Занятие «Мы едем, едем, едем…» по теме «Транспорт»
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме

Карташова Евгения Олеговна

Конспект занятия "Мы едем, едем, едем..." для детей старшего возраста в рамках тематической недели "Транспорт"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Мы едем, едем, едем…»  по теме «Транспорт»

Коррекционно-образовательные цели. Закрепить знания детей о транспорте, ПДД, профессиях на транспорте; уточнить и расширить словарь по теме (транспорт, наземный, подземный, воздушный, водный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой; светофор, шофер, водитель, летчик, капитан, машинист, работать, водить, управлять, внимательный, трудный, ответственный), уточнить детали транспорта; закрепить умение составлять  загадки-описания по схеме. Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных от существительных, приставочных глаголов; употребление предложно-падежных конструкций, образование сложных слов); продолжить работу над автоматизацией поставленных звуков.

Коррекционно-развивающие цели. Развивать связную и диалогическую речь, зрительное восприятие и внимания, слуховое внимание, речевой слух, звуковую сторону речи, тонкую и общую моторику. Развивать силу голоса и речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: фуражка для машиниста, свисток, магнитофон, запись песни «Голубой вагон»,  карта,  демонстрационный материал — картинки с изображением транспорта; пособие «Веселый поезд», картина «Транспорт», карточки с изображением частей машины и материала, из которого они сделаны, игра «Что перепутал Незнайка?», макет: гараж, машина, мост; мяч, Веселые человечки.

Ход занятия

  1. Организационный момент. На доске картинки по теме «Транспорт».

-Здравствуйте, ребята. Стук в дверь. В кабинет приходит почтальон и приносит письмо. Логопед читает письмо. “Здравствуйте, дети! Мы, Веселые человечки, приглашаем вас к себе в гости. Мы хотели бы с вами познакомиться. Живем мы далеко и до нас пешком не дойти”.

Логопед.  Дети, а вы хотите в гости к Веселым человечкам?

 Ждут нас в гости человечки                                                                                                                                                    К ним мы собираемся.                                                                                                                                            Выбирайте себе транспорт                                                                                                                                                   В гости отправляемся.

       -На чём можно поехать в гости? 

        «Я поеду».  Каждый ребенок должен сказать, на чем он поедет в гости.

Я поеду на грузовике.

Я поеду на троллейбусе.

Я поеду на трамвае.

Я поплыву на корабле.

Я полечу на ракете.

Я полечу на вертолете.

Минуточку внимания

Вам первое задание.

На картинки посмотрите

Одним словом назовите. ( Транспорт)

Кто загадку отгадает

На чем поедем мы, узнает.

Бежит конь вороной,

Вагоны тащит за собой. (Поезд)

-Мы поедем в гости к Веселым человечкам на поезде. Логопед показывает карту поездки.

- А кто управляет поездом? (Машинист).

- Сейчас мы узнаем, кто будет машинистом (Дети, чтобы выбрать машиниста, становятся полукругом и ребенок считает).

Начинаем мы считать,
Машиниста выбирать.
Один, два, три -
Машинистом будешь – ты!

- Вот и выбрали машиниста, а чтобы все знали, что он машинист, наденем ему фуражку. У меня свисток, я – проводник! Приглашаю всех занять места в поезде.

II. Основная часть. Путешествие на поезде.

Ну-ка, машинист, вставай

И вагоны подцепляй. Дети встают друг за другом «паровозиком».

Поезд подает сигнал —                                                                                                                                                                Он стоять уже устал.                                                                                                                                        Набирает поезд ход,                                                                                                                                                Свою песенку поет.

  1. Упражнение «Паровозы гудят»  Дети становятся паровозиком и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно всё тише. Опустив руки, замолкают.

Уууууууууу

  1. Подвижная игра «Поезд».

Все мы в поезд дружно сели

И в окошко посмотрели.    Повороты головой в стороны

Машинист педаль нажал

И наш поезд побежал.   Дети бегут 1 круг.

                      Машинист руками делает круговые движения вперёд-назад, вагоны руки на плечи.

«Чу-чу-чу,

Далеко я укачу!»

Вагончики веселые     Останавливаются около стульчиков. Массаж спины.

Бегут, бегут, бегут.    Постукивание кулачками по спине друг другу 

А круглые колёсики   Похлопывание ладошками

Всё тук, да тук, да тук.

Под музыку продолжают движение «паровозиком» к стульчикам под музыку «Голубой вагон».

  1. В городе Веселых человечков.

Поезд к станции подходит

И Незнайка к нам выходит. Картинка Незнайки

Он про транспорт мало знает

И у вас спросить желает.

Вы Незнайке помогите

Какой бывает транспорт расскажите. (Воздушный, водный, наземный, пассажирский, грузовой)

Очень много мы узнали,

Разный транспорт называли.

Будь внимательным, смотри-

Проезжай, лети, плыви.

Вы под стулья загляните

И по два флажка возьмите.

  1. Игра «Проезжай, лети, плыви».

Дети берут в руки флажки: красный в правую руку, зеленый - в левую. Называется какой-либо вид транспорта, дети поднимают зеленый флажок и хором говорят «проезжай, лети, плыви», а если называется слово, не относящееся к транспорту, то дети-регулировщики говорят «стой» и показывают красный флажок.

Самолет, пароход, велосипед, лошадь, верблюд, машина, пони, вертолет, лодка, лыжник, конькобежец, троллейбус, такси, трамвай, воздушный шарик, электричка и др.

Флажки под стулья уберите

И на меня все посмотрите.

Всем нам нужно угадать

Кто чем может управлять.  

5. Игра «Найди пару. Кто чем управляет?»

-Девочки возьмите по 1 картинке с изображением транспорта, а мальчики с профессиями, и подойдите к транспорту, которым они управляют.

Летчик управляет самолетом.

Водитель управляет автобусом.

Капитан управляет кораблем.

 Машинист  управляет поездом.

- Любым видом транспорта управляет человек.

- Шофер, водитель, машинист. Какая у них работа? Трудная, нужная, опасная, полезная, интересная, ответственная работа.

6. Игра «Что перепутал Карандаш?»

- Карандаш очень рад, что мы приехали к нему в гости. Он нарисовал для нас картинку, но очень торопился и все перепутал.

Ошибки в рисунке найдите

Карандашу их назовите.

-Что перепутал Карандаш?

Правило светофора знайте

И всегда соблюдайте.

Если свет зажегся красный,

 Значит двигаться опасно.

Желтый свет— предупрежденье.

Жди сигнала для движенья.

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт».

7. Физминутка «Красный, жёлтый, зеленый»

Логопед показывает детям поочерёдно, то красный, то желтый, то зелёный сигнал светофора. Дети на красный стоят, на желтый хлопают в ладоши, на зеленый топают ногами.

Самоделкин нас  встречает

И игру нам предлагает.

Слово составляй из двух

Говори его всем вслух.

8. Упражнение "Составь одно слово из двух" 

     - Самоделкину дали такое имя, потому что он все «сам делает». Назовите одним словом транспорт который:         Сам летает- самолет.
                    Сам катит-
самокат.

Сам сваливает- самосвал.

Вертеть, летать-  вертолет.                                                                                                                                                  Возит молоко — молоковоз.                                                                                                                                                      Возит воду —водовоз.

9. Дидактическая игра «Составь рассказ» Логопед выставляет игрушки: гараж, машина, мост. Дети дополняют предложение.

        Однажды Самоделкин на своей машине решил отправиться в соседний город. Он сел в машину, завел мотор. И машина из гаража (что сделала?) ... (выехала). Машина гараж ... (объехала) и по дороге ... (поехала). Дорога свернула к реке. А вот и мост. Машина реку ... (переехала) и за город ... (уехала).

Самоделкин про транспорт все знает,

 И ваши знания проверить желает.

"Из чего - какой?" смотрите,  картинка грузовика

Мяч ловите - говорите!

 10. Упражнение "Из чего - какой?" (игра с мячом):

Дверь из металла (какая?) - металлическая дверь.
Руль из пластмассы (какой?) - ...
Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ...
Колесо из резины (какое?) - ...

кабина из железа — ... ,

кузов из дерева — ... ,

окно из стекла — ... .

11. Составление загадок по схеме. (2-3 человека)

Буратино к нам идет

Схему интересную несёт.

Все на схему посмотрите

И загадку сочините.

        Буратино и другие  ребята попробуют отгадать.

  • Какой вид транспорта? (воздушный, водный, наземный)
  • Из каких частей состоит? (назвать детали)
  • Кто им управляет?
  • Назначение данного транспорта? (пассажирский или грузовой транспорт)

Описывая предмет, необходимо выделить отличительную черту, по которой можно легче угадать его.

Загадка об автобусе

    Это наземный транспорт. У этого транспорта  есть кабина, салон, колеса, руль, фары, двери. Он везет пассажиров. Управляет им водитель.

Человечки хором говорят,

Что за встречу вас благодарят.

Им очень понравилось с вами играть,

Но время пришло в детский сад уезжать.

Ну-ка, машинист, вставай

И вагоны подцепляй. Дети встают друг за другом «паровозиком».

  1. Подвижная игра «Поезд».

Все мы в поезд дружно сели

И в окошко посмотрели.    Повороты головой в стороны

Машинист педаль нажал

И наш поезд побежал.   Дети бегут 1 круг.

                      Машинист руками делает круговые движения вперёд-назад, вагоны руки на плечи.

Ехал, ехал паровоз -                                                                                                                                                                                Деток в садик он привёз.   Поезд возвращается в детский сад.  

III. Окончание занятия. Подведение итогов. Карта путешествия

На картинку дружно посмотрите,

Пальчиком в воздухе путь обведите.

- Вспомните, с кем встречались и в какие игры с Веселыми человечками вам больше всего понравились играть. Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмическое занятие "Мы едем, едем, едем...".

Логоритмическое занятие для детей 2 младшей группы....

Комплексное занятие: «Мы едим, едим, едим». (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие)

ЦЕЛЬ:  Учить детей «путешествовать». Закрепить знания детей о частях тела. Закрепить в речи название частей тела. Закреплять формирование положительных эмоций в процессе игры. Закреплять названия...

Итоговое занятие: "Мы едем, едем, едем."

Цель: создать условия для представления полученных знаний в процессе реализации проектной деятельности....

Методическая разработка НОД (музыкальное занятие) "Мы едем, едем, едем..." для детей 3-4 лет.

Конспект музыкального занятия для детей 3-4 лет. Цель занятия:формирование и совершенствование двигательных навыков младших дошкольников в соответствии с характером и образным содержанием музыки....

Технологическая карта занятия "Мы едем, едем, едем..."

Ознакомление детей с профессией машиниста электропоезда...

Музыкальное занятие "Мы едем, едем, едем в далёкие края"

Музыкальное занятие для детей старшей группы по поликультурному воспитанию....

Конспект игрового занятия "Мы едем, едем, едем"

Игровое занятие по теме "Транспорт" в средней группе...