Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в космос, или как ребята помогали Юпику»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Завьялова Ольга Викторовна

Тема: «Путешествие в космос, или как ребята помогали Юпику». 

Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности - дети 6 лет 

Форма организации  - подгрупповая (6 человек)

Вид деятельности: совместная 

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 

  • Уточнять знания об акустических характеристиках звука Р;
  •  Закреплять навык составления предложения из разрозненных слов со звуком Р;
  •  Упражнять в конструировании по образцу;   
  •  Закреплять навык словообразования существительных;
  •  Расширять и обобщать знания о космосе и вселенной;
  • Активизировать и уточнять словарь по теме;
  •  Учить внимательно слушать вопрос, отвечать на вопрос полным предложением, обосновывать свою точку зрения, делать выводы;

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ: 

  •  Закреплять  навык четкого произношения и различения звука Р;
  • Совершенствовать фонематическое восприятие;
  •  Развивать общую и ручную моторику, чувство равновесия, координации речи с движением, пространственного восприятия;
  • Развивать высшие психические функции, а именно логическое мышление, слуховое внимание, память;
  •  Развивать слоговую структуру слов, слоговой анализ и синтез, составление, чтение слов;
  •  Совершенствовать диалогическую речь через формирование умения участвовать в беседе;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Вызвать у детей сопереживание, желание прийти на помощь и выручку;
  • Совершать добрые дела и поступки. 

Оборудование НОД в соответствии с ФГОС: презентация по теме, интерактивная доска, материалы для конструирования (счетные палочки, схемы ракет для коструирования), мяч, игровой кубик, звезды с буквами для составления слов по теме, материалы для звукового анализа слов и составления предложений (звуковые схемы, звуковые домики для слогового анализа слов, фишки синего цвета, схемы предложений), космическая коробка с подарками от инопланетян, демонстрационный материал комических объектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_obrazovatelnaya_deyatelnost_uchitelya.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда                      

 с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности по теме:

«Путешествие в космос, или как ребята помогали Юпику»

Тема: «Путешествие в космос, или как ребята помогали Юпику».

Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности - дети 6 лет

Форма организации  - подгрупповая (6 человек)

Вид деятельности: совместная

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Уточнять знания об акустических характеристиках звука Р;
  • Закреплять навык составления предложения из разрозненных слов со звуком Р;
  • Упражнять в конструировании по образцу;  
  • Закреплять навык словообразования существительных;
  • Расширять и обобщать знания о космосе и вселенной;
  • Активизировать и уточнять словарь по теме;
  • Учить внимательно слушать вопрос, отвечать на вопрос полным предложением, обосновывать свою точку зрения, делать выводы;

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Закреплять  навык четкого произношения и различения звука Р;
  • Совершенствовать фонематическое восприятие;
  • Развивать общую и ручную моторику, чувство равновесия, координации речи с движением, пространственного восприятия;
  • Развивать высшие психические функции, а именно логическое мышление, слуховое внимание, память;
  • Развивать слоговую структуру слов, слоговой анализ и синтез, составление, чтение слов;
  • Совершенствовать диалогическую речь через формирование умения участвовать в беседе.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Вызвать у детей сопереживание, желание прийти на помощь и выручку;
  •  Совершать добрые дела и поступки;

Оборудование НОД в соответствии с ФГОС: презентация по теме, интерактивная доска, материалы для конструирования (счетные палочки, схемы ракет для коструирования), мяч, игровой кубик, звезды с буквами для составления слов по теме, материалы для звукового анализа слов и составления предложений (звуковые схемы, звуковые домики для слогового анализа слов, фишки синего цвета, схемы предложений), космическая коробка с подарками от инопланетян, демонстрационный материал комических объектов.

Этап

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

1.Этап

Мотивационно-побудительный

Введение в образовательную ситуацию

Появление Юпика.

Здравствуйте, ребята!

А вы любите путешествовать?

К нам сегодня прилетел гость. Вы готовы подружиться с ним?

Посмотрите на наш экран.

Юпик: Привет! Меня зовут Юпик! Я прилетел с далекой планеты Марс! Я-марсианин!

На нашей планете живет много звуков и букв. Особенно я люблю играть со звуком Р. Я взял его с собой в путешествие.  

Но моя ракета попала под метеоритный дождь, поврежден двигатель. Я совершил аварийную посадку.  Что мне делать?

Ребята. Ребята, а мы сможем помочь Юпику?

 Но как?

Логопед: Здорово! Мы починим ракету Юпика, а для себя построим новые ракеты и вместе отправимся в космическое путешествие. А помогать нам будет звук Р.  Согласны?

Итак, за дело! Садитесь!

Здравствуйте!

ДА

ДА

ДА

Варианты детей

Починим ракету!

2 этап

Организационно-поисковый

Конструирование ракеты по образцу. Развитие мелкой моторики рук, пространственного восприятия

Сначала, разомнем наши ручки. Повторяй за мной.

Мы построим, мы построим

Самый лучший звездолет:

Все проверим, все устроим

И отправимся в полет!

Логопед: Ребята вот вам чертежи космических ракет и строительные материалы. Чтобы наши ракеты взлетели, нужно их построить четко и правильно, как на чертеже. Иначе, ракета не взлетят! Начинайте!

Мы построили целый космодром. Какая ракета получилась? Подберите слова, в названиях которых есть звук Р.

(ударяют кулачками др о друга 4 раза)

(пальцы в колечки)

(руки подняты над головой и хлопок)

Дети выполняют задание за столом.

Красивая

Правильная

Ровная

Управляемая

Крылатая

Сверхзвуковая

Изолированное произнесение звука Р

Акустическая характеристика звука.

А сейчас давайте заведем моторы наших ракет.

Вы правильно произнесли звук Р.

А какой он?

Произносят изолированно звук Р.

Он - Согласный

Твердый

Звонкий

Отправляемся в путешествие

Замечательно! А теперь самое время отправиться в путешествие!!

5,4,3,2,1, на ракете полетим!!!

Имитация отсчета и взлета ракеты

Развитие фонематического восприятия, определение места звука в слове  

Ребята вот мы и в космосе! В космосе много планет и созвездий.

 

 Слушайте, если в названиях есть звук Р  - хлопайте, если нет – топайте.  

-Венера, Рак, Дева, Плутон, Марс, Кассиопея, Скорпион, Земля, Сатурн, Нептун, Уран, Юпитер.

Какой звук встречался в этих словах?

Сейчас мы будем определять место звука Р в словах. Возьмите звуковую схему и синюю фишку.

Посмотрите в иллюминатор. Сейчас мы пролетаем мимо планеты Юпитер. Как называется эта планета?

Где мы слышим звук Р? В начале, середине или конце слова? Выкладывайте фишку.

А теперь мы пролетаем мимо какой планеты?

Где мы слышим звук Р?

Выкладывайте фишку.

А это созвездие РАК.  Где мы слышим звук? В начале, середине или конце слова?

Хлопают/топают

В этих словах был звук Р.

Юпитер

Звук Р последний. Выкладывают место звука на схеме.

Мимо Венеры

Звук Р в середине.  

Выкладывают место звука на схеме.

Звук Р в начале слова.  

Выкладывают место звука на схеме.

Игра в мяч  «Семейка слов»

Образование родственных слов к слову Звезда

В космосе еще очень много звезд.  Давайте поиграем в мяч и подберем слова из одной семейки к слову звезда.



- Как можно назвать звезду ласково?

- Как назвать звезду если их много?
- Если на небе много звезд, то оно какое?

- Если на небе мало звезд, то оно какое?
- Как можно назвать корабль, летящий к звездам?

 - Как называется явление, когда с неба падают звезды?
- Как можно назвать скопление звезд на небе?

Замечательно!

Звездочка

Звезды

Звездное

Беззвездное

Звездолет

Звездопад

Созвездие

Динамическая пауза: «Выход в открытый космос»

 

(МЕДЛЕННАЯ МУЗЫКА)

Ребята, а вам бы хотелось выйти в открытый космос ?

В космосе все находится в состоянии невесомости. Как вы понимаете это слово?

Это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят и как бы плавают, при этом все движения медленные и плавные.

Давайте попробуем!

Медленно поднимаемся!

Представьте, что мы летим.

Представьте, что мы плывем.

В космосе даже можно поиграть в футбол и забить мяч в ворота!

А теперь представьте, что вы птица. Держите равновесие.

ДА

Дают варианты ответов

Встают из-за стола. Имитация движений. Переходят на ковер-звездное небо.  

Игра в кубик «Сосчитай!»

Согласование числительного с существительным

Мы в открытом космосе!

Что вы видите вокруг?

А давайте посчитаем все, что пролетает мимо нас. Кидай кубик. Что выпало? Считай.

- Сколько искусственных спутников пролетело?

 - Сколько ярких созвездий ты видишь?

  - Сколько межорбитных станций мы облетели?

 - Сколько огненных комет промчалось?

 -  Сколько огромных астероидов приближается?

- Сколько мерцает красивых звезд?

Звезды, созвездия, кометы, астероиды, искусственные спутники, космическую станцию.

 - Пролетело 2 искусственных спутника.  

Я вижу 2 ярких созвездия.

- Мы облетели 1 межорбитную станцию.

-Промчалось 5 огненных комет.

Приближается 4 огромный астероид.

Мерцает 6 красивых звезд.

Развитие звуко-слогового анализа и синтеза. Составление слов из букв. Чтение слова.  Упражнение в составлении предложений со словом ракета.

Ребята, посмотрите, как красиво мерцают звезды. Давайте будем собирать звезды.  Зоя (Маша, Гриша), какую звезду выберешь?

 Какую букву вы видите? Какое слово можно составить из этих букв?

Правильно! А какой звук мы слышим первым в этом слове?

Повторите еще раз, какой это звук?

Сколько слогов в этом слове?

Сколько звуков в этом слове?

Ракета издает сверхзвук. Какая звуковая схема подходит к слову Ракета.

Собирают звезды. Называют буквы.

Р-А-К-Е-Т-А

Звук Р

Согласны, твердый, звонкий

Три

Шесть

Определяют подходящую звуковую схему.

Работа с деформированным предложением.

Ребята, давайте вернемся в ракету. Нам пришли  важные послания с земли. Но сигнал очень плохо доходит. Давайте попробуем расшифровать их.

-Ракета, космос, в , отправляется

- Чинить– ракета – космонавт

- Приземляется -  ракета -планету – на

- Звёзды, мерцают , небе, на.

- Пролетает, по , комета, небу, хвостатая

-Ракета отправляется в космос.

-Космонавт чинит ракету.

-Ракета приземляется на планету.

-Звезды мерцают на небе.

-По небу пролетает хвостатая комета.

Развитие слуховой памяти и внимания, фонематического восприятия.

Ребята! Сейчас произойдет встреча Юпика с его родителями. Они – инопланетяне. Чтобы подружиться с ними, нужно выучить их язык. Слушай! Повторяй!

Ра-ра-ра – мы летим с Юпитера

Арс-Арс-Арс – Приземлились мы на Марс

Ран-ран-ран – показался нам Уран

Повторяют чистоговорки за инопланетянами

Игра «Кому подарки»

Совершенствование слоговой структуры слова

 Родители Юпика на прощание хотели бы подарить вам небольшие подарки, в знак того, что вы не оставили их сына в беде и помогли ему в трудную минуту. Каких инопланетян мы видим?

Чтобы понять, от кого подарок, надо прохлопать слова, один хлопок – значит, это подарок от одноглазого, два хлопка – от двуглазого, три хлопка – от трехглазого.

Выбирай подарок, разворачивай и смотри, что там.

-Шаттл

-Месяц

-Звезды

-Сатурн

-Луноход

-Юпитер

Одноглазого, двуглазого и трехглазого

Дети выполняют задание, определяют количество слогов в слове – подарке.

3  этап

Заключительный

Рефлексия.

А теперь самое время отправиться домой на нашу планету Земля!!

5,4,3,2,1, сейчас домой мы полетим!!!!

Наше путешествие закончилось! Вам понравилось наше путешествие?

А какой звук нам помогал?

Что вам запомнилось в нашем путешествии?

Спасибо! Вы замечательно потрудились!

Дети имитируют возвращение планеты

ДА

Звук Р

Дети отвечают на вопрос, делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и детей старшей логопедической группы по теме "Весна."

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и детей старшей логопедической группы с использованием технологии мнемотехника по теме "Весна"....

Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «Путешествие в жаркие страны».

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности в обучении...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну родственных слов»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности  по теме: «Путешествие в ст...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми в подготовительной группе компенсирующей направленности «Игра-путешествие по стране Транспорта»

Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми в подготовительной группе компенсирующей направленности«Игра-путешествие по стране Транспорта»...

Совместное планирование учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа учителя-логопеда и воспитателя , работающих в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В данном пособии находит свое о...

Конспект образовательная деятельность по ФЭМП в подготовительной группы компенсирующей направленности на тему: «Путешествие в страну Математики»

Конспект образовательная деятельность по ФЭМП в подготовительной  группы компенсирующей направленности  на тему: «Путешествие в страну Математики»...