Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "Кошечка для мамы" лепка из глины
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Целью данного проекта является обобщение и закрепление знаний о народной игрушке филимоновской и дымковской. Результатом проекта является игрушка сделанная руками ребенка в подарок маме на 8 марта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka_k_8_marta_koshechka_iz_gliny_2dlya_ns_portala.docx | 97.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы
Тема: «Кошечка для мамы»
Цель: Обобщение и систематизирование представлений детей о народной игрушке филимоновской и дымковской.
Задачи:
- Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров.
- Провести сравнение особенностей лепки глиняных игрушек филимоновской и дымковской.
- Расширять представления о народной игрушке.
- Формировать эстетическое отношение к народной игрушке.
- Воспитывать интерес к народной культуре.
- Учить детей лепить красивые поделки в подарок близким людям.
- Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
Материалы и оборудование: демонстрационный материал с изображением глиняных игрушек; фигурки игрушек; глина; стеки; клеенки; салфетки, белый картон и желтая цветная бумага).
Место проведения: групповое помещение.
Время проведения: утро, вечер.
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество.
ХОД.
- Организационный момент.
Звучит русская народная музыка
Воспитатель. Посмотрите дети, мы с вами пришли на старинную русскую улицу. А на нашей улице мастера живут, и трудом своим нам добро несут. А кто-нибудь знает, откуда произошло это название «улица»?
Ответы детей.
Воспитатель. Встаньте в две шеренги лицом друг к другу. Представьте, что каждый из вас сидит у окошка своей избы и смотрит в окно. Что вы там видите? (лицо соседа). Раньше говорили, сидеть у окна – это сидеть у лица. Вот так и появилось слово «улица» - дорога между домами. Постепенно она становилась шире и шире. Вот какой простой и интересный русский язык.
Как вы понимаете что такое «мастер золотые руки»?
Ответы детей.
- Основная часть.
- На Руси всегда уважительно относились к людям, которые много трудятся. Про таких людей и говорили, что это мастер-золотые руки. Посмотрите на эти игрушки и картины (демонстрируются дымковские игрушки и их изображения). Что это за игрушки, кто узнал?
Правильно, это дымковские игрушки. Игрушки села Дымково просты, своеобразны, наивны и очень выразительны.
Давайте, ребята, мы поиграем с вами! Я буду спрашивать вас о том, где и как делают дымковскую игрушку, а вы будете отвечать.
1. Кто знает, как давно и где зародился промысел изготовления дымковской игрушки?
2. Кто и к какому празднику делал дымковскую игрушку?
3. Какую глину использовали для изготовления игрушек?
4. Как лепили игрушку: из целого куска, или соединяли несколько частей вместе?
5. Что дальше мастерицы делали с игрушкой?
6. Какие цвета выбирали для росписи?
Воспитатель. А посмотрите пожалуйста на эти игрушки (демонстрируются игрушки филимоновские и их изображения).
Сейчас я вам расскажу о них.
Настоящие филимоновские игрушки выполняются из глины. Эти яркие игрушки родились в деревне Филимоново в Тульской области. Местная темная глина очень пластична и поделки из нее лепят фигурки, вытягивая форму. Поколение за поколением следовали художники заветам старого мастера - деда Филимона, создателя промысла, познавшего тайны красоты. Самое удивительное происходит, когда фигурки вынимают из печи. После обжига темная глина становится белоснежной. Такую игрушку сразу хочется расписать. Давайте с вами сравним дымковскую и филимоновскую игрушки. Чем они отличаются?
Ответы детей
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо (дети машут ладонями по направлению к лицу)
Закачалось деревцо (руки вверх и покачались в лево, в право)
Ветер тише-тише-тише (с каждым словом медленно приседаем)
Деревцо все выше-выше (поднимаемся и становимся на носочки.
Воспитатель. Дети, скажите, пожалуйста, какой праздник приближается?
Дети: 8 марта.
Воспитатель. Послушайте, пожалуйста стихотворение.
Сюрприз.
А какой подарок
Маме мы подарим в женский день?
Есть для этого немало
Фантастических идей.
Ведь сюрприз готовить маме –
Это очень интересно…
Мы замесим тесто в ванне
Или выстираем кресло…
Ну, а я в подарок маме
Разрисую шкаф цветами,
Хорошо б и потолок…
Жаль, я ростом невысок.
(П.Синявский)
Воспитатель. Ребята, скоро праздник 8 марта какие подарки вы будете дарить своим мамочкам?
Ответы детей.
Воспитатель. (обобщить предложения). Я вам предлагаю сделать маме вот такую глиняную кошечку.
Глиняную, потому что такую игрушку можно будет долго хранить, и такая поделка будет долго радовать ваших мам. Сейчас мы с вами вылепим кошечку, а вечером после сна я предлагаю сделать вам для кошечки ромашку из бумаги. К сожалению, мы не можем обжечь игрушки в печи, как это делают настоящие мастера; но как только игрушки высохнут мы их с вами покроем белой гуашью и наши кошечки будут белоснежные. После чего их можно будет разукрасить. А сейчас мы с вами постараемся, чтобы ваши кошечки были такие же красивые.
Вспомним с вами, что филимоновская игрушка лепится из целого куска способом вытягивания. Берём кусок пластилина побольше и придаём ему яйцевидную или каплевидную форму, то есть – один конец уже, а другой намного массивнее.
Намечаем четыре ноги и начинаем вытягивать шею и хвост. Глину из туловища постепенно перегоняем в ноги хвост и шею которая сразу переходит в голову. На голове вытягиваем ушки.
Воспитатель. Какие красивые у вас получились игрушки. Молодцы.
Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из самой обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники, павлины
И солдатиков войско цвет.
Давайте их поставим на подставочки. А когда игрушки высохнут мы их обязательно выбелим и распишем, чтобы они порадовали наших мам на празднике 8 марта.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Где зародился промысел? | Промысел зародился более 400 лет назад, в слободе Дымково, около г. Вятки. Игрушку делали только женщины специально к празднику СВИСТУНЬИ, а затем он переродился в обычную ярмарку. |
Материал. | Делали из красной глины, которую добывали на берегах Вятки реки. Глину смешивали с речным песком, рубили лопатой, добавляли воду и месили её ногами. Затем скатывали глину в большие блины, заворачивали во влажную ткань и хранили её. |
Способы, этапы изготовления. | Игрушку лепили по частям. Соединяли части с помощью жидкой глины, приглаживая неровности и шероховатости. Затем игрушку сушили /от 2 до 20 дней/ Затем обжигали, остужали и белили мелом, смешанным с молоком. |
Особенности строения. | Изначально делали только свистульки, затем стали делать отдельные фигурки людей и животных, а позднее стали появляться композиции. Игрушка, очень пропорциональная, похожа на настоящих людей. |
Особенности рисунка и материалов. | Расписывали игрушку яркими красками, брали основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный). Составляли различные узоры из кругов и точек, клетки и пятен, прямых и волнистых линий. Дымковская игрушка была очень нарядная, потому, что рядом был город, мастера могли видеть красочные фарфоровые статуэтки, которые привозили из-за границы.
|
Назначение игрушки /в старину, в наше время/ | Делали игрушку разную, и уточек и свинок, барынь-водоносок, индюков. Медведь - символизировал силу, Баран – счастье, Корова – достаток. Играли дети только свистульками, другие фигурки покупали только для украшения избы. Их ставили на полки с посудой. Сейчас дымковской игрушкой не играют. Она стала известным сувениром на весь мир. |
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Где зародился промысел? | В деревне Филимоново Тульской области возник гончарный промысел. Летом гончары работали в поле, а с осени до весны занимались изготовлением глиняной посуды. Мужчины лепили только посуду, игрушку лепили только женщины. |
Материал. | Игрушку лепили из белой глины. Эта глина называлась «Синика». Эта глина имела слегка голубой цвет. Когда глину замешивают, мнут как тесто, то она становится почти чёрного цвета. |
Способы, этапы изготовления. | Игрушку лепят из целого куска, вытягивая, при помощи пальцев. Затем её обжигают. После обжига тёмно – серая глина становится белоснежной. Игрушку ни чем не покрывают, сразу расписывают. |
Особенности строения. | Форма игрушки необычная. Шеи животных длинные, лошади похожи на жирафов. / т.к. глина очень жирная, её можно было сильно вытянуть/ Все персонажи имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. У всех фигурок короткие ноги. |
Особенности рисунка и материалов. | По началу игрушку расписывали цветными камушками, которые растирали до порошка и смешивали с водой. Затем игрушку стали расписывать красками. Наносили краску гусиным или куриным пером. При росписи используются цвета: малиновый, жёлтый, синий. Чтобы получить дополнительные два цвета, накладывают на жёлтый, синий и малиновый. И получают зелёный и оранжевый. Филимоновские мастера изображали людей всегда улыбающимися. Все игрушки – свистульки. /даже у барынь под мышкой утка – свистулька/ Все, кроме петуха, павлина, индюка. Рисунок простой, чередование цветных полос. Животные расписываются различными полосами поперёк туловища и шеи. Орнамент наносился на юбке и рубашке людей. Игрушка яркая, праздничная и добродушная. Её называют «МАЛЕНЬКОЙ РАДУГОЙ» |
Назначение игрушки /в старину, в наше время/ | Существует более 50 видов игрушки. Нет в живых ни одного старого мастера, но промысел не умер. В середине июля в д.Филимоново собираются мастера народных промыслов на фестиваль «Поляна». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область "Художественное творчес
Воспитатель:Гаянова Ольга ЮрьевнаКонспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе(нетрадиционное рисование)"В МИРЕ ЦВЕТОВ.РОМАШКА"программные задачи:Х...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда?»
Цель:1. Закрепить представления детей о воде.2. Развивать пояснительную речь.3. Упражн...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда?»
Закрепить представления о воде...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область "Познание" (формирование элементарных математических представлений). Тема "Космос"
Конспект позволяет в лёгкой, доступной форме объяснить сложные математические понятия....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Удивительная глина»
Цель: углубление природоведческих знаний детей через поисково-исследовательскую деятельность....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей&laq...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр. «Мебель»Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихолог
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр.«Мебель»...