тематическое планирование по использованию фольклора в развитии речи детей второй младшей группы
опыты и эксперименты по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тематический годовой план для детей второй младшей группы
№ | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1 | «Милости просим, гости дорогие» | Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой |
2 | «Ходит сон близ окон» | Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями |
3 | «Во саду ли, в огороде» | Знакомство с огородом детского сада |
4 | «Репка» | Знакомство со сказкой «Репка» |
Октябрь | ||
5 | «Чудесный сундучок» | Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах |
6 | «Как у нашего кота» | Знакомство детей с обитателем «избы»- котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота» |
7 | «Котик, котик, поиграй» | Повторение потешки «Как у нашего кота». Дидактическая игра «Похвали котика». Игра с котенком с катушкой на ниточке. |
8 | «Девочка и лиса» | Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу) |
Ноябрь | ||
9 | «Водичка, водичка, умой мое личико» | Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико» |
10 | «С гуся вода, а с Ванечки худоба» | Повторение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико» |
11 | «Идет коза рогатая» | Знакомство с новым обитателем «избы»- козой Машкой. Разучивание потешки «Идет коза рогатая» |
12 | «Волк и семеро козлят» | Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят» |
Декабрь | ||
13 | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» | Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой |
14 | «Колобок» | Знакомство со сказкой «Колобок» |
15 | «Уж ты, зимушка-зима» | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» |
16 | «Сундучок Деда Мороза» | Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде |
Январь | ||
17 | «Пришла коляда-отворяй ворота» | Знакомство детей с Рождеством |
18 | «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» |
19 | «Гость на гость- хозяйке радость» | Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды. |
20 | «Три медведя» | Знакомство со сказкой Л.Н. Толстого «Три медведя» |
Февраль | ||
21 | «Маша и медведь» | Знакомство со сказкой «Маша и медведь» |
22 | Хозяйкины помощницы | Знакомство детей с предметами обихода- коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской |
23 | «Половичку курочка веничком метет» | Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была» |
24 | «Масленица дорогая-наша гостьюшка годовая» | Знакомство детей с Масленицей |
Март | ||
25 | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Этическая беседа «Моя любимая мамочка» |
26 | «Приди, весна, с радостью» | Разучивание заклички «Весна, весна красная!» |
27 | «Петушок-золотой гребешок» | Знакомство детей с новым персонажем- Петушком. Разучивание потешки о петушке. |
28 | «Заюшкина избушка» | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» |
Апрель | ||
29 | «Трень-брень, гусельки» | Знакомство с русским народным инструментом - гуслями |
30 | «Кот, лиса и петух» | Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух» |
31 | «Петушок с семьей» | Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д. Ушинского «Петушок с семьей» |
32 | «Курочка Ряба» | Знакомство со сказкой «Курочка Ряба» |
Май | ||
33 | «Здравствуй, солнышко-колоколныышко! | Разучивание потешки про солнышко |
34 | «Сорока-белобока кашу варила» | Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком |
35 | «Кто в тереме живет» | Знакомство со сказкой «Теремок» |
36 | Прощание с «избой» | Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени |
Тематический годовой план для детей старшей группы
№ | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1 | «Что летом родиться,-зимой пригодиться» | Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы. |
2 | «Гуляй, да присматривайся» | Рассказ о первом осеннем месяце, о его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки» (Плоды, листья) |
3 | «Вершки да корешки» | Знакомство со сказкой «Мужик и медведь», дидактическая игра «Вершки и корешки». Загадывание загадок. |
4 | «Хлеб-всему голова» | Беседа с детьми «Откуда пришел хлеб?» |
Октябрь | ||
5 | «Октябрь пахнет капустой» | Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода-деревянным корытцем и тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень» |
6 | «Зайчишка-трусишка» | Знакомство со сказкой «Заяц-хвастун». Разучивание потешки «зайчишка-трусишка» |
7 | «У страха глаза велики» | Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики» |
8 | «Друг за дружку держаться-нечего не бояться» | Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Беседа о взаимовыручке и поддержке. |
Ноябрь | ||
9 | «Знаешь ли ты сказки» | Литературная викторина по сказкам «Заяц-хвастун», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масляный» |
10 | Гончарные мастеровые | Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» |
11 | Дикие животные | Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки-потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них. |
12 | «Что нам осень принесла?» | Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. |
Декабрь | ||
13 | «Здравствуй, Зимушка - зима» | Беседа, о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». |
14 | «Проказы старухи зимы» | Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы» |
15 | «Лиса - обманщица» | Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». |
16 | «С Новым годом со всем родом!» | Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок. |
Январь | ||
17 | «Пришла коляда, отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок |
18 | «Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко» |
19 | «Хороший город Городец» | Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек |
20 | Городецкая роспись | Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве |
Февраль | ||
21 | «Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза» |
22 | Сказки для Кузи | Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» |
23 | Письмо Нафане | Составление детьми письма Нафане-другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовами песнями, посвященные Масленице |
24 | «Ой ты, Масленица!» | Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен |
Март | ||
25 | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. |
26 | «Мудреному и счастье к лицу» | Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. |
27 | «Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки прилетели» |
28 | «Весна, весна, поди сюда» | Пение закличек о весне. Словесное упражнение «какие краски и для чего нужны весне» |
Апрель | ||
29 | «Шутку шутишь – людей насмешишь» | Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о природных явлениях весны |
30 | «Небылица в лицах, небывальщина» | Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц |
31 | Красная горка | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек |
32 | «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян |
Май | ||
33 | «Весна красна цветами» | |
34 | «Победа в воздухе не вьется, а руками достается» | Рассказ о воинах-защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора» |
35 | «А за ним такая гладь-ни морщинки не видать» | Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода |
36 | «Прощание с избой» | Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек |
Тематический годовой план для детей подготовительной группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Калачи из печи»
Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Калачи из печи»Тема занятия: «Калачи из печи»Цель: приобщение детей к истокам народной культуры.Познакомить с фолькл...

Проектная работа Тема: «Использование фольклора в развитии речи детей второй группы раннего возраста»
Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвласт...

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Волшебный сундучок»
Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Волшебный сундучок»...

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Волшебный сундучок от Деда Мороза»2015г
Цель: приобщение детей к истокам народной культуры.Задачи:создать атмосферу праздничного настроения;формировать умение отгадывать загадки; закреплять умение вести диалог, развивать умение согласо...

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора.
Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора.Тема занятия: «Волшебный сундучок».Цель: приобщение детей к истокам народной культуры через устное народн...

Методическая разработка на тему: Развитие речи детей второй младшей группы с использованием методов технологии ТРИЗ
Методическая разработка на тему:Развитие речи детей второй младшей группыс использованием методов технологии ТРИЗ...