Обобщение опыта по теме «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня»
материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он может задерживаться и тогда у детей различаются различные отклонения в речи. Следовательно, это необходимо учитывать при подготовке детей к школе в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №13 г. Нижнеудинск»
Обобщение опыта
по теме
«Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи третьего уровня»
Учитель-логопед:
Кичко Татьяна Алексеевна
2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Установлено, что восприятие человеческой речи отличается от восприятия неречевых звуков. И если у ребенка недостаточно развит фонематический слух, то он нечетко воспринимает смысл слов и испытывает затруднения в звуко-буквенном анализе слова, а, следовательно, в овладении грамотой. Готовность к усвоению грамоты связано не только с умением правильно слышать и произносить звуки и слово, но прежде всего малыш должен четко представлять звуковой состав слова, слышать каждый звук в слове и уметь его дифференцировать от другого рядом стоящего звука.
И если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он может задерживаться и тогда у детей различаются различные отклонения в речи. Следовательно, это необходимо учитывать при подготовке детей к школе в детском саду. С целью изучения предупреждения дисграфии у детей с речевой патологией, мною на базе детского сада № 13 была проведена углублённая диагностика детей подготовительных групп с логопедическими заключениями «Общее недоразвитие речи третьего уровня» (по классификации Р.Е. Левина), которое показало индивидуальные различия в формировании: фонематического слуха; лексико-грамматических конструкций; звуко-слогового анализа и синтеза слов; слоговой структуры слов; связной речи; элементов чтения и письма. Такие дети испытывают стойкие трудности при освоении программы начального обучения вследствие недостаточной сформированности и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельности. У таких детей наблюдается:
1) неустойчивое внимание;
2) недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
3) недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Поэтому я в своей коррекционной работе с такими детьми под каждым из этих разделов ведущее место отвожу формированию фонематических процессов. Основной задачей являлось изучение возможностей развития фонематического восприятия посредством обучения детей звуковому анализу с использованием наглядности и схем.
Таким образом, основными направлениями логопедической работы по предупреждению дисграфии я считаю:
- Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков и звуков речи. Различи высоты силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различие слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков звукового анализа.
- Работа над звукопроизношением. Устранить все недостатки в произношении звуков.
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов – слогов, из слогов – звуков. Различие между собой любых звуков речи, гласных, согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количестве слогов.
- Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучать детей словообразованию.
- Развитие грамматических навыков: учить детей понимать и употреблять предлоги. Составлять предложения по картинкам, сериям картин, распространять предложения.
- Развитие связной речи. Большая работа ведется по обучению составления рассказов: описательных, рассказов по наблюдению, составление рассказов по схемам.
Руководствуясь вышеизложенными принципами, в свои коррекционные занятия включаю упражнения на формирование фонематического возраста. Этому способствуют игровые приемы. Как показывает опыт, радость, веселье, раскованность и некоторая таинственность – приемы присущие игре привлекательны для детей с речевой патологией. Наблюдая за детьми во время игры, я сделала вывод о том, что они оживляются, стараются выполнить как можно больше, безболезненно реагируют на замечания и время проходит незаметно, дети не чувствуют усталости, не испытывают дискомфорта. Стараюсь в основное содержание игр вносить новые элементы. Так появились следующие игры:
Игра «Ёжик-грибник».
Цель игры: закреплять навыки выделения заданного звука из слова, определять место звука в слове.
Оснащение:
- Панно «На поляне»
- Грибы картонные
- Ежик картонный
- Корзинка.
Читается стихотворение:
Долго по лесу ежик шагал,
Вкусных грибов к обеду искал.
Только не всякий вкусный грибок
Ёжик спешил положить в кузовок.
В корзинку попали такие грибы,
В которых звук [а], [о], [с]
Услышать ты мог.
Дети по цепочке выходят, выбирают гриб и кладут в корзинку. После того, как грибы собраны, нужно провести их сортировку. Задание:
Хозяйка-ежиха грибы разделила:
с [а], [о], [у] – в начале слова – супчик сварила;
с [а], [о], [у ] – в середине – в запас насушила;
с [а], [о], [у] – в конце – друзей угостила.
Дети сортируют грибы.
Игра «Чудо – краски»
Цель игры: учить различать акустические и артикуляционно-сходные звуки, развивать мелкую моторику.
Оснащение:
- Карточки с контурными изображениями предметов
- Цветные карандаши.
Дети рассматривают картинки. Выбирают картинку с заданным звуком и раскрашивают её.
Используемая литература
- Л.Я Гадасина., О.Г. Ивановская «Звуки на все руки». – С-Пб.: «Детство» 1899.
- А.У. Ндзенкова, Л. Колтыгина «Звукарик» - Екатеринбург, 2001.
- Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» - М.: «Просвещение», 1985.
- О.Е. Громова «Инновации- в логопедическую практику» - М.: «Линка-Пресс», 2008.
Приложение
Игровые задания для устранения предпосылок дисграфии
на почве несформированности языкового анализа и синтеза
- «Составь схему»
Цель: развитие анализа синтаксического членения предложения на слова.
Описание: детям даются предложения, состоящие из разного количества слов, им необходимо составить схему к каждому предложению.
Инструкция: Ребята, перед вами предложение. «Мальчики играют в прятки». Сколько слов в этом предложении? (уделяется внимание предлогам: детям объясняют, что это тоже слово, только маленькое) Затем составляются схемы.
- «Весёлый счет»
Цель: развитие анализа синтаксического членения предложения на слова.
Описание: детям необходимо определять место слова в предложении (какое по счёту)
Инструкция: Ребята, сейчас я буду читать предложения, а вы внимательно слушайте и постарайтесь правильно ответить на мои вопросы. Например, Маша купила молоко. Сколько слов в предложении? Какое по счёту слово «молоко»? Слово «Маша»? И т.д.
- «Забавный текст»
Цель: развитие анализа синтаксического членения предложения на слова.
Описание: детям необходимо выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
Инструкция: Ребята, перед вами текст. Сейчас я его прочитаю, а вы выберите из текста предложения, состоящие из двух, трёх, четырёх слов.
- Разложи»
Цель: развитие слогового анализа.
Описание: детям необходимо разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых два, три слога.
Инструкция: Ребята, перед вами картинки. Их необходимо разложить в два ряда. Справа мы будем класть картинки, название которых состоит из трёх слогов, а слева – слова, состоящие из двух слогов.
- «Забавные гласные»
Цель: развитие слогового анализа
Описание: детям необходимо разложить картинки под определенным сочетанием гласных. Предлагаются двухсложные слова.
Инструкция: Ребята, перед вами картинки. Определите, сколько слогов в названии каждой из них. Теперь разложите картинки под соответствующие схемы.
- «Слоги перепутались»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
Описание: детям необходимо составить слова из слогов, данных вразбивку.
Инструкция: Ребята, сейчас я буду называть вам слоги, а вы составляйте из них слова.
- «Схемки»
Цель: развитие слогового анализа.
Описание: детям необходимо подобрать несколько сов к графической схеме.
Инструкция: Ребята, перед вами схемы. Вам необходимо определить, сколько в схеме слогов, и подобрать нужное слово.
- «Самый умный»
Цель: развитие фонематического анализа.
Описание: логопед называет слово, после чего дети отвечают на вопросы.
Инструкция: У каждого ребенка звукобуквенная линейка. «Послушайте, сейчас я назову слово, а вы будете внимательны и постарайтесь ответить на мои вопросы:
-сколько звуков в этом слове?
- на каком по счету месте надо писать мягкий знак?
9. «Отгадай слово»
Цель: Развитие фонематического синтеза.
Описание: логопед произносит отдельные звуки, а детям необходимо отгадать слово.
Инструкция: «Ребята, отгадайте слово: сначала «ЛЬ», потом «Д», потом «И», потом «Н», потом «А» (льдина) и т.д.
10.«Слоговички»
Цель: развитие слогового анализа.
Описание: у каждого ребенка карточка с отдельным слогом, с помощью логопеда дети составляют слова.
Инструкция: «Ребята, «слоговички» помогут нам правильно назвать части тела, а мы поможем «слоговичкам» встретиться, чтобы получилось новое слово. У кого «слоговичок» несет груз- целое слово? (Грудь – слово выставляется фланелеграф). У кого «слоговичок» несет слог, где последний согласный «ТЬ» (коть). У кого недостающая часть слова? (ло) Получается «локоть»
11. «На сцене цирка»
Цель: развитие фонематического анализа
Описание: логопед рассказывает детям о том, кто такие эквилибристы, детям дается задание, при правильном выполнении которого эквилибристы смогут сделать шаг вперед.
Инструкция: На доске выставляется рисунок артистки, движущейся по канату. «Ребята, это эквилибристка. Эквилибристы способны сохранять равновесие, стоя на канате, двигаясь по канату, танцуя на нем. Эквилибристка сделает шаг вперед лишь в том случае, если вы определите:
- в слове «костюм» первый звук;
- в слове «талант» соседей звука «Л»
- в слове «трюк» количество звуков.
12. «Дрессировщики»
Цель: развитие фонематического анализа.
Описание: детям необходимо придумать слова с определенным количеством звуков (животных, которых можно дрессировать)
Инструкция: «Ребята, сейчас на арену цирка выходят дрессировщики. Кого они могут дрессировать? Это слово состоит из трёх звуков (лев). А в этом слове четыре звука (тигр). Следующее слово начинается со звука «М» и заканчивается «ДЬ».
13. «Фокусник»
Цель: развитие фонематического анализа.
Описание: у каждого ребенка «волшебная палочка», на которой написаны буквы, из которых надо составить слова, обозначающие животных.
Инструкция: «Вместе с фокусниками мы будем творить чудеса. С помощью волшебной палочки, на которой написаны волшебные буквы (з, а, я, ц, л, и, с, в, о, к, р, т, м, ы, ш, ь), будем эти буквы превращать в животных (заяц, лиса, волк, крот, мышь).
14. «Зоопарк»
Цель: развитие фонематического анализа
Описание: перед детьми картинки с изображением животных, с помощью подсказки логопеда они отгадывают то слово, которое задумал логопед, и выставляют на фланелеграфе.
Инструкция: Ребята, мы входим в зоопарк, сначала мы будем смотреть животных, которые обитают в наших лесах. Будем отгадывать этих животных, и ставить картинки с их изображением на фланелеграф. В названии первого животного после звука «Ы» слышится «СЬ». Кто это? (рысь) и т.д.
15. «У кого какая игрушка»
Цель: развитие фонематических представлений
Описание: на темном глобусе наклеены картинки с изображением игрушек. Детям необходимо по подсказке логопеда определить, какие игрушки дети получили в подарок (медведь, кукла, машина).
Инструкция: «Какие же игрушки получили дети в подарок? Найдите их на глобусе. В названии этой игрушки первый звук «МЬ» (медведь). В названии этой игрушки 5 звуков (кукла). В названии этой игрушки 3 слога (машина). Теперь сами выберите и назовите ту игрушку, которую хотели бы получить. (Дети называют игрушку, анализируют звуковой состав этого слова). Анализ проводится по вопросам: «Сколько звуков в слове? Какой звук перед, после (называется звук)? Какой звук первый, последний? И т.д.
16. «Пантомима»
Цель: развитие фонематического анализа
Описание: детям необходимо по выражению лица определить состояние человека (предлагаются картинки). Затем проводится анализ.
Инструкция: «Ребята, перед вами картинки. Вам надо определить состояние человека (сердится, улыбается, плачет, смеется, грустит и т.д.). Далее задаются вопросы (какой первый звук в этом слове? Какой последний? И т.д.)
17. «Отгадай загадку»
Цель: развитие фонематического анализа.
Описание: дети отгадывают загадки, если сразу не получается, то логопед помогает.
Инструкция: «Ребята, сейчас я буду загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать:
- Кручу, верчу, знать ничего не хочу. (Вьюга) Если ребенок сразу не отгадал, то предлагается подсказка: в этом слове первый звук «ВЬ», а последний звук «А»
- Кто всех пугается, под кустом спасается? (Заяц). Какой первый звук, какой последний?
- Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды, превратил он лужи в стёкла, сделал снежными сады. (Мороз) Какие гласные звуки? Сколько всего звуков в этом слове?
18. «Лото»
Цель: развитие фонематического анализа.
Описание: детям предлагаются карточки с изображением четырёх предметов на звуки «П» и «Б». Логопед называет слова, дети определяют, какой звук «П» или «Б» в слове, какой он по счету и закрывают картинку соответствующей буквой. Можно использовать другие звуки.
Инструкция: «Перед вами картинки с изображением 4-х предметов и буквы из разрезной азбуки. Вам надо определить в каком слове звуки «Б» или «П», какой он по счету, затем закрыть картинку соответствующей буквой».
19. «Ералаш»
Цель: развитие фонематического анализа.
Описание: детям необходимо расставить по местам переставленные в стихотворении слова, сравнить их по звучанию, назвать количество звуков, указать общие и разные звуки.
Инструкция:
«Это что за ералаш?
Заточите карандаш.
Я приказываю вам
Всех расставить по местам!
- Кто на дереве сидит? (Кит)
- В океане кто плывет? (Кот)
-В огороде что растет? (Рак)
- Под водою кто живёт (Мак).
Слова «кит» и «кот», «мак» и «рак» чем отличаются? Сколько звуков в этих совах?
Какие звуки в словах «кит» и «кот» одинаковые, а какие разные? (Проводится аналогичная работа со словами «рак» и «мак»).
20. «Любопытный»
Цель: развитие фонематического анализа.
Описание: логопед задает вопросы, а дети в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук.
Инструкция: «Вам надо составить предложение, отвечая на мои вопросы, причем каждое слово в предложении должно начинаться со звука «П» (или любого другого звука), например: Кто? Что сделал? Кому? Что? Папа принес Пете пилу».
21. «Троица»
Цель: развитие фонематического синтеза.
Описание: детям надо составить слово из звуков, данных в беспорядке.
Инструкция: «Ребята, сейчас я буду произносить по 3 звука, а вы составлять слова. Например: м, л, о (лом), о, к, т, (кот, ток) и т.д.
22. «Игра с кубиком»
Цель: развитие фонематического анализа.
Описание: дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани куба.
Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Вначале я кидаю кубик, и придумываю слово, а затем вы. Количество точек обозначает количество звуков, из которого должно состоять ваше слово»
23. «Молчанка»
Цель: развитие фонематического анализа.
Описание: детям предлагается набор цифр. Логопед молча показывает картинку, не называя её, а ребенок поднимает цифру, обозначающую количество звуков в данном сове.
Инструкция: «Ребята, сейчас я буду показывать картинки, а вы поднимать ту цифру, которая обозначает количество звуков в названии этой картинки. Например, рак – цифра 3 и т.д.»
24. «Домики»
Цель: развитие фонематического анализа.
Описание: детям необходимо разложить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в названии. Предварительно картинки называются.
Инструкция: «Ребята, перед вами три домика: один с тремя окошками, второй – с четырьмя, третий – с пятью. Вам необходимо разложить картинки по количеству звуков. Если в слове три звука, то картинка будет жить в первом домике, если четыре - во втором, пять – в третьем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...
Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...
Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...