конспект занятия по связной речи по теме: Перелетные птицы" с детьми подготовительной группы, с ОВЗ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Развитие связной речи через составление описательных рассказов о перелетных птицах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspektpereletnye_ptitsy_23.03._16g.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №67» компенсирующего вида
Конспект занятия на тему: «Перелетные птицы»,
детей с ОНР III уровня речевого развития
(подготовительная группа – 6-7 лет)
Учитель – логопед
Чигарина Татьяна
Дмитриевна.
Дзержинск 2016
ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
образовательные задачи:
*Развивать связную речь, составление описательных рассказов о перелетных птицах, упражнять в составлении сложноподчиненных и сложносочиненных
предложений,
* Учить сравнительному описанию. *Закреплять умение согласовывать прилагательные с
сущ. в роде, числе, падеже,
* Активизировать словарь по теме,
коррекционно – развивающие:
*Практически употреблять притяжательные прилагательные.
*Закреплять умение употреблять слова с ласкательными оттенками.
* Автоматизировать сонорные звуки в словах, предложениях.
*Развивать мышление, внимание, воображение, слуховую и зрительную память;
воспитательные:
воспитывать четкое произношение слов, дикцию.
*Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение ко всему живому, что есть на земле.
Предварительная работа
- Выставка книг, иллюстраций на тему «Перелетные птицы»
Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» - Выставка детских рисунков « Перелётные птицы».
- Рисование перелётных птиц и составление описательных рассказов по своему рисунку.
- Разучивание стихотворений, загадок, поговорок.
Рекомендации родителям по теме «Перелетные птицы»
Оборудование:
- Воздушный шар
- Картинки перелетных птиц, мнемотаблицы
- Эмблемы, мяч, шарики СУ – Джок по количеству детей.
- Аудиозапись
Методы и приемы:
Метод наглядного моделирования - работа с мнемотаблицами, наводящие вопросы, дыхательная гимнастика
поощрение, речевая игра « Назови ласково».
Дифференцированный подход:
Составление описательного рассказа
Составление описания – сравнения
Описательная загадка
Дети проходят в кабинет и становятся вокруг логопеда.
« К нам пришли гости поздороваемся с ними».
Звучит музыка из телепередачи « В мире животных».
Логопед. Дети, я рада вас приветствовать на заседании клуба - « Любители природы». Вы хотите стать членами клуба? Чтобы стать членами клуба, нужно выполнить ряд заданий, ответить на вопросы, вы готовы?
Дети – Да, мы готовы.
Логопед. Есть птицы, которые осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются обратно.
Как называют таких птиц? Дети: Перелётные птицы
Логопед: Назовите перелётных птиц.
Дети Ласточка, грач, лебедь, журавль, жаворонок, кукушка. Прикрепляются карточки с изображение птиц к изображению дерева.
Из тёплых краёв все птицы возвращаются не в одиночку, а стаей, говорят – летит птичья стая.
Как мы скажем про стаю гусей – гусиная стая,
Стая лебедей – лебединая
Стая журавлей – журавлиная
Стая грачей - грачиная
Какая птица весну на крыльях приносит? (скворец) Почему так говорят?
Ответы детей.
Логопед. Дети, мы знаем поговорку « Летит скворец - зиме конец».Птицы разные, но у них есть общее, а есть и отличие.
Что у птиц общего и чем они отличаются?
Дети отвечают.
Общее – 2 крыла
две лапки,
хвост, круглая головка, овальное туловище, перья.
Все согласны? Да, вы правильно сказали.
Отличие – размер, цвет оперения, пение, место обитания, гнездования, корм
Логопед. Почему весной птицы возвращаются в родные места?
Дети. Просыпается вся природа, у птиц появляется корм.
Возвращаются и ласточки.
Проводится пальчиковая гимнастика
ЛАСТОЧКА» (музыкальное сопровождение) с шариком Су – Джок.
Ласточка, ласточка
милая касаточка,
Ты где, была?
Ты с чем пришла?
За морем бывала,
весну добывала,
Несу, несу весну - красну.
Логопед. Молодцы, ребята! Действительно, весной птицы возвращаются домой в свои гнезда. Но при перелёте птиц ожидают разные опасности, и птицы могут не долететь до родного дома.
Я предлагаю отправиться путешествовать на воздушном шаре навстречу птицам, чтобы помочь им долететь.
Дети подходят к шару, берутся за ленточки.
Теперь мы к шарику пройдём
И путешествовать начнём.
Зажжем огоньки, чтобы в пути было светлее, не сбиться с пути. ( Дети дуют на пособия, заставляя их крутиться – «загореться»)
Полетели! А теперь следите за моей речью. Если я ошибусь, исправьте меня.
Мы пролетаем над «зелёные леса».
Мы пролетаем над «широкие поля».
Мы пролетаем над «высокие горы».
Дети исправляют неправильно произнесенные логопедом согласования слов, окончания слов
Логопед: А как вы думаете, горы опасны для птиц при перелёте? Почему?
Рассуждения детей. Да, ребята, я тоже согласна с вами.
Вот мы и перелетели высокие горы, пора спуститься на полянку около гор.
Дети подходят на «полянку» возле гор.
Физминутка « АИСТ»
Аист, аист длинноногий,
Укажи домой дорогу,
топни левою ногой,
Топни правою ногой и пойдешь ты домой
Видите, какие препятствия вам нужно преодолеть, чтобы помочь птицам. Вы готовы? Для этого нужно выполнить задание.
Рассказать о птицах, полюбоваться ими, знать, кого мы увидим…
Рассказы детей о перелетных птицах, описательный рассказ по выбору ребенка по картинке изображения птицы, опираясь на мнемотаблицы, сравнительный рассказ о птицах картинки двух птиц. Количество детей, занятых в составлении рассказов, определяется временем, оставшимся до конца занятия.
Логопед Ласковое слово, что солнышко, согреем птиц ими.
Я произношу слово, а вы это слово произносите ласково.
Птица - птичка, соловей -…, скворец - ,лебедь - …,кукушка -.
Л. Продолжим произносить хорошие слова о птицах (с мячом)
Д. Самый лучший певец – соловей (ребенок ловит мяч и отвечает).
Самый лучший пловец – лебедь.
Самый лучший строитель – ласточка.
Самый лучший летун – стриж.
Самые дружные – скворцы.
Тронь одного – все за него горой!
Ребята вот и все препятствия позади. Вы выполнили задания, ответили на вопросы, рассказали о перелетных птицах, и вас теперь можно считать полноправными членами клуба « Любители природы». Детям прикрепляются эмблемы « Любителей природы».
Итог занятия. Рефлексия.
Л. Ребята, мы совершили необычное путешествие. Каждый из нас стал мудрее и умнее. Если ваши рассказы получились полными, точными по описанию, интересными, то вы берете в руки - большую птичку, если ответы были неполными, неточными в описании, то - маленькую птичку.
О чём вы бы рассказали о птицах маме, папе, бабушке или братишке, сестренке?
Дополнительный материал:
Д/ и « Узнай птицу по описанию»
Д/и « Один – много»
Д/и « Улетает – не улетает»
Д/и « У кого кто»
Д/и «Улетели птицы»
Д/и « Четвертый лишний»
Д/и « Кто за кем?»
Д/и « Узнай по контуру»
Д/ и «Отгадывание птицы
по названию ее частей»
Загадки, стихи, пословицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему "Литературный калейдоскоп" в подготовительной группе
чтение художественной литературы...
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с элементом драматизации с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.
Данный вид занятия способствует творческому развитию дошкольников....
Конспект занятия по заучиванию стихотворения на тему «Осень» с детьми подготовительной группы с интелектуальной недостаточностью.
Цель занятия развитие умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники.Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихотворение и выразительно его рассказывать, форми...
Конспект занятия по заучиванию стихотворения на тему «Осень» с детьми подготовительной группы с интелектуальной недостаточностью.
Цель занятия развивать умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники.Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихотворение и выразительно его рассказ...
Конспект занятия по развитию речи на тему «Зимушка – зима » в подготовительной группе.
Конспект занятия по развитию речи на тему «Зимушка – зима » в подготовительной группе....
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Весна» с детьми старшей группы
Конспект занятия по равитию речи для детей с ТНР по теме "Весна"...
Конспект занятия по русскому языку на тему: "Перелетные птицы весной" (подготовительная группа).
План-конспект занятия по русскому языку....