Волшебный мир звуков
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект занятия по развитию фонематических процессов в старшей логопедической группе.
Используемые современные образовательные технологии:
- театрализация;
- моделирование;
-здоровьесберегающие технологии;
- презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 комбинированного вида
Курортный район
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Конспект интегрированного занятия
«Волшебный мир звуков»
в старшей логопедической группе
Используемые современные образовательные технологии:
- театрализация;
- моделирование;
-здоровьесберегающие технологии;
- презентация.
Педагог:
Логопед Чернявская А.А.
2013 г.
Коррекционно-образовательные цели. Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков, дифференциация слухового восприятия звуков: гласных - согласных, твердых – мягких. Формирование навыков фонематического синтеза звуков и слов, совершенствование навыков слогового анализа слов, закрепление зрительного образа букв.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие, слухового внимания, зрительного гнозиса, артикуляционной, и общей моторики, координации движений, конструктивного праксиса, профилактика оптической дисграфии. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Интерактивная доска, проектор, компьютер, палочки Кьюзенера, «волшебный» куб, цветные кружки для дифференциации звуков, предметные картинки, карточки с символами количества слогов.
Предварительная работа. Уточнение характеристики гласных, согласных звуков, формирование умения определять первый звук в слове.
Ход занятия
1.Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков.]
Дети заходят в зал. Логопед в костюме школьницы, в парике с белыми бантами. В руках держит большой куб, на котором изображены буквы.
Логопед. Здравствуйте дети, меня зовут Абвгдейка! И сегодня мы с вами отправимся путешествовать в волшебный мир звуков. Скажите, кто издает такой звук? Ш-ш-ш-ш?
Дети. Змея
Логопед. Давайте вместе пошипим. Сделаем чашечку, спрячем ее за зубы и подуем: ш-ш-ш-ш…
Дети. Ш-ш-ш-ш…
Логопед. А кто издает такой звук? Ж-ж-ж-ж…
Дети. Ж-ж-ж-ж….
Логопед. А как водичка льется?
Дети. С-с-с-с…
Логопед. Комар летит?
Дети. З-з-з-з…
2. Подвижная игра «определи звук» [дифференциация гласных - согласных звуков, твердых - мягких].
Логопед. Молодцы! Скажите, пожалуйста, что мы сейчас слушали?
Дети. Звуки.
Логопед. Правильно – звуки. И речь наша тоже состоит из звуков. Речевые звуки складываются в слова. А слова строятся в предложения. Скажите, а на какие две группы мы делим звуки?
Дети. Гласные и согласные.
Логопед. Правильно, а что умеют делать гласные звуки?
Дети. Они умеют петь.
Логопед. Давайте вместе тихонечко споем.
Дети. [А-а-а-а], [О-о-о-о], [У-у-у-у], [И-и-и-и] (Логопед беззвучно показывает артикуляцию звука, дети тянут нужный звук).
Логопед. Когда мы пели гласные звуки, была у нас во рту преграда?
Дети. Нет.
Логопед. Правильно. Гласные звуки тем и отличаются от согласных, что, когда мы их произносим, во рту нет никакой преграды. А согласные звуки умеют петь?
Дети. Нет.
Логопед. Точно они не поют, они только пыхтят, шипят, свистят, мычат, и, когда мы их произносим, во рту у нас преграда – или зубы, или губы, или язык, или небо. А вот все ли согласные одинаковые? Что мы знаем про согласные звуки? На какие группы делятся согласные звуки?
Дети. Твердые и мягкие.
Логопед. Точно. Звук [Б] какой?
Дети. Твердый.
Логопед. А звук [Б‘]?
Дети. Мягкий.
Логопед. Правильно! Давайте поиграем в игру? Я буду произносить звуки. А вы будете слушать. Если услышите гласный звук, вставайте на носочки и тяните руки вверх. Если услышите твердый согласный звук – руки по швам и стойте, как солдатики. А если услышите мягкий звук – садитесь на пенечки.
[А], [Б], [Б’], [У], [И], [Т’], [П], [П”].
Дети выполняют движения в соответствии с заданием.
Логопед. Молодцы! Отлично!
3. Презентация «Что общего и что лишнее» [дифференциация гласных - согласных звуков, твердых – мягких в начале слова].
Логопед. Посмотрите у нас тут три домика: синий, зеленый и красный. В каком домике живут гласные звуки?
Дети. В красном.
Логопед. Правильно. А твердые согласные звуки?
Дети. В синем.
Логопед. А мягкие согласные звуки?
Дети. В зеленом.
Логопед. Возьмите красный, зеленый и синий кружочек и садитесь, будем смотреть картинки.
Просмотр презентации.
Логопед. Ксюша назови, пожалуйста, что изображено на картинках.
Ребенок. Утка, утюг, улитка, удав.
Логопед. Правильно. Теперь каждый подумает, с какого звука начинаются слова, и поднимет нужный кружочек.
Дети поднимают красный кружок.
На следующем слайде: Топор, трактор, тапки, торт.
Дети поднимают синий кружок.
На следующем слайде: Тигр, тень, терка, телефон.
Дети поднимают зеленый кружок.
Логопед. А теперь внимательно посмотрите на картинки и скажите, что лишнее?
На следующем слайде: Кошка, корабль, кенгуру, карандаш.
Дети. Кенгуру.
Логопед. Почему?
Дети. В слове кенгуру первый звук – мягкий согласный. А остальные слова начинаются с твердого согласного звука.
Логопед. Правильно, молодцы.
На следующем слайде: мяч, машина, медведь, месяц.
Логопед. А теперь, посмотрите, какой предмет лишний?
Дети. Машина.
Логопед. Почему?
Дети. В слове машина первый звук – твердый согласный. А остальные слова начинаются с мягкого согласного звука.
Логопед. Правильно, молодцы.
4. Игра «Сложи букву» [Закрепление образа букв, профилактика оптической дисграфии].
Логопед. Ребята, скажите, а звуки можно увидеть?
Дети. Нет.
Логопед. А с помощью чего, можно записать слова на бумаге?
Дети. С помощью букв.
Логопед. Точно. Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Подойдите к столу. (На столе рассыпаны палочки Кьюзенера.) И сделайте мне букву А. Сколько понадобится палочек?
Дети. Три.
Логопед. А теперь превратите эту букву в букву П, Т, М, У, Н, Г.
Дети последовательно выполняют задание.
Логопед. Молодцы!
5. Игра «Звуки подружились» [формирование навыков фонематического синтеза].
Логопед. Хотите, я расскажу вам сказку? Однажды согласные звуки загрустили, что они не умеют петь. Грустно жить без песен, правда? И заплакали: [П-п-п-п], [К-к-к-к], [Х-х-х-х]. Услышали это согласные звуки и пожалели своих соседей. Звук [А] подбежал к звуку [П], встал после него, и они вместе запели – [Па]. [О] подбежал к звуку [Х], встал перед ним, и получилось – [Ох]. А теперь поиграем в игру. Я буду кидать свой волшебный кубик и называть какие звуки подружились, а вы будете петь их песенку.
Логопед. [Т], [О].
1-ый ребенок. [То].
Логопед. [Ш] [А].
2-ой ребенок. [Ша].
Логопед. [С], [У].
3-ий ребенок. [Су].
Логопед. [А], [К].
4-ый ребенок. [Ак].
Логопед. [Д], [О], [М].
5-ый ребенок. [Дом].
Логопед. Отлично!
6. Упражнение «Посчитай слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]
Логопед. Видите, какие гласные звуки нужные. А еще по количеству гласных звуков мы делим слова на части. Помните? Сколько в слове гласных, столько и слогов. Давайте отхлопаем слово – девочка.
Дети. Де-воч-ка.
Логопед. Сколько частей?
Дети. Три.
Логопед. Книга.
Дети. Кни-га. Две части.
Логопед. Мышь.
Дети. Мышь. Одна часть.
Логопед. Велосипед.
Дети. Ве-ло-си-пед. Четыре части.
Логопед. Мо-лод-цы! А теперь, поиграем. Я раздам вам карточки с картинками. Вы посмотрите на предмет, который там изображен. Подумаете сколько слогов в его названии и выберете нужную карточку с соответствующим количеством кружочков.
На ковре разложены карточки с одним – четырьмя кружками. Детям раздаются картинки с одно-двух-трех-четырехсложными словами. Они ищут нужную карточку. Затем логопед с детьми проверяет правильность выполнениязадания.
7. Игра «Слова рассыпались». [Совершенствование навыка фонематического синтеза слов.]
Логопед. Ребята ветер пошалил и рассыпал все слова. Помогите мне, пожалуйста, собрать слова. Ковь-мор.
Дети. Морковь.
Логопед. Те-фон-ле.
Дети. Телефон.
Логопед. Ва- тра.
Дети. Трава.
Логопед. Ныш-сол-ко.
Дети. Солнышко.
Логопед. Ре- во-де.
Дети. Дерево.
Логопед. Молодцы!
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в волшебный лес. Звук и буква У.
Занятие для детей старшей логопедической группы "Путешествие в волшебный лес. Звук и буква У"В работе представлен конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений, на ко...
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ» (ЗВУК «К»)
Конспект образовательной деятельности по звуковой стороне речи в старшей логопедической группе...
Программа занятий кружка "Волшебный мир звуков".
Программа "Волшебный мир звуков" для детей 5 - 7 лет с ОНР. За основу составления программы использовали программу Н.В. Нищевой. Данная программа может быть использована учителем - логопедом, учителем...
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с детьми воспитателя и музыкального руководителя «На лунном облаке в волшебный мир звуков».
Игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, познавательно-исследовательская совместная деятельность....
"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Волшебный мир звуков» (звуки «г», «к»)
. дифференциация звуков «к», «г»; развитие психомоторики на данном звуке;2. закрепить навык произношения звуков «к», «г» в слогах, словах, фразах;3. работать над предложением;4. развивать фонематичес...