Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Савина Наталья Викторовна

В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект по моделированию26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 комбинированного вида»

Проект

"Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

Проект подготовили:

воспитатели

Никитина Н.В.

Савина Н.В

учитель-логопед

 Фадеева С.Х.

Паспорт проекта

  • По составу участников – коллективный;
  • По целевой установке – познавательный;
  • По срокам реализации – долгосрочный;
  • Тип – творческий;
  • Участники проекта: дети, воспитатели группы, учитель логопед.
  • Сроки и этапы проекта: учебный год (с сентября по май)

Норма речевого развития: 

К моменту выпуска из детского сада дети достигают определенного уровня речевой активности, владеют словарем и грамматическим строем речи. Это определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Хорошее усвоение программы в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно, логично и полно излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи.

Речевое развитие детей с ОНР:

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности воспроизведения развернутых высказываний и их языкового оформления. Для пересказа и рассказа таких детей характерны:

нарушение связности и последовательности изложения текста;

смысловые пропуски в нем;

выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи;

низкий уровень построения фразы;

Вторичные отклонения в развитии психических процессов у детей с общим недоразвитием речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) создает дополнительные затруднения в овладении ими связной речью.

Обоснование проекта:

Цель проекта: выявить возможности моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Объект проекта: процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предмет проекта: моделирование как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Гипотеза проекта: формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:

своевременно выявить нарушения связной речи и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование;

на занятиях по формированию связной речи использовать метод моделирования.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи(III уровень).
  • Изучить состояние связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Определить место моделирования в коррекционно-логопедической работе.

Модели:

  • - геометрические фигуры;
  • - рассказ по сюжетной картинке;
  • - отгадывание загадок по модели;
  • - изображения предметов;
  • - символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры);
  • - условные обозначения;
  • - мнемотаблицы;
  • - сенсорно-графические схемы;
  • - опорные схемы;
  • - карточки;
  • - карточки — символы;

- Геометрические фигуры

  • - Рассказ по сюжетной картинке
  • - Отгадывание загадок по модели
  • - Изображения предметов
  • - Символические изображения
    - Силуэты и контуры
  • - Условные обозначения

- Мнемотаблицы

  • - Сенсорно-графические схемы
  • - Опорные схемы
  • - Карточки
  • - Карточки-символы

Первый этап:

Обследование уровня освоения содержания Программы воспитанниками (образовательная область «Познавательное развитие»«Речевое развитие»)

Этап активного обучения

Составление простых распространенных предложений с использованием картинных планов, карточек-символов, сенсорно-графических схем, мнемотаблиц.

Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам этого действия.

Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по логопедическим темам.

Работа над диалогической речью (совместные беседы).

Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов (дословный и свободный пересказ).

Составление простых предложений, распространенных однородными членами, сложных предложений с союзными словами, сначала и потом.

Составление описательных рассказов по непосредственному восприятию.

Обучение пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами).

Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

Заключительный этап

Заключительное обследование уровня освоения содержания Программы воспитанниками (образовательная область«Познавательное развитие»«Речевое развитие»)

План работы по формированию связного высказывания посредством моделирования сказок

Месяц

Лексическая тема

Русские народные и авторские сказки

Сентябрь

Диагностика речевых умений детей

Подбор народных и авторских сказок согласно лексическим темам. (создание картотеки)

Диагностика речевых умений детей

Октябрь

Осень. Овощи

«Репка»,

1. Неделя – знакомство со сказкой.

2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.

Ноябрь

Домашние птицы

«Петушок - золотой гребешок»

1. Неделя – знакомство со сказкой.

2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.

Декабрь

Посуда

«Три Медведя»

1. Неделя – знакомство со сказкой.

2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.

Январь

Дикие животные

«Теремок», «Колобок»

1. Неделя – знакомство со сказкой.

2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.

Февраль

Профессии

К. Чуковский «Доктор Айболит»

1. Неделя – знакомство со сказкой.

2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.

Март

Семья

«Красная шапочка»

1. Неделя – знакомство со сказкой.

2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.

Перелетные птицы

«Журавль и цапля»

1. Неделя – знакомство со сказкой.

2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.

Апрель

Комнатные растения

«Аленький цветочек»

1. Неделя – знакомство со сказкой.

2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования.

Май

Итоговое мероприятие

Обобщение опыта на педсовете

Викторина «Путешествие по сказкам»

Презентация

Вывод:

С помощью моделирования:

Дети учатся накапливать и анализировать информацию, сравнивать, исследовать, планировать высказывания, составлять распространённый рассказ.

Дети начинают достаточно хорошо формулировать свои мысли, делают умозаключения.

У детей активизировалось развитие неречевых процессов: памяти, мышления, внимания.

Дети учатся самостоятельности, повышается заинтересованность, появляется удовлетворённость результатами своего труда, повышается самооценка.

Литература:

  • Бородин А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — 2-е изд. — М., 1984.
  • Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004. — с.168.
  • Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. — 1989. — №1, с.69-77.
  • Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1982
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 2004. — 320 с.
  • Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., 1982. с.127.
  • Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1999, — 680 с.
  • Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Под. ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П. Николаичева. — М., 1984. — с. 155 – 175.
  • Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991. — 208 с.
  • Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. // Сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М., 1989. — 43 с.
  • Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1984. — 223 с.
  • Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М., 2004. — 287 с.
  • Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...

Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

ОНР- это форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.ОНР 3 уровня характеризуются следующими...