Совершенствование монологической речи по теме «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Цели:

1)    Совершенствование монологической речи;

2)    Совершенствование навыка образования имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

3)    Актуализация словаря по теме «Перелетные птицы»;

4)    Совершенствование звукобуквенного анализа слов;

5)    Совершенствование навыка воспроизведения звуко-слоговой структуры слов;

6)    Развитие общих речевых навыков;

7)    Совершенствование зрительного гнозиса и конструктивного праксиса;

8)    Совершенствование навыка синхронизации речи с движением пальцев рук;

9)    Развитие вербально-логического мышления, зрительного и слухового внимания;

10)     Воспитание положительного отношения детей к занятиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgr.zanyatie_no3.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование монологической речи по теме «Перелетные птицы»

Цели:

  1. Совершенствование монологической речи;
  2. Совершенствование навыка образования имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  3. Актуализация словаря по теме «Перелетные птицы»;
  4. Совершенствование звукобуквенного анализа слов;
  5. Совершенствование навыка воспроизведения звуко-слоговой структуры слов;
  6. Развитие общих речевых навыков;
  7. Совершенствование зрительного гнозиса и конструктивного праксиса;
  8. Совершенствование навыка синхронизации речи с движением пальцев рук;
  9. Развитие вербально-логического мышления, зрительного и слухового внимания;
  10. Воспитание положительного отношения детей к логопедическим занятиям.

Оборудование: разрезные картинки, картинки с изображением птиц, мяч, карточка с текстом для пересказа, загадками и физкультурной минуткой, пособия для развития дыхания, конверт с напечатанным словом.

Ход занятия:

I Организационный момент

Здравствуйте ребята. Присаживайтесь на стульчики. Наше занятие мы начнем с того, что повторим правило речи: «Говорим всегда красиво, четко и неторопливо. Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяет. И легко нам говорить, и не хочется спешить». Молодцы!

II Основная часть

1 Совершенствование навыка воспроизведения звуко-слоговой структуры слов

Ребята, какое сейчас время года? А какой месяц весны? Какой это по счету весенний месяц? Давайте все вместе проговорим фразу:

Кап-кап-кап – течет капель,

Второй месяц у весны – апрель.

Эту фразу теперь произнесем по очереди, четко проговаривая каждый звук в словах.

2 Актуализация словаря по теме «Перелетные птицы»

(На столе раскладываются изображения перелетных птиц). Ребята, что вы можете сказать об этих птицах? Какие это птицы? Весной перелетные птицы возвращаются после зимы откуда и куда? Правильно, после зимних холодов птицы летят к нам в город.

Теперь вспомним названия перелетных птиц, отгадывая загадки.

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет,  

                 За собою всех везет. (утка с утятами)

Кто это такие? (Это утка и утята). Почему вы так думаете? (дети объясняют). Молодцы! Отгадали загадку! Теперь найдите картинку, на которой изображены утка и ее выводок (дети находят).

Вот еще загадка:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Ищет клювом наугад,

   Ищет в речке лягушат. (аист)

Кто же это? Кто стоит на одной ноге и питается лягушками? (Это цапля). Почему вы так думаете? (дети объясняют). Найдите картинку с изображением цапли (дети находят).

 Ребята, назовите, какие птицы изображены на других картинках (Изображены: кукушка, грач, скворец). Как назвать все вами перечисленное одним словом? Что это на картинках? (На картинках изображены перелетные птицы).

3 Образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Сейчас мы с вами поиграем в мячик. Я бросаю вам мяч и называю птицу, а вы бросаете мне мяч обратно и называете птенца этой птицы.

Например: аист – аистенок. Поняли?

(Предлагаются слова: утка, гусь, стриж, чиж, скворец, грач, журавль, лебедь).

4 Совершенствование навыка монологической речи

Сейчас я прочитаю рассказ, а вы будете его пересказывать. Рассказ называется «Грачи» (читается рассказ, задаются вопросы).

Сейчас я еще раз прочитаю рассказ, вы внимательно слушайте, а потом будете по очереди пересказывать (2 раз читается текст рассказа).

Кто может пересказать рассказ? Один человек пересказывает, другие слушают, потому что продолжать будет другой человек. Не забудьте, рассказ начинается с заглавия.

(Пересказывать текст начинает один человек, затем продолжает второй).

5 Синхронизация речи с движением пальцев рук

Повторяем вместе со мной стихотворение, при этом у нас работают и пальчики. Обратите внимания на движения пальцев рук.

Пойка-подпевайка – 10 птичек стайка.

Это птичка – воробей, это птичка – соловей,

Это птичка совушка, сонная головушка,

Это птичка – свиристель, это птичка – карастель,

Это птичка скворушка, серенькое перышко,

Это зяблик, это стриж, это развеселый чиж.

Это птичка – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Повторим стихотворение и движения еще раз.

 6 Развитие общих речевых навыков

Злой орлан во время своей охоты потрепал немножко лебедя. Давайте теперь поможем лебедю, подуем на его крылышки, почистим их, поправим. Садимся ровно, вдох делаем животом, лебеди у нас около рта, выдох – щеки не надуваем.

7 Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса

Ребята, пока мы чистили перышки лебедю, произошла беда. Злой орлан всех птичек напугал, и они потеряли много своих перышек. Давайте попробуем их полечить, собрать перышки (раздаются разрезные картинки). Кто уже вылечил птичку? Кого ты вылечил? (Я вылечил уточку, гуся и т.д.). Молодцы! Теперь птички здоровы и все вместе благодарят вас и дарят конверт. Что же в этом конверте? Сейчас посмотрим!

8 Совершенствование звукобуквенного анализа слов

В конверте напечатано слово. Кто его может прочитать? Да, это слово ласточки. Давайте все вместе сделаем анализ этого слова.

Первая буква в этом слове Л, обозначает звук [л] – согл., тв., зв, обозначаем синим цветом;

Далее буква А, обозначает звук [а] – гл., обозначаем красным цветом;

Следующая буква С, обозначает звук [с] – согл., тв., гл., обозначаем синим цветом;

Следующая буква Т, обозначает звук [т] – согл., тв., глухой, обозначаем синим цветом;

Далее буква О, обозначает звук [о] – гл., обозначаем красным цветом;

Следующая буква Ч, обозначает звук [ч] – согл., м., гл., обозначаем зеленым цветом;

Следующая буква К, обозначает звук [к’] – согл., м., глухой, обозначаем зеленым цветом;

Последняя буква И, обозначает звук [и] – гл., обозначаем красным цветом.

Молодцы ребята. Скажите, сколько слогов в этом слове? Почему 3? Позовите слово. На какой звук падает ударение в этом слове? Умницы.

III Подведение итогов

Ребята, что вам больше всего запомнилось на занятии?

Молодцы ребята. Вы очень хорошо занимались. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговое занятие по развитию речи на тему: "Перелетные птицы"

Дети выполняют дидактические упражнения на расширению словаря, по словоизменению, учаться согласовывать слова в предложении, пересказывают небольшой текст. В занятиии используются физ.минутка и пальчи...

Логопедическое занятие в подготовительной группе детей с ОНР Тема: «Автоматизация звука Л в связной речи». Лексическая тема «Перелетные птицы».

Тема: « Автоматизация звука Л в связной речи»Лексическая тема «Перелетные птицы»Задачи:Коррекционно-образовательные: уточнить словарь по теме «Перелётные птицы»; закрепить навык произношения звука [Л]...

конспект занятия по связной речи по теме: Перелетные птицы" с детьми подготовительной группы, с ОВЗ

Развитие связной речи через составление описательных рассказов  о перелетных птицах...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Перелетные птицы»

дать представление о перелётных птицах, знакомя с их внешним видом (туловище,голова,клюв,хвост,крыло,лапки)....

КОНСПЕКТ коррекционного занятия по формированию грамматического строя речи на тему «Перелетные птицы»

Цель занятия: Уточнять и расширять знания детей о признаках весны и перелётных птицах....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Перелетные птицы")

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшей, подготовительной группы с ОНР....

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей младшей группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей младшей группы ДОУ...