Программа по познавательно-речевому и художественно-эстетическому направлению
рабочая программа по развитию речи по теме

Кузнецова Валентина Васильевна

Программа по познавательно-речевому и художественно-эстетическому направлению МДОУ №9 "Тополёк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-folklor.docx138.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ:                                              

Заведующая МДОУ №9

                                                                                                      «Тополёк»

         Калиткина Т. М. ______

                                                                                                                                «01» сентября 2012 год

Программа

дополнительного образования

детей дошкольного возраста

(в рамках кружковой работы)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №9 «Тополёк»

КРУЖОК   «Родничок»

  • Программа рассчитана на дошкольников в возрасте от 3-х до 6-ти лет
  •  Автор программы:

 воспитатель – Кузнецова В. В.

  •  Данная программа реализуется в МДОУ №9 «Тополёк» с. Спас – Заулок с 1998 года

2012 год

Пояснительная записка.

«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского

возраста и потому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

жизнью, который возник, вырос и развился из

исканий высокой радости детской народной массы.

Это – детский фольклор.»

Г.С.Виноградов.

  Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.

    Старая поговорка гласит: « Все новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, « с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

     В нашем ДОУ есть условия для организации фольклорного кружка «Родничок».  Исходя из того, что важным условием развития интереса детей к устному народному творчеству, поддерживания интереса детей к культуре предков, служит развивающая среда, педагоги ДОУ особое внимание уделяют обогащению содержания развивающей среды.  В ДОУ действует этнографический  музей « Русская изба», что помогает педагогам более тесному приобщению детей к культуре и быту своего народа, к приобщению к истокам русской народной культуры. Особенно интересно проходит чтение сказок в музее , где четко можно увидеть обстановку русской избы, и ребенок чувствует себя очень комфортно и уютно как «в сказке». Таким образом, по запросам родителей (анкетирование) в группе мной организован фольклорный кружок, разработана Программа кружка.

      Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.
      В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).

     Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

     Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

     Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

      В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.

Цель кружка: 

пробудить у воспитанников живой интерес к изучению русского

детского фольклора.

Задачи кружка:

  • образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.
  • развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.
  • воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

Продолжительность занятий кружка рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 - 30 минут во второй половине дня.

Возраст воспитанников:  3 - 6 лет.

Формы занятий: экскурсии в этнографический музей ДОУ, посиделки в «избе», игры – путешествия, праздники, развлечения, досуги, работа с родителями, с социумом.

Методические приемы:

  • наглядный, словесный, практический;
  • беседы с детьми;
  • наблюдение за природой;
  • слушание русских народных песен, сказок;
  • разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок с привлечением родителей;
  • инсценировки песен и малых фольклорных форм;
  • ручной труд.

Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам.

Должны знать и уметь:

3-4 года

  • Передавать содержание простейших русских народных сказок.
  • Проговаривать считалки для выбора ведущих в народных играх.
  • Уметь петь песенки, заклички, колыбельные песни, интонировать в пределах терции.
  • Знать название музыкальных инструментов и отличать на слух.
  • Владеть элементарными способами игры на них (ложки, бубен, колокольчик, дудочка).
  • Уметь находить пару, и ходить парами друг за другом по кругу.
  • Выполнять притопывание ногами на месте и с продвижением вперёд.
  • Использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми.

4-5 лет

  • Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
  • Уметь переходить от разговорной к певческой интонации.
  • Иметь элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица) и их традициях.
  • Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
  • Знать название инструментов (треугольник, дудочка, балалайка) и различать их по звучанию.
  • Оказывать посильную помощь сверстникам и взрослым.
  • Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

5-6 лет

  • Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
  • Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
  • Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
  • Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).
  • Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
  • Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.
  • Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.
  • Оказывать помощь сверстникам и взрослым.
  • Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
  • Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
  • Проявлять внимание и заботу к близким.
  • Передавать полученные знания малышам.

Формы подведения итогов:

  • Занятия интегрированного типа
  • Развлечения
  • Театрализованные представления, концерты.
  • Календарные праздники
  • Видео и фотоматериалы
  • Выступления на праздниках села
  • Участие в районных конкурсах
  • Отзывы родителей, педагогов ДОУ        

Необходимые условия реализации программы:

  • Специальное помещение
  • технические средства
  •  русские народные музыкальные и шумовые инструменты
  •  предметы народного быта
  •  народные костюмы
  •  разные виды театра
  •  устный и музыкальный фольклорный материал
  • атрибутика.

                                                         

Учебно – тематический план

кружковой работы

с детьми 3-4 лет.

Тема занятия

Кол-во часов

Теор.часть

Практ.часть

1.«Милости просим»

2.«Ходит сон круг окон»

3.«Жили у бабуси…»

4.«Во саду ли , в огороде»

5 мин.

10мин.

5.«Кот Васька»

6.«Чудесный сундучок»

7.«Репка»

8.«Котик, поиграй»

5мин.

10мин.

9.«Водичка, умой моё личико»

10.«Идёт коза рогатая»

11.«В гости к хозяюшке»

12.«Волк и семеро козлят» - развлечение

5мин.

10мин.

13.«Волшебный бубен»

14.«Зайка беленький»

15.«Водичка-водичка»

16.«Кудеса - чудеса» - развлечение

5мин.

10мин.

17.«Фока воду кипятит»

18.«Пришла Коляда»

19.«Маленькие колядовщики» - развлечение

5мин.

10мин.

20.«В гости к солнышку»

21.«Я от бабушки ушёл»

22.«К нам пришли матрёшки»развлечение

23.«Хозяйкины помощницы»

5мин.

10мин.

24.«Масленница» - праздник

25.«Весеннее веселье»

26.«Солнышко - колоколнышко»

27.«Русь деревянная»

5мин.

10мин.

28.«Игра-путешествие в прошлое стула»

29.«Игра-путешествие в прошлое ложки»

30.«Пасхальное яичко»

31.«Весённяя карусель» - праздник

5мин.

10мин.

32.«Сорока-белобока кашу варила»

33.«Колобок»

34.«Делу время, потехе час»

35.«В гости к солнышку»развлечение

5мин.

10мин.

Итого

45мин.

1 час 30 мин.

Учебно – тематический план

кружковой работы

с детьми 4 – 5 лет

Тема занятия

Кол-во часов

Теор. часть

Практ. часть

1.«Репка»

2.«Рябинник» - посиделки с мамами

3.«Осенняя ярмарка»

4.«Хлеь – всему голова»

10мин.

5мин.

5мин.

5мин.

5мин.

15мин.

10мин.

10мин.

5.«Теремок»

6.«В гостях у 3 медведей»

7.«У бабушки Варвары» -

праздник

8.«Уж как я свою коровушку люблю»

10мин.

5мин.

5мин.

10мин.

10мин.

15мин.

15мин.

20мин.

9.«Из-за леса, из-за гор»

10.«Кузьминки» - развлечение

11.«Ярмарка игрушек»

12.«При матушке добро»

10мин.

5мин.

10мин.

5мин.

10мин.

20мин.

10мин.

15мин.

13.«Здравствуй, зимушка -зима»

14.«Зайка беленький сидит»

15.«Хочешь есть калачи – не лежи на печи»

16.«Новый год у ворот»-праздник

10мин.

10мин.

5мин.

5мин.

10мин.

10мин.

15мин.

20мин.

17.«На пороге - коляда»

18.«Святки» - развлечение

19.«В мире много сказок»

10мин.

5мин.

5мин.

10мин.

20мин.

15мин.

20.«Я от бабушки ушёл»

21.«По-щучьему велению»

22.«Заяц белый, куда бегал?»

23.«Ой, блиночки мои»

10мин.

10мин.

5мин.

5мин.

10мин.

10мин.

15мин.

15мин.

24.«Проводы зимы»-праздник

25.«Русь деревянная»

26.«Заюшкина избушка»

27.«Грач на горе, весна на дворе

5мин.

5мин.

5мин.

10мин.

20мин.

15мин.

15мин.

10мин.

28.«Поскорее подрастай да к работе поспевай!»

29.«Птицы летите, весну несите»

30.«Сороки»

31.«Пасха» - праздник

10мин.

10мин.

10мин.

10мин.

10мин.

10мин.

10мин.

15мин.

32.«На зелёном, на лугу»

33.«Весёлые звоночки»

34.«Козонька рогатая, козонька бодатая»

35.«В гостях у сказки» - развлечение

5мин.

5мин.

5мин.

5мин.

15мин.

15мин.

15мин.

20мин.

Итого

4ч 10мин.

7ч 15мин.

Учебно – тематический план

кружковой работы

с детьми 5 – 6 лет

Тема занятия

Кол-во часов

Теор. часть

Прак.часть

1.«Сказка всегда права»

2.«Дом – изба»

3.«Семья»

4.«Что означают наши имена»

10мин.

5мин.

10мин.

10мин.

15мин.

20мин.

15мин.

15мин.

5.«Знакомство с Кузей»

6.«Покров» - праздник

7.«Дворовые постройки»

8.«Хлеб всему голова»

5мин.

5мин.

10мин.

5мин.

20мин.

25мин.

15мин.

20мин.

9.«Печь»

10.«Баю-баюшки-баю…»»

11.«Убранство избы»

12.«Предметы старинного быта»

5мин.

       10мин.

10мин.

5мин.

20мин.

     15мин.

15мин.

15мин.

13.«Одежда»

14.«Лапти»

15.«Народное рукоделие»

16.«Новый год у ворот»-праздник

5мин.

5мин.

5мин.

5мин.

20мин.

20мин.

20мин.

30мин.

17.«Сею-сею посеваю, с  новым годом поздравляю»

18.«Святки» - развлечение

19.«Нитки. Ткачество»

10мин.

5мин.

5мин.

15мин.

25мин.

20мин.

20.«Волшебные спицы»

21.«Посуда».

22.«Путешествие в сказку»

23.«Блины русские»

5мин.

5мин.

5мин.

5мин.

20мин.

20мин.

20мин

20мин.

24.«Гостьюшка годовая» - праздник

25.«Шутки шутить – людей смешить»

26.«Русская матрёшка»

27.«Весна пришла»

10мин.

5мин.

5мин.

10мин.

25мин.

20мин.

20мин.

15мин.

28.«Победа в воздухе не вьётся»

29.«Расти здоровым»

30.«Посиделки в « избе»»

31.«Пасхальное яичко»-сказка для малышей

5мин.

10мин.

5мин.

5мин.

20мин.

15мин.

35мин.

30мин.

32.«Весну привечаем – игры затеваем»

33.«В гости к Кузе»

34.«Летние забавы»

5мин.

5мин.

5мин.

5мин.

20мин.

20мин.

20мин.

25мин.

Итого

3ч.45мин.

 11ч.25мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность «Познавательно-речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» с детьми средней группы.

1. Закрепить знания о домашних животных, кто чем питается, какую пользу приносят людям. Формировать у детей заботливое отношение к домашним животным.2. Воспитывать умение внимательно слушать, активно ...

Интегрированная образовательная деятельность по направлениям: «Социально – личностное развитие», «Познавательно – речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие»

формировать предпосылки экологического сознания, дать детям представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Развивать эстетическое восприятие, умение с...

Конспект НОД в подготовительной группе по художественно – эстетическому развитию, направление – художественное творчество (аппликация) на тему: «Совушка - сова»

Интеграция областей: Х-э. р. + П. р. + С. + Р. р.  Описание материала: Нетрадиционные техники аппликации из ватных дисков.Задачи:Х-э. р. 1.     Закреплять умения отрезать част...

Перспективный план развития группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Рисование»

Перспективный план  развития группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество&ra...

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Аппликация»

Перспективный план группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно обр...