Особенности проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой младший дошкольный возраст
консультация по художественной литературе (младшая группа)

Художественная литература в детском саду способствует полноценному личностному формированию.

 Основными методами ознакомления дошкольников с произведением являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности проведения занятия 32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой

Младший дошкольный возраст

Консультация

Выполнил: воспитатель группы «Ладушки»

Процкая Е.С.

Особенности проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой – младший дошкольный возраст

                                                                  «Чтение – это окошко, через

                                                                                 которое дети видят и                

                                                                                познают мир и самих себя»

В.Сухомлинский

Художественная литература в детском саду способствует полноценному личностному формированию.

 Основными методами ознакомления дошкольников с произведением являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Выделяют несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

4.чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

5.чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребёнка. В подборе материала должна быть определённая логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

5.Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

 - чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

 - настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»);

           - кукольный и теневой театр, фланелеграф;

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

 - оно может быть логически связано с содержанием занятия

 - чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике проведения занятий следует выделить такие вопросы, как:

 - подготовка к занятию и методические требования к нему,

 - беседа о прочитанном,

 - повторное чтение,

 - использование иллюстраций.

Подготовка к занятию

В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Еще К. Д. Ушинский считал необходимым «предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями». С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путём организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов – обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

Воспитатель готовит наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель показывает детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени - на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение "с листа", без подготовки.

Прежде чем читать произведение детям, воспитателю следует оживить их  в памяти и проанализировать. Условно можно выделить три аспекта анализа.

Содержательно-методический. Воспитатель должен определить, что ребенок может понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы он понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.

Языковый. Это вид анализа предполагает выделение из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых способствует тому, чтобы язык художественной литературы стал достоянием речи ребенка.

Например, педагог читает отрывок: «Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем покатился по волчьей спине, повернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекоча, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи».(Д.Мамин-Сибиряк). Затем воспитатель повторяет фразу, побуждая детей договаривать окончания предложений.

Исполнительский. Педагог должен решить, как выразительнее прочитать произведение. Малыши требуют руководства в слушании - вид и голос рассказчика должен говорить, что в данную минуту речь идет о трогательном и забавном. Текст веселого характера воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызывать у детей затруднения, нужно объяснять в начале занятия.

Беседа о прочитанном

Своеобразие восприятия литературных произведений младшими дошкольникам заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта. Поэтому не нужно стремиться проводить основательные беседы по прочитанному, а вот уточнить, как называется сказка (рассказ), необходимо.

Нормой для этого возраста являются такие ответы: «Это сказка про кота, лисичку» и тому подобное. Педагог должен одобрить ответ и произнести полное название произведения, а затем выяснить, кто понравился детям и почему, сказать, кто симпатичен (не симпатичен) ему самому и обьяснить почему. При этом важно зачитать соответствующие отрывки из произведения, ибо на слуху у детей должен оставаться сам текст, а не размышления по его поводу.

После чтения (рассказывания) рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Например, после прослушивания сказки "Маша и медведь"можно спросить: "Что говорил медведь, когда хотел съесть пирожок? " - дети, подражая воспитателю, низким голосом отвечают: "Сяду на пенек, съем пирожок".Воспитатель: "А что Машенька отвечала медведю? "- побуждает их вспомнить слова: "Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! ". Повторяя эти слова, дети лучше усваивают содержание сказки, учатся интонационно передавать слова ее героев, и пусть пока повторяют интонации воспитателя. Это закладывает основы самостоятельного развития в более старшем возрасте.

После слушания сказок "Волк и козлята", "Кот, петух и лиса" можно повторить песенки действующих лиц. А чтобы дети приучались отвечать на вопросы педагога по содержанию, он вызывает ребенка и предлагает повторить песенку персонажа. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомой с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок-золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей - они начинают использовать их в своих играх.

  Повторное чтение

Повторное чтение художественных произведений и их отдельных частей.

Небольшое по размеру художественное произведение воспитатель читает на данном занятии несколько раз подряд, в порядке:

Выразительно читается текст произведения;

Детям дается время 1 или 2 минуты на то, чтобы пережить эстетическое удовольствие от прозвучавшей миниатюры, затем воспитатель спрашивает их, не прочитать ли еще;

Воспитатель уступает просьбе и начинает читать текст повторно и в 3, и в 4 раз, но нельзя, чтобы чтение надоело детям - при ослаблении внимания чтение нужно прекратить. Лучше прочесть это в другой раз, когда дети смогут прослушать его с таким же удовольствием.

Чем младше дети, тем быстрее они утомляются от повторного чтения. Цель повторного чтения основных эпизодов, интересных описаний, важных рассуждений изучаемого произведения для лучшего усвоения его этического и эстетического содержания, непроизвольное усвоение языка (речи).

Использование иллюстраций

Маленькие дети не могут мысленно представить героя произведения.

Они нуждаются в наглядной основе – рисунках. Вот почему так важны иллюстрированные издания.

Основная задача чтения  младшим дошкольникам - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети «не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует.

О рисунках в новой книге следует рассказывать так, чтоб у детей «дух захватывало», а потом поддерживать интерес к ним вопросами – загадками: (Кто, кто придет? Кто, кто найдет красивые сережки в ушах у кошки?) Или: (Кто тушит пожар и бежит? Кто бежит в сапожках на тоненьких ножках?) («Тили - бом! Тили - бом!», русская народная песенка).

Дети узнают на них героев, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книги после рассматривания иллюстраций словесный материал усваивается очень интенсивно.

Работа по восприятию детьми книжных иллюстраций планируется и на занятиях. Накануне педагог предлагает малышам внимательно рассмотреть иллюстрированное издание сказки. Интересуется кому какой рисунок понравился и почему. «Расскажешь об этом рисунке детям на занятии?» - спрашивает воспитатель и сам ярко и содержательно рассказывает об одном из рисунков.

Известны иллюстраторы-художники, по праву - соавторы писателей: иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам; рисунки В. Горяева к стихотворениям А. Барто, рисунки Ф. Лемкуль к стихотворениям С. Михалкова,Е. Рачев к народным сказкам, а также иллюстрации В.Лосина, А.Савченко, А.Елисеева, Л.Токмакова.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.

  • В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова.
  • Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности.
  • В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!», или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»

В широкой практике чтение сопровождается аналитической беседой даже в том случае, когда произведение сильно воздействует на эмоции детей. Часто беседы по прочитанному не отвечают методическим требованиям. Характерны такие недостатки, как случайный характер вопросов, стремление педагога к детальному воспроизведению детьми текста; отсутствие оценки взаимоотношений героев, их поступков; анализ содержания в отрыве от формы; недостаточное внимание к особенностям жанра, композиции, языку. Такой анализ не углубляет эмоции и эстетические переживания детей.

Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.

Вопросы можно условно классифицировать так:

 - позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»);

 - направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему. Например, после чтения сказки.

В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Начиная с младших групп необходимо подводить детей к различению жанров. Воспитатель должен обязательно называть жанр литературного произведения. Конечно, углубление понимания специфики жанров, их особенностей произойдет в более старшем возрасте. В младшей группе дети, слыша названия жанров, просто его запоминают.

Основные задачи, которые может поставить педагог при организации занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе:

 - воспитывать любовь и интерес к книге и иллюстрации, бережное отношение к книге.

 - формировать умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него.

 - формировать навык совместного слушания,

 - формировать умение отвечать на вопросы.

 - Формировать умение четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания;

 - создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

 - подводить к различению жанров,

 - помогать детям вспомнить интересные места,

 - повторять характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), 

 - побуждать называть повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»).

 - помогать запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.

Что читать ребенку 3-4 лет?

Предлагаемые программой для младших дошкольников русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию, динамичности, объёму. Разнообразен и подбор авторских  произведений в прозе и стихах. Это стихотворные сказки К. Чуковского, С Маршака, Н. Заболоцкого, а также добрые, мудрые сказки (в прозе) Д. Мамина-Сибиряка, А.Н. Толстого, В. Сутеева, Г.Цыферова, Л.Петрушевской и других известных писателей. Среди поэтических и прозаических произведений достойное место занимают юмористические рассказы Н.Зощенко, Л.Пантелеева и Н. Носова, стихи С.Черного, В.Берестова, З.Александровой и других известных писателей.  Также поэтические произведения авторов Южного Урала – Н. Пикулева.

Известно, что младшим дошкольникам нравится ритмически организованная речь, звучные мажорные рифмы, поэтому они с удовольствием слушают народные песенки, стихи.

Народные песни сами по себе являются мини-спектаклями, в которых ребенок и слушатель, и зритель, и участник. Усваивая слово, обороты речи, интонацию, дети приобретают свой первый литературный опыт.

Песенки и стихи дают воспитателю возможность, как и в первой младшей группе, организовывать разнообразные игры. Одни произведения по сути – уже игры. («Пальчик-мальчик…»,«Сорока, сорока…»,«Заинька, попляши…»; И. Токмакова «Медведь», А. Введенский «Мышка» и др.); другие легко инсценировать и драматизировать («Ай, качи-качи…», «Жили у Бабуси…», «Тили-бом! Тили-бом!»); третьи можно без труда перевести в диалоги («Курочка-рябушечка…», «Кисонька-мурысенька…»; Г.Сапгир «Кошка»). Как и ранее, все эти произведения не теряют привлекательности при повторном их чтении в течение года.

 «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»  В.А.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения занятия по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста "Медведь в осеннем лесу"

Конспект по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в технике "рваной" аппликации...

Рекомендации к проведению занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель: познакомить педагогов с необходимыми рекомендациями к проведению занятий по развитию речи дошкольников....

"Рекомендации воспитателям к проведению занятий по развитию речи для детей дошкольного возраста"

В статье даны конкретные, четкие рекомендации для воспитателей по проведению занятий по развитию речи с детьми  с проблемами речевого развития  в дошкольных группах....

Семинар для воспитателей "Особенности методики проведения занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста"

В семинаре обсуждается современное занятие по физическому воспитанию детей. Обсудили все этапы занятия, методику проведения разных частей занятий....

Занятие по ознакомлению с художественной литературой старший возраст

Цель: Вызвать чувство любви и желание помогать своим близким (маме, бабушке) через восприятие и осмысление, анализ поведения героев знакомых литературных произведений.  развивать артистизм при ра...