итоговое занятие по развитию речи на тему: "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Семченкова Любовь Александровна

Дети выполняют дидактические упражнения на расширению словаря, по словоизменению, учаться согласовывать слова в предложении, пересказывают небольшой текст. В занятиии используются физ.минутка и пальчиковая гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_pereletnye_ptitsy.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Перелетные птицы».

ЦЕЛЬ: уточнение и закрепление знаний детей по теме «Перелетные птицы»

ЗАДАЧИ:

 - расширять словарь детей, подбирая действия к данному объекту;

 - упражнять в образовании сложных слов, путем объединения двух основ;

 - упражнять в согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже;

 - упражнять в употребление существительных в форме родительного падежа;

 - развивать умение образовывать относительные прилагательные;

 - учить замечать нарушение смысла предложения и самостоятельно исправлять логическое       несоответствие;

 - развивать умение связно и последовательно пересказывать;

 - продолжать развивать мелкую моторику;

 - развивать психические процессы: память, мышление, внимание;

 - воспитывать желание победить при помощи знаний, умение помогать соперникам.

Оборудование:  иллюстрации с изображением птиц, дипломы победителей, фишки, коробочки с фасолью.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент.
  2. Расширение словаря.
  3. Пальчиковая игра.
  4. Работа над словообразованием.
  5. Физ. минутка.
  6. Предложения
  7. Пересказ.
  8. Итог занятия.

                                                   ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель:А как вы догадались, что наступила весна?

Дети: Тает снег.  Бегут ручьи. Появляются проталинки.   Вскрываются реки. Начинается ледоход. День стал длиннее. Солнышко греет теплее. Люди сняли зимнюю одежду, и одели более легкие куртки. Птицы возвращаются из теплых стран.

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно сказали. А какие птицы возвращаются?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Почему птицы называются перелетные?

Дети: Перелетные птицы улетают осенью и прилетают весной.

Воспитатель:   А какие еще бывают птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Молодцы! Вы все знаете. Я вам предлагаю поиграть в игру  «Любители птиц».  

Воспитатель делит детей на две команды.  Дети выбирают название своей команды:                       « Кукушечка»  и «Скворушка».

  1. Расширение словаря.

  1. Дидактическое упражнение «Считай и называй».

Воспитатель предлагает детям посчитать сколько «птичек» у них в команде.

Дети считают: «Одна кукушка, две кукушки, три кукушки, четыре кукушки, пять кукушек».                                                                

                         «Один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов».

  1. Дидактическое упражнение « Что умеют делать птицы?»

Воспитатель: Что делают перелетные птицы весной?

Каждая команда по очереди отвечает: строят гнезда, высиживают яйца, кормят птенцов, учат их летать.

Воспитатель: А что еще умеют делать птицы?

Дети: Птицы умеют – летать, ходить, клевать, пить,  прыгать, приземляться,  парить в небе, защищать свои гнезда………

      3. Дидактическое упражнение «Скажи одним словом». 

Воспитатель предлагает детям закончить предложение по образцу.

 - У птиц, плавающих в воде, есть перепонки на лапках, их называют ластоногие.

 - У соловья звонкий голос, поэтому его называют звонкоголосым.

 - У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют длиннохвостой.

 - Утки, гуси плавают в воде, поэтому их называют водоплавающие.

 - Птицы едят насекомых, поэтому их называют насекомоядные.

 - У аиста длинные ноги, поэтому его называют длинноногим.

 - У ласточки белая грудка, поэтому ее называют белогрудая.

 - У грача длинный клюв, поэтому его называют длинноклювым.

 - у лебедя широкие крылья, поэтому его называют ширококрылым.

  1. Пальчиковая игра.

Воспитатель дает каждой команде картинку с изображением птицы и коробочку с фасолью.

Задание: выложить контур птицы из фасоли, кто быстрее и точнее.

  1. Словоизменения.

  1. Игровое упражнение «Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на картинки и запомнить всех птиц. Затем дети закрывают глаза, логопед убирает одну картинку. Команды по очереди угадывают, какой  птицы не стало. Игра повторяется 6 – 8 раз. За каждый правильный ответ команда получает очко.

  1. Дидактическое упражнение «Рассмотри и назови».

Воспитатель: Ваня учился фотографировать птиц. Но, когда он напечатал фотографии, оказалось, что птицы на них получились не полностью. Рассмотрите Ванины фотографии и отгадайте, каких птиц он сфотографировал.

 Дети составляют предложение по образцу.

 - На этой фотографии ласточкино крыло.

 - На этой фотографии голова скворца.

 - На этой фотографии ласточкин хвост.

 - На этой фотографии кукушкина грудка.

 - На этой фотографии ноги аиста.

  1. Физ. минутка.

                                     Игра «Птички»

Пой-ка, подпевай-ка,                    2 хлопка

Десять птичек – стайка.                3 шага

Все известны для детей:

Эта птичка – соловей,                    правую руку поднять вверх

Эта птичка – скворушка,                левую руку поднять вверх

Серенькое перышко.                      руки вверх, вниз

Эта птичка – коростель,                  правую руку в сторону

Эта птичка – свиристель,               левую руку в сторону

Это – зяблик, это – стриж,              4 хлопка

Это – развеселый чиж,                   руки вверх, вниз

Ну, а это – злой орлан.                    4 хлопка

Птички, птички, по домам!             прыжки на месте на двух ногах

  1. Предложения.

  1. Предлоги.

 - Скворец сидит на скворечнике (В).

 - Скворец вылетел в скворечник (влетел).

 - Аист улетает из поля (с).

 - Аист прилетает с поля (улетает).

 - Скворец вылетает от скворечника (из).

Скворец влетает из скворечника (вылетает).

  1. Нелепицы.

 - Птенцы высиживают яйца.

 - Из яиц птиц появляются крокодильчики.

 - Дети сделали для аистов скворечники.

 - Тело птицы покрыто шерстью.

 - Птенцы строят гнезда.

 - Скворец живет в будке.

  1. Пересказ.

                                                               «Спасатели».

  Лиза, Коля и Наташа возвращались из школы после уроков. Возле дороги они увидели в зеленой траве маленького птенчика. Птенчик выпал из гнезда. Коля залез на дерево. Лиза подала ему птенчика. Коля опустил птенчика в гнездо.  «Здесь птенец будет в безопасности», - сказал Коля.

  Вопросы по содержанию:

- откуда возвращались дети?

- что необычного они увидели?

- как дети спасали птенчика?

- почему птенец в гнезде в безопасности?

  1. Итог занятия.

 Жюри подводит итоги викторины, объявляет результаты, награждает победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по связной речи по теме: Перелетные птицы" с детьми подготовительной группы, с ОВЗ

Развитие связной речи через составление описательных рассказов  о перелетных птицах...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Перелетные птицы»

дать представление о перелётных птицах, знакомя с их внешним видом (туловище,голова,клюв,хвост,крыло,лапки)....

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Перелетные птицы")

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшей, подготовительной группы с ОНР....

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей младшей группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей младшей группы ДОУ...

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей средней группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей средней группы ДОУ...

Итоговое занятие в старшей группе по теме: «Перелетные и зимующие птицы»

Задачи:Познавательное развитие:- расширять и закреплять представления детей о зимующих и перелетных птицах;Речевое развитие:- Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;- Упражнять детей в ...

Конспект занятия по развитию речи по теме "Перелетные птицы"

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...