Интегрированная образовательная деятельность по направлениям: «Познавательно-речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» с детьми подготовительной к школе группы Тема: «БУДЕТ В ЛЮЛЬКЕ КУКЛА «НЯНЮШКА», НЕ ЗАПЛАЧЕТ НАШ ИВАНУШКА»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Баранова Ольга Викторовна

Данный материал может быть использован педагогами при ознакомлении детей с темой "Куклы", а также на занятиях в "Русской избе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izgotovlenie_kukly.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель Баранова Ольга Викторовна

Интегрированная образовательная деятельность

по направлениям:  «Познавательно-речевое развитие» и

«Художественно-эстетическое развитие»

с детьми  подготовительной  к  школе  группы

Тема:  «БУДЕТ В ЛЮЛЬКЕ КУКЛА «НЯНЮШКА»,

НЕ ЗАПЛАЧЕТ НАШ ИВАНУШКА»

Май  2012 г.

Цель:  ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Программное  содержание:  

- познакомить детей с русскими народными куклами, через игрушку – с историей и традициями  на  Руси;

- учить изготавливать своими руками традиционную куклу-закрутку (куклу-оберег), развивать мелкую моторику рук; формировать индивидуальные творческие способности; самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями: кукла-закрутка, оберег, оторочка, лоскут, безликая кукла, фартук, кайма, льняная, хлопчатобумажная, нянюшка, старание;

- развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;

-стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия;

- прививать уважение к культуре своего народа, традициям семьи, приучать  к совместному труду со взрослыми.

Материал и оборудование: белая ткань размером 30х30 см по количеству детей (2 шт.), шерстяные и хлопчатобумажные нитки, лоскуты белой и цветной ткани для платков, юбок, фартуков,  скрутка из газеты по количеству детей, отделочный материал: декоративная тесьма, узкие ленты, кружева.

Колыбель с игрушкой-ребенком, столик  

Предварительная работа: рассматривание книг и иллюстративного материала по теме «Народная кукла», организация выставки «Куколка  моя!», разучивание пестушек и колыбельных песен

ХОД:

Дети входят в изостудию, оформленную под горницу. Их встречает «Хозяйка дома»  (воспитатель)

ХОЗЯЙКА: Добрый день, ребятушки! Добрый день, касатушки!

Проходите, не стесняйтесь, поудобнее  располагайтесь.

Приготовьте глазки, ушки, расскажу я новость вам,

А потрудитесь со мною, так и угощенье дам.

Праздник вот у нас случился. У доченьки малыш родился.

Веселье в доме нашем. Все вместе мы попляшем.

Исполняется танец «Забавушка» (девочки) под песню «Груня» (исполнительница Е. Кись)

ХОЗЯЙКА:  А мы и рубашку на видное место (на плетень) повесили. Как вы думаете, для чего?

Дети: Чтобы все видели, что новый человек родился

ХОЗЯЙКА: А уж как мы малыша ждали! Маму от тяжелой работы освобождали, в доме порядок наводили и приданое готовили. Какое приданое?

Дети: Шили распашонки и пеленки, кофточки, шапочки вязали, колыбель делали.

ХОЗЯЙКА: Колыбелька  получилась хороша да ладна. А малышу-то как нравится!

Ой, а сколько заботы с малышом!  Проснулся он, надо его перепеленать, да зарядку  с ним сделать. А уж мама с ним разговаривает, поглаживает, пестует. А что значит «пестовать»?

Дети: Пестовать – значит нянчить, воспитывать. Рассказывают пестушки в стихотворной форме.

ХОЗЯЙКА: А вы пестушки знаете? С малышом поиграете?

Девочка берет куклу-малыша, кладет его на стол на пеленочку, поглаживает, вытягивает ручки, ножки, читает пестушку.

1.«Потягушеньки, порастушеньки, потолстушеньки, попрыгушеньки!»

2. «Потягушеньки, потягушеньки. А в ноженьки – ходунушки, а в рученьки – хватунушки,  а в роток – говорок, а в головку – разумок».

(Фонограмма детского плача)

ХОЗЯЙКА: Устал малыш, капризничает. Как же мне его утешить?

Дети: На руки взять, покачать, спеть ему колыбельную песенку.

ХОЗЯЙКА: Колыбельные, которые знала, все ему перепела. А уж другие позабывала.   Может, вы какие-нибудь знаете, да споете

Девочки (2-3) берут по очереди ребенка-куклу на руки, качают его, поют колыбельные и кладут в люльку.

ХОЗЯЙКА: А еще малышу изготавливали  небольшую куколку-скрутку, которую клали к нему в люльку и называли ее «Нянюшкой» или «Бессоницей». Считалось, что бессонница заиграется с куколкой и забудет про ребенка. Он уснет. И сон его никто не потревожит.  

Так и говорили: «Сонница-бессоница, не играй моим  дитятком, а играй этой куколкой!»

«Нянюшку» всегда делали без лица, чтобы на ребенка плохое  не наговорили. Давайте и мы сегодня сделаем для нашего малыша такую «Нянюшку».

Дети садятся за столы, на которых лежит все необходимое для изготовления куклы.  Изготавливают куклу.

ХОЗЯЙКА: Вот какие «Нянюшки» у нас получились! Одну мы положим нашему малышу, а остальных нянюшек вы можете подарить знакомым, у которых есть маленькие детки, или сохранить у себя дома, пока у вас малыш не родится.

Потрудились вы на славу, вот за это вам награда.  Приглашаю чай пить с пирогами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» /область «Познание» - формирование элементарных математических представлений/ во второй младшей группе "Чудесное дерево"

Программное содержание:Образовательные задачи:-закрепить представление детей о геометрических фигурах,-закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый,-продолжать учить различать кол...

Конспект комплексной образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» /области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»/ во второй младшей группе "Наши друзья - игрушки"

Программное содержание:Образовательные задачи:-уточнить представление о том, с кем животные живут в реальной жизни,-продолжать учить детей слушать внимательно рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Му...

Непосредственно-образовательная деятельность по направлению «познавательно-речевое развитие»: образовательная область «Познание» (Окружающий мир) во второй младшей группе по теме: «Прогулка в зимний парк»

НОД по направлению "познавательно-речевое развитие", образовательная область "Познание" во второй младшей группе. "Прогулка в зимний парк", цель: обучать детей вести наблюдения за птицами, изучить обр...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям: Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие в средней группе Тема НОД: «Приключения колобка»

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное  развитие, физическое развитиеВид занятия: занятие-театрализацияФормы образовательной деятельности: ...