Конспект совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР «Поможем Человеку Рассеянному» (по произведениям С.Я.Маршака)
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект содержит материал, помогающий педагогам в работе с детьми с ОНР по развитию речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект
совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР «Поможем Человеку Рассеянному» (по произведениям С.Я.Маршака)
Составили:
воспитатель Горовая О.А
воспитатель Иванова В.А
учитель-логопед Сироткина Л.А
Санкт-Петербург
2013
Цели:
1. Профилактика нарушений письменной речи.
2. Уточнение и активизация словаря по теме «Творчество С.Я. Маршака»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнение и активизация словаря по теме «Творчество С.Я. Маршака».
2. Совершенствование грамматического строя речи.
3. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
4. Дифференциация согласных звуков с – ш.
5. Совершенствование навыка чтения.
6. Учить ориентироваться на листе бумаги.
7. Развивать чувство рифмы.
8. Профилактика нарушения посменной речи.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие координации речи с движением.
4. Развитие тактильной чувствительности.
5. Развитие связной речи мышления.
6. Развитие операции слогового анализа и синтеза.
Коррекционно-воспитательные:
1. Поддерживать интерес к поэтическому творчеству С.Я Маршака.
2. Развивать воображение.
3. Воспитывать навыки сотрудничества в игре, самостоятельности, ответственности.
4. Развивать навык выразительного чтения стихов.
Задачи на развитие интегративных качеств:
1. Развивать любознательность.
2. Поддерживать интерес к творчеству детских писателей.
3. Развивать умение использовать простые схематичные изображения.
Оборудование:
1. Коврографы
2. Разрезные картинки
3. Плоскостные изображения домиков, поезда с тремя вагонами
4. Шесть емкостей с различными крупами (чечевица, рис, пшено, греча, фасоль, горох)
5. Слоговое домино
6. Карта-схема из 9 квадратов
7. Звуковые символы
8. Звуковая линейка
9. Мультимедийное оборудование (экран, проектор)
10. Два рюкзака с вещами
11. Листы в крупную клетку и карандаши
12. Мешочек с пластмассовыми буквами
Предварительная работа.
1. Чтение произведений С.Я. Маршака.
2. Заучивание стихов, загадок.
3. Рисование героев из произведений С.Я. Маршака.
4. Лепка и аппликация по теме.
5. Подбор рифмы к различным словам.
6. Посещение библиотеки.
Ход:
1. Организационный момент.
Создание эмоционально-положительного фона.
Логопед: - Дети, сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь с ними.
- Мы с вами поиграем, а гости на нас посмотрят.
- Что мы слышим ушами? (звуки)
- А что мы видим глазами? (буквы)
- Мы сегодня будем играть со звуками и с буквами.
- Подойдут ко мне те дети, в чьих именах первый звук –согласный мягкий (Тимофей).
2. Игра «Живые звуки».
Логопед раздает детям символы.
Ребенок (1): - Я звук «Р» - согласный твердый
Ребенок (2): - Я звук «А» - гласный и т.д.
Логопед: - Соберитесь, звуки, в слово «Маршак».
- А кто такой «Маршак»? (знаменитый детский поэт и переводчик)
- А сейчас мы с вами…
Входит Человек Рассеянный, перед ним катится клубок ниток.
- Здравствуйте! Кажется, я заблудился!
- Я вышел из поезда и потерялся.
- Как же мне вернуться обратно?
Логопед: - Ребята,+ кто это?
Дети: - Человек рассеянный.
Логопед: - Ты, видимо, ориентируешься плохо и поэтому заблудился. Кто же в наше время ориентируется по клубку ниток?
- Мы будем учиться ориентироваться. А поможет нам карта с заданиями. Если ты будешь нам помогать, то сможешь вернуться обратно.
Рассеянный: - Спасибо, я согласен.
Волшебная карта.
Логопед: - Рассеянный, покажи центральный квадрат. (Ч.Р переворачивает соответствующий квадрат).
Ч. Р. – Ой, это же моя любимая книга. (показывает ее).
На ней написано: ХИ-СТИ И
ГАД-ЗА-КИ
Логопед: - Что это за название такое? Дети, исправьте ошибки (стихи и загадки).
3. Игра в рифму.
Ч.Р. Надо же ,какое красивое название у моей любимой книги! А я знаю очень интересные стихотворения Маршака. Давайте поиграем: я буду произносить начало стихотворения и бросать вам мяч, а вы договаривать его.
4. Загадки с использованием экрана.
Ч.Р. Молодцы! Стихи хорошо знаете, а загадки разгадать сумеете? Ну тогда всё внимание на экран.
(Рассеянный загадывает детям загадки, а на экране появляются отгадки)
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час
А вы, друзья, не бейте нас. (часы)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (дождь)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (тапки)
Вот зеленая гора,
В ней глубокая нора.
Что за чудо!
Что за чудо!
Кто-то выбежал оттуда
На колесах и с трубой
Хвост волочит за собой. (паровоз)
В полотняной стране
По реке простыне
Идет пароход
То взад, то вперед
И за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (утюг)
Под Новый год
Пришел он в дом
Таким румяным толстяком
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (календарь)
Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (мяч)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (пила)
Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду. (велосипед)
Ч.Р. – Какие вы умные ребята, всё, всё знаете.
Логопед: - Алёша Ш. ,покажи левый верхний квадрат. (Ребёнок показывает, переворачивает).
Ч.Р. – Что это? (Ручеёк)
5. Ласковый ручеек.
Логопед: - Для того, чтобы вы смогли перебраться через ручеек, нужно назвать предметы ласково.
(Логопед раздает картинки с отгадками, дети называют ласково предмет и перешагивают через ручеек.)
Логопед: - Молодцы, через ручеёк перебрались. Алёша К. , покажи правый верхний квадрат. (Показывает, переворачивает).
6. Кто в каком домике живет?
Логопед: - Нужно определить первый звук в названии картинки.
- Если первый звук согласный твёрдый, то картинку нужно поселить в домик с синей крышей, а если первый звук согласный мягкий, то картинку нужно поселить в домик с зеленой крышей. (Дети по одному подходят к столу, берут картинку и рассказывают про неё по заданию)
Ребенок говорит: - В слове «картина» первый звук твердый согласный и поэтому я вставлю картинку в домик с синей крышей.
Логопед: - Молодцы.
Ира, покажи центральный верхний квадрат
7. Игра «Веселый поезд».
Логопед: -Нужно животных из зоосада отправить в путешествие.
- Каких животных вы узнали?
Дети называют животных и читают строчки из стихотворения «Детки в клетке».
СЛОН
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
ЖИРАФ
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
ЗЕБРА
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
СОВЯТА
Взгляни на маленьких совят –
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
ПИНГВИН
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
МАРТЫШКА
Мартышка вспоминает
Страну свою – Алжир
И утром принимает
Прохладный рыбий жир.
Логопед: - Эти замечательные животные отправляются в путешествие на поезде.
- В этом поезде три вагона. В первом вагоне поедут животные, в названии которых один слог, во втором вагоне – в названии которых два слога, а в третьем вагоне – три слога.
Ч.Р. – А как узнать, в каком слове сколько слогов?
Дети: - Нужно определить, сколько в слове гласных звуков.(с помощью руки, приложенной к подбородку)
Ребенок (1) берет картинку со слоном и отвечает:
- В слове ,,слон,, один гласный звук и один слог, поэтому слон поедет в первом вагоне и.т.д.
Ч.Р. – Ой, вы, наверное, устали?
- Давайте поиграем.
8.Физкультминутка.
Однажды старушка отправилась в лес
Приходит обратно, а пудель исчез.
Искала старушка 14 дней
А пудель по комнате бегал за ней.
Логопед: - Матвей, открой левый нижний квадрат.
Ч.Р. – А что это за миска?
9. Игра «Пальчиковый бассейн». В каждой из шести мисок находятся разные наполнители (поролон, пуговицы, крышечки и т.д. ).
- Подойдите, пожалуйста, к мискам.
Логопед: - Нужно опустить руки в миску и найти карточки, а затем составить из слогов понятное слово.
Дети составляют слова: Багаж, почта, старушка, кораблик, кузнец, пони. (Рассеянный тоже выполняет задание).
Ч.Р. – Я узнал!
- Это же название стихов Маршака!
Логопед: - Тимофей, покажи правый центральный квадрат.
Ребята, мы с вами составляли из слогов слова, а сейчас мы будем из слов составлять предложения.
10. Игра «Составь предложение».
Ч.Р. – раздаёт контейнеры с карточками, а дети, взяв контейнер выкладывают на ковре разные предложения с использованием предлогов: к, от, около, за, и слов действий. (Старушка сидит около коровы.)
Ч.Р. – Какие вы молодцы! Только у меня от ваших заданий уже глаза устали!
Логопед: - чтобы глазки отдохнули, проведём
физкультминутку для глаз, внимание на экран, следите за движением предметов на экране.
Логопед: - Рассеянный, покажи левый центральный квадрат. (Показывает, открываем).
Ч.Р. – Ой, здесь нарисован какой – то мешочек!
Логопед: - Рассеянный, а ты помнишь, куда собирался ехать?
Ч.Р. – Нет.
Логопед: - А вот этот мешочек поможет нам это выяснить.
11. Игра «Чудесный мешочек».
Ч.Р. – Подходит к каждому ребёнку, который на ощупь узнаёт букву, называет её и только потом достаёт.
На каждой букве, сзади написана цифра (от одного до шести).
Ч.Р.: - Дети, разместите по порядку буквы на магнитной доске.
Логопед: - прочитайте слово, которое получилось. (Москва).
Ч.Р. – Ура! Теперь я вспомнил, что собирался в Москву.
Логопед: - Андрей, покажи нижний центральный квадрат.
Ч.Р.: - Ой, вещи. А где мои вещи?
Логопед: - Не знаю, у нас в саду порядок, нигде ничего не валяется, давайте посмотрим в потеряшках , может сюда нечаянно попали вещи? (Логопед достаёт коробку с потеряшками, смотрит с детьми вещи).
Ч.Р. – Да, это мои вещи. А как же я их понесу?
12. игра «Собери вещи».
Логопед: - нужно помочь Рассеянному собрать вещи в сумки.
- Вещи, в названии которых есть звук и буква «С», положим в одну сумку, а вещи, в названии которых есть звук и буква «Ш» в другую. (Ребёнок достаёт вещь, называет её и объясняет, куда её надо положить и почему).
Логопед: - Молодцы!
Ч.Р. – Спасибо вам большое. Теперь я и вещи свои нашёл, и вспомнил, куда еду. Мне пора на поезд, до свидания ,ребята.
Логопед: - Погоди, Рассеянный, а номер своего поезда ты знаешь?
Ч.Р.: - Ой, и это я не помню.
Логопед: - Не волнуйся, мы тебе поможем. На нашей карте остался всего один квадрат. Назовите его правильно.(правый нижний квадрат)
Логопед: - Давайте поиграем в игру «Шагаем по клеточкам» и узнаем, какой номер поезда у Рассеянного.
- Перед вами листочки в клеточку с точкой, я буду задавать вам направление движения карандаша и количество клеточек.
- Рассеянный, ты тоже выполняй с нами это задание. (Логопед диктует: 4 клетки влево и т.д.)
Логопед: - Какая цифра у вас получилась, дети? (5)
Ч.Р. –Верно! Это номер моего поезда. Мне пора ребята. Спасибо, что научили меня ориентироваться. Я всё запомнил и никогда больше не потеряюсь. А на память о нашей встрече я подарю вам свою книгу.
До свидания! (Ч.Р. уходит)
Итог:
Логопед: - Ребята, сегодня мы с вами вспомнили произведения замечательного детского писателя С.Я. Маршака, поиграли со звуками и буквами и научились ориентироваться. Большое спасибо, вы молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа учителя-логопеда, детей и родителей группы компенсирующей направленности в частушечном творчестве.
Частушки о Весне и о маме, посвященные Дню 8 Марта....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа разработана, для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи с учётом целей и задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми на...

Конспект коррекционно-развивающего занятия (индивидуальное занятие учителя -дефектолога и учителя-логопеда с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).
Тип занятия: коррекционно - развивающее.Вид занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи.Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредств...

Совместное планирование воспитателя и учителя-логопеда. Старшая и подготовительная группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа воспитателя и учителя-логопеда, работающих в группе компенсирующей направленности. В данном пособии находит своё отражение это утве...

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: «Муха-Цокотуха – именинница!»
В процессе работы над понятиями "словосочетание" и "предложение" важную роль играет правильное употребление предлогов. Предлог - это служебная часть речи, которая указывает на разл...

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в космос, или как ребята помогали Юпику»
Тема: «Путешествие в космос, или как ребята помогали Юпику». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности - дети 6 лет Форма организации - ...

Перспективное планирование работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС) /2 год обучения/ 2023-2024 учебный год
Перспективное планирование работы учителя – дефектолога и учителя-логопеда группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС)/2 год обучения/ 2023-2024 учебный годМесяцНач...
Комментарии
Великолепный конспект!
Великолепный конспект! Полностью соответствует ФГОС.