Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываются основные методы формы организации процесса экологического образования в ДОУ. Предлагаемое пособие адресовано педагогам ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_ekologiya_plutalova.docx | 584.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Сказка»
Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет
«Малыш в мире природы»
Методические рекомендации
Т. В. Плуталова
г. Рассказово
2018
Автор-составитель Плуталова Татьяна Владимировна, воспитатель первой категории МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка»
Плуталова Т. В. Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» /Т.В Плуталова. – Рассказово: МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка», 2018.- 26 с.
Аннотация
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываются основные методы формы организации процесса экологического образования в ДОУ. Предлагаемое пособие адресовано педагогам ДОУ.
Содержание
Введение………………………………………………………………………. | 4 | |
1. | Непосредственно - образовательная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ…………... | 5 |
2. | Своеобразие методики проведения НОД по экологическому образованию детей 3-4 лет……………………………………………. | 8 |
3. | Календарно - тематическое планирование по экологическому образованию в группе для детей 3-4 лет…………………………..... | 10 |
4. | Заключение..……………………………………………………………. | 19 |
5. | Литература……………………………………………………………... | 20 |
6. | Приложения……………………………………………………………. | 20 |
Приложение № 1. Дидактические игры……………………………………... | 21 | |
Приложение № 2. Конспект НОД по экологическому образованию для детей 3-4 лет «Почему листья осенью желтеют»……………….………….. | 22 | |
Приложение № 3. Анкеты для родителей...…...……………………………. | 24 | |
Приложение № 5. Диагностика экологических знаний детей 3-4 лет…..... | 25 |
Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить
одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.
К.Д. Ушинский
Введение
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Актуальность темы объясняется тем, что проблемы экологического воспитания подрастающего поколения вышли сегодня на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, ведет к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс вред природе, когда-то был ребёнком.
Новизной данного материала является целенаправленная, углубленная и систематическая работа по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребѐнка. Следовательно максимально реализуется ситуация успеха. В работе впервые большое внимание уделяется фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач, что так же вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Соприкасаясь с природой, дети или активно наблюдают, или трудятся в ней, или играют с её предметами. Деятельность - одно из решающих средств развития у детей познавательных интересов к природе. Совместная и самостоятельная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.
Моя методическая разработка проводится в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Образовательная область «Познавательное развитие». Раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».
Непосредственно образовательная деятельность была построена мною с учётом возрастных особенностей детей, составлена в игровой форме. Мною было разработано календарно - тематическое планирование по экологии в группе для детей 3-4 лет.
В процессе её проведения, происходила постоянная смена видов деятельности. Дети принимали участие в непосредственно образовательной деятельности не как слушатели, а как действующие лица.
Цель моей работы заключается в формировании системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника через решение следующих задач:
- формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Разработано много программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста: «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Мы» Н.Н.Кондратьевой, «Мир природы и ребёнок» Л. М. Маневцовой, технология О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Их анализ показал, что они объединены такими идеями:
1) Единства живого и неживого.
2) Единства человека и природы.
3) Развития и многообразия природы.
4) Приспособления всего живого к среде обитания и к сезону.
В своей работе я опираюсь на данные идеи и «Основную общеобразовательную программу нашего дошкольного учреждения».
- Непосредственно - образовательная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Систематическое обучение - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание непосредственно - образовательной деятельности (НОД) как ведущей форме фронтального обучения детей.
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение НОД: несомненно, она оказывает положительное воздействие на детей, способствует их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовит их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование НОД в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальной НОД со всей группой детей к НОД с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
В экологическом воспитании детей НОД выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы.
В своей работе я использую основные типы экологической НОД, которая принципиально отличается друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, - НОД первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов.
Так же широко использую интеграцию экологическое развитие в различную деятельность, как с родителями, так и самими детьми.
Например, для реализации двигательной активности я использую подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Волк и овцы»), с растениями («Найди такой же листок», «Чьи детки с ветки?»).
Игровая и трудовая деятельность помогает ребёнку войти в мир социальных отношений. Дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в теплице, в лесничестве, и т.п.), уходу за комнатными растениями, приобщаю детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения (игра «Магазин» - экологически чистые продукты, разнообразные витамины, игра
«Больница» - использование лекарственных растений, игра
«Транспорт» - проблема загрязнения окружающей среды выхлопными газами, игра «Зоопарк» - охрана редких видов птиц и животных).
Для познавательно-исследовательской деятельности я использую игры с природными материалами (шишки, камни, желуди, коробки с песком), опыты для установления детьми причин явления, связей и отношений между предметами и явлениями (ознакомление со свойствами песка, снега, воды, глины), проблемные ситуации (что будет есть кошка - мясо или конфету?), логические задачи экологической тематики («Помоги найти дорогу», «Что сначала, что потом?»), экологические проекты и модели, тематические презентации. В строительном уголке для конструктивной деятельности дети могут выбрать образцы разнообразных построек («Заповедник», «Зоопарк»). В природном уголке есть календарь – дети определяют время года, день недели, погоду на день.
Для восприятия художественной литературы, для детей в книжном уголке я подбираю книги с рассказами и стихами о природе. Невозможно познакомить детей с природой, обойдя вниманием художественную литературу о ней.
В коммуникативной деятельности происходит развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм). Популярны речевые игры «Узнай по описанию», «Назови правильно профессию», «Кто больше назовёт действий», «Скажи по другому», обыгрывание сказок на экологические темы, разгадывание и составление загадок, беседы («Как мы узнали грача?», «Летят перелётные птицы», «Зимовье зверей» и др.).
Для развития музыкально-художественной деятельности детей и формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, создаются условия для показа сказок - плоскостные фигурки и маски, шумовые музыкальные инструменты, изготовленные с детьми из природного материала, а также диски с классическими произведениями (зима - «Декабрь» П. Чайковский, «Утро» С. Прокофьев, весна - «Апрель» П. Чайковский, «Жаворонок» М. Глинка, лето - «Дождь и радуга» С. Прокофьев, осень - «Октябрь» П. Чайковский, «Осень» А. Александрова и др.), картины и иллюстрации (Е. Чарушина, В. Бианки, Ю. Васнецова, И. Левитана, А. Саврасова и др., серии «Четыре времени года», «Домашние и дикие животные», «Перелётные птицы» и др.)
Продуктивная деятельность часто является итогом предыдущих видов детской деятельности. Экологическая тема тесно переплетается с изобразительным и народно-прикладным искусством («Ветка рябины» - по мотивам хохломской росписи, «Кружевное чудо» по мотивам вологодских кружев, «Осенний парк» - техника рисования по мокрому).
В экологическом развитии используются разнообразные методы:
- наглядные (наблюдения, рассматривания картин, демонстрация диафильмов, детских презентаций);
- практические (игровой метод, труд, опыты, проекты);
- словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы, проблемные вопросы).
Эти методы создают эмоциональный настрой, помогают понять увиденное, развивают внимание, мышление и речь ребёнка.
В совместной деятельности используются различные дидактические и подвижные игры, в которых есть возможность расширить представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Они способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, активности, обогащают словарь.
В самостоятельной деятельности в группе пользуются популярностью настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Загадки о животных», словесные игры «Кто летает, бегает и прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Кто? чей?».
На прогулках с детьми ведется наблюдение за явлениями природы, сезонными изменениями растений, за повадками птиц и жизнью насекомых, проводятся экскурсии по территории детского сада.
Экологическое развитие ребёнка проходит также и через знакомство с родным краем. Рассматривание животных и растений Тамбовского края, опасные для человека и окружающего мира природы ситуации и способы поведения в них, фотовыставки деревьев и кустарников, птиц и зверей, характерных только для нашего края.
Взаимодействие с родителями помогает расширить кругозор детей. Анализ анкеты «Экологическое образование в семье» показал, что сотрудничество с родителями в экологическом воспитании служит повышению эффективности проводимой работы, а также влияет на формирование воспитательных умений родителей, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.
При обработке данных анкеты «Экологическое воспитание детей»
было установлено, что большинство родителей знают, что такое экология, что она изучает, чем занимается. Однако не всех родителей интересует эта тема. Родители поддержали проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников, они знакомят своих детей с правилами поведения в природе.
Специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка. Диагностику проводим два раза в год – в начале и в конце учебного года.
Таким образом, развитие у детей познавательных способностей, воспитание доброжелательности к живым существам, эмоциональной отзывчивости и интереса к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ, желание и умение заботиться о живом, видеть единство и взаимосвязь живого и неживого в природе, закладывает основы экологической культуры личности, развивает любознательность, активность, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
- Своеобразие методики проведения НОД по экологическому образованию детей 3-4 лет
Выбор методов зависит от характера задач, решаемых на занятии, особенностей природного объекта, возраста детей, уровня развития у них учебно- познавательной деятельности. С детьми младшего возраста чаще всего проводят наблюдения, рассматривание картин, игры, беседы. Выбранный метод должен обеспечить усвоение программных задач и активизацию умственной деятельности детей.
Заранее подбираются наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы и т. д. К подготовке занятия следует привлекать и детей. Разнообразные поручения повышают их интерес к предстоящей деятельности.
В начале НОД важно заинтересовать детей с помощью разнообразных приемов, например сюрпризного момента.
Очень хорошо закончить занятие песенкой, стихами, углубляя эмоциональный настрой детей. В конце занятия воспитатель как правило пользуется педагогической оценкой, которая состоит из оценки знаний, умений, навыков, отношения детей к занятию.
Непосредственно-образовательная деятельность первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используя картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Воспитатель задает детям вопросы типа «кто?» и «что?», «что делают?», «что происходит?». В этой группе речь воспитателя- пояснение, короткий эмоциональный рассказ- преобладает над речью детей, дает четкие определения, названия предметов, действий- эти слова и словосочетания он вводит в активный словарь малышей, поэтому постоянно предлагает им повторять то, что произносит сам. Слово дополняется разными движениями, звукоподражанием, подвижными играми. В которых дети изображают животных.
Непосредственно-образовательная деятельность обобщающего типа. Цель - выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формируются обобщенное представление. Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Важное место в беседе занимает также формулировка выводов (заключений), т.е. собственное построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению.
Проблемная ситуация- воспитатель учит анализировать проблемную ситуацию (показывает игрушечную мышь, которая живет под полом сельского дома, - домашнее или дикое). В целом обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей- умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстрактное мышление дошкольников.
Непосредственно-образовательная деятельность углубленно- познавательного типа – строится на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. Например, с младшими дошкольниками проведен цикл наблюдений за золотой рыбкой. На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает стихи, загадки.
Непосредственно-образовательная деятельность комплексного типа в рамках одной темы решает разные задачи развития детей и строится на разных видах деятельности. Эту НОД можно проводить во всех возрастных группах.
Комплексная НОД - это творческое дело воспитателя, ее можно организовать по-разному, интересно. Она эффективно и всесторонне развивает личность ребенка.
Таким образом, выбор методов зависит от характера задач, решаемых во время НОД, особенностей природного объекта, возраста детей, уровня развития у них учебно-познавательной деятельности.
- Календарно - тематическое планирование по экологическому образованию в группе для детей 3-4 лет
4. Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Таким образом, в своей работе по формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет я применяю такие основные типы экологических занятий: занятия первично-ознакомительного типа; занятий углубленно-познавательного типа; занятия обобщающего типа; занятия комплексного типа. Основным содержанием наблюдений детей младшего дошкольного возраста в уголке природы становятся рост и развитие растений, изменения, происходящие с ними в зависимости от сезона. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; различные растения нуждаются в разном количестве света и влаги. Экологические занятия воспитывают у детей любовь к природе, стремление охранять ее. Прогулки и экскурсии имеют большое воспитательно-образовательное значение, они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, который преобразовывает природу.
5. Литература
1. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей / Ребенок в детском саду, 2002. N 5.
2. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников, Москва, 2001.
3. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников / Дошкольное воспитание, 2000. N 7.
4. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании / Дошкольное воспитание, 2005. N 7.
5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
6. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. 7.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников, Москва, 2001. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003.
8. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми дошкольного возраста, Москва, 2001.
9. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Дошкольное воспитание, 2002. N 10.
Приложение № 1.
Дидактические игры
1. Игра «Что сначала - что потом?»
Цель. Закрепление знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям показываются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
2. Игра «Найди, что покажу»
Дидактическая задача: найти предмет по сходству.
Оборудование: на двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанный под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задания, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
3. Игра «С какой ветки детки»
Цель. Закрепление знаний детей о деревьях, их семенах и листьях.
Оборудование: засушенные листья деревьев (картинки с изображением листьев деревьев), семена, плоды.
Ход игры. Дети получают листок или плод дерева. По сигналу воспитателя «Все детки на ветке!» дети бегут к своим деревьям и кустам. Сравнивают свои листья и плоды с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.
4. Игра «Угадай по описанию»
Цель. Формирование знаний о внешнем виде природных объектов ( животных, растений, рыб, насекомых и пр.).
Оборудование: карточки с разнообразными видами животных, рыб, насекомых.
Ход игры. Карточки раздаются детям, их задача не показывая. Описать объект так. Чтобы другие смогли угадать. Кто изображен у них на карточке.
5. Игра «Хорошо- плохо»
Цель. Формирование правильного поведения по отношению к природе.
Оборудование: картинки. 2 карточки: солнышко и тучка.
Ход игры.
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки. Предлагает разделить на две части. Для помощи детям предлагается две карточки: солнышко и тучка. По мере возможности ребенок доказывает, почему он решил положить именно туда.
Приложение № 2.
Конспект НОД по экологическому образованию для детей 3-4 лет «Почему листья осенью желтеют»
Цель: Знакомство детей с осенними явлениями в природе.
Задачи:
Образовательные:
- исследовать причины изменения цвета листьев деревьев осенью;
- показать детям в ходе экспериментирования зависимость жизни растений от смены сезона.
Развивающие:
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать общую и мелкую моторику кистей рук;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
-воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями и листьями; сбор листьев разной окраски и формы; беседы об осени; чтение стихотворений: «Дуб» И. Токмакова, «Октябрь» В. Берестов, «Осенний клад» И. Пивоварова; рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.
Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, влажные салфетки, ламинированные осенние листья, закрашенные зеленой гуашевой краской,
Полоски тонкой бумаги, окрашенной фломастером на краю; два блюдца с водой и льдом, ватман с изображением дерева без листьев.
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Дети стоят перед воспитателем на ковре усеянным осенними листочками.
Воспитатель: Дети послушайте, пожалуйста, стихотворение про Осень.
Демонстрируется слайдовая презентация осенней природы.
Ходит осень по дорожке,
Промочила осень ножки.
Льют дожди и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень , бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый
Желто-розовый, кленовый.
2. Перевоплощение в образ «Осени»
Воспитатель: дети вам понравилось стихотворение? О ком это стихотворение? (Ответы детей).
Воспитатель: А хотите сами стать Осенью и походить по лужам, промочив ножки, по шуршать листьями? (ответ детей)
Дети вместе с воспитателем под музыку ходят по бумажным листьям и лужам.
Воспитатель: Дети, скажите, где лучше гулять осени: по лужам или по листьям? Почему?
Дети: Осени лучше гулять по листочкам, они красивые и ножки не промокнут.
Воспитатель: Дети, а вы знаете почему осенью листья на деревьях становятся желтыми и красными? (Ответы детей).
3.Рассказ воспитателя с экспериментальной деятельностью.
Дети садятся на стульчики, слушают рассказ воспитателя. На экране летние пейзажи.
Летом тепло и много солнечного света, поэтому листочки зеленого цвета.
Показывает листик окрашенный гуашью. На экране осенние пейзажи.
Осенью становится холодно, солнечные дни бывают редко. Такие изменении подсказывают деревьям, что скоро наступит зима. И они начинают готовиться к зимней спячки. Поэтому зеленый цвет листочков превращается в желтый или красный. Воспитатель стирает влажной салфеткой краску с ламинированного листочка, и он становится желтым.
Воспитатель: Дети подойдите к столу и превратите летние, зеленые листочки в осенние.
Дети подходят к столу и также как, и воспитатель стирают влажными салфетками зеленую краску с листочков, радуются получившимся осенним листочкам.
Воспитатель: Вот и у вас листочки пожелтели, а когда они желтею то, что они делают?
Дети: опадают на землю.
Воспитатель: Давайте переедем к следующему столу, и я вам расскажу о еще одной причине, почему листочки желтеют и опадают.
Дети садятся за другой стол. На экране дерево с корневой системой.
Воспитатель: летом и весной тепло и дерево может легко пить воду, беря ее из земли, а зимой и осенью холодно и дереву сложно взять воду из промерзшей земли. Давай те посмотрим, как это происходит.
Дети под руководством воспитателя опускают окрашенный фломастером край бумажной полоски в блюдце с водой. Наблюдают, как цвет фломастера поднимается вверх по мокрой бумаге. Так дерево питается летом. Затем такую же полоску прикладывают к кусочку льда. Наблюдают за тем, что бумага недостаточно промокнет и цвет фломастера лишь немного поднимется вверх. Так дерево питается зимой.
Воспитатель: тяжело дереву осенью обеспечивать листочки и веточки водичкой и оно может засохнуть и погибнуть. Поэтому оно сбрасывает листву.
Воспитатель: Теперь вам понятно, почему осенью листочки желтеют и опадают?
4. Физкультминутка.
Дети под музыку шагают по ковру, в руках желтые, красные листочки.
Мы по улице идем
Листья разные несем,
Ветер дунул посильней-
Желтый листик улетел (отдают желтые листики воспитателю)
Мы по улице идем
Листья разные несем,
Ветер дунул посильней-
Красный листик улетел (отдают красные листики воспитателю).
5 . Рисование в нетрадиционной технике - ладошками.
Воспитатель и дети подходят к мольберту, на котором находиться ватман с изображением дерева без листьев.
Воспитатель: Дети посмотрите на это осеннее дерево, мне кажется, что оно грустит. Почему оно грустит? (ответы детей).
Воспитатель: Дерево грустит по тому, что оно обронило все красивые осенние листочки. Давайте ему поможем и нарисуем новые. А рисовать будем с помощью ладошек.
Воспитатель объясняет и показывает технику рисования- ладошками. Дети приступают к выполнению работы. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»- «Осень».
В конце рисования воспитатель отмечает, что настроение у дерева улучшилось, хвалит детей за красивые листики – ладошки.
6. Рефлексия.
-Дети вам понравился мой рассказ об осенних листьях?
- А что вам больше всего понравилось, запомнилось?
- Скажите, почему же листья осенью желтеют?
Приложение № 3.
Анкета для родителей «Экологическое образование в семье»
Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
- Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему?)
а) да б) нет _______________________________________________________
- Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
а) да б) нет _______________________________________________________
- Кто ухаживает за животными или растениями?__________________________________________________
- Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать._______________________________________________________________________________________________________________
- Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
а) да б) нет
- Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где?)
а) да ______________________________ б) нет
- Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
а) да б) нет
- Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
а) да б) нет
- Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?
а) да б) нет
- Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
2. Интересует ли Вас лично данная проблема?
3. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?
4. Знакомите ли вы своих детей с правилами поведения в природе?
Нужно ли это делать?
5. Ваши предложения, пожелания.
Приложение № 4.
Диагностика экологических знаний детей 3-4 лет
1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)
2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.
3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)
4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.
5. Чем подкармливают птичек зимой?
6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме
7. Назови и покажи
дерево, куст, цветок, траву
8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья
9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)
10. Узнай, назови растение по цветку (2 вида садовых цветов)
11. Покажи стебель, лист, цветок.
12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)
13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)
14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года
15. Одень куклу соответственно погоде и сезону
Оценка знаний:
- 1 балл – ребёнок не ответил
- 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
- 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
- 15 – 22 баллов – низкий уровень
- 23 – 35 – средний уровень
- 36 – 45 – высокий уровень
Группа № _____
№ п\п | Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | итог | ||||||||||||||||
Ф.И. ребёнка | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по развитию сенсорных и математических представлений в форме игры с использованием логических блоков Дьенеша.
Тема занятия " Поможем мышонку найти свой дом".В ходе образовательной деятельности происходит интеграция областей познания , социализации и коммуникации ....
Непосредственная образовательная деятельность. Образовательная область. Познание. Ознакомление с окружающим миром. «Путешествие»
Обобщить и систематизировать знания детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах; уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах....
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по развитию сенсорных и математических представлений воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны
Конспект НОД по РЭМП для средней группы с использованием развивающих игр(" Палочки Кюизенера","Блоки Дьеныша"," Головоломка Пифагора")...
конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы по развитию математических представлений посредством театрализации воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны
Состав числа "5"(Театрализация,подвижные логические игры,работа с палочками Кюизенера )...
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками - формирование целостной картины мира. Тема: «Мама, папа, я – дружная семья».
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание представленного занятия. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками - формирование целостной картины мира. Тема: «Вода, вода…».
Цель: воспитывать интерес к свойствам воды через опыты....