конспект занятия по связной речи по теме: Перелетные птицы" с детьми подготовительной группы, с ОВЗ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Чигарина Татьяна Дмитриевна

Развитие связной речи через составление описательных рассказов  о перелетных птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektpereletnye_ptitsy_23.03._16g.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №67» компенсирующего вида

Конспект занятия на тему: «Перелетные птицы»,
        детей с ОНР III уровня речевого развития
             (подготовительная  группа – 6-7 лет)

                                            Учитель – логопед
                                                   Чигарина  Татьяна
                                                      Дмитриевна.

                     Дзержинск 2016

ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
 
образовательные задачи:
 *Развивать связную речь, составление  описательных рассказов о перелетных           птицах,              упражнять в составлении сложноподчиненных и сложносочиненных
            предложений,
*  Учить сравнительному описанию.                                                                                   *Закреплять умение согласовывать  прилагательные с
            сущ. в роде, числе, падеже,
*  Активизировать словарь по теме,
   коррекционно – развивающие:
*Практически употреблять притяжательные прилагательные.

*Закреплять умение употреблять слова с ласкательными оттенками.
* Автоматизировать сонорные звуки в словах, предложениях.

*Развивать мышление, внимание, воображение, слуховую и зрительную память;
воспитательные:
воспитывать четкое произношение слов, дикцию.

*Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение ко всему живому, что есть на земле.

Предварительная работа

  • Выставка книг, иллюстраций на тему «Перелетные птицы»
    Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
  • Выставка детских рисунков « Перелётные птицы».
  • Рисование перелётных птиц и составление описательных рассказов по своему рисунку.
  • Разучивание стихотворений, загадок, поговорок.
    Рекомендации родителям по теме «Перелетные птицы»

Оборудование:

  1. Воздушный шар
  2. Картинки перелетных птиц, мнемотаблицы
  3. Эмблемы, мяч, шарики СУ – Джок по количеству детей.
  4. Аудиозапись
    Методы и приемы:
    Метод наглядного моделирования  - работа  с мнемотаблицами, наводящие вопросы, дыхательная гимнастика
    поощрение, речевая игра « Назови ласково».
    Дифференцированный подход:
    Составление описательного рассказа
    Составление описания – сравнения
    Описательная загадка

    Дети проходят в кабинет и становятся вокруг логопеда.
    « К нам пришли гости поздороваемся с ними».
    Звучит музыка из телепередачи  « В мире животных».

  Логопед. Дети, я рада вас приветствовать на заседании клуба - « Любители природы». Вы хотите стать членами клуба? Чтобы  стать  членами клуба, нужно выполнить ряд заданий, ответить на вопросы, вы готовы?
Дети – Да, мы готовы.

  Логопед. Есть птицы, которые осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются обратно.

Как называют таких птиц?  Дети: Перелётные птицы

Логопед: Назовите перелётных птиц.
Дети Ласточка,  грач, лебедь, журавль, жаворонок, кукушка.
Прикрепляются  карточки с изображение птиц к изображению дерева.

Из тёплых краёв все птицы возвращаются не в одиночку, а стаей, говорят – летит птичья стая.

Как мы скажем про стаю гусей – гусиная стая,

                                   Стая лебедей – лебединая

                                   Стая журавлей – журавлиная

                                   Стая грачей - грачиная

Какая птица весну на крыльях приносит? (скворец) Почему так говорят?

Ответы детей.

  Логопед. Дети, мы знаем поговорку « Летит скворец - зиме конец».Птицы разные, но у них есть общее, а есть и отличие.
Что у птиц общего и чем они отличаются?

  Дети отвечают. 
Общее
–  2 крыла
                 две лапки,
                хвост,  круглая головка, овальное туловище,     перья.    
Все  согласны? Да, вы правильно сказали.

Отличие  – размер, цвет оперения, пение, место обитания,    гнездования, корм
Логопед. Почему весной птицы  возвращаются  в родные места?

Дети. Просыпается вся природа, у птиц появляется корм.
 Возвращаются и ласточки.
Проводится пальчиковая гимнастика
ЛАСТОЧКА» (музыкальное сопровождение) с  шариком Су – Джок.

Ласточка, ласточка
милая касаточка,
Ты где, была?
Ты с чем пришла?
За морем бывала,
весну добывала,
Несу, несу весну  - красну.

 
Логопед. Молодцы, ребята! Действительно, весной птицы возвращаются домой в свои гнезда. Но при перелёте птиц ожидают разные опасности, и птицы могут не долететь до родного дома.

 Я предлагаю отправиться путешествовать на воздушном шаре навстречу птицам, чтобы помочь им долететь.

  Дети подходят к шару,  берутся за ленточки.

  Теперь мы к шарику пройдём

  И путешествовать начнём.
Зажжем огоньки, чтобы в пути было светлее, не сбиться с пути. ( Дети дуют на пособия, заставляя их крутиться – «загореться»)

Полетели! А теперь следите за моей речью. Если я ошибусь, исправьте меня.

              Мы пролетаем над «зелёные леса».

              Мы пролетаем над «широкие поля».

              Мы пролетаем над «высокие горы».

  Дети исправляют неправильно произнесенные логопедом согласования слов, окончания слов  

Логопед: А как вы думаете, горы опасны для птиц при перелёте? Почему?

 Рассуждения детей. Да, ребята, я тоже согласна с вами.

Вот мы и перелетели высокие горы,  пора спуститься на полянку около гор.

Дети подходят на «полянку» возле гор.
Физминутка  « АИСТ»
Аист, аист длинноногий,
Укажи домой дорогу,
топни левою ногой,
Топни правою ногой и пойдешь ты домой

Видите,  какие  препятствия вам нужно преодолеть, чтобы помочь птицам. Вы готовы? Для этого нужно выполнить задание.

Рассказать о птицах, полюбоваться ими, знать, кого мы увидим…

Рассказы детей  о перелетных птицах, описательный  рассказ по выбору ребенка по картинке  изображения  птицы, опираясь на мнемотаблицы, сравнительный  рассказ о птицах  картинки двух птиц. Количество детей, занятых в составлении рассказов, определяется временем, оставшимся до конца занятия.
Логопед Ласковое слово, что солнышко, согреем птиц ими.

 Я произношу слово, а вы  это слово произносите ласково.

Птица -  птичка, соловей -…, скворец - ,лебедь - …,кукушка -.

Л.  Продолжим произносить хорошие слова о птицах (с мячом)

Д. Самый лучший певец – соловей (ребенок ловит мяч и отвечает).

     Самый лучший пловец – лебедь.

     Самый лучший строитель – ласточка.

     Самый лучший летун – стриж.

     Самые дружные – скворцы.

Тронь одного – все за него горой!

Ребята вот и все препятствия позади. Вы выполнили задания, ответили на вопросы, рассказали о перелетных  птицах,  и вас теперь можно считать полноправными членами клуба « Любители природы». Детям прикрепляются эмблемы « Любителей природы».    

Итог занятия. Рефлексия.

Л.  Ребята, мы совершили необычное путешествие. Каждый из нас стал мудрее и умнее. Если ваши рассказы получились полными, точными по описанию, интересными, то вы берете в руки - большую птичку, если ответы были неполными, неточными  в описании, то - маленькую птичку. 
О чём вы бы  рассказали о птицах маме, папе, бабушке или братишке, сестренке?

Дополнительный материал:
                                    Д/ и « Узнай птицу по описанию» 
                                      Д/и  « Один – много»
                                       Д/и « Улетает – не улетает»
                                       Д/и  « У кого кто»
                                      Д/и  «Улетели птицы»
                                      Д/и  « Четвертый лишний»
                                       Д/и « Кто за кем?»
                                        Д/и « Узнай по контуру»
                                         Д/ и «Отгадывание  птицы  
                                             по названию ее частей»
                                    Загадки, стихи, пословицы








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по заучиванию стихотворения на тему «Осень» с детьми подготовительной группы с интелектуальной недостаточностью.

Цель занятия развитие умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники.Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихотворение и выразительно его рассказывать, форми...

Конспект занятия по заучиванию стихотворения на тему «Осень» с детьми подготовительной группы с интелектуальной недостаточностью.

Цель занятия развивать умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники.Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихотворение и выразительно его рассказ...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Зимушка – зима » в подготовительной группе.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Зимушка – зима » в подготовительной группе....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Весна» с детьми старшей группы

Конспект занятия по равитию речи для детей с ТНР по теме "Весна"...