Проект рабочей программы «Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с растениями Алтайского края»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему
Данная рабочая программа является комплексной программой развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Работа по данной теме осуществлялась в течение одного года, во время непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в первой половине дня, а так же во время образовательной деятельности в режимных моментах во второй половине дня.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с растениями Алтайского края»
Разработчик:
Дюргус Елена Сергеевна
воспитатель МБДОУ д/с № 62
г. Бийск 2013
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является комплексной программой развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Работа по данной теме осуществлялась в течение одного года, во время непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в первой половине дня, а так же во время образовательной деятельности в режимных моментах во второй половине дня.
Год от года растет число выпускников детского сада, имеющих слабо развитую связную речь. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос. Ознакомление детей с растениями родного края будет способствовать не только развитию связной речи, но и обогащению словаря названиями растений Альайского края.
При разработке рабочей программы использовались следующие нормативные документы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 23 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федераци от 23.11.2009 г. № 655;
- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 20.07.2011 № 2151.
Цель: развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с растениями Алтайского края.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- формировать умения составлять рассказ по схемам и опорным картинкам;
- создать условия для ознакомления с многообразием растений Алтайского края;
- поддерживать желание принимать участие в охране растений;
- совершенствовать навыки пересказа;
- поддерживать желание детей принимать участие в беседе.
Направленность и содержание работы.
Наглядные методы.
Наблюдение за тем, как развивается растение, как питается, какой нужен уход.
Рассматривание фотографий, картинок с изображением растений Алтайского края.
Карточки с опорными схемами для составления описательного рассказа о растении.
Словесные методы.
Рассказ воспитателя – о многообразии растений, об условиях роста.
Беседа, в ходе которой уточняются и обобщаются полученные в ходе экскурсий и наблюдений, знания.
Чтение художественной литературы в ходе, которой происходит воздействие не только на сознание ребенка, но и на его чувства.
Использование художественного слова – чтение стихотворений, отгадывание загадок о растениях.
Практические методы.
Моделирование – создание дневников наблюдений, зарисовка схем описания.
Трудовая деятельность в природе (полив, рыхление, мытье, посадка растений).
Игровая деятельность. Это различные игры настольно-печатные, ролевые, дидактические, подвижные, которые, так или иначе, связаны с экологическим воспитанием.
Предполагаемые результаты освоения программы
В ходе реализации данной программы в детском саду были организованы: 1) выставка рисунков растений Алтайского края; 2) создание липовой аллеи; 3) организация экскурсии в дендрарий с. Алтайское, и организация тематической фотовыставки.
После освоения данной программы дети: 1) правильно произносят называния растений Алтайского края; 2) описывают растения, делают выводы на основе сравнения; 4) рассказывают о своих впечатлениях об увиденном; 5) свободно комментируют свои действия; 6) придумывают небольшие сказки про растения Алтайского края; 8) составляют рассказ по опорным схемами картинкам.
Родители активно участвуют в создании и открытии липовой аллеи, помогают в организации экскурсии в дендрарий.
Календарно-тематический план образовательной деятельности по теме «Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомления с растениями Алтайского края»
Месяц | Содержание деятельности |
Сентябрь | Разучивание стихотворения В. Бенедиктова «Липка» |
Беседа «Какие я знаю цветы Алтайского края» | |
Составление рассказа-описания «Алтайская жимолость» | |
Посадка липовой аллеи | |
Октябрь | Составление рассказа «Как мы посадили Алтайские липы» |
Описательно-сравнительная характеристика Мать-и-мачехи, Золотого корня, Степного пиона | |
Пересказ сказки «Об эдельвейсах» | |
Составление рассказа «Растения Алтайского края осенью» | |
Ноябрь | Разучивание стихотворения А. Леон «Веточка багульника» |
Составление рассказа – описания «Эдельвейс» | |
Д/и: «Назови растение по признаку» | |
Составление рассказа по серии «Мое любимое растение Алтайского края» | |
Декабрь | Д/и: «Кто назовет больше растений Алтайского края, занесенных в Красную книгу» |
Составление рассказа «Растения готовятся к зиме» по опорным картинкам | |
КВН «В мире растений Алтайского края» | |
Чтение сказок и легенд о растениях Алтайского края | |
Январь | Пересказ сказки «Мать и мачеха» |
Разучивание стихотворения М. Скуратова «Облепиха» | |
Разучивание пальчиковой гимнастики «Цветок» | |
Составления рассказа-сравнения «Багульник и чилим» | |
Февраль | Рисуем растения Алтайского края (ответы на вопросы: почему выбрал именно это растение, что в нем особенного) |
Пересказ «Легенда об Алтайском кедре» | |
Составление рассказа «Если бы я был редким растением, то я был бы..» | |
Разучивание стихотворения «Много трав полезных…» | |
Март | Разгадывание загадок о лекарственных растениях Алтайского края |
Инсценировка сказки М. Сребцовой «Медуница и шмель» | |
Чтение и обсуждение легенд про Красный корень (копеечник) | |
Придумывание легенды про Папоротник-орляк | |
Апрель | Театрализация сказки Г.Х. Андерсена «Подснежник» |
Составление описательного рассказа «Богат Алтайский край необычными растениями» по картинкам | |
Подвижная игра: «Превращусь-ка я в растение» | |
Знакомство с профессией ландшафтный дизайнер | |
Май | Экскурсия в дендрарий с. Алтайское |
Посадка бадана на огородных грядках |
Мониторинг освоения детьми рабочей программы
Мониторинг позволяет получить целостную картину уровня развития речи старших дошкольников.
Для проведения мониторинга результативности освоения детьми 5-6 лет рабочей программы по развитию связной речи через ознакомление с растениями Алтайского края использовалась такие методы, как структурированное наблюдение и диагностические задания по выявлению уровня развития связной речи М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Для проведения мониторинга определены следующие критерии успешности речевого развития ребенка: ребенок без труда поддерживает беседу, ребенок пересказывает небольшое произведение; ребенок описывает увиденное, описывает картинки; ребенок сам придумывает сказку или рассказ, ребенок узнает и называет растение Алтайского края.
Результаты изучения успешности освоения детьми программы по развитию речи через ознакомление с растениями Алтайского края заносятся в таблицу.
Оценка результатов:
- ребенок справился с заданием – 3 балла.
- ребенок справился с заданием с помощью взрослого – 2 балла.
- ребенок справился с заданием частично с помощью взрослого -1балл.
- ребенок отказался выполнять задание – 0 баллов.
Оценка результативности работы:
2 раза в год –сентябрь и май.
Диагностическая карта усвоения старшими дошкольниками Программы по развитию связной речи через ознакомление с растениями Алтайского края (2012-2013 учебный год)
№ п\п | Ф.И ребенка | Участие в беседе | Пересказ | Описание | Рассказ из опыта | Творческий рассказ | Узнавание и называние растений Алтайского края | ||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к |
Методическое обеспечение рабочей программы
- Бочкарева О.И. Старшая группа Трудовое обучение: Занимательные материалы [Текст] / О.И. Бочкарева.- М.: Корифей, 2010.- 196 с.
- Диагностика уровня развития связной речи / авт.сост. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова.- М.: Мозаика- Синтез, 2007.- 240 с.
- Загадки про растения http://detkam.e-papa.ru/zagadki/6/
- Красная книга растений Алтайского края altairegion22.ru
- Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Гецена.- 1991.- Т. 30.- 358 с.
- Наблюдение и труд детей в природе [Текст] / составитель Н.Ф. Мазурина. - М.: Просвещение, 2006.-323 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика- Синтез, 2007.- 240 с.
- Сказки о цветах и деревьях / Сост. Д. Кайгородов.- М.: АСТ, 2011.- 310 с.
- Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О.И. Соловьева. – М.: Просвещение, 2011. – 175с.
- Стихи про растения http://www.floralworld.ru/forum/index.php?topic=59
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – с.133.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельность
обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...
Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....
«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Своевременное и полноценное формировани...
Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...
«Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с миром профессий»
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи. Формирование связной речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Работая с дошкольниками, я пришла к выводу, что развитие связной ...
«Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с миром профессий»
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи. Формирование связной речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Работая с дошкольниками, я пришла к выводу, что развитие связной ...
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)
В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей через использование приёмов мнемотехники....