Конспект НОД в старшей группе для детей с ОНР по лексико-грамматической теме "Части тела"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
В предлагаемом конспекте задания на активизацию и пополнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя речи, развитие связной речи, совершенствование общей и артикуляционной моторики. Использован богатый стихотворный материал по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Части тела" | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР.
Лексико-грамматическая тема « Части тела»
Цели:
Образовательные:
-закреплять понятие о частях тела; закреплять знания , полученные в ходе проведения коррекционной работы по развитию артикуляционного аппарата
Совершенствование лексического строя речи: обогащать, активизировать и расширять словарь по теме « Части тела»; закреплять понятие «многозначное слово» ( на словах язык, ножка, коса, кисть, ручка); закреплять навыки словообразования ( образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Формирование и совершенствование грамматического строя речи: согласовывать существительные с прилагательными и числительными; совершенствовать умение образования падежных форм имен существительных.
Коррекционные:
Способствовать развитию правильного физиологического дыхания, общей и мелкой моторики, адекватной оценки эмоционального состояния.
Воспитательные : формировать представление о частях тела человека: глаза, уши, нос, рот, руки; о их роли в жизни человека.
Оборудование: картинки «Портрет мальчика», « Что забыл нарисовать художник», пособие « Многозначность слов», дыхательные тренажеры «Полетела бабочка», «Улетай листочек»( авторские), пособие «Куб эмоций», компьютерная презентация «Эмоции», экран, проектор, цветные ладошки из картона, карандаши.
- Ребята, сегодня мы будем говорить о чем-то очень важном и интересном. А о чём мы с вами будем говорить, вы сейчас сами догадаетесь. Отгадайте загадки:
1.Актуализация опорных знаний.
Два Егорки живут возле горки.
Живут дружно,
А друг на друга не глядят.
( глаза)
Он бывает самым разным:
Добрым, верным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым.
(нос)
Всегда во рту, а не проглотишь.
(язык)
Пять братьев годами равные, а ростом разные.
(пальцы)
Всю жизнь ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут.
(ноги)
- Как мы можем назвать всё о чём, говорилось в загадках?
- Правильно. Это части тела человека.
2.Основная часть
1) Лексико-грамматические задания и упражнения.
А) Согласование прилагательных с существительными
- Посмотрите на портрет мальчика. Опишите его.
( Какие глаза? Какие волосы? И т.д.)
Б) Образование форм родительного падежа имён существительных
А сейчас поиграем в игру «Что забыл нарисовать художник»
Нет чего? бровей, волос, ресниц, губ и т.д.)
В) Согласование числительных с существительными?
- Сколько у нас у каждого носов? А сколько ушей? А сколько глаз?
- А сейчас мы будем считать.
1 ухо, 2 уха... 5 ушей
1 глаз, 2 глаза.. 5 глаз
1 нос, 2 носа.. 5 носов и т.д.
Антон прочитает нам стихотворение.
Спросили как-то дедушку Кондрата
Весёлые болтливые ребята:
- К чему, уже мы думали не раз,
Язык один, а уха два у нас.
ответил дед:
Могу вам объяснить:
Чтоб больше слушать,
Меньше говорить!
-Внимательно слушать и отвечать только правильно мы постараемся сегодня.
Г) Словообразование при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов
- А теперь мы поиграем в игру «Назови ласково».
голова – головка, головушка
глаза – глазки, глазоньки
ухо – ушко
волосы – волосики
- Выражением глаз, положением бровей и губ мы можем передавать наше настроение. Посмотрите на экран. Как меняется настроение мальчика?
- Подойдём к зеркалу и тоже попробуем показать разное настроение.
2).«Мимическая гимнастика»
( С использованием пособия « Куб эмоций»)
Нам сейчас играть пора.
Начинается игра!
Куб волшебный поверчу,
Что я выполнить хочу?
Любуемся собой, глядя в зеркало. Смотрим на куб, стараемся запомнить и повторить выражение лица: мы нахмурились, улыбнулись, обрадовались, удивились.
3).«Артикуляционная гимнастика»
«Весёлый язычок»
Жил весёлый язычок,
(улыбнуться)
Запирался на крючок.
(узкий кончик языка)
Хоть один он проживал,
Никогда не унывал.
Утром рано просыпался,
За зарядку принимался.
Руки вверх и руки вниз,
(язык двигается за зубами вверх-вниз)
А потом ты наклонись.
(кончик языка упирается в нижние передние зубы)
Умываться он пошёл,
Щётку в ванной он нашёл.
(язык двигается вправо и влево за нижними зубами)
Зубы чистил, полоскал
(надувать поочерёдно щёки)
А умылся – засверкал.
(кончиком языка облизывать губы)
А на завтрак язычок
Выпил тёпленький чаёк.
(«чашечка»)
С вкусным вареньем
(«вкусное варенье»)
С большим наслажденьем.
(улыбнуться)
4).Семантическое задание
Мы сделали зарядку для языка, а сейчас Артём прочитает нам стихотворение о языке.
Ты давно к нему привык.
Это твой родной язык.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Будь ты русский иль грузин,
Но родной язык – один.
-У слова «язык» два значения. Назовите мне их.
Наш родной язык русский. Вы говорите на нём с самого детства.
А какие русские народные пословицы, в которых говорится о частях тела, вы знаете?
5). Задание на развитие связной речи.
Объяснение значения пословиц:
Глаза боятся, а руки делают.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Руки работают, а голова кормит.
- А теперь послушаем, какое стихотворение нам прочитает Варя.
Стих «Шепчет ротик»
Шепчет Ротик: – Эй, послушай!
Что ты, Носик, приуныл?
Ко всему ты равнодушен,
Будто свет тебе не мил?
Грустный носик отвечал:
– Разве ты не замечал –
Глазок – двое, ушек – двое,
Две ноги и две руки.
Только мы живём с тобою
В одиночку, чудаки.
– Что ты, Носик, чем мы хуже?
Говорил тебе не раз:
Если мы с тобою дружим,
Значит тоже двое нас!
6). Дыхательная гимнастика.
- Ротик и носик у нас подружатся, выполняя дыхательную гимнастику. Вдыхаем носом, длительно и сильно выдыхаем ртом.
(работа с дыхательными тренажёрами «Полетела бабочка», «Улетай листочек»)
7).Физкультминутка.
- Читаем стихотворение, называем все части тела и показываем их.
Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
8).Семантическое задание.
Многозначность слов.
Объяснить значение слов: ножка, коса, кисть, ручка.
9). Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Мы называли с вами части тела. А сейчас вспомним названия пальцев на наших руках.
Аня читает стихи, а вы называете и показываете пальчики. Погладим левой рукой по очереди пальчики правой руки и снова назовём их.
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой.
Называется ... (БОЛЬШОЙ).
Палец второй – указчик старательный.
Не зря называют его ... (УКАЗАТЕЛЬНЫЙ).
Третий в середине, совсем не последний.
Мы называем его палец? ... (СРЕДНИЙ).
Неповоротливый и упрямый
Палец четвёртый. Он ... (БЕЗЫМЯННЫЙ).
Палец последний – всеобщий любимец.
По счёту он пятый, зовётся ... (МИЗИНЕЦ).
10).Графическое задание.
А сейчас посмотрите на экран . На нём появились цветные короли из Карандашной страны. Они такие же разноцветные, как ладошки, которые мы с вами приготовили. А вот здесь на таблице лица этих королей. У этих королей очень разное настроение. Какое у них настроение?
А вы на своих ладошках нарисуйте такое настроение, какое у вас сейчас после занятия. Эти разноцветные ладошки с весёлыми портретами мы подарим нашим гостям.
12.Итог занятия.
Используемая литература:
1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб, 2001.
2. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр.- СПб, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР "Предлог В"
Занятие позволяет выполнить разнообразные образовательные и коррекционные задачи в ходе отработки употребления предлога В в словосочетаниях и фразовой речи....
Конспект НОД в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Познание. Формирование математических представлений.
Тема «Части суток».Цель: закрепление представлений о частях суток : утро, день, вечер, ночь.ЗадачиКоррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание и память, развивать связную р...
Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Животные наших лесов зимой»
Цели: Учить детей образовывать притяжательные прилагательные. Тренировать умение образовывать сложные словаЗакреплять умение согласовывать числите...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР по лексико-грамматической теме «Деревья»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексико-грамматичекой теме "Деревья" предназначен для практической работы логопедов ДОУ. На занятии по данной теме мы закрепляем с детьми обобщ...
План – конспект занятия в старшей группе «Спички – детям не игрушка!»
Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности; дать детям понятие о пользе и вреде огня. Закрепить знания о том, что горит, что не горит. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с ...
Конспект КРД в старшей группе для детей с ТНР.
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.Тема: « В гостях у зайца и лисы. Дифференциация звуков З-Зь, С-Сь »....
Конспект интегрированной образовательной деятельности воспитателя, учителя-логопеда и детей в старшей группе комбинированной направленности (ТНР) по формированию лексико-грамматических основ речи «Незнайка идет в армию».
Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениедетский сад № 29муниципального образованияКаневской район Конспектинтегрированной образовательной деятельностиу...