Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР по лексико-грамматической теме «Деревья»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексико-грамматичекой теме "Деревья" предназначен для практической работы логопедов ДОУ. На занятии по данной теме мы закрепляем с детьми обобщающее понятие "Деревья", учимся различать лиственные и хвойные деревья, формируем грамматические категории русского языка ( образование форм мн.ч. от существительных в ед.ч.; словообразование существительных с уменьшительными суффиксами; образование форм Р.п. ед.ч. существительных; образование относительных прилагательных); развиваем связную речь дошкольников. Использован сюрпризный момент: появление персонажа-ежика - лесного жителя, который принес на своих иголках задания для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
логопедическое занятие | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе для детей с ОНР
по лексико-грамматической теме «Деревья»
Составила
учитель-логопед МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88»
Воронина Ольга Павловна
Тема: «Деревья».
Цели: - образовательные: * закреплять в словаре детей обобщающее понятие «деревья»;
* учить различать хвойные и лиственные деревья;
* обогатить словарный запас дошкольников;
* формировать грамматические категории русского языка: образование форм мн.ч. от существительных в ед.ч.; словообразование существительных с уменьшительными суффиксами; образование форм Р.п. ед.ч. существительных; образование относительных прилагательных;
- коррекционные: *способствовать коррекции дыхания, общей и мелкой моторики;
* развивать связную речь дошкольников;
* развивать слуховую память и внимание детей;
- воспитательные: * прививать интерес к окружающей природе.
Оборудование: игрушка «ёжик» с наклеенными листочками на спине, предметные картинки по теме «Деревья», картины «Строение дерева» и «Тело человека», трафареты листьев, белые листы бумаги, цветные карандаши, картинки «Деревья и их листья».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Ребята, отгадайте загадку:
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да побежала.
- Кто это? (Ёж) Посмотрите, к нам из леса в гости пожаловал ежик. Ой, сколько он нам всего принес на своих иголках! (на иголках листочки с заданиями) Что же он нам хочет сказать? Прочитаем записку: «Здравствуйте, ребята. Я очень хочу с вами поиграть, но так быстро бежал из леса, что запыхался и не могу отдышаться». Ребята, давайте поможем ежику восстановить дыхание, подышим правильно.
Дыхательная гимнастика: упражнение «Надуем животики»( вдох – выдох – 2 раза; вдох – несколько кратких выдохов – 2 раза)
II. Основная часть.
1. Введение в тему.
- Что ещё у ежика на иголках? Вот загадка:
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
- Ребята, ежик хочет поговорить с вами о деревьях. Но разговаривает он очень тихо, поэтому я буду брать его записки и читать вам.
- Как называется место, где растет много деревьев? (Лес)
2. Беседа.
- Правильно, ребята. В лесу много деревьев, и все они очень разные. Есть деревья, у которых на веточках растут листья. Такие деревья называются лиственные. Давайте посмотрим на картинки и назовем лиственные деревья: береза, рябина, дуб, тополь, клен.
А ещё есть деревья, на которых растут иголки. Это хвойные деревья. Иголки называют хвоей. Самое известное хвойное дерево – это ель или елка. Вот вы видите её на картинке. К хвойным деревьям относятся также пихта, сосна, кедр.
- Следующая записка: «Дерево имеет много схожих черт с человеком. Какие это сходства?»
(Вывешиваются картины «Строение дерева» и «Тело человека»)
Туловище у человека, а у дерева - ……. (ствол)
Руки у человека, а у дерева - …….(ветки)
Ладошки у человека, а у дерева - ………(листья)
Ноги у человека, а у дерева - ………(корни)
Кожа у человека, а у дерева - ………(кора)
- Чем покрыт ствол дерева? (Ствол дерева покрыт корой)
- Знаете ли вы, для чего дереву нужны корни и кора? (Через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева от повреждений и вредных насекомых)
3. Физминутка.
Станем мы деревьями
Станем мы деревьями
Сильными, большими.
Ноги – это корни.
Их расставим шире.
Чтоб держали дерево,
Падать не давали,
Из глубин далеких
Воду добывали.
Тело наше – ствол могучий.
Он чуть-чуть качается
И своей верхушкой острой
В небо упирается.
Наши руки – это ветви.
Крону вместе образуют.
Вместе им совсем не страшно,
Когда ветры сильно дуют.
Пальцы – веточками будут.
Листья закрывают их.
Как придет за летом осень,
Разлетятся листья вмиг. (Алябьева)
4. Лексико-грамматические игры и упражнения.
А) - Следующая записка: «Ребята, поиграйте, пожалуйста, со мной в игру «Один-много»:
Дуб – дубы, береза – …., ель – …., ветка – ….., рябина – ….., сосна – ….., дерево – ……
Б) Игра «Назови ласково»:
Дуб – дубочек, береза – березонька, елка – елочка, ветка – веточка, рябина – рябинушка, дерево – дЕревце (и деревцО), сосна – сОсенка (и сосЁнка).
В) Игра «Чей листок?»
Сосновый лист – это лист сосны,
Березовый лист – это чей лист? (это лист березы)
Дубовый лист - ……..(это лист дуба)
Рябиновый лист – …….(это лист рябины)
Кленовый лист - ……(это лист клена)
Тополиный пух - ……..(это пух тополя)
Еловая иголка - …….(это иголка ели)
5. Развитие связной речи.
- Ребята, у меня на столе все листья перемешались, и ежик не может понять, с каких деревьев эти листочки упали. Давайте ему поможем. (Дети берут по-одному листочку, называют, с какого дерева этот лист, и прикрепляют его магнитом на картинку с соответствующим деревом. Ответы детей: «Это лист березы. Это березовый лист» Или: «Это лист дуба. Это дубовый лист».)
6. Упражнение на коррекцию мелкой моторики.
- Ежику пора убегать в лес. Давайте сделаем ему небольшой подарок. У вас на столе лежат листья с разных деревьев. Положите их на белые листы бумаги и обведите простым карандашом. А потом раскрасьте их. И свои листочки вы подарите ежику.
III. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Чтение художественной литературы" на тему "Эти любимые сказки".
Итоговое занятие,с элементами драматизации....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"
Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Нас лето в гости ждет»
Интегрированное занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников старшей группы о сезонных изменениях в природе летом. Показано взаимодействие специалистов в группе для дет...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Коммуникация" на тему "Широкая масленица".
В конспекте представлены педагогическая технология - мнемотехника, а также нетрадиционная методика валяния мокрой шерсти....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с ЗПР Тема: "Продукты питания"
Закрепление знаний и представлений детей о продуктах питания; откуда берутся продукты; что из разных продуктов можно приготовить; как нужно хранить тот или иной продукт питания; поле...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи на тему "Наши помощники — органы чувств"
Конспект НОД в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи...