Программа по познавательно-речевому и художественно-эстетическому направлению
рабочая программа по развитию речи по теме
Программа по познавательно-речевому и художественно-эстетическому направлению МДОУ №9 "Тополёк"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-folklor.docx | 138.84 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МДОУ №9
«Тополёк»
Калиткина Т. М. ______
«01» сентября 2012 год
Программа
дополнительного образования
детей дошкольного возраста
(в рамках кружковой работы)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №9 «Тополёк»
КРУЖОК «Родничок»
- Программа рассчитана на дошкольников в возрасте от 3-х до 6-ти лет
- Автор программы:
воспитатель – Кузнецова В. В.
- Данная программа реализуется в МДОУ №9 «Тополёк» с. Спас – Заулок с 1998 года
2012 год
Пояснительная записка.
«Едва ли можно найти материал более близкий,
затрагивающий интересы и потребности детского
возраста и потому самый занимательный, чем тот,
который связан с детским бытом, с повседневной
жизнью, который возник, вырос и развился из
исканий высокой радости детской народной массы.
Это – детский фольклор.»
Г.С.Виноградов.
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.
Старая поговорка гласит: « Все новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, « с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.
В нашем ДОУ есть условия для организации фольклорного кружка «Родничок». Исходя из того, что важным условием развития интереса детей к устному народному творчеству, поддерживания интереса детей к культуре предков, служит развивающая среда, педагоги ДОУ особое внимание уделяют обогащению содержания развивающей среды. В ДОУ действует этнографический музей « Русская изба», что помогает педагогам более тесному приобщению детей к культуре и быту своего народа, к приобщению к истокам русской народной культуры. Особенно интересно проходит чтение сказок в музее , где четко можно увидеть обстановку русской избы, и ребенок чувствует себя очень комфортно и уютно как «в сказке». Таким образом, по запросам родителей (анкетирование) в группе мной организован фольклорный кружок, разработана Программа кружка.
Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.
В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.
Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.
В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.
Цель кружка:
пробудить у воспитанников живой интерес к изучению русского
детского фольклора.
Задачи кружка:
- образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.
- развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.
- воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
Продолжительность занятий кружка рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 - 30 минут во второй половине дня.
Возраст воспитанников: 3 - 6 лет.
Формы занятий: экскурсии в этнографический музей ДОУ, посиделки в «избе», игры – путешествия, праздники, развлечения, досуги, работа с родителями, с социумом.
Методические приемы:
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- наблюдение за природой;
- слушание русских народных песен, сказок;
- разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок с привлечением родителей;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм;
- ручной труд.
Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам.
Должны знать и уметь:
3-4 года
- Передавать содержание простейших русских народных сказок.
- Проговаривать считалки для выбора ведущих в народных играх.
- Уметь петь песенки, заклички, колыбельные песни, интонировать в пределах терции.
- Знать название музыкальных инструментов и отличать на слух.
- Владеть элементарными способами игры на них (ложки, бубен, колокольчик, дудочка).
- Уметь находить пару, и ходить парами друг за другом по кругу.
- Выполнять притопывание ногами на месте и с продвижением вперёд.
- Использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми.
4-5 лет
- Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
- Уметь переходить от разговорной к певческой интонации.
- Иметь элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица) и их традициях.
- Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
- Знать название инструментов (треугольник, дудочка, балалайка) и различать их по звучанию.
- Оказывать посильную помощь сверстникам и взрослым.
- Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
5-6 лет
- Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
- Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
- Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
- Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).
- Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
- Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.
- Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.
- Оказывать помощь сверстникам и взрослым.
- Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
- Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
- Проявлять внимание и заботу к близким.
- Передавать полученные знания малышам.
Формы подведения итогов:
- Занятия интегрированного типа
- Развлечения
- Театрализованные представления, концерты.
- Календарные праздники
- Видео и фотоматериалы
- Выступления на праздниках села
- Участие в районных конкурсах
- Отзывы родителей, педагогов ДОУ
Необходимые условия реализации программы:
- Специальное помещение
- технические средства
- русские народные музыкальные и шумовые инструменты
- предметы народного быта
- народные костюмы
- разные виды театра
- устный и музыкальный фольклорный материал
- атрибутика.
Учебно – тематический план
кружковой работы
с детьми 3-4 лет.
Тема занятия | Кол-во часов | |
Теор.часть | Практ.часть | |
1.«Милости просим» 2.«Ходит сон круг окон» 3.«Жили у бабуси…» 4.«Во саду ли , в огороде» | 5 мин. | 10мин. |
5.«Кот Васька» 6.«Чудесный сундучок» 7.«Репка» 8.«Котик, поиграй» | 5мин. | 10мин. |
9.«Водичка, умой моё личико» 10.«Идёт коза рогатая» 11.«В гости к хозяюшке» 12.«Волк и семеро козлят» - развлечение | 5мин. | 10мин. |
13.«Волшебный бубен» 14.«Зайка беленький» 15.«Водичка-водичка» 16.«Кудеса - чудеса» - развлечение | 5мин. | 10мин. |
17.«Фока воду кипятит» 18.«Пришла Коляда» 19.«Маленькие колядовщики» - развлечение | 5мин. | 10мин. |
20.«В гости к солнышку» 21.«Я от бабушки ушёл» 22.«К нам пришли матрёшки»развлечение 23.«Хозяйкины помощницы» | 5мин. | 10мин. |
24.«Масленница» - праздник 25.«Весеннее веселье» 26.«Солнышко - колоколнышко» 27.«Русь деревянная» | 5мин. | 10мин. |
28.«Игра-путешествие в прошлое стула» 29.«Игра-путешествие в прошлое ложки» 30.«Пасхальное яичко» 31.«Весённяя карусель» - праздник | 5мин. | 10мин. |
32.«Сорока-белобока кашу варила» 33.«Колобок» 34.«Делу время, потехе час» 35.«В гости к солнышку»развлечение | 5мин. | 10мин. |
Итого | 45мин. | 1 час 30 мин. |
Учебно – тематический план
кружковой работы
с детьми 4 – 5 лет
Тема занятия | Кол-во часов | |
Теор. часть | Практ. часть | |
1.«Репка» 2.«Рябинник» - посиделки с мамами 3.«Осенняя ярмарка» 4.«Хлеь – всему голова» | 10мин. 5мин. 5мин. 5мин. | 5мин. 15мин. 10мин. 10мин. |
5.«Теремок» 6.«В гостях у 3 медведей» 7.«У бабушки Варвары» - праздник 8.«Уж как я свою коровушку люблю» | 10мин. 5мин. 5мин. 10мин. | 10мин. 15мин. 15мин. 20мин. |
9.«Из-за леса, из-за гор» 10.«Кузьминки» - развлечение 11.«Ярмарка игрушек» 12.«При матушке добро» | 10мин. 5мин. 10мин. 5мин. | 10мин. 20мин. 10мин. 15мин. |
13.«Здравствуй, зимушка -зима» 14.«Зайка беленький сидит» 15.«Хочешь есть калачи – не лежи на печи» 16.«Новый год у ворот»-праздник | 10мин. 10мин. 5мин. 5мин. | 10мин. 10мин. 15мин. 20мин. |
17.«На пороге - коляда» 18.«Святки» - развлечение 19.«В мире много сказок» | 10мин. 5мин. 5мин. | 10мин. 20мин. 15мин. |
20.«Я от бабушки ушёл» 21.«По-щучьему велению» 22.«Заяц белый, куда бегал?» 23.«Ой, блиночки мои» | 10мин. 10мин. 5мин. 5мин. | 10мин. 10мин. 15мин. 15мин. |
24.«Проводы зимы»-праздник 25.«Русь деревянная» 26.«Заюшкина избушка» 27.«Грач на горе, весна на дворе | 5мин. 5мин. 5мин. 10мин. | 20мин. 15мин. 15мин. 10мин. |
28.«Поскорее подрастай да к работе поспевай!» 29.«Птицы летите, весну несите» 30.«Сороки» 31.«Пасха» - праздник | 10мин. 10мин. 10мин. 10мин. | 10мин. 10мин. 10мин. 15мин. |
32.«На зелёном, на лугу» 33.«Весёлые звоночки» 34.«Козонька рогатая, козонька бодатая» 35.«В гостях у сказки» - развлечение | 5мин. 5мин. 5мин. 5мин. | 15мин. 15мин. 15мин. 20мин. |
Итого | 4ч 10мин. | 7ч 15мин. |
Учебно – тематический план
кружковой работы
с детьми 5 – 6 лет
Тема занятия | Кол-во часов | |
Теор. часть | Прак.часть | |
1.«Сказка всегда права» 2.«Дом – изба» 3.«Семья» 4.«Что означают наши имена» | 10мин. 5мин. 10мин. 10мин. | 15мин. 20мин. 15мин. 15мин. |
5.«Знакомство с Кузей» 6.«Покров» - праздник 7.«Дворовые постройки» 8.«Хлеб всему голова» | 5мин. 5мин. 10мин. 5мин. | 20мин. 25мин. 15мин. 20мин. |
9.«Печь» 10.«Баю-баюшки-баю…»» 11.«Убранство избы» 12.«Предметы старинного быта» | 5мин. 10мин. 10мин. 5мин. | 20мин. 15мин. 15мин. 15мин. |
13.«Одежда» 14.«Лапти» 15.«Народное рукоделие» 16.«Новый год у ворот»-праздник | 5мин. 5мин. 5мин. 5мин. | 20мин. 20мин. 20мин. 30мин. |
17.«Сею-сею посеваю, с новым годом поздравляю» 18.«Святки» - развлечение 19.«Нитки. Ткачество» | 10мин. 5мин. 5мин. | 15мин. 25мин. 20мин. |
20.«Волшебные спицы» 21.«Посуда». 22.«Путешествие в сказку» 23.«Блины русские» | 5мин. 5мин. 5мин. 5мин. | 20мин. 20мин. 20мин 20мин. |
24.«Гостьюшка годовая» - праздник 25.«Шутки шутить – людей смешить» 26.«Русская матрёшка» 27.«Весна пришла» | 10мин. 5мин. 5мин. 10мин. | 25мин. 20мин. 20мин. 15мин. |
28.«Победа в воздухе не вьётся» 29.«Расти здоровым» 30.«Посиделки в « избе»» 31.«Пасхальное яичко»-сказка для малышей | 5мин. 10мин. 5мин. 5мин. | 20мин. 15мин. 35мин. 30мин. |
32.«Весну привечаем – игры затеваем» 33.«В гости к Кузе» 34.«Летние забавы» | 5мин. 5мин. 5мин. 5мин. | 20мин. 20мин. 20мин. 25мин. |
Итого | 3ч.45мин. | 11ч.25мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность по направлениям: «Познавательно-речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» с детьми подготовительной к школе группы Тема: «БУДЕТ В ЛЮЛЬКЕ КУКЛА «НЯНЮШКА», НЕ ЗАПЛАЧЕТ НАШ ИВАНУШКА»
Данный материал может быть использован педагогами при ознакомлении детей с темой "Куклы", а также на занятиях в "Русской избе"...
Интегрированная образовательная деятельность «Познавательно-речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» с детьми средней группы.
1. Закрепить знания о домашних животных, кто чем питается, какую пользу приносят людям. Формировать у детей заботливое отношение к домашним животным.2. Воспитывать умение внимательно слушать, активно ...
Интегрированная образовательная деятельность по направлениям: «Социально – личностное развитие», «Познавательно – речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие»
формировать предпосылки экологического сознания, дать детям представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Развивать эстетическое восприятие, умение с...
Конспект НОД в подготовительной группе по художественно – эстетическому развитию, направление – художественное творчество (аппликация) на тему: «Совушка - сова»
Интеграция областей: Х-э. р. + П. р. + С. + Р. р. Описание материала: Нетрадиционные техники аппликации из ватных дисков.Задачи:Х-э. р. 1. Закреплять умения отрезать част...
Перспективный план развития группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Рисование»
Перспективный план развития группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество&ra...
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Аппликация»
Перспективный план группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно обр...