Совершенствование монологической речи по теме «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цели:
1) Совершенствование монологической речи;
2) Совершенствование навыка образования имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
3) Актуализация словаря по теме «Перелетные птицы»;
4) Совершенствование звукобуквенного анализа слов;
5) Совершенствование навыка воспроизведения звуко-слоговой структуры слов;
6) Развитие общих речевых навыков;
7) Совершенствование зрительного гнозиса и конструктивного праксиса;
8) Совершенствование навыка синхронизации речи с движением пальцев рук;
9) Развитие вербально-логического мышления, зрительного и слухового внимания;
10) Воспитание положительного отношения детей к занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgr.zanyatie_no3.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование монологической речи по теме «Перелетные птицы»
Цели:
- Совершенствование монологической речи;
- Совершенствование навыка образования имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- Актуализация словаря по теме «Перелетные птицы»;
- Совершенствование звукобуквенного анализа слов;
- Совершенствование навыка воспроизведения звуко-слоговой структуры слов;
- Развитие общих речевых навыков;
- Совершенствование зрительного гнозиса и конструктивного праксиса;
- Совершенствование навыка синхронизации речи с движением пальцев рук;
- Развитие вербально-логического мышления, зрительного и слухового внимания;
- Воспитание положительного отношения детей к логопедическим занятиям.
Оборудование: разрезные картинки, картинки с изображением птиц, мяч, карточка с текстом для пересказа, загадками и физкультурной минуткой, пособия для развития дыхания, конверт с напечатанным словом.
Ход занятия:
I Организационный момент
Здравствуйте ребята. Присаживайтесь на стульчики. Наше занятие мы начнем с того, что повторим правило речи: «Говорим всегда красиво, четко и неторопливо. Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяет. И легко нам говорить, и не хочется спешить». Молодцы!
II Основная часть
1 Совершенствование навыка воспроизведения звуко-слоговой структуры слов
Ребята, какое сейчас время года? А какой месяц весны? Какой это по счету весенний месяц? Давайте все вместе проговорим фразу:
Кап-кап-кап – течет капель,
Второй месяц у весны – апрель.
Эту фразу теперь произнесем по очереди, четко проговаривая каждый звук в словах.
2 Актуализация словаря по теме «Перелетные птицы»
(На столе раскладываются изображения перелетных птиц). Ребята, что вы можете сказать об этих птицах? Какие это птицы? Весной перелетные птицы возвращаются после зимы откуда и куда? Правильно, после зимних холодов птицы летят к нам в город.
Теперь вспомним названия перелетных птиц, отгадывая загадки.
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех везет. (утка с утятами)
Кто это такие? (Это утка и утята). Почему вы так думаете? (дети объясняют). Молодцы! Отгадали загадку! Теперь найдите картинку, на которой изображены утка и ее выводок (дети находят).
Вот еще загадка:
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Ищет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат. (аист)
Кто же это? Кто стоит на одной ноге и питается лягушками? (Это цапля). Почему вы так думаете? (дети объясняют). Найдите картинку с изображением цапли (дети находят).
Ребята, назовите, какие птицы изображены на других картинках (Изображены: кукушка, грач, скворец). Как назвать все вами перечисленное одним словом? Что это на картинках? (На картинках изображены перелетные птицы).
3 Образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Сейчас мы с вами поиграем в мячик. Я бросаю вам мяч и называю птицу, а вы бросаете мне мяч обратно и называете птенца этой птицы.
Например: аист – аистенок. Поняли?
(Предлагаются слова: утка, гусь, стриж, чиж, скворец, грач, журавль, лебедь).
4 Совершенствование навыка монологической речи
Сейчас я прочитаю рассказ, а вы будете его пересказывать. Рассказ называется «Грачи» (читается рассказ, задаются вопросы).
Сейчас я еще раз прочитаю рассказ, вы внимательно слушайте, а потом будете по очереди пересказывать (2 раз читается текст рассказа).
Кто может пересказать рассказ? Один человек пересказывает, другие слушают, потому что продолжать будет другой человек. Не забудьте, рассказ начинается с заглавия.
(Пересказывать текст начинает один человек, затем продолжает второй).
5 Синхронизация речи с движением пальцев рук
Повторяем вместе со мной стихотворение, при этом у нас работают и пальчики. Обратите внимания на движения пальцев рук.
Пойка-подпевайка – 10 птичек стайка.
Это птичка – воробей, это птичка – соловей,
Это птичка совушка, сонная головушка,
Это птичка – свиристель, это птичка – карастель,
Это птичка скворушка, серенькое перышко,
Это зяблик, это стриж, это развеселый чиж.
Это птичка – злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Повторим стихотворение и движения еще раз.
6 Развитие общих речевых навыков
Злой орлан во время своей охоты потрепал немножко лебедя. Давайте теперь поможем лебедю, подуем на его крылышки, почистим их, поправим. Садимся ровно, вдох делаем животом, лебеди у нас около рта, выдох – щеки не надуваем.
7 Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса
Ребята, пока мы чистили перышки лебедю, произошла беда. Злой орлан всех птичек напугал, и они потеряли много своих перышек. Давайте попробуем их полечить, собрать перышки (раздаются разрезные картинки). Кто уже вылечил птичку? Кого ты вылечил? (Я вылечил уточку, гуся и т.д.). Молодцы! Теперь птички здоровы и все вместе благодарят вас и дарят конверт. Что же в этом конверте? Сейчас посмотрим!
8 Совершенствование звукобуквенного анализа слов
В конверте напечатано слово. Кто его может прочитать? Да, это слово ласточки. Давайте все вместе сделаем анализ этого слова.
Первая буква в этом слове Л, обозначает звук [л] – согл., тв., зв, обозначаем синим цветом;
Далее буква А, обозначает звук [а] – гл., обозначаем красным цветом;
Следующая буква С, обозначает звук [с] – согл., тв., гл., обозначаем синим цветом;
Следующая буква Т, обозначает звук [т] – согл., тв., глухой, обозначаем синим цветом;
Далее буква О, обозначает звук [о] – гл., обозначаем красным цветом;
Следующая буква Ч, обозначает звук [ч] – согл., м., гл., обозначаем зеленым цветом;
Следующая буква К, обозначает звук [к’] – согл., м., глухой, обозначаем зеленым цветом;
Последняя буква И, обозначает звук [и] – гл., обозначаем красным цветом.
Молодцы ребята. Скажите, сколько слогов в этом слове? Почему 3? Позовите слово. На какой звук падает ударение в этом слове? Умницы.
III Подведение итогов
Ребята, что вам больше всего запомнилось на занятии?
Молодцы ребята. Вы очень хорошо занимались. Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговое занятие по развитию речи на тему: "Перелетные птицы"
Дети выполняют дидактические упражнения на расширению словаря, по словоизменению, учаться согласовывать слова в предложении, пересказывают небольшой текст. В занятиии используются физ.минутка и пальчи...
Логопедическое занятие в подготовительной группе детей с ОНР Тема: «Автоматизация звука Л в связной речи». Лексическая тема «Перелетные птицы».
Тема: « Автоматизация звука Л в связной речи»Лексическая тема «Перелетные птицы»Задачи:Коррекционно-образовательные: уточнить словарь по теме «Перелётные птицы»; закрепить навык произношения звука [Л]...
конспект занятия по связной речи по теме: Перелетные птицы" с детьми подготовительной группы, с ОВЗ
Развитие связной речи через составление описательных рассказов о перелетных птицах...
Конспект НОД по развитию речи на тему «Перелетные птицы»
дать представление о перелётных птицах, знакомя с их внешним видом (туловище,голова,клюв,хвост,крыло,лапки)....
КОНСПЕКТ коррекционного занятия по формированию грамматического строя речи на тему «Перелетные птицы»
Цель занятия: Уточнять и расширять знания детей о признаках весны и перелётных птицах....
Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Перелетные птицы")
Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшей, подготовительной группы с ОНР....
Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей младшей группы ДОУ
Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей младшей группы ДОУ...