Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "Слово мама дорогое..."
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Комплексное занятие для детей подготовительной к школе группы. Поможет воспитателям в развитии речи, воображении детей используя методы и приемы ТРИЗ-РТВ. Духовное и нравственное воспитание старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_mama_dorogoe.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Слово мама дорогое..."
Дети входят в оформленный зал, воспитатель дает им возможность осмотреться.
- Дети, посмотрите вокруг, мы много раз бывали в этом зале, а сегодня наш зал не такой как всегда. Чем же он сегодня необычен? (Ответы детей). Да, здесь и ваши рисунки, и выставка картин. Когда я внимательно
рассмотрела ваши работы, то мне очень захотелось поговорить о них сегодня. - О ком вы хотели рассказать в своих рисунках?
- Когда вы рисовали, то, какие чувства испытывали?
- Что наполняло ваши сердца?
- Что вы хотели рассказать о своей маме? За что вы благодарны своей маме?
Воспитатель выслушивает ответы детей и делает вывод, что все детские работы объединяет «любовь к маме», «желание рассказать о своей маме» и т.д.
Затем дети переходят к выставке картин, воспитатель предлагает детям рассмотреть их.
Ребята, а эти картины кто нарисовал?
- Кого изобразили художники на картинах?
- Как можно назвать этих людей?
- Что их объединяет?
- Как художники показывают, что этих людей объединяет любовь, нежность, радость?
- Кто вспоминается вам, когда вы смотрите на эти картины?
- О ком думала художники, рисуя эти портреты?
- Как бы вы назвали эту выставку?
Видите, ребята, у каждого из вас родилось свое название. Ведь сколько людей, столько и будет названий. Каждый человек хочет вложить свои чувства в слово «мама».
Вы выразили свои чувства к маме в своих рисунках, художники в своих картинах.
- А как могут выразить свои чувства, свое отношение к маме композиторы? (Ответы детей). Правильно, давайте послушаем, как это будет звучать в музыке, в песне. (Звучит запись песни «Слово мама дорогое» в
исполнении Е.Смольяниновой).
Дети, вам понравилась эта песня, какие прекрасные слова и очень теплая для души мелодия.
- Какие строчки песни, вам больше всего запомнились? (Ответы детей). Вот видите, как автор прекрасно положил слова на музыку, и получилась песня.
- Ребята, а теперь подойдите ко мне. Что это за образ?
- Как называется эта икона?
- Дети, мы с вами очень много видели икон Божьей Матери с младенцем, а почему они называются по-разному?
- Какие чудеса являет собой Божья Матерь?
- Дети, в чем сходство иконы и портрета?
- Чем отличается икона от портрета?
- Словами, какой молитвы мы разговариваем с Божьей матерью?
Дети и взрослые исполняют Богородичный распев.
- Божья Матерь как путь, дорога, свет который нас связывает с Господом Богом Иисусом Христом. Мы просим «Просвети нас светом сына твоего». О каком свете мы говорим? (Ответы детей). Да, Божья Мать мать
всех православных людей. В своих горестях, болезнях, невзгодах мы обращаемся к ней, как к родной матери. В разговоре с ней мы не
обманываем, не оправдываемся, не сваливаем вину на другого, а как на груди родной матери закрыв глаза, говорим ей о своей вине и просим помощи. И, она как родная мать нас слышит, нас понимает и душа наполняется любовью и покоем. И мы знаем, что и как делать. Дети, поступайте с людьми так же, как бы и вы хотели, чтобы поступали с вами, и всегда с вами будут добрые друзья.
Человек может совершить плохой поступок, но ты признай его в своем сердце, расскажи о нем, укори себя, что это плохо. Есть вещи, которые можно рассказать только двум матерям, это родной Маме и Богородице. И та и другая тебя поймут, простят и помогут, и помните:
«Кто мать обижает, того Бог карает.
Люди чураются, в дом не пускают».
Народная мудрость хранит много хороших, метких, добрых слов о матери.
Давайте, ребята, вспомним и объясним эти пословицы.
- Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
- Птица рада весне, а младенец матери.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
- Материнская ласка конца не знает.
- В материнском сердце на всех ласки хватает.
- При солнышке тепло, при матери добро.
Молодцы, ребята, вы запомнили много пословиц и умеете их объяснить.
А сейчас я попрошу вас помочь мне разобраться в «путанице» среди пословиц. Перепутались две знакомые вам пословицы, постарайтесь восстановить правильный их текст.
«Пословица, тебя мы знаем.
Но не такою ты была.
Неужто хвост чужой нарочно
К своей основе ты взяла?»
Пословицы:
Материнский гнев, что весенний снег, конца не знает. Материнская ласка, что весенний снег: много его выпадает, да быстро растает.
Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием, восстановили правильный текст пословиц.
О матери гласит не только народная мудрость. О ней слагают стихи. Послушайте стихотворение Е.Благининой «Солнышко» и подумайте, какая пословица подходит по смыслу к этому стихотворению.
СОЛНЫШКО. Е. Благинина
Как это бывает.
Сама не пойму.
Что солнышко в небе,
То мама в дому.
За облако солнышко Скроется вдруг.
Все станет пустынным
И печальным вдруг.
Уйдет хоть ненадолго
Мама моя -
Такой невеселою
Сделаюсь я.
Домой возвратится
Родная моя.
И снова веселою
Сделаюсь я.
Играю, смеюсь.
Кувыркаюсь, пою.
Люблю я родную
Голубку свою.
- При солнышке тепло, при матери добро. Ребята, рядом с мамой вам действительно всегда хорошо, ее любовь вас согревает, а что же ждет мать от своих детей? (ответы детей). Конечно же, любви. И хорошее мамино настроение зависит во многом от вас, от вашего понимания, вашей доброты, ласки. Недаром народная мудрость гласит: «Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб соль помнит».
Смысл этой пословицы в том, что мы должны быть благодарны своим родителям за их заботу и нам тоже скажут спасибо.
Наша с вами доброта и внимание по отношению к маме принесет нам только добро и радость. Помните об этом.
Во все времена, о добром сердце люди слагали сказки, но есть сказки о злых и равнодушных сердцах. Зло, как осколки стекла поражают сердце и глаза.
- Вспомните такие сказки? Да, мы знакомились с ними, это сказки «Кукушка» и «Айога». Помните, я давала вам задания на дом. Дома с мамами и папами вы сочиняли свои новые сказки. Пытались изменить сюжет сказки. Когда добрых персонажей наделяли отрицательными чертами характера и наоборот, прибегали к помощи волшебников и фей, находили волшебную воду, траву и многое другое, чтобы помогло вам изменить сюжет сказки, злых и равнодушных героев сделать добрыми, отзывчивыми и трудолюбивыми.
На своих занятиях мы учились графически передавать внутреннее состояние человека, его эмоции. И я хочу предложить вам с помощью графических значков выстроить последовательность сюжета сказки «Кукушка».
- Назовите мне всех персонажей сказки? Да, это мама и ее четверо сыновей.
- Как вы думаете, почему они жили вместе? Как они жили? Дружно.
- Тогда какое лицо будет у мамы, что оно выражает? Какие эмоции на лицах мальчиков? Почему веселые и радостные?
- Что затем произошло в сказке? Мама заболела, какое у нее выражение лица? А дети в это время веселятся, какие у них лица, что они
выражают? Радость. - Затем в кого превратилась мама? Почему?
- Улетела из дома, чум опустел, дети по-прежнему веселы? Как изменились их лица? Что они выражают сейчас? Почему?
Вы уже заметили, что добро и зло ходят рядом и в сказках и в жизни.
- А что вам ближе, чего ваша душа желает доброго или злого? (Ответы детей).
Делайте, поступайте с людьми так же, как бы и вы хотели, чтобы поступали с вами.
Доброе сердце радует человека.
- Как вы думаете, ваши мамы любят, когда вы их радуете?
- В минуту радости ваша мама, какая?
- Как ты думаешь, зачем тебе мама?
- А зачем ты маме?
Вы назвали мне все те чувства, которые вас связывают с мамой? Это - любовь, нежность, ласка, внимание, забота, радость.
Дети у меня на столе много лоскутков различной ткани, потрогайте, пощупайте, погладьте, приложите их к щеке.
- Какой лоскуток напоминает вам о маме?
- Чем он вам напоминает маму?
Вот сколько любви и добра, дети, в ваших сердцах. Старайтесь эту любовь пронести через всю жизнь ко всем людям, а в первую очередь к маме. Откройте ваши сердца для добра.
Дети исполняют песню «Хорошо рядом с мамой» Муз. А.Филиппенко, ел. Т. Волгиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "Кошечка для мамы" лепка из глины
Целью данного проекта является обобщение и закрепление знаний о народной игрушке филимоновской и дымковской. Результатом проекта является игрушка сделанная руками ребенка в подарок маме на 8 марта....
Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»
Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в подготовительной группе "Африка"
quot;Путешествие в Африку" с детьми 6 -7 лет, где они знакомятся с природными зонами этого большого континента и учатся составлять интеллект-карту по итогам путешествия....
Методическая разработка "Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе "Наши помощники на дороге"
Непосредственно-образовательная деятельность "Наши помощники на дороге" способствует закреплению знаний детей о правилах безопасного поведения на улице, толорантного отношения к другим людям...
Конспект занятия по организации образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада «По дорогам военных лет» с использованием технологии «геокешинг».
Задачи: Способствовать формированию представлений о Великой Отечественной войне, расширению знаний о вкладе в победу земляков; созданию условий для развития патриотических чувств, горд...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по правилам дорожного движения в подготовительной группе детского сада «По дороге в детский сад»
Цель: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, светофоре, транспортных средствах, фликерах....