Мастер-класс в ДОУ на тему: "Особенности проведения НОД по ознакомлению детей с художественной литературой"
учебно-методический материал по художественной литературе

Асташина Елена Вячеславовна

 

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение в рамках мастер-класса

на тему: «Особенности проведения НОД по ознакомлению детей с художественной литературой»

   Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.  Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.

Принципы подбора произведений для круга детского чтения

 Очень важно, какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книжки не должны восприниматься только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многогранен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Отбор книг  для детского чтения должен осуществляться а определенным принципам:

Психологические принципы. 

Необходим учет возрастных особенностей детей. Возрастные особенности: быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта. Литература должна быть адаптирована для детского чтения: книга сокращается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.

Педагогические принципы. 

Воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета. Произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.

Литературоведческие принципы. 

Наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма.

Историко-литературные принципы. 

Наличие в библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду:

  • чтение и рассказывание художественной литературы; заучивание стихотворений на занятиях;
  • использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Рассматривая  методику художественного чтения и рассказывания на занятиях,  хочется вспомнить заслуги Марии Митрофановны Кониной, которая была  ученицей  Е.А. Флериной и защитила кандидатскую  диссертацию на тему: «Влияние народной сказки на творчество старшего дошкольника». Предметом  исследования  её были малоизученные в 1950–70-е проблемы: формирование грамматического строя речи, словаря, воспитание звуковой культуры речи. Уточнила задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи; подчеркнула значение осознания речи детьми  (Конина  называла это понятие воспитанием критического отношения к речи окружающих и к своей речи); показала роль речевого образца воспитателя и самостоятельности детей в образовании грамматических форм. Развивала идеи в области художественного чтения и рассказывания детям: углубила подходы к использованию художественной литературы как к средству умственного, речевого, нравственного и эстетического воспитания. Провела одно из первых экспериментальных исследований «Роль картинки в обучении родному языку детей дошкольного возраста».

Ссылаясь на данного автора, можно выделить несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

· чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

· чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

· чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

· настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

· кукольный и теневой театр, фланелеграф;

· диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

· оно может быть логически связано с содержанием занятия (загадывание загадок);

· чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В структуре типичного занятия можно выделить три части:

1.Знакомство с произведением

Это  может быть  краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущую тему с темой произведения. Может быть краткий рассказ  о писателе, других его произведениях, знакомых детям. Далее нужно назвать произведение, его жанр, автора.

2.Беседа о прочитанном

Проводится с целью уточнения содержания и литературно – художественной формы. Здесь должны преобладать вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок: почему неправильно  поступил …..? Чем понравился….?

3.Повторное чтение

Повторное чтение целесообразно провести через какой – то отрезок  времени, точно воспроизводя первоначальный текст. Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению  с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать какие приёмы и методы можно использовать:

1.        Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык.

2.        Рассказывание (пересказ). Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д.

3.        Инсценирование — метод вторичного ознакомления с литературным произведением.

4.        Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения).

Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:

1.        Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.

2.        Прозаические произведения (сказки, рассказы) можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости (хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь.

3.        Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи .

4.        В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу.

Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время (2–3 недели), коротенькие же стихи, потешки, рассказы можно повторять часто (например, на прогулке, в ходе режимных моментов).

Как объяснять детям незнакомые слова

 Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика — значит, деревянная; горница — это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного). Иллюстрации помогут объяснить значение незнакомых слов. Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» — они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.

Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению

После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).

Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям:

•        Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему?

•        На кого бы вы хотели быть похожи?

•        С кем бы вы не стали дружить?

Вопросы на выявление ключевого смысла произведения:

•        Кто виновен в том, что мама-воробьиха потеряла свой хвост (М. Горький «Воробьишко»)?

•        Почему сказка «У страха глаза велики» так называется?

Вопросы на обнаружение мотива:

•        Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке («Маша и медведь»)?

•        Зачем лиса намазала себе голову тестом («Лиса и волк»)?

•        Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей (ненецкая народная сказка «Кукушка»)?

Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев.

Как показывать детям иллюстрации

Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому — А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница — то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него  (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету).

Методика и  структура занятия по заучиванию стихотворения

Процесс заучивания стихотворений довольно сложен для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его с установкой на заучивание. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения, проводят последовательный анализ логически завершенных отрывков. Прежде, чем прочесть очередной отрывок, педагогу следует проговорить предыдущий, а затем новый, чтобы ребенок как можно чаще слышал текст.

Затем стихотворение читают дети (3 -5 человек).

Затем вновь следует чтение воспитателя. Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.

Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они произнесли весь текст ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет).

Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.

Особенности ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах.

Первая младшая группа:

  1. Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.
  2. Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).
  3. Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.

Вторая младшая группа:

  1. Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам.
  2. Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий.
  3. Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек.
  4. Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.

Средняя  группа:

  1. Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
  2. Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
  3. Формирование навыка нравственной оценки произведения.
  4. Развитие способности к сопереживанию героям.

Старшая группа:

1.Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).

2.Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.

3.Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.

4.Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.

5.Объясняются в доступной форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.

6. Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Подготовительная  группа:

1.Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.

2.Развитие у дошкольников чувства юмора.

3.Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.

4.Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).

5.Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.

Закончить свое сообщение хочется некоторыми  высказываниями  о чтении известных  писателей:

 "Никакие провалы истории и глухие пространства времени не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях, тысячах и миллионах рукописей и книг" (К. Паустовский)

 "Не читайте, что попало, а со строгим выбором. Воспитывайте свой вкус и мышление» (И.С. Тургенев)

. "Книги- они как парашюты, они не принесут вам пользы, пока они закрыты"( автор неизвестен)

 "Если во всем облом, сдавайся и иди в библиотеку" (С. Кинг)

 "Читайте детям не нотации, а книги" (Г. Остер)

 "Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели" (С. Маршак)

 "Хорошая книга- это дверь, которая раскрывается перед тобой"

(Л. Кассиль)

Литература:

Л.А.Горбушина, А.П.Николаичева «Выразительное чтение  и рассказывание детям дошкольного возраста» Москва – просвещение 1983г

А.М.Бородич «Методика развития речи детей» Просвещение 1981г

О.А.Колобова «приобщение дошкольников к художественной литературе» Парциальная программа. Изд – во «Учитель»

Н.Н.Леонова «Художественное творчество» Изд – во «Учитель»

Т.И.Бобкова, В.Б.Красносельская, Н.Н.Прудыус, О.И.Спроте «Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР» ООО «ТЦ Сфера» 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)

Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»...

МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »

1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...

Мастер-класс «Ознакомление детей с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий»

Мастер-класс «Ознакомление детей с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий» ....

Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой подготовительной группы на 2022 - 2023 год.

Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей   с художестве...