итоговое занятие по развитию речи на тему: "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Дети выполняют дидактические упражнения на расширению словаря, по словоизменению, учаться согласовывать слова в предложении, пересказывают небольшой текст. В занятиии используются физ.минутка и пальчиковая гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_pereletnye_ptitsy.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Перелетные птицы».
ЦЕЛЬ: уточнение и закрепление знаний детей по теме «Перелетные птицы»
ЗАДАЧИ:
- расширять словарь детей, подбирая действия к данному объекту;
- упражнять в образовании сложных слов, путем объединения двух основ;
- упражнять в согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже;
- упражнять в употребление существительных в форме родительного падежа;
- развивать умение образовывать относительные прилагательные;
- учить замечать нарушение смысла предложения и самостоятельно исправлять логическое несоответствие;
- развивать умение связно и последовательно пересказывать;
- продолжать развивать мелкую моторику;
- развивать психические процессы: память, мышление, внимание;
- воспитывать желание победить при помощи знаний, умение помогать соперникам.
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, дипломы победителей, фишки, коробочки с фасолью.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент.
- Расширение словаря.
- Пальчиковая игра.
- Работа над словообразованием.
- Физ. минутка.
- Предложения
- Пересказ.
- Итог занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель:А как вы догадались, что наступила весна?
Дети: Тает снег. Бегут ручьи. Появляются проталинки. Вскрываются реки. Начинается ледоход. День стал длиннее. Солнышко греет теплее. Люди сняли зимнюю одежду, и одели более легкие куртки. Птицы возвращаются из теплых стран.
Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно сказали. А какие птицы возвращаются?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Почему птицы называются перелетные?
Дети: Перелетные птицы улетают осенью и прилетают весной.
Воспитатель: А какие еще бывают птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Молодцы! Вы все знаете. Я вам предлагаю поиграть в игру «Любители птиц».
Воспитатель делит детей на две команды. Дети выбирают название своей команды: « Кукушечка» и «Скворушка».
- Расширение словаря.
- Дидактическое упражнение «Считай и называй».
Воспитатель предлагает детям посчитать сколько «птичек» у них в команде.
Дети считают: «Одна кукушка, две кукушки, три кукушки, четыре кукушки, пять кукушек».
«Один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов».
- Дидактическое упражнение « Что умеют делать птицы?»
Воспитатель: Что делают перелетные птицы весной?
Каждая команда по очереди отвечает: строят гнезда, высиживают яйца, кормят птенцов, учат их летать.
Воспитатель: А что еще умеют делать птицы?
Дети: Птицы умеют – летать, ходить, клевать, пить, прыгать, приземляться, парить в небе, защищать свои гнезда………
3. Дидактическое упражнение «Скажи одним словом».
Воспитатель предлагает детям закончить предложение по образцу.
- У птиц, плавающих в воде, есть перепонки на лапках, их называют ластоногие.
- У соловья звонкий голос, поэтому его называют звонкоголосым.
- У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют длиннохвостой.
- Утки, гуси плавают в воде, поэтому их называют водоплавающие.
- Птицы едят насекомых, поэтому их называют насекомоядные.
- У аиста длинные ноги, поэтому его называют длинноногим.
- У ласточки белая грудка, поэтому ее называют белогрудая.
- У грача длинный клюв, поэтому его называют длинноклювым.
- у лебедя широкие крылья, поэтому его называют ширококрылым.
- Пальчиковая игра.
Воспитатель дает каждой команде картинку с изображением птицы и коробочку с фасолью.
Задание: выложить контур птицы из фасоли, кто быстрее и точнее.
- Словоизменения.
- Игровое упражнение «Кого не стало?»
Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на картинки и запомнить всех птиц. Затем дети закрывают глаза, логопед убирает одну картинку. Команды по очереди угадывают, какой птицы не стало. Игра повторяется 6 – 8 раз. За каждый правильный ответ команда получает очко.
- Дидактическое упражнение «Рассмотри и назови».
Воспитатель: Ваня учился фотографировать птиц. Но, когда он напечатал фотографии, оказалось, что птицы на них получились не полностью. Рассмотрите Ванины фотографии и отгадайте, каких птиц он сфотографировал.
Дети составляют предложение по образцу.
- На этой фотографии ласточкино крыло.
- На этой фотографии голова скворца.
- На этой фотографии ласточкин хвост.
- На этой фотографии кукушкина грудка.
- На этой фотографии ноги аиста.
- Физ. минутка.
Игра «Птички»
Пой-ка, подпевай-ка, 2 хлопка
Десять птичек – стайка. 3 шага
Все известны для детей:
Эта птичка – соловей, правую руку поднять вверх
Эта птичка – скворушка, левую руку поднять вверх
Серенькое перышко. руки вверх, вниз
Эта птичка – коростель, правую руку в сторону
Эта птичка – свиристель, левую руку в сторону
Это – зяблик, это – стриж, 4 хлопка
Это – развеселый чиж, руки вверх, вниз
Ну, а это – злой орлан. 4 хлопка
Птички, птички, по домам! прыжки на месте на двух ногах
- Предложения.
- Предлоги.
- Скворец сидит на скворечнике (В).
- Скворец вылетел в скворечник (влетел).
- Аист улетает из поля (с).
- Аист прилетает с поля (улетает).
- Скворец вылетает от скворечника (из).
Скворец влетает из скворечника (вылетает).
- Нелепицы.
- Птенцы высиживают яйца.
- Из яиц птиц появляются крокодильчики.
- Дети сделали для аистов скворечники.
- Тело птицы покрыто шерстью.
- Птенцы строят гнезда.
- Скворец живет в будке.
- Пересказ.
«Спасатели».
Лиза, Коля и Наташа возвращались из школы после уроков. Возле дороги они увидели в зеленой траве маленького птенчика. Птенчик выпал из гнезда. Коля залез на дерево. Лиза подала ему птенчика. Коля опустил птенчика в гнездо. «Здесь птенец будет в безопасности», - сказал Коля.
Вопросы по содержанию:
- откуда возвращались дети?
- что необычного они увидели?
- как дети спасали птенчика?
- почему птенец в гнезде в безопасности?
- Итог занятия.
Жюри подводит итоги викторины, объявляет результаты, награждает победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по связной речи по теме: Перелетные птицы" с детьми подготовительной группы, с ОВЗ
Развитие связной речи через составление описательных рассказов о перелетных птицах...
Конспект НОД по развитию речи на тему «Перелетные птицы»
дать представление о перелётных птицах, знакомя с их внешним видом (туловище,голова,клюв,хвост,крыло,лапки)....
Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема "Перелетные птицы")
Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшей, подготовительной группы с ОНР....
Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей младшей группы ДОУ
Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей младшей группы ДОУ...
Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей средней группы ДОУ
Игры и упражнения по развитию речи на тему "Перелетные птицы" для детей средней группы ДОУ...
Итоговое занятие в старшей группе по теме: «Перелетные и зимующие птицы»
Задачи:Познавательное развитие:- расширять и закреплять представления детей о зимующих и перелетных птицах;Речевое развитие:- Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;- Упражнять детей в ...
Конспект занятия по развитию речи по теме "Перелетные птицы"
Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...