Методические подходы к развитию связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи на материале произведений изобразительного искусства
учебно-методический материал по логопедии
Методические подходы к развитию связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи на материале произведений изобразительного искусства
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические подходы к развитию связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи на материале произведений изобразительного искусства
Для того, чтобы понять специфику восприятия старшими дошкольниками произведений изобразительного искусства, рассмотрим некоторые психические особенности их развития, которые создают возможность приобщения детей к искусству. В старшем дошкольном возрасте произвольное внимание становится более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания произведений изобразительного искусства.
Образная память и воображение существенно меняются: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, четкими, дифференцированными, связными и системными. В старшем дошкольном возрасте формируется преднамеренное воображение. Эти своеобразия способствуют восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений.
Наглядно - образные формы формируются на основе имеющегося наглядно-действенного мышления. Вследствие этого, дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи (художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем).
Образное мышление создает предпосылки для формирования логического. Старшие дошкольники способны сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать верные логические суждения и делать правильные выводы. Ребенок легко выделяет функциональные связи (назначение, использование предметов), трудно ему дается раскрывать пространственные и временные отношения в смысловом их значении.
Формирование у дошкольников эстетического оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть прекрасное, обусловливает высокий познавательный уровень детей. У ребенка развиваются эстетические чувства и представления, на их основе формируется творческое воображение самостоятельной деятельности [5].
Р. М. Чумичева считает, что из различных живописных жанров дети отдают предпочтения бытовому и натюрморту. Потому что со многими предметами натюрморта дошкольники встречаются в быту, а чувства, выраженные в картине с бытовым содержанием, не раз ими переживались.
Большой интерес вызывают картины о труде взрослых, произведения героической тематики, и те полотна, содержание которых напоминает детям иллюстрированное литературное произведение [55].
Старшие дошкольники воспринимают познавательную (легко понимают, о чем художник сказал в своей картине, однако не могут еще анализировать отношения, переданные художником), эстетическую (рассказывают с особой эмоциональной настроенностью, но исходя из эмоциональной реакции на красивое сочетание красок) и нравственную (сложно уяснить нравственную ценность портрета) ценность содержания картины.
При целенаправленных занятиях у детей качественно меняется восприятие красоты. Дошкольников волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете, жанровые картины, отражающие современность.
Н. Халезова и Р. Чумичева выделяют следующие этапы ознакомления с живописью:
- Искусствоведческий рассказ педагога.
- Самостоятельный анализ содержания картины.
- Восприятие с помощью новых методических приемов.
Занятия по ознакомлению с портретной живописью строятся несколько иначе, это обусловлено особенностью портретного жанра.
Беседы о портретной живописи можно построить на основе трех групп вопросов:
1. Вопросы-побуждения: «Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым на картине? Что еще изображено? Что эти предметы рассказали о человеке?». При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: «О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?»
2. Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза?»
3. Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): «Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?»
Е. И. Тихеева считает, что для детей 6-7 лет на картинах могут быть представлены сложные ситуации, так как для них картины являются не только средством для закрепления представлений о знакомых предметах, но и для ознакомления с новыми, путем жизненных наблюдений. Она же выделяет следующие основные положения, которыми следует руководствоваться проводя занятие по картине:
1. Графическая грамотность картины, не искажающая действительность.
2. Психологическое соответствие возрасту ребенка.
3. Рассматривание картины продолжается пока ребенок проявляет интерес.
4. Картина показывается против света.
5. Дети сидят полукругом, для показа деталей используется специальная палочка.
6. Педагог своим примером стимулирует детей к желательным речевым реакциям [48].
Р. М. Чумичева в работе с детьми старшего дошкольного возраста советует использовать следующие произведения портретной живописи: А. Архипов «Молодая крестьянка в красной кофте», М. Башкирцева «Дождевой зонтик», В. Васнецов «Аленушка», С. Григорьев «Веселые зрители», В. Жемерикин «Рабочий», О. Кипренский «Девочка в маковом венке», П. Маковский «Дети, бегущие от грозы», А. Пластов «Дети», В. Серов «Мика Морозов», «Портрет Ермоловой», Н. Суздальцева «Анюта», С. и А. Ткачевы «Детвора», Н. Рачков « Девочка с ягодами», В. Тропинин «Девочка с куклой», «Голова мальчика».
Доступные для восприятия дошкольниками натюрморты: И. Машкова «Рябинка», «Фрукты», «Малинка», А. Куприна «Букет полевых цветов», П. Кончаловский «Маки» и др.
Пейзажи таких художников: К. Юона, В. Бялыницкого-Бирули, Г. Нисского, B. Мешкова. Картины К. Юона «Зимний день», «Конец зимы», «Волшебница-зима» изображают русскую зиму с ее обильными снегами, голубыми просторами, кружевом ветвей.
Можно использовать реалистическое искусство прошлого: И. Шишкин. «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Рожь»; пейзажи И. Левитана «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща»; морские пейзажи И. Айвазовского; картины В. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» [55].
Таким образом, художественные картины всесторонне развивают личность дошкольника, приобщают к социальному опыту народа, знакомят с духовными ценностями, а значит, помогут развить связное высказывание у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядности в формировании связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Статистика многих исследований предвещает нам угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Конечным результатом обучения языку яв...
Особенности развития связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи
Развитие связной речи и ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности...
План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»
Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями. Задачи: ·...
Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи через освоение декоративно - прикладного искусства - батика (роспись по ткани).
«Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания, которых позволяют развить эти способности воврем...
ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Среди умений и навыков, которые очень понадобятся выпускнику логопедической группы в начальной школе, особенного внимания заслуживают навыки связной речи. При спонтанном развитии умения и навыки...
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются общие аспекты проблемы нарушений словообразования у детей, представлены подходы к понятию «словообразование», представлены основные направления логопедической рабо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются общие направления исследования состояния навыков словообразования у детей с нарушениями речи, представлена обоснованная диагностическая методика и анализируются результаты выя...