в пустую вазу. Через некоторое время в пустой вазе цветок высох ( вода с цветка испарилась и больше, её неоткуда было взят). А второй цветок по - прежнему цвел (теряя воду из листьев, он брал её из вазы).

Вывод: Растениям для жизни нужна вода.

Опыт 4:

Цель: выяснить  «пьют» ли растения  воду.

Оборудование: цветок, ваза с подкрашенной водой.

Ход: букет поставить в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов окрасятся.

Вывод: растения пьют воду.

Опыт 5:

Цель: познакомить детей, что в продуктах есть вода.

Оборудование: продукты (огурцы или помидоры), полиэтиленовый пакет, холодильник.

Ход: в целый сухой полиэтиленовый пакет положить несколько свежих огурцов.  Аккуратно завернуть пакет и положить в холодильник. Примерно через сутки на внутренней поверхности пакета появятся капельки воды.

Вывод: Вода взялась из содержимого пакета: из продуктов, которые содержат воду.

Опыт 6:

Цель: узнать сможет ли комнатное растение прожить без воды.

Оборудование: 2 комнатных растения, лейка для полива.

Ход:  в течении двух – трех  недель наблюдать за растениями, при чем одно растение поливать, а второе нет. Через некоторое время одно из растении (то, которое не поливали) начнет сохнуть, листья станут желтеть.

Вывод: растения без воды жить не может.

Опыт 7:

Цель: узнать, почему вода на  перьях водоплавающих птиц   не задерживается.

Оборудование:  перья гусиные, емкости с водой, растительное масло, кисточка, «рыхлая» бумага.

Ход: рассмотреть перья гусиные, смочить их  водой. Вода на перьях не задерживается. На бумагу нанести кисточкой растительное масло, смочить лист водой, посмотреть, что произойдет (вода скатилась, бумага осталась «сухой») .

Вывод: у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки смазывают при помощи клюва перья.

Опыт 8:

Цель: показать детям изготовление  модели  журчащего ручейка.

Оборудование: небольшой желобок, блюдце или мисочка, немного мелких камешков, емкость с водой.

Ход: положить желобок наклонно, приложив нижний конец к блюдцу . Верхний конец желобка укрепить на какой – нибудь подставке так, чтобы он держался и не падал. В результате получиться модель наклонного русла ручейка и пруда или озера. Взять емкость с водой и налить небольшой струйкой  на желобок. Чтобы вода напоминала ручей, положите немного мелких камешков, создавая преграду для воды.

Опыт 9:

Цель: выяснить, что вода – это жидкость.

Оборудование:1 стакан с водой, 1 стакан пустой, 1 стакан с речным песком, 2 блюдца, 2 тканевых салфетки.

Ход: стакан с водой аккуратно перелить в пустой стакан. Вода льётся, значит, она жидкость. Можно проверить ещё одни способом: стакан с водой  и стакан с песком опрокинуть на разные  салфетки, лежащие на блюдцах. Вода растечется  и впитается в ткань, а песок останется лежать горкой на салфетке.

Вывод: вода – это жидкость.

Опыт 10:

Цель: выяснить, что вода прозрачная.

Оборудование: 1 стакан с водой, 1 стакан с молоком, 2 ложки, 2 картинки.

Ход: в оба стакана положить ложки. В стакане с водой ложка будет видна, а в стакане, с молоком нет. Ложки вынуть, а стаканы поставить на картинки. В стакане, где налита вода,  картинка видна, а в стакане с молоком нет.

Вывод: вода прозрачная.

Опыт 11:

Цель: выяснить, есть ли у воды вкус.

Оборудование: стакан с водой, стакан с соком, трубочки для коктейля.

Ход:  вставить трубочки в оба стакана и дать попробовать детям. Сначала попробуют воду. Затем сок и снова воду.

Вывод: у воды нет вкуса.

Опыт 12:

Цель: узнать, что у воды нет запаха.

Оборудование: стакан с водой (очищенной), стакан с соком (цитрусовым).

Ход: предложить понюхать воду, затем сок и снова воду.

Вывод: у воды нет запаха.

Опыт 13:

Цель: выяснить, если вода – жидкость, имеет ли она определенную форму.

Оборудование:  емкость с водой, прозрачный кувшин,  стакан, тарелка, стол.

Ход: предложить детям из емкости налить воду в кувшин. Из кувшина перелить в стакан, из стакана в тарелку. Из тарелки на поверхность стола.

Вывод: вода – жидкость и не имеет формы.

Опыт 14:

Цель: выяснить, что вода не имеет формы.

Оборудование: емкость с водой, 3 пустых прозрачных емкости  различной формы и размера, мерный стаканчик с меткой.

Ход: предложить детям налить воду во все  пустые емкости, отмеряя мерным стаканчиком. Во всех емкостях уровень воды разный, хотя было налито, одинаковое количество воды и вода приняла форму сосуда.

Вывод: вода не имеет формы.

Опыт 15:

Цель: выяснить все ли вещества растворяются в воде.

Оборудование: емкости: с сахарным песком, речным песком (можно использовать соль и муку); емкость с водой, 2 стакана, ложки.

Ход: в оба стакана с водой налить воду. В первый стакан положить речной песок, размешать (вода стала мутной и песок опустился на дно стакана). Во второй стакан положить сахарный песок, размешать (вода осталась прозрачной, песок исчез, растворился).

Вывод: одни вещества растворяются в воде, другие – нет.

Опыт 16:

Цель: закрепить знания, что вода бывает холодная, горячая,  тёплая.

Оборудование: емкости с водой различной температурой, термометр.

Ход: предложить детям пальчиком потрогать воду (горячую и холодную), и определить где какая, вода находится. Измерить вместе с ними температуру воды. Смешать часть воды холодной и горячей, какая получится (измерить температуру).

Вывод: вода  бывает горячая, холодная, тёплая.

Опыт 17:

Цель: определить в какой воде (горячей, холодной или теплой ) быстрей раствориться сахарный песок.

Оборудование:  3 стакана с различной температурой воды, сахарный песок, ложки.

Ход: в каждый из стаканов насыпать песок и размешивать, засекая время.

Вывод: в горячей воде песок раствориться быстрее.

Опыт 18:

Цель: выяснить, почему летом родниковая вода кажется ледяной, а зимой – теплой.

Оборудование: 3 одинаковые банки, 3 емкости с различной (горячей, холодной, теплой) температурой воды.

Ход: одновременно опустить руки в две банки: с горячей и холодной водой. Подержать минуту. Потом одновременно опустить в банку с теплой водой. Вода покажется разной: одной руке холодно, другой тепло. Вода кажется прохладной после горячей и теплой – после холодной.

Вывод: летом, когда жарко родниковая вода кажется холодной, а зимой когда холодно и морозы вода кажется теплой.

Опыт 19:

Цель: выяснить,  какая капля больше – горячая, теплая или холодная.

Оборудование: емкости с водой различной температурой, пипетка, 3 пробирки.

Ход: возьмите пробирки и накапайте в них по 20 капель холодной, теплой и горячей воды. Сравните полученные объемы воды. В пробирке с горячей водой объем воды больше, значит горячая капля самая большая.

Вывод: горячая капля самая большая.

Опыт 20:

Цель: узнать увеличивается ли объем воды при нагревании.

Оборудование: небольшой пузырек, тоненькая прозрачная пластмассовая трубочка, кусочек пластилина, емкость с холодной и горячей водой.

Ход:  пузырек наполнить до краев холодной водой, вставить трубку и закрепить горлышко пластилином. Осторожно поместить пузырек в емкость с горячей  водой. Через некоторое время вода в пузырьке  нагреется и начнет вытекать из трубки, так как  при нагревании вода увеличивается,  и лишняя  вытекает через трубку.

Вывод: при нагревании объем воды увеличивается.

Опыт 21(продолжение опыта 20):

Цель: выяснит, что при остывании  объем воды уменьшается.

Ход: Пузырек с нагретой  водой поместить в холодную воду. Остыв, вода в пузырьке уменьшилась.

Вывод: при остывании вода уменьшается.

Опыт 22:

Цель: познакомить детей с одним из состояний воды – это пар.

Оборудование: термос с кипятком, холодное стекло или зеркало.

Ход: открыть термос. Поместить над термосом стекло или зеркало. На стекле появились капельки.

Вывод: пар – это тоже вода.

Опыт 23:

Цель: выяснить, может ли вода испаряться.

Оборудование: емкость с водой, блюдце, краски.

Ход: налить в блюдце немного воды, подкрасить её краской и поставить на открытое место для наблюдения. Через некоторое время  вода испарилась, оставив следы от краски.

Вывод: вода может испаряться.

Опыт 24:

Цель: выяснить, где вода испаряется быстрее в холодном месте или теплом.

Оборудование: две емкости одинаковых  размеров, емкость с водой.

Ход: в емкости налить одинаковое количество воды . Одну емкость поставить в теплое место – к батарее, другую – к окну.  Вода в емкости у батареи испарилась быстрее, чем у окна.

Вывод: в теплом месте вода испаряется быстрее.

Опыт 25:

Цель: выяснить, где вода быстрее испариться в большой емкости или маленькой.

Оборудование: две емкости разных размеров, емкость с водой.

Ход: в емкости налить воды разного объема (в одну больше, в другую – меньше) и поставить их в одинаковые условия. Через время в емкость с меньшим количеством воды опустела, вода испарилась.

Вывод: меньшее количество воды испаряется быстрее.

Опыт 26:

Цель: узнать испаряется ли вода зимой.

Оборудование: емкость с водой, ткань, веревка, прищепка.

Ход: положить в емкость с водой  ткань. После намокания, отжать её и повесить на веревку, на улицу в морозный день. Сначала ткань замерзнет – делается похожая на картон. Потом постепенно высыхает.

Вывод: зимой вода испаряется.

Опыт 27:

Цель: выяснить, может ли лед испариться как вода.

Оборудование: кусочек льда,  стакан,  кусочек марли,  резинка.

Ход: закрепить марлю сверху на стакане резинкой. На марлю  положить кусочек льда. Лед, начав таять, окажется на дне стакана. Через некоторое время, вода из стакана исчезнет.

Вывод: лед может испаряться, после того как превратится в воду.

Опыт 28:

Цель: узнать, могут ли испаряться другие жидкости.

Оборудование: банка с плотно закрывающейся крышкой, духи или туалетная вода.

Ход: капнуть на дно банки духи и  закрыть крышкой. Через некоторое время капелька испариться. Жидкость превратилась в газ. Если открыть банку, то можно почувствовать запах духов.

Вывод: такие жидкости как духи могут испаряться.

Опыт 29:

Цель: выяснить, что быстрее испаряется различные  жидкости или вода.

Оборудование: жидкое вещество ( зеленка, йод, шампунь, жидкое мыло…), вода, 2 пустых емкости.

Ход: В одну из емкостей капнуть  зеленки, в другую емкость столько же воды. Зеленка  испарилось, а вода осталась. Продолжить опыт с другой жидкостью.  Рядом с зеленкой капнуть жидкое мыло и еще добавить воды во вторую емкость. Вода испарилась, а мыло еще нет.

Выводы: все жидкости испаряются по-разному.

Опыт 30:

Цель: выяснить может ли испариться соленая вода.

Оборудование: емкость с водой, соль ложка, блюдце.

Ход: положить соль в емкость с водой, размешать до полного растворения. Соленую жидкость налить в блюдце. Поставить для наблюдения на открытое место. Через время вода испариться, а соль останется на дне блюдца.

Вывод: вода испаряется, а  вещества  растворимые в ней нет.

Опыт 31:

Цель: выяснить может ли вода стать твердой.

Оборудование: емкость с водой, формочки для льда.

Ход: воду налить в формочки и поставить в морозилку. В холоде  вода замерзла,  превратилась в лед.

Вывод: Лед – это замерзшая твердая вода.

Опыт 32:

Цель: выяснить, что лед – это твердая вода.

Оборудование: кусочки льда.

Ход: показать детям  лед  и предложить положить  его на руку. Лед начнет таять, превращаясь в воду.

Вывод: лед – это вода.

Опыт 33:

Цель: выяснить, лед прозрачный или нет.

Оборудование: прозрачная емкость с водой, картинка.

Ход: проверить прозрачность воды, поставить её на картинку. Убедившись, что через  воду  картинка видна,  емкость с водой  поставить в морозилку. Когда вода  превратиться в лед, снова её поставить на картинку. Через лед картинка видна.

Вывод: лед прозрачный.

Опыт 34:

Цель: выяснить, что  лед легче воды.

Оборудование: емкость с водой, кусочки льда.

Ход: в емкость с водой положить кусочек льда. Лед будет плавать.

Вывод: лед легче воды.

Опыт 35:

Цель: выяснить, где лед растает быстрее: в холодной, горячей воде или без воды.

Оборудование: емкости с холодной и горячей водой, пустая емкость, кусочки льда.

Ход: в емкости с холодной и горячей водой  и в пустую емкость положить кусочки льда. В горячей воде лед растаял быстрее, затем в пустой емкости и только потом в холодной воде.

Вывод: в горячей воде лед тает быстрее.

Опыт 36 (эксперимент):

Цель: выяснить, где быстрее растает лед в комнате: под шубой или без нее.

Оборудование:  кусочки льда, две емкости, шуба (теплый укрывной материал).

Ход: несколько кусочков льда положить в одну из емкостей и накрыть шубой. Остальные кусочки положить во вторую емкость и не чем не накрывать. Кусочки льда, которые находились в емкости без шубы, быстрее растаяли,  чем шубой.

Вывод: шуба не пропускала теплый воздух в емкость, где был лед. Поэтому там лед таял медленней, чем в открытой емкости.

Опыт 37:

Цель: выяснит, что происходит с водой при замерзании.

Оборудование: прозрачная емкость, емкость с водой,  фломастер.

Ход: на прозрачной емкости сделать отметку  и  налить до нее  воды. Емкость поставить в морозилку. Через 2-3 часа достать и сделать еще одну отметку, сколько стало льда. Сравните обе отметки. Отметка, которой отмерили лед, оказалась выше, значит, при замерзании вода расширяется.

Вывод: при замерзании вода расширяется.

Опыт 38:

Цель: узнать, как вода двигает камни.

Оборудование: емкость с водой, пластилин, соломинка дл коктейля, морозильник.

Ход: опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв пальцем верхнее отверстие соломинки, чтобы из нее не вылилась вода, вытащите её из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Убрав палец, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозилку. Одна из пластилиновых пробок вылетела, а из соломинки виден лед.

Вывод: вода при замерзании расширяется. Поэтому, когда вода попадает в трещины камней, она замерзает и сдвигает камни или даже ломает его.

Опыт 39:

Цель: узнать, может ли спичка приклеится ко льду.

Оборудование: кусок льда, соль, спичка.

Ход: на кусочек льда посыпать соль, образуется вода. Положить спичку на   воду и подождать несколько минут. Вода, образовавшаяся на льду, застынет от холода и приморозит спичку.

Вывод: с помощью соли можно спичку приклеить ко льду.

Опыт 40 (эксперимент):

Цель: выяснить, как получить цветной лед.

Оборудование: емкость с водой, краски, емкости для заморозки льда.

Ход:

  1. В емкости для льда налить воды и поставить в морозилку. Замерзший лед покрасить красками (лед не покрывается краской или стекает со льда).
  2. В емкости для льда налить воды,  добавить краски  и поставить в морозильник. Через несколько часов вынуть цветной лед.

Вывод: цветной лед можно получить при добавлении перед заморозкой в воду краски.

Опыт 41:

Цель: выяснить, что снег – это тоже вода.

Оборудование: емкость со снегом.

Ход: потрогать снег рукой, положить немного на ладошку. Через некоторое время на ладошке появилась вода. Это снег растаял от тепла, значит снег – это замерзшая вода.

Вывод: снег – это замерзшая вода.

Опыт 42:

Цель: выяснить, как снег быстрее растает: в пустой емкости или в емкости с водой.

Оборудование: емкости: с водой, пустая, со снегом.

Ход:  в пустую емкость и емкость с водой насыпать одинаковое количество снега и наблюдать. В емкости  с водой снег растаял быстрее.

Вывод: снег растает быстрее в емкости с водой.

Опыт 43:

Цель: выяснить, в какой воде (теплой или холодной) снег растает быстрее.

Оборудование: емкости: с холодной и теплой водой, со снегом.

Ход: в емкости с холодной и теплой водой насыпать одинаковое количество снега. В теплой воде снег растает быстрее.

Вывод: снег растает быстрее в теплой воде.

Опыт 44:

Цель: выяснить, какой снег быстрее тает: рыхлый или плотный.

Оборудование: 2 одинаковые  формочки, емкость со снегом.

Ход: насыпать в одинаковые формочки снег. В одну формочку рыхлого снега, в другую, постепенно насыпая, утрамбовывать, чтобы вошло как можно больше. Оставить эти формочки в тепле. В одной из формочек, где был рыхлый снег,  вода появилась быстрее, но её было меньше, чем  в формочке с плотным снегом.

Вывод: рыхлый снег тает быстрее, чем плотный.

Опыт 45:

Цель: выяснить, где снег растает быстрее.

Оборудование: 3 блюдца, емкость со снегом.

Ход: в 3 блюдца наложить одинаковое количество снега. Первое блюдце поставить у балкона, второе у окна, третье у батареи. Первым снег растаял тот, который находился у батареи, затем у окна и последний у балкона.

Вывод: быстрее снег тает там, где тепло – у батареи.

Опыт 46:

Цель: узнать, какая температура у снега и воды, и при какой температуре начинает таять снег.

Оборудование: прозрачная емкость, емкость со снегом, термометр.

Ход: набрать в прозрачную емкость снега. Воткнуть термометр в снег. Ртуть в столбике медленно опуститься ниже отметки «нуль» (это температура снега), затем ртуть потихоньку будет подниматься, вверх до «нуля»  и ненадолго задержится на этой отметки. На это отметки снег начинает таять и в емкости появится вода. Дальше ртуть в столбике будет подниматься выше и не остановиться пока в банке не останется одна вода. Это и будет температура воды.

Вывод: температура воды -…., температура снега -…., снег начинает таять при температуре – 0 градусов.

Опыт 47:

Цель: узнать, можно ли пить талую (из снега) воду.

Оборудование: емкость со снегом, пустая прозрачная емкость.

Ход: в пустую прозрачную чистую емкость зачерпнуть немного свежевыпавшего снега, закрыть крышкой и оставить на некоторое время в тепле. Рассмотреть, в емкости оказалась лужица мутной воды, а по краям грязная каемка. Вода оказалась грязная.

Вывод: талую воду пить нельзя.

Опыт 48:

Цель: выяснить, где теплее зимой на воздухе или под снегом.

Оборудование: фломастер, уличный термометр.

Ход: вырыть в снегу глубокую лунку с таким расчетом, чтобы в нее можно было положить уличный термометр. Забросать термометр снегом. Через 30 минут достать  термометр и быстро поставить фломастером отметку в том месте, где заканчивается ртуть в столбике. Дальше повесить термометр на ветку дерева, под которым измеряли температуру. Через некоторое время снова поставить отметку на термометре и сравнить, где  температура выше (т.е. теплее), а где ниже (т.е. холоднее).

Вывод: под снегом температура выше, значит там теплее. Поэтому снег для земли как «пуховое одеяло».

Опыт 49 (эксперимент):

Цель: выяснит, где вода быстрее замерзнет.

Оборудование: 3 емкости с плотно закрывающейся крышкой, емкость с водой.

Ход:  в 3 емкости налить одинаковое количество воды и плотно закрыть крышками. Первую емкость закопать под снег на большую глубину (ближе к  земле), вторую до середины снежного покрова, третью ближе к поверхности. Если морозная зима оставить емкости на несколько часов, если теплая, то на сутки. Через время достать. Вода в  емкости, что находилась ближе к поверхности  - замерзла, в середине снежного покрова – замерзла наполовину и ближе к земле  немного покрылась льдом.

Вывод: под снегом вода не так быстро застывает как на поверхности.

Опыт 50:

Цель:  выяснить, что тяжелее 1 килограмм  снега или 1 литр воды.

Оборудование: емкость со снегом, емкость с водой, 2 одинаковые емкости, весы.

Ход: в первую  емкость насыпать снега. Во вторую налить воды. Взвесить поочередно обе емкости. Емкость с водой оказалась тяжелее.

Вывод: емкость с водой оказалась тяжелее, так как плотность у воды больше, чем у снега.

Опыт 51 (эксперимент):

Цель: познакомить детей, как можно вырастить снежинку.

Оборудование: емкость с водой (желательно  с узким горлышком), соль, ложка, пластмассовая палочка, прочная нить, небольшой груз (гайка).

Ход:  в емкость с водой добавить несколько ложек соли и размешать до полного растворения.  Нить привязать к палочке, с другой стороны к нитке привязать груз. Палочку положить на края горлышка.  Груз опустить в емкость с водой так, чтобы он  был полностью скрыт под водой, но на дне не лежал. Через некоторое время на нитке образуется от соли небольшой нарост  - снежинка. А еще через время на горлышке емкости появится нарост, похожий на сугроб снега.

Вывод: снежинку можно вырастить из соли.

Опыт 52:

Цель: узнать, как появляется иней.

Оборудование: емкость с горячей водой, ветка.

Ход: вынести на мороз емкость с горячей  водой и подержать над ней ветку. Ветка начала покрываться снегом. Пар от воды поднимается  вверх на ветку и застывает на  морозе, образуя снежный налет. Это и есть иней.

Вывод: иней появляется при замерзании теплых паров  на морозе.

Опыт 53:

Цель: узнать, почему появляется наст.

Оборудование: емкость со снегом, поднос.

Ход: снег в емкости плотно утрамбовать и принести в теплое помещение для того, чтобы он немного подтаял. Затем вынести на мороз. Через некоторое время снова занести в помещение и выложить снег на поднос. Там где был подтаявший снег, образовалась корка – наст.

Вывод: при резком изменении погоды с тепла на мороз , подтаявший снег замерзает, образуя корку. Так появляется наст.

Опыт 54:

Цель: выяснить, где быстрее тает снег.

Оборудование: емкость с золой, емкость для закрытия поверхности.

Ход:

1.определить место для наблюдения:  под деревом, около помещения на открытом солнце и в тени. В течение, нескольких дней наблюдать и записывать. Быстрее снег растает около помещения в открытом месте, так как греет солнце  и нагревает помещение, от которого тоже исходит тепло, и снег быстрее тает.

2. определить место для наблюдения: чистую открытую поверхность снега. Разделить её на три части. Первую часть засыпать золой, вторую закрыть емкостью, а третью оставить так. Наблюдать в течение нескольких дней. Снег растает быстрее там, где посыпано золой, так как темная поверхность притягивает больше солнца.

Вывод: снег быстрее растает у помещения на открытом месте для солнца или там, где было посыпано золой.

Опыт 55:

Цель: выяснить, что тяжелее в воде снег или земля.

Оборудование:  емкость с водой, емкость со снегом, емкость с землей.

Ход: в емкость с водой насыпать землю, она опуститься на дно емкости. Затем насыпать снег, он будет плавать на воде. Если земля опустилась на дно, значит она тяжелее воды, а  снег плавает сверху, значит он легче воды. Отсюда следует, что земля тяжелее снега.

Вывод: земля тяжелее снега.

Опыт 56:

Цель: узнать, что  воды  есть поверхностный слой.

Оборудование: стакан, емкость с водой, пипетка.

Ход: наполните стакан  до краев водой и продолжайте пипеткой осторожно, по капле, прибавлять воду. Пипетку нужно держать над центром стакана, невысоко, чтобы капля, падая, не прорвала пленку поверхностного слоя. Поверхность воды начнет возвышаться над краями и раздуваться.  Это значит, что у воды есть поверхностный слой.

Вывод: у воды есть поверхностный слой.

Опыт 57:

Цель: узнать, сколько капель (горячих, теплых и холодных) может выдержать поверхностный слой воды.

Оборудование: емкости с холодной, теплой, горячей водой, 3 стакана с водой, пипетка.

Ход: провести как опыт 56 и результаты записать в таблицу

Холодные капли

Горячие капли

Теплые капли

Вывод: горячих капель -…, холодных -…., теплых-….

Опыт 58:

Цель:  выяснить, могут ли камни вытеснить воду.

Оборудование: стакан с водой, мелкие камни.

Ход: в стакан с водой по одному класть камни. Чем больше камней положите,  тем больше воды вытисниться из стакана.

Вывод: камни могут вытеснять воду из стакана.

Опыт 59:

Цель: выяснить может ли бокал с водой звенеть.

Оборудование: бокал с водой (неполный), палочка.

Ход: поставьте перед собой бокал  с водой, возьмите палочку и тихонько ударьте по краю бокала. Будет слышен звон.

Вывод: бокал, наполненный наполовину водой, может звенеть.

Опыт 60:

Цель: выяснить, одинаково ли звучат бокалы с водой, когда в них налито  разное количество воды.

Оборудование: поднос с различными бокалами, емкость с водой, палочка.

Ход: поставьте перед собой бокалы и налейте в них разное количество воды. Возьмите палочку и ударяйте по краю бокалов. Звон будет разный.

Вывод: количество воды, налитое в бокал, будет влиять на звон бокала.

Опыт 61:

Цель: выяснить, может ли вода оживлять растения.

Оборудование: веточки (тополя, ивы), воза, емкость с водой.

Ход: возьмите вазу, налейте в неё воды. Поставьте ветки в воду. Через некоторое время на ветках появятся листья и корни.

Вывод: вода имеет животворное свойство  и может оживить растения.

Опыт 62:

Цель: выяснить, может ли вода оживить растения.

Оборудование: 2 блюдца, горох (фасоль), ватка, емкость с водой.

Ход: несколько горошин положить на блюдце в намоченную ватку и постоянно держать её во влажном состоянии. Остальные поместите на другое блюдце в сухую ватку и не мочите её. Поставьте блюдца в теплое место. Через некоторое время в  горошинах, которые лежали в намоченной ватке появились ростки, а на втором блюдце горошины остались без изменения. Без воды ни одно растение не может жить.

Вывод: вода может оживлять растения.

Опыт 63:

Цель: узнать, как путешествует вода.

Оборудование: чайник (термос) с горячей водой, секло или прозрачный поднос, салфетки.

Ход: с горячего чайника снять крышку, чтобы пошел пар. Стекло взять салфетками (чтобы не обжечь руки) и поставить под пар. Пар касаясь холодного стекла, образуется в капли. Капли становятся большими  и наконец, начинают падать, обратно, в чайник. Так же происходит в природе.

Вывод: вода, испаряясь с земли, выпадает обратно  в виде дождя.

Опыт 64:

Цель: выяснить, что такое радуга.

Оборудование: зеркало, большая емкость с водой, луч солнца или фонарик.

Ход: поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр (т.е. радугу). Солнечный луч попал на зеркало и под воздействием воды, разошелся (преломился) в разные стороны разными цветами.

Вывод: радуга  - это преломление солнечного луча через воду.

Опыт 65:

Цель: знать, какая земля лучше пропускает воду.

Оборудование: 3 воронки, 3 емкости для воронок, ватные диски, песок, земля, глина, емкость с водой.

Ход: в емкости вставить воронки. В каждую воронку положить ватный диск, чтобы вещества не высыпались. В первую воронку насыпаем песок, во вторую землю, в третью – глину. В каждую из воронок наливаем воду. В первой воронке вода просочилась быстро, затем во второй  с землей и в последней воды просочилось совсем немного, так как глина разбухла и нее пропустила воду.

Вывод: песчаная земля быстрее пропускает воду.

Опыт 66 :

Цель: выяснить, с помощь чего можно очистить воду.

Оборудование: емкости для воронок, воронки, вата, разные виды ткани, камни.

Ход: в емкости вставьте воронки. В них положите материалы, через которые будете фильтровать воду и налейте воды. Все материалы будет фильтровать по-разному.

Вывод: воду можно очистить через ткань, вату.

Опыт 67:

Цель: узнать, можно ли отмыть руки не теряя, их друг об друга.

Оборудование: грязь, вода.

Ход: намажьте руки грязью, поднесите к струе воды и держите так. Грязь не смоется, надо оттереть руками, да и то вся грязь не смоется.  Руки надо мыть всегда с мылом.

Вывод: руки не только надо тереть друг о друга, но и мыть с мылом.

Фокусы :

  1. «Яйцо в бутылке»

В бутылку с широким горлышком бросить зажженную спичку и сразу на горлышко положить очищенное яйцо. Спичка погаснет, кислород сгорит, и яйцо втянет в бутылку.

  1. «Прыгучее яйцо»

В емкость с водой опустить сырое яйцо. Оно опустится на дно. В воду добавить несколько ложек соли и размешать. Яйцо всплывет. Затем добавить немного воды, и оно опять начнет опускаться.

  1. «Сухая салфетка»

В небольшую емкость налить воды. В сухой стакан на дно положить салфетку. Стакан перевернуть дном вверх и медленно опускать в воду, погрузив его полностью. Затем медленно поднимаем вверх. Салфетка осталась пустая.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему « В поисках сокровищ».

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему « В поисках сокровищ" Цель:...

Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация: развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста Тема: Рассказывание по картинке «Ежи»

Цель: формировать умения внимательно рассматривать картинку, рассуждать над ее содержанием.Задачи:Ø  образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», зак...

Перспективно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по квалифицированной коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Перспективно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по квалифицированной коррекции речевых нарушений у детей  старшего дошкольного возраста  (6-7 лет) разрабо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки  в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (конструирование) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Бантик для золушки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (конструирование)для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Бантик для золушки»...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) Для детей старшего дошкольного возраста старшая группа Тема: «Розыск Невидимки».

Цель: Формирование у детей первичных представлений о свойствах воздуха. Задачи.Обучающие:1.Закреплять умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.2. Совершенствовать ум...