особенности проведения НОД "Чтение художественной литературы"
консультация по развитию речи по теме
- основное правило организации чтения
- приемы для развития навыков слушания, запоминания, припоминания
- наглядность и чтение - точки соприкосновение (особенности использования наглядности во время чтения художественной литературы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_-_chtenie_khud.lit_.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ЧТЕНИЮ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Перед началом чтения воспитатель должен приготовить весь наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и т.д.)
- Во время чтения дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос.
- Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение.
- Перед НОД воспитатель обязательно должен производить интонационный разбор произведения, поиск новых, незнакомых детям слов и тренироваться в чтении вслух.
- Во время НОД читается 1 новое произведение и можно повторить 1-2 из тех, которые дети уже слышали ранее. МНОГОКРАТНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО! Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, а ведет к лучшему усвоению языка.
- Со старшей группы можно читать произведения больших размеров, рассчитанные на несколько прослушиваний.
- ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ОРГАНИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ - эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих.
- В начале чтения: можно показать красивую обложку книги, можно обратиться к опыту детей (сходный или противоположный тому, который описан в книжке). Вид и голос рассказчика должны подсказывать детям, что в данную минуту речь пойдет о трогательном или забавном.
- ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬ ЧИТАЕТ НЕ ПРЕРЫВАЯСЬ (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых вызывает затруднения, нужно объяснить в начале, перед чтением.
- Приемы для развития навыков слушания, запоминания, понимания:
- Повторное чтение всего текста
- Повторное чтение отдельных его частей
- Чтение может сопровождаться:
- Игровыми действиями детей
- Предметной наглядностью (рассматривание игрушек, муляжей, иллюстраций, привлечение внимания к реальным объектам и т.д.)
- Сравнение со сходным или противоположным случаем
- Постановкой поисковых вопросов.
- Сравнение иллюстраций разных художников
- Сначала читается текст, а затем можно рассмотреть вместе с детьми иллюстрации. НАДО, ЧТОБЫ КАРТИНКА СЛЕДОВАЛА ЗА СЛОВОМ, А НЕ НАОБОРОТ: иначе яркая картинка может увлечь ребенка настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно. Исключение составляет только красочная обложка книги, которая вызывает естественный интерес к предстоящему чтению. После того, как книга прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней.
- Могут быть исключения из этого правила: если речь идет о вещах неизвестных детям, нужно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки (например, перед чтением «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина нужно показать изображение землянки, невода, а может быть даже и корыта).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Книга - источник знаний. Из книг дети узнают многое о жизни общества и о природе. Влияет на умственное и нравственное воспитание....
Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками
У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в...
"Особенности восприятия детской художественной литературы в процессе непосредственно образовательной деятельности в ДОУ"
Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.Из книги ре...
Особенности проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой младший дошкольный возраст
Художественная литература в детском саду способствует полноценному личностному формированию. Основными методами ознакомления дошкольников с произведением являются следующие:1. Чтение воспитателя ...
Мастер-класс в ДОУ на тему: "Особенности проведения НОД по ознакомлению детей с художественной литературой"
Мастер-класс...
презентация "Особенности проведения НОД по ознакомлению с художественной литературой"
презентация к мастер-классу...
Особенности ознакомления с художественной литературой дошкольников с ТНР
Особенности ознакомления с художественной литературой дошкольников с ТНР...