"Методическая разработка по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"
методическая разработка по развитию речи по теме

Хасанзянова Люция Накифовна

    Речь - это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Но, к сожалению, не каждому дано в полной мере освоить это богатство.
      Проблема развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи (ОНР), которое является нарушением речи при котором при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.  

      Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

     Дар слова - важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения.
   Речь - это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Но, к сожалению, не каждому дано в полной мере освоить это богатство.
     Проблема развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи (ОНР), которое является нарушением речи при котором при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.  

      Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Развитие обеих форм (диалога и монолога) связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связано с развитием деятельности и общения.                            Чтобы ребенок был коммуникабельным, здоровым и познавательно активным. Для того чтобы этого достичь, ребенку необходимо овладеть связной, понятной для всех речью.

Работа по формированию речевой деятельности ребенка включает в себя следующие аспекты:

- расширение словарного запаса;

- понимание значения слов;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие диалогической и монологической форм речи.

Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

На каждом этапе работ решается целый ряд различных задач.

Основные задачи:

  • закреплять и развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации;
  • развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  • целенаправленно воздействовать на активизацию психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций) тесно связанных с формированием устного речевого общения;
  • способствовать взаимодействию родителей, детей и педагогов.

Для выполнения поставленных задач необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • принцип использования игровых ситуаций;
  • принцип систематичности;
  • принцип опоры на возрастные особенности.

Рекомендую родителям внимательно рассмотреть виды работ по формированию связной речи, которые представлены на Рис. №1

        

Рис. 1. - Виды работ по формированию связной речи

Рассмотрим виды работ по развитию связной речи у старших дошкольников.

Первый вид работ. Составление предложения.

1.Подобрать к существительному глагол.

Взрослый предлагает назвать картинку или нарисовать задуманный предмет ребенку, назвать нарисованный предмет.

2. Назвать, что он (предмет) может делать.

Взрослый должен придерживаться определенной последовательности по сложности картинок: люди, животные, неодушевленные предметы.

Например:

Кошка мяукает, умывается, мурлычет, ловит мышей.

Солнце светит, греет, печет, радует, и др.

 Составлять предложения без опоры на картинку.

1.Предложить ребенку придумать предложение по заданному слову.

Взрослый предлагает ребенку придумать предложение про любой предмет, животное и т.д.

2.Составлять предложения, используя «красивые» слова (прилагательные), задавая дополнительный вопрос.

Например:

Какая бабушка?

Какой кот?

Какое солнце?

3.Составлять предложения, используя наречия, задавая вопрос.

Например:

Как прыгает?

Как мяукает?

Как светит? и др.

Второй вид работ. Составление рассказа по серии картинок.

1.Составить предложение по каждой картинке.

2. Разложить в правильной последовательности.

3.Ребенок может использовать вопросы – подсказки взрослого.

4.Составить рассказ без помощи вопросов взрослого.

Третий вид работ схематично представлен на Рис. 2.

Рис. 2. – Пересказ коротких текстов

В процессе разбора текста детям объясняется значение мало знакомых и новых слов. Их закрепление происходит в процессе пересказа с использованием наводящих вопросов, в театральной деятельности (обыгрывание сказок, рассказов), в сюжетных играх.

Четвертый вид работ. Завершение начатого рассказа.

1.Прочитать начало рассказа (сказки).

2.Рассмотреть картинку к прочитанному тексту.

3.Предложить ребенку нарисовать картинку к прочитанному тексту.

4.Завершить рассказ (сказку) по прослушанному началу с опорой на картинку и вопросы взрослого.

Пятый вид работ.

1. Составление рассказа (сказки) по теме предложенной взрослым.

1.Взрослый выбирает тему рассказа (сказки) ориентируясь на тему, которая обозначена на неделе.

Например: «Осень», «Овощи. Огород», «Лес. Деревья» и др.

2.Взрослый побуждает ребенка придумать рассказ (сказку) на выбранную тему, предлагая сначала нарисовать картинку или серию картинок.

3.Придумывание названия рассказа, сказки.

4.Обсуждение характеристики персонажей: внешний облик, деятельность героев , их поступков; времени года; характере самого рассказа (сказки).

5.Взрослый дает образец начала рассказа (сказки). При затруднении задает наводящие вопросы.

2. Составление рассказа с помощью наглядного материала (вырезанных силуэтных картинок).

Например: птица, любое животное, ребенок, охотник или любой другой взрослый, дом, дерево и другие предметы.

1.Взрослый предлагает тему рассказа.

2.Предложить рассмотреть вырезанные силуэты картинок. Назвать каждую из них, дать им описательную характеристику (внешний вид, настроение, характер и др.)

3.Обсудить, какие действия они могут совершать связанные с обсуждаемым сюжетом.

4.Предложить придумать название рассказа  на заданную тему.

5.Обсудить будущий план рассказа. Взрослый должен направлять ребенка, задавать ему уточняющие вопросы, давать подсказки.

6.Предложить образец рассказа  или его начала.

7.Предложить, вырезанные силуэты картинок, разместить на магнитной доске (стандартном листе А4) в соответствием с выбранным сюжетом.

Придуманный рассказ можно обыгрывать с помощью кукол и др. игрушек. Можно инсценировать, обыграть в сюжетной игре. Участие в таких играх могут принимать все члены семьи.

3. Работа над составлением текста сказочного содержания.

Необходимо объяснить ребенку, чем отличается сказка от рассказа.Отличи

тельной особенностью сказки является фантастичность: необычные герои, волшебные предметы и др.

Рекомендую родителям внимательно рассмотреть схему по составлению текстов сказочного содержания, которые представлены на Рис. 3  

Рис. 3. – Составление текстов сказочного содержания

Работа с детьми по сочинению сказки сначала носит совместный характер (взрослый – ребенок). Далее ребенок может сочинять сказку по наводящим вопросам взрослого:

1.Назови героев выбранной сказки.

2.Назови, что делал каждый из героев?

3.Какие волшебные предметы встретились в сказке, перечисли их волшебные качества (сапоги – скороходы, скатерть – самобранка, шапка – невидимка)

4.Какие действия повторяются несколько раз?

Например: «Лиса, заяц и петух» - Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная…, «Маша и медведь»- Не садись на пенек, не ешь пирожок…

Взрослый предлагает тему сказки. Например: «Приключение в горах», «Волшебный лес», «Дельфин – спасатель» и т.д.

Взрослый начинает сказку сам, предлагает ребенку завершить ее самостоятельно. При затруднениях задает вопросы – подсказки.

Взрослый предлагает ребенку пересказать составленную сказку, обыгрывая

действия вырезанными силуэтами.

Дети любят сочинять, но часто не могут правильно оформить задуманное

высказывание, родители должны помочь им в этом:

▪обучать правильному построению предложения;

▪обучать правильному интонационному оформлению;

▪обучать разным видам пересказа;

▪ обучать самостоятельному рассказыванию.

Такие творческие задания радуют детей, развивают воображение, повышают интерес к художественной литературе, развивают навыки связной речи.

Регулярное чтение дошкольникам стихов, рассказов, сказок помогает лучше познать окружающий мир.

Проводится беседа по прочитанному произведению, взрослый объясняет смысл прочитанного, настроение, совместно определяется жанр, характер, мораль.

Читая новый рассказ или сказку, повторяйте названия ранее прочитанных произведений, проговаривайте названия их героев, основные события. Проигрывайте рассказы и сказки с помощью вырезанных силуэтов и других игрушек.

Одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, о своих родных и близких, о самых ярких впечатлениях в своей жизни.

Взрослый должен создавать такие ситуации, ставить ребенка в такие условия, чтобы у него появлялось самостоятельное желание поделиться своими впечатлениями, интересами, пожеланиями.

Ребенку необходимо внимание и регулярное общение со взрослым, так как это непосредственно влияет на развитие речи ребенка.

Несформированность связной речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности и познавательные возможности детей дошкольного возраста. Поэтому активное участие родителей в развитии связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет важное значение для всего процесса обучения и воспитания.

Очень хочется верить, что благодаря рекомендуемым заданиям, ваш ребенок будет гармонично развиваться и к моменту поступления в школу его связная речь будет достаточно хорошо развита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы

С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня

В настоящее время в логопедические группы поступает большое количество детей с общим недоразвитием речи. Развитие речи этих детей значительно отличается от развития речи детей, не имеющих речевых нару...

Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи с интеграцией изобразительной деятельности «Мой ласковый и верный друг»

В занятии дошкольники обучаются составлять описательный рассказ о домашнем животном – собаке посредством создания проблемной ситуации. К детям приходит герой, роль которого исполняет взрослый человек....

Конспект НОД по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Коснпект НОД по развитию связной речи у детей с недоразвитием речи....

Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлен опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по проведению занятий в форме логосказок. Даётся краткая характеристика связной речи детей с ОНР. Раскрывается важное значение испо...

«Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Речь ребенка не механическое повторение образцов, которые он слышит от взрослых, а творчество, в котором слово выступает как средство познания и общения. Человеческая речь складывается из нескольких с...