Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 комбинированного вида»
Проект
"Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
Проект подготовили: воспитатели Никитина Н.В. Савина Н.В учитель-логопед Фадеева С.Х.
Паспорт проекта - По составу участников – коллективный;
- По целевой установке – познавательный;
- По срокам реализации – долгосрочный;
- Тип – творческий;
- Участники проекта: дети, воспитатели группы, учитель логопед.
- Сроки и этапы проекта: учебный год (с сентября по май)
Норма речевого развития: К моменту выпуска из детского сада дети достигают определенного уровня речевой активности, владеют словарем и грамматическим строем речи. Это определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Хорошее усвоение программы в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно, логично и полно излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи. Речевое развитие детей с ОНР: У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности воспроизведения развернутых высказываний и их языкового оформления. Для пересказа и рассказа таких детей характерны: нарушение связности и последовательности изложения текста; смысловые пропуски в нем; выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи; низкий уровень построения фразы; Вторичные отклонения в развитии психических процессов у детей с общим недоразвитием речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) создает дополнительные затруднения в овладении ими связной речью.
Обоснование проекта: Цель проекта: выявить возможности моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Объект проекта: процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Предмет проекта: моделирование как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Гипотеза проекта: формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если: своевременно выявить нарушения связной речи и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование; на занятиях по формированию связной речи использовать метод моделирования. Задачи: - Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи(III уровень).
- Изучить состояние связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- Определить место моделирования в коррекционно-логопедической работе.
Модели: - - геометрические фигуры;
- - рассказ по сюжетной картинке;
- - отгадывание загадок по модели;
- - изображения предметов;
- - символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры);
- - условные обозначения;
- - мнемотаблицы;
- - сенсорно-графические схемы;
- - опорные схемы;
- - карточки;
- - карточки — символы;
- Геометрические фигуры - - Рассказ по сюжетной картинке
- - Отгадывание загадок по модели
- - Изображения предметов
- - Символические изображения
- Силуэты и контуры - - Условные обозначения
- Мнемотаблицы - - Сенсорно-графические схемы
- - Опорные схемы
- - Карточки
- - Карточки-символы
Первый этап: Обследование уровня освоения содержания Программы воспитанниками (образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие») Этап активного обучения Составление простых распространенных предложений с использованием картинных планов, карточек-символов, сенсорно-графических схем, мнемотаблиц. Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам этого действия. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по логопедическим темам. Работа над диалогической речью (совместные беседы). Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов (дословный и свободный пересказ). Составление простых предложений, распространенных однородными членами, сложных предложений с союзными словами, сначала и потом. Составление описательных рассказов по непосредственному восприятию. Обучение пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами). Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. Заключительный этап Заключительное обследование уровня освоения содержания Программы воспитанниками (образовательная область«Познавательное развитие», «Речевое развитие»)
План работы по формированию связного высказывания посредством моделирования сказок Месяц | Лексическая тема | Русские народные и авторские сказки | Сентябрь | Диагностика речевых умений детей Подбор народных и авторских сказок согласно лексическим темам. (создание картотеки) | Диагностика речевых умений детей | Октябрь | Осень. Овощи
| «Репка», 1. Неделя – знакомство со сказкой. 2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки. 3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями. 4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования. | Ноябрь | Домашние птицы
| «Петушок - золотой гребешок» 1. Неделя – знакомство со сказкой. 2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки. 3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями. 4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования. | Декабрь | Посуда | «Три Медведя» 1. Неделя – знакомство со сказкой. 2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки. 3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями. 4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования. | Январь | Дикие животные
| «Теремок», «Колобок» 1. Неделя – знакомство со сказкой. 2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки. 3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями. 4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования. | Февраль | Профессии
| К. Чуковский «Доктор Айболит» 1. Неделя – знакомство со сказкой. 2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки. 3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями. 4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.
| Март | Семья
| «Красная шапочка» 1. Неделя – знакомство со сказкой. 2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки. 3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями. 4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования. |
| Перелетные птицы | «Журавль и цапля» 1. Неделя – знакомство со сказкой. 2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки. 3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями. 4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования. | Апрель | Комнатные растения | «Аленький цветочек» 1. Неделя – знакомство со сказкой. 2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки. 3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями. 4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования. | Май | Итоговое мероприятие Обобщение опыта на педсовете | Викторина «Путешествие по сказкам» Презентация |
Вывод: С помощью моделирования: Дети учатся накапливать и анализировать информацию, сравнивать, исследовать, планировать высказывания, составлять распространённый рассказ. Дети начинают достаточно хорошо формулировать свои мысли, делают умозаключения. У детей активизировалось развитие неречевых процессов: памяти, мышления, внимания. Дети учатся самостоятельности, повышается заинтересованность, появляется удовлетворённость результатами своего труда, повышается самооценка.
Литература: - Бородин А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — 2-е изд. — М., 1984.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004. — с.168.
- Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. — 1989. — №1, с.69-77.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1982
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 2004. — 320 с.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., 1982. с.127.
- Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1999, — 680 с.
- Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Под. ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П. Николаичева. — М., 1984. — с. 155 – 175.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991. — 208 с.
- Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. // Сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М., 1989. — 43 с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1984. — 223 с.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М., 2004. — 287 с.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.
|