КОНСПЕКТ коррекционного занятия по формированию грамматического строя речи на тему «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Цель занятия: Уточнять и расширять знания детей о признаках весны и перелётных птицах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pereletnye_ptitsy.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №68»

Нижнекамского муниципального района  Республики Татарстан

                                                                      КОНСПЕКТ

коррекционного занятия

по формированию грамматического строя речи

на тему «Перелетные  птицы»

Авторы:

Оганесян Н. Н., учитель-логопед

первая квалификационная категория

Сафина Т. А., воспитатель,

высшая квалификационная категория

г. Нижнекамск

2017г.

Дата

10 апреля  2017г.

Тема

«Перелетные птицы»

Программа

«Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»

Возраст

4-5 лет средняя группа

Основная образовательная область

Речевое развитие

Интегрированные образовательные области

 Речевое развитие, познание, коммуникация, социализация.

Форма проведения

Совместная    деятельность  логопеда, воспитателя  и  детей.

Цель

Уточнить и расширить знания детей о признаках весны и перелетных птицах.

   

        Развивающие

Развитие связного речевого высказывания, зрительного восприятия и внимания, развивать речевой слух.  Развивать связную речь детей, обогащать их словарь; интерес к жизни пернатых высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память).

Воспитательные

Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности. Воспитывать самоконтроль за речью, интерес достижения результата от выполненной работы.

Образовательные

Активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь по лексической теме.

Учить правильно употреблять существительные во множественном числе.

Активизировать речь детей.

Учить образовывать прилагательные от существительных.

Следить за правильным звукопроизношением.

Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме, совершенствовать грамматический строй речи; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу

Планируемый результат

 Закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами.

Методы и приемы

Сюрпризный момент.

Художественное слово. Рассказ педагога. Рассказ детей. Объяснение. Дидактические игры. Загадывание загадок. Упражнение.
Беседа. Вопросы. Игра.

Материалы   и оборудование

Полумаски героев сказки «Теремок» : мышка, лягушка, лиса, заяц, волк, медведь .

 Макет теремка (ширма).

  Клубок ниток.

Картинки по теме: перелётные птицы.

Костюм «Феи» на взрослого.

Ноутбук.

Замок.

Организация детей

1.Дети стоят в кругу.

2.Сидя на стульчиках полукругом.

Индивидуальная работа

Активизировать мыслительную деятельность с Исламом, Эльвиной.

С Ярославой, Эльвиной–развивать чувство уверенности в себе и своих силах.

Словарная работа

Предметный: Грач, скворец, соловей, кукушка, ласточка, журавль, аист, лебедь, клюв, крылья, скворечник.

Качественный: перелётные.

Перелетные, зимующие птицы, длинноногий,  короткохвостый, острокрылая, звонкоголосый, скворчата, грачата, журавлята, аистята, кукушата. УМК: Аю, исэнмесез, сау булыгыз.

Предварительная работа

 Беседа о перелетных птицах; рассматривание иллюстраций перелетных птиц; загадывание загадок о перелетных птицах; наблюдение за птицами во время прогулок; разучивание пальчиковой гимнастики; чтение художественной литературы; просмотр документальных фильмов: «Жизнь птиц в природе», «Перелётные птицы», «Гнездованье птиц», просмотр мультфильма «Теремок»; чтение русской народной сказки «Теремок»;

Структура ОД

1.часть  Организационный момент.

Сюрпризный момент (появление Феи)

 Художественное слово.

2. часть Основная

 УМК

 Загадки про перелетных птиц

 Лексико-грамматические игры и упражнения 

Игра «Угадай и назови»

Игра «Скажи одним словом»

Игровое упражнение «Скажи правильно» (закрепление предлогов)

Физкультминутка

Игра с мячом «У кого кто». (Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят))

Игра «Кто лишний» (развитие речевого слуха, мышления, связной речи)

Итог занятия.

Ход ОД

Организационный  момент

УМК

           Основная часть

 Загадки о перелетных птицах

     

 

Лексико-грамматические игры и упражнения .

Игра «Угадай и назови»


Игра «Скажи одним словом»

Физкультминутка

Игровое упражнение «Скажи правильно» (закрепление предлогов)

Игра с мячом «У кого кто» (Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. С суффиксами –ат, -ят))

Игра на развитие речевого слуха, мышления, связной речи.


Под музыкальное сопровождение в зал входит Фея (воспитатель)

Фея: Здравствуйте ребята. Исэнмесез. Я фея сказок. Я пришла к вам из волшебной страны. Это  волшебная страна, где всюду происходят чудеса, где каждый зверь и даже птица, умеют разговаривать и веселиться. И всё это происходит в моей стране сказок. А хотите попасть в страну сказок? (Да) Вот вам мой волшебный клубочек. Он поможет вам найти дорогу в страну сказок. Желаю удачи! Сау булыгыз

(Фея уходит)

Логопед: Ребята,  давайте покатим наш клубочек далеко, далеко и посмотрим, куда он нас приведет.

(Катят клубок)

Логопед: Все мы знаем, все мы верим: есть на свете чудный терем. Вот он чудо – теремок, он не низок, не высок.

Ребята, вы тоже превратились в сказочных героев (надевают полумаски героев сказки). Сказка «Теремок» начинается.

 Логопед: Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок.  Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Мышка (ребёнок): Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живёт?

Логопед: Никто не отвечает. Обошла мышка вокруг теремочка и видит,  висит на двери замок, а на замке записка:

«Замочек откроется, если отгадаешь загадки»

Дети отгадывают загадки о перелетных птицах

Черный, проворный,

Кричит: «Крак!»

Червякам враг.

(Грач)

                                На шесте дворец,

 Во дворце певец,

 А зовут его…

(Скворец)

                            Не ворона, не синица,

 Как зовется эта птица?

 Примостилась на суку,

 Раздалось в лесу «ку-ку».

(Кукушка)

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы отгадали? (Перелётные птицы).

-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоемы)

Логопед: Замочек открылся. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить - поживать.

Прискакала к теремку лягушка-квакушка и давай стучаться в дверь:

Лягушка (ребёнок):  Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живёт?

Мышка: Я, мышка-норушка! А ты кто?

Лягушка: А я лягушка-квакушка.
 Мышка: Иди ко мне жить!

Логопед:  Пущу я тебя, лягушка в теремок, если выполнишь одно задание. Нужно найти картинки на которых изображёны перелетные птицы и назови  их правильно.

Дети работают по картинкам  перечисляют перелетных птиц.

Логопед: Молодцы ребята. Заходи, лягушка в Теремок.

И стали они  жить вдвоём. Живут себе, не тужат, крепко, крепко дружат.

Бежит   по лесу зайчик - побегайчик. Увидал теремок и спрашивает.

Зайчик – побегайчик (ребёнок): Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?

Мышка: Я, мышка – норушка.

Лягушка: я лягушка-квакушка. А ты кто?

Зайчик - побегайчик: А я зайчик - побегайчик.  Пустите меня в теремок.

Логопед : Терем - теремок – это наш дом. Пустим мы тебя, зайчик - побегайчик, если выполнишь одно задание.

Задание «Скажи одним словом»

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Физкультминутка

Тили – тели,  тили - тели,        (Машут ладошками)

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках,

 начиная с мизинца левой руки)

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка , стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели,      (Машут ладошками)

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв

 «Птицы поют»)

Логопед: Молодцы ребята. И стали они жить втроём. Живут себе, не тужат, крепко, крепко дружат . Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

Лиса (ребёнок): Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живёт?

Мышка: Я, мышка-норушка.

Лягушка: Я, лягушка – квакушка.

Заяц: Я, зайчик - побегайчик. А ты кто?

Лиса: А я лисичка - сестричка. Пустите меня в теремок.

Логопед: Пустим мы тебя, лисонька, если выполнишь одно задание.

Игра «Скажи правильно» на закрепление предлогов

Где сидит кукушка? (Кукушка сидит в клетке.)

Откуда вылетела кукушка? (Кукушка вылетела из клетки.)

Куда села кукушка? (Кукушка села на клетку.)

Откуда слетела кукушка? (Кукушка слетела с клетки.)

Логопед: И стали они вчетвером жить. Живут себе, живут, песенки поют.  Прибежал волчок - серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:

Волчок (ребёнок): Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живёт?

Мышка: Я, мышка-норушка.

Лягушка: Я, лягушка – квакушка.

Заяц: Я, зайчик – побегайчик.

Лиса: А я лисичка - сестричка . А ты кто?

Волчок: А я волчок - серый бочок. Пустите меня в теремок.

Логопед: Пустим тебя, волчок – серый бочок, если выполнишь одно задание.

Игра с мячом «У кого кто»

(Воспитатель  с мячом в руках стоит в кругу детей)

Воспитатель : Ребята, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

-У скворца-… (скворчата)

-У грача-… (грачата)

-У журавля-… (журавлята)

-У кукушки-… (кукушата)

-У аиста-… (аистята)

Логопед: Молодцы ребята. И стали они впятером жить. Живут себе, не тужат, крепко, крепко дружат.

Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Медведь (ребёнок) : Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живёт?

Мышка: Я, мышка-норушка.

Лягушка: Я, лягушка – квакушка.

Заяц: Я, зайчик – побегайчик.

Лиса: А я лисичка - сестричка .

Волчёк: А я волчок - серый бочок. А ты кто?

 Медведь: А я медведь косолапый. Пустите меня в теремок.

Логопед: пустим тебя, если выполнишь одно задание.

Игра «Кто лишний» (развитие речевого слуха, мышления, связной речи)

Логопед : Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?

Дети : Лишний скворец. Он перелетная птица, а все остальные птицы -  домашние.

Логопед : Ласточка, снегирь, скворец. Кто лишний?

Дети : Снегирь. Она зимующая птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелетные.

Логопед :Правильно.  Цыпленок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?

Дети :Цыпленок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые, большие.

Логопед :Правильно. Молодцы !                                

Логопед: И стали они жить все вместе. Живут себе не тужат, крепко, крепко дружат.

 
Вот и заканчивается наше путешествие в сказку «Теремок». Мы с вами побывали в стране сказок, где наши ребята превращались в сказочных зверей. А теперь за волшебным клубочком возвращаемся в детский сад. Молодцы ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Маленькая страна.

Учить образовывать существительные уменьшительно–ласкательной формы при помощи суффиксов ЕК, ИК....

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Тема: Два брата ИК, ЕК.

Практическое использование слов с ласкательным и увели­чительным значением: ИК, ИЩ....

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи. Тема: Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными

Обучение согласованию местоимений «мой», «моя» с именем существительным в роде. Закрепление практических навы­ков согласования местоимений с существительными. Подбирать к местоимению существительные с...

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Образование относительных прилагательных (какой по материалу).

формировать навыки словообразования, учить образовывать относительные прилагательные от существительных (какой по материалу).развитие слухового и зрительного внимания и памяти. Развитие понимание речи...

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Тема: практическое употребление предлогов под, из-под.

Закрепить знание детей о значении предлогов ИЗ-ПОД, ПОД. Упражнять в правильном употреблении предлогов в речи. Упражнять детей в составлении предложений с данными предлогами. Уточнить пространственное...

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи для детей средней группы по теме "Домашние животные"

Материал занятия помогает  развивать связную речь детей, распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения, образовывать множественное число существительных,пра...