Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию лексико - грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития. Тема: «Гости из Простоквашино»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

 Маркедонова Наталья Михайловна

Лексическая тема "Домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_prostokvashino.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию лексико - грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития.

Тема: «Гости из Простоквашино»

Лексическая тема: «Домашние животные»

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о домашних животных, их жилищах, внешнем виде, образе жизни. Уточнение, расширение  и активизация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматического строя речи (упражнять в образовании и употреблении притяжательных прилагательных, продолжать совершенствовать употребление имен существительных в форме родительного и творительного падежей. Совершенствование слогового анализа слов)

Коррекционно-развивающие цели. Развивать связную речь: составлять рассказы-описания о домашних животных, развивать общие речевые навыки (четкость дикции, интонационную выразительность), развивать зрительное внимание и восприятие, развивать координацию речи с движением, развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные цели. Развивать творческое воображение. Знакомить детей с техникой рисования цветным песком. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности. Воспитывать бережное отношение к домашним животным.

Методы и приемы

Практические - подвижное упражнение «В деревне», декорирование изображения коровы пятнами из цветного песка

Наглядные – рассматривание фигурок животных

Словесные – речевые игры «Чей? Чья? Чье? Чьи?», «Кто, чем питается? », «Кто, где живет?», речевая зарядка «Кошечка»

Материалы и оборудование: фигурки домашних животных, мольберт, аудиозаписи из м/ф «Простоквашино», ноутбук, проектор, заготовки изображений коровы по количеству детей, баночки с цветным песком, клей ПВА по количеству детей, модели жилищ животных, угощение для животных, предметные картинки с изображением домашних животных и их частей тела для д/и «Чей? Чья? Чье? Чьи?», карточки - схемы для описательного рассказа, посылка от дяди Федора, костюмы Матроскина и Шарика для взрослых, костюм кошечки для ребенка, ширма.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Простоквашино», разучивание стихотворения «Кошечка», подвижного упражнения «В деревне», пальчиковой гимнастики «Котенок»

План занятия:

1. Организационный момент.

Шарик рассказывает о том, что пришла посылка от дяди Федора, но, чтобы ее получить необходимо, выполнить задания почтальона Печкина.

2. Дидактическая игра «Кого не стало?»;

3. Дидактическая игра «Кто, чем питается?», «Кто, где живет?»;

4. Речевая зарядка «Кошечка»;

5. Самомассаж кончиков пальцев прищепками с мордочками котят;

6. Декорирование изображения коровы пятнами из цветного песка;

7. Подвижное упражнение «В деревне»;

8. Дидактическая игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?»;

9. Дидактическая игра «Расставь по загонам»;

10. Составление рассказов - описаний о домашних животных;

11.Рефлексия.

Ход занятия

Сидит грустный Шарик, играет на гитаре. Входит кот Матроскин.

Кот Матроскин:- Ты чего приуныл?

Шарик:- Да вот, пришла нам посылка от нашего дяди Федора, а почтальон Печкин, нехороший человек, отдавать ее не хочет. Я ему и документы предъявил, но он ни в какую! Скучно, говорит ему, на пенсии, поиграть захотел. Дал конверт с заданиями, и пока мы их не выполним, посылку он нам не отдаст.

Кот Матроскин:- Ну и что ты расстроился? Посмотри, сколько здесь умненьких ребят собралось, они- то нам помогут. Правда, ребята?

Шарик открывает конверт и объясняет первое задание

Шарик:- Ребята, посмотрите, каких животных вы видите в хлеву?

 Ответы детей (начинаются со слов «Я вижу…»)

Как этих животных можно назвать одним словом?

Ответы детей

-Животные хотят поиграть с вами в прятки. Закройте глаза.

-Раз, два, три! Кого не стало - посмотри!

Ответы детей

Шарик:- Правильно, молодцы! Вы очень внимательные.

Кот Матроскин:- Ребята, следующее задание от Печкина - вспомнить и рассказать, чем человек кормит домашних животных. Выберите по одному животному и угостите его подходящим кормом. Расскажите, кто, чем угостил свое животное.

Ответы детей: «Я угощу свинью тыквой», «Я накормлю козу капустой» и т. д.

Кот Матроскин:- Мальчики и девочки, человек не только кормит домашних животных, но и строит для них жилье. Выберите животное и поселите его в свой домик.

Ответы детей: «Конь живет в конюшне», «Свинья живет в свинарнике» и т.д.

Шарик: Кот Матроскин, смотри- ка, а кошечка все равно грустная у нас. Давайте узнаем, почему она грустит.

Детям предлагается вспомнить диалог, который они разучивали с воспитателем.

- Что ты хочешь, кошечка?

- Молочка немножечко.

- Что ж ты снова грустная?

- Молочко невкусное.

- Что ты хочешь, кошечка?

- Сливочек немножечко.

                                  А. Шибицкая

Кот Матроскин: Как же я  люблю свою Муренушку! И молочко- то у нее вкусное, и сливочки- то отменные! Эх, жаль вы ребята Мурку мою не видели!

Шарик: А давай покажем! Я своим фоторужьем несколько снимков с твоей Муркой сделал. Только вот незадача вышла - Муркины пятна на фото не проявились. Но ребята, я думаю, с этой проблемой справятся. Верно?

Кот Матроскин: Прежде чем приступить к творчеству, давайте мы разомнем наши пальчики

Дети выполняют самомассаж кончиков пальцев прищепками с мордочками котят

Кусается сильно котенок - малыш

Он думает это не палец, а мышь

Но я же играю с тобою глупыш

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Затем детям предлагаются шаблоны с изображением коровы, на которые они должны нанести пятна при помощи клея ПВА и цветного песка.

Кот Матроскин: Ребята, если эти пятна на корове, то они чьи?

Ответы детей.

Кот Матроскин: Правильно! Тогда чьи эти части тела?

Кот обращает внимание детей на мольберт, на котором размещены изображения домашних животных и их части тела, и проводит дидактическую игру «Чей? Чья? Чье? Чьи?»

Шарик: Ох, что - то мы засиделись! Давайте - ка разомнемся!

Шарик проводит игру «В ДЕРЕВНЕ»

Как у нашей бабы Тани

(хлопать 4 раза в ладоши)

Сидит кошка на диване,

(присесть, руки - «лапки» положить на колени)

Спит собака в конуре,

(наклонить голову вправо, положить сложенные вместе ладони под правую щеку)

Корова дремлет во дворе,

(встать, приставить вытянутые и чуть согнутые указательные пальцы – «рога» к голове)

Козлик ходит в огороде,

(руки на поясе, ходьба на месте с высоким подниманием колен)

Конь с овцой по полю бродят.

(руки на поясе, ходьба на месте вокруг себя.)

Всех животных называем,

(хлопать 4 раза в ладоши)

Дружно пальцы загибаем:

(ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Кошка, собака, корова, коза

Лошадь и маленькая овца.

(на каждое название животного загибать пальцы одновременно на обеих руках, начиная с большого. На словосочетание «маленькая овца» - присесть.)

Звучит аудиозапись из м/ф «Простоквашино» - «Тук-Тук! Кто там?»

Кот Матроскин: Ура! Моя птичка заговорила! Только говорит она по слогам. Давайте мы с вами поиграем в игру «Загони в загон». Выберите по одному животному и разделите его название на слоги. Посчитайте количество слогов и поселите животное в домик с соответствующей цифрой.

Ответы детей

Шарик: Ребята, как же много вы всего знаете о домашних животных. А, давайте, мы нашему Печкину видео - отчет составим?

Ответы детей

Шарик: Выберите фигурку животного и расскажите о нем по наглядному плану

Дети по очереди проходят за ширму, выбирают животное и составляют описательные рассказы о домашних животных с опорой на наглядный схематичный план, а Шарик снимает рассказы на фоторужье и отправляет письмо по интернету. Тут же приходит ответ (презентация) от почтальона Печкина.

Раздается звонок в дверь. Шарик и кот Матроскин обнаруживают на пороге посылку. Дети открывают ее, находят там гостинцы от дяди Федора.

Шарик и кот Матроскин благодарят ребят за помощь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»

Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...

Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с детьми старшей группы с ОНР III уровня

Лексическая тема: «Зимушка, зима» Цель: закрепить полученные знания детей о зиме, о диких животных. Задачи:Обобщение и систематизация знаний детей о зиме, о ее признаках; о диких...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...

Консультация для воспитателей "Методы и приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня"

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения...