Конспект непосредственно – образовательной деятельности воспитателя с детьми
план-конспект занятия (развитие речи, средняя группа) на тему

Левченко Елена Алексеевна

Приоритетная образовательная  область:  «Познание».                                                      

 В интеграции: «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка».                                                 

Цель: Обогатить представление о семье.                                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_semya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №141 Невского района Санкт-Петербурга

             

                                                                       

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности воспитателя с детьми

Развиваем кругозор и любознательность

« Семья и её традиции»

(интеграция речевого развития детей, «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка»)                                                

                                                           

Составитель :

воспитатель

I квалификационной

 категории

Левченко Е.А.

Дата проведения: 12.11.2013

Санкт-Петербург

2013 год

Используемые технологии: ИКТ,здоровьесберегающие.

« Семья и её традиции»

Приоритетная образовательная  область:  «Познание».                                                           В интеграции: «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка».                                                  Цель: Обогатить представление о семье.                                                                       Задачи:                                                                                                                  Образовательные:                                                                                                                                  -формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;                                                                                                                                                 -подвести детей к умению строить элементарные родственные связи;                                  -активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.                 Развивающие:                                                                                                                        - продолжать развивать умения рассуждать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи.                                                                  Воспитательные:                                                                                                                          - продолжать воспитывать любящее заботливое отношение ко всем членам своей семьи;                                                                                                                                                                         - воспитывать в детях уважение к семейным традициям.                                Методические приёмы:                                                                                                            - беседа,                                                                                                                                            - игра «Настроение»,                                                                                                                               - физ. минутка «Семейная  зарядка»,                                                                                - пальчиковая  гимнастика  «Дружная  семья».                                                               - метод поощрительного словесного стимулирования.                                                        Словарная работа: Семейная традиция.                                                                        Материал: генеалогическое древо «Моя семья», персонажи сказки «Репка» - фланелеграф.                                                                                                   Предварительная  работа: Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок на тему семья, чтение  рассказов – Л.  Квитко  «Бабушкины  руки»,  А.  Яковлев    «Мама»,  совместные  рисунки  родителей  и  детей  на  тему  «Моя  семья»; составление генеалогического древа своей семьи с родителями.                    

Ход  НОД.                                                                                                                                     Орг.  момент. (Дети  стоят  в  кругу).                                                                                 - Собрались  все  дети  в  круг. Я - твой  друг  и  ты – мой  друг.                           Крепко  за  руки  возьмёмся,  и  друг  другу  улыбнёмся.                                                          - Здравствуйте,  милые  дети,  вы  всех  прекрасней  на  свете.                         Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?                                                    Ответь мне,  как  тебя  ласково зовут? (Настенька, Варенька…).                                                                                                                                                 Сообщение  темы  занятия. Дети в игровой зоне.                                                       -  Ребята, я предлагаю вам  сегодня помочь малышам рассказать и показать сказку. Хотите? Давайте её вспомним,  отгадав загадку:  «Бабка, Старый дед и внучка. Мышка, кот, собака Жучка – вместе все меня смогли вытянуть из – под земли».  Да эта сказка называется «Репка», в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай этого овоща? (показывается  репка).           - Эта  сказка  про  дружную  семью.  Назовите  её  членов.  (Дед, бабка,  внучка, Жучка, кошка, мышка.) Ребята, а можно назвать  в сказке Жучку, кошку, мышку членами семьи? Посмотрите внимательно, что вы видите (на  фланелеграфе сказка « Репка», но перепутанная).                                                                                                - Я , ничего не пойму.  Как называется эта сказка? Что случилось в сказке? (перепуталась).                                                                                                                      -Ребята, я предлагаю вам все исправить, ведь эту сказку к себе пригласили и другие ребята, только они  младше вас. И они могут познакомиться с неправильной сказкой.                                                                                                         -И так кто начнет рассказывать нам сказку громко выразительно (ребенок начинает рассказывать сказку).                                                                                             - «Посадил  дед  репку.  Выросла  репка  большая-пребольшая.  Стал  дед  репку  из  земли  тащить:  тянет - потянет -  вытянуть  не  может.  Позвал  дед  на  помощь  бабку.                                                                                                                      – Воспитатель останавливает ребенка и говорит за бабку, а  бабка  говорит:  «Я  тебе  обязательно  помогу,  но  уж  очень  мне  интересно,  что  это  за  рисунки  у  ребят? ( Предварительно дети с родителя дома сделали генеалогическое древо своей семьи, остальные  нарисовали свою семью).                                     Воспитатель:                                                                                                                                                                                                                                            -  Ребята,  расскажите  бабке по рисунку о своей семье. (Расскажите,  пожалуйста о количестве членов вашей семьи, её статус,  перечислите их по И.О.                                         (Дети  по  желанию  выходят  к  своим  рисункам,  рассказывают,  кто  изображён.)                                                                                                                

Воспитатель:                                                                                                                         - Так что же такое семья – это ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки. Семья – самое дорогое, что есть у человека. Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания,  а мама и папа – самые близкие ребёнку люди.                                                                                     Можно задать наводящие  вопросы: - С  кем  ты  живёшь?                                            - Кто  самый  старший  в  вашей  семье?                                                                               - Кто  самый  младший?                                                                                                            - Как  ты  заботишься  о  членах  своей  семьи?                                                             - Ты  любишь  своих  близких? Почему?                                                                           - А почему у твоего папы отчество Иванович?                                                                 - Как зовут твою сестру, бабушку?                                                                          Воспитатель:                                                                                                                                                                                                             - Посмотрите на бабку, как вы думаете, какое у нее настроение? А давайте поиграем, какое сейчас у вас настроение. Покажите,  какое  бывает  выражение  лица  у  папы  и  мамы,  у  бабушки,  когда  они радуются,  когда  у  них  хорошее  настроение? А  если  они  хмурятся? ( Дети ставят героев сказки в правильном порядке дед, бабка).                                                                                       Воспитатель:                                                                                                                                                                                                                                     -  Слушаем  сказку   «Репки»  дальше. Кто хочет продолжить сказку дальше?     «Бабка  за  дедку,  дедка  за  репку,   тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Позвала  бабка  внучку,  воспитатель останавливает ребенка и говорит за внучку, а  внучка  говорит:  «С  удовольствием помогу, но я не внучка,  а  Маша.  Воспитатель:                                                                                                                                                                                                                          - Ребята, а почему Маша говорит, что она не внучка. Давайте расскажем  Маше,  кем она приходится бабке. А кого называют бабушкой. А теперь послушайте,  я начну, вы продолжайте на вопросы отвечайте:                                                                 -  Мне  она  тётя,  а  моей  маме…(сестра).                                                                                                                        -  Моему  папе  он  папа,  а  мне…(дедушка).                                                                    -  Моему  папе  она  жена,  а  мне…(мама).                                                                         -  Папе  он  родной  брат,  а  мне…(дядя).                                                               Воспитатель:                                                                                                                                                                                                 - Молодцы, ребята, теперь мы знаем, как называются родные нам люди. (Дети ставят в правильном порядке героев сказки за бабкой внучку).                   Воспитатель:                                                                                                                                                          -  Сказка  продолжается: помогайте ребята:   «Внучка  за  бабку,  бабка  за дедку,  дедка  за  репку.  Тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Крикнула  внучка  Жучку.  Воспитатель останавливает ребенка и говорит:                                                                             - Та  охотно  прибежала  на  помощь,  и ей захотелось у нас остаться с вами. Разрешим Жучке?                                                                                          Воспитатель:                                                                                                                                                                                                                                             - Ребята, а скажите на улице можно подходить к чужим собакам? Конечно, нет, все собаки разные, по- разному воспитаны своими хозяевами. Дети, а у животных есть семьи?                                                                                                       Воспитатель:                                                                                                                                                                                                                                                   - Все мы любим, отмечать праздники с семьёй. Какие вы отмечаете праздники дома? (День рождения, день свадьбы, юбилеи…)                                                           - Скажите, как обычно готовятся к семейным торжествам? Правильно. Гости готовят подарки и цветы; посвящают юбилярам стихи и песни; хозяева украшают дом или квартиру; готовят угощения и накрывают стол.                             Воспитатель:                                                                                                                                                                            - Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое традиция, семейная традиция? Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Эти правила составляют культуру семьи, являются ее ценностями. Каждая семья интересна по- своему, у каждой – свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейные торжества, на Новый год – украшать елку, на Пасху – печь куличи, красить яйца…1  Чтобы хорошо встретить праздник, весело  нужно быть здоровыми, крепкими, что для этого нужно делать?                                                                      Физ.  минутка  «Семейная  зарядка».                                                                 Осенью,  весною, летом  и  зимой мы  во  двор  выходим                                                  Дружною  семьёй  встанем  в  круг  и  по  порядку                                                            Каждый  делает  зарядку мама  руки  поднимает  (руки  вверх  и  вниз).                 Папа  бодро  приседает  (приседания).                                                              Повороты  вправо-влево делает  мой  братик  Слава  (руки  на  поясе,  повороты  всем  корпусом).                                                                                                                             А  я  сам  бегу  трусцой и  качаю  головой  (бег  на  месте  и  наклоны  головой  в  стороны).                                                                                                                 Воспитатель:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    -Ребята ,а вы можете рассказать о своей традиции в семье?(Можно рассказать,  как проводите свободное время, отпуск с семьей).Так чем же отличается одна семья от другой? (Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями).   Воспитатель:                                                                                                                                                                                                                                                 - Понравилось Жучке вместе с вами играть, но «Репку» надо дальше тянуть. (Дети ставят за внучкой Жучку).                                                                                                « Жучка за  внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут – потянут вытянуть не могут.                                                                             Воспитатель :                                                                                                                        -Кого тогда крикнула Жучка? (Кошку).                                                                                                    -Кошка прибежала и предлагает  вам превратиться в художников и нарисовать одного из членов семьи, любого ,но одного. Все люди одинаковы, и чем они отличаются? (цветом глаз, волос, ростом, выражением лица). И мы с вами сделаем одну большую семью, а ваши родители посмотрят и узнают себя. (Дети ставят кошку за Жучкой, садятся за столы рисовать).                                                Воспитатель:                                                                                                                                                                                             – А пока вы рисуете – сказка  продолжается: «Кошка  за  Жучку,  Жучка  за                               внучку,  внучка  за  бабку,  бабка  за  дедку,  дедка  за  репку,  тянут – потянут,  ____________________________________________________________________                                                                                                1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева  М.: Мозаика-Синтез, 2011.

вытянуть  не  могут.  Позвала  кошка  мышку».                                                                            -  Мышка  прибежала  и предлагает вам  поиграть.                                     Пальчиковая  гимнастика  «Дружная  семья».                                                       Этот  пальчик – дедушка,  этот  пальчик – бабушка,                                                   Этот  пальчик – папочка,  этот  пальчик – мамочка,                                                       А  вот  этот  пальчик – я,  вместе – дружная  семья!                                                       Взялись  они  все  вместе  за  репку  и  вытянули  её  из  земли.                    Воспитатель:                                                                                                                          -  Как  вы  думаете,  почему  они  смогли вытянуть  репку?  (Тянули  все  вместе,  дружно, они жили большой и дружной семьей).                                                             Итог. Воспитатель:                                                                                                                             - Что такое семья? Какие бывают семьи? – эта сказка про дружную семью.                   - Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Относятся друг к другу уважительно, говорят  друг с другом ласково, помогают, жалеют, сочувствуют. Семья объединяет  родных: родителей и детей.                                     - Как нужно относиться к членам своей семьи?                                                                                     - Дети, запомните одно: семья – самое дорогое для человека. Любите свою семью, почитайте своих родителей, помните своих предков и  уважайте традиции своей семьи. Что может быть семьи дороже? 
Теплом встречает отчий дом, 
Здесь ждут тебя всегда с любовью, 
И провожают в путь с добром! 
Любите! И цените счастье! 
Оно рождается в семье, 
Что может быть ее дороже, 
На этой сказочной земле.                                                                                    Воспитатель:                                                                                                                                    -  Что  вы  хотите  пожелать  своей  семье?                                                                      - Мы с вами сказку исправили и поэтому можем отправить ее другим ребятам, чтобы они с ней познакомились. Подойдите ко мне и помогите сложить ее по порядку в конверт, чтобы отправить. Дети складывают и отправляют в другую группу.                                                                                                                                      Воспитатель:                                                                                                                                   - Понравилось ли вам ребята  наша сказка? Что больше всего тебе понравилось? А как ты думаешь, все ли у тебя сегодня  получилось?                                                               -  Закончить  наше  игровое путешествие  я  предлагаю  песней,  которая  называется  «
Неразлучные  друзья».                                                                  

Приложение

Песня «Неразлучные друзья».

1.

Ехать замечательно на плечах на папиных,
Доставать макушкою до сигнала "Стоп".
Папы даже важные - все одноэтажные,
А вот так, с добавкою, папа-небоскреб.
                                                                                                                                  Припев:
Неразлучные друзья, неразлучные друзья
Есть на белом свете.
Неразлучные друзья, неразлучные друзья - 
Взрослые и дети!

2.

До чего же вкусная, булка калорийная,
Постовой не сердится, транспорт - подождет:
Переходит улицу мама двухсерийная,
А вторую серию за руку ведет!

3.

Дети смогут по морю плавать капитанами,
Докторскими каплями насморки лечить,
Управлять послушными башенными кранами,
Этому лишь только их надо научить!

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию по теме « Дикие животные» воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны

Рассказ  о диких животных,детеныши и жилища животных,работа по развитию речи:антонимы,составление новых слов с помощью суффиксов,звукоподражание...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительного дошкольного возраста по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны

Дети знакомятся со звуками,определяют первый звук в слове,определяют длинные и короткие слова,используется мнемотаблица,подвижные логические игры...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по речевому развитию, познавательному развитию, физическому развитию воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны

Это спортивная игра к празднику "День защитника отечества" (физическое развитие) В НОД используются задания по  познавательному и:речевому  развитию...

Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста по теме:«Вкусные истории».Воспитатель: Марина Имиргунеевна Агакеримова.

с использованием образовательных технологий:    -игровых технологий (введение, объяснение, закрепление, упражнение);    -технологии ТРИЗ (развитие творческого воображения...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...