Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Бесценная и всем необходимая вода» Формирование целостной картины мира.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ермолаева Наталья Николаевна

2017 год обозначен годом экологии. Целью этого заняти является развитие экологического сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voda.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №22 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детский сад №44»

Конспект                                                                                                                           непосредственно – образовательной деятельности                                                                        в старшей группе

«Бесценная и всем необходимая вода».

Формирование целостной картины мира.

                                                                         Воспитатель: Ермолаева Н. Н.

План – конспект                                                                                                     непосредственно – образовательной деятельности                                                                       в старшей группе

Тема: «Бесценная и всем необходимая вода».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие»,  «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие».

Задачи.

Познавательное развитие.                                                                                               Расширять знания детей о том, что людям требуется очень много воды и всем живым существам. Без воды нет жизни. Вода в природе находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. От загрязнения воды страдает все живое.                                                                                                                                          2017 год объявлен годом экологии.                                                                                22 марта – всемирный день воды.

Речевое развитие.                                                                                                                                         Учить детей строить высказывания.                                                                                                  Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Физическое развитие.                                                                                                    Совершенствовать двигательные умения и навыки.                                                                  Развивать быстроту, ловкость.                                                                                           Поддерживать интерес к подвижным играм.

Социально – коммуникативное развитие.                                                                                        Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Художественно – эстетическое развитие.                                                                               Способствовать формированию интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворению детей в самовыражении.

Методы и приемы:  м/м просмотр слайдов, подвижные игры, рассказы  Царицы Воды, слушание музыки, стихи, загадки, сюрпризные моменты.

Материал и оборудование: презентации «Кому нужна вода?»,  «Зачем человеку вода?»,  «Где есть вода?»; шапочки Дождя, Снега, Льда, Тумана, Снежинок; письмо, костюмы тетушки Федоры, Царицы Воды;

Формы организации совместной деятельности

Детская

деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно- исследовательская

Демонстрация м/м слайдов на темы: «Где есть вода?»,

«Кому нужна вода?», «Зачем человеку вода?»

Коммуникативная

Рассказы о воде.  Цель: расширять знания детей о разных водоисточниках, о бережном и экономном отношении к воде.

Двигательная

П/игра «Ручеек». Цель: закреплять умение согласовывать игровые действия.

П/игра «Дождь и дети».  Цель: развивать ловкость.

Музыкальная

Исполнение вальса под музыку Г. Свиридова из кинофильма«Метель». Цель: развивать умение передавать через движения характер музыки.

Прослушивание музыкальных загадок.

Цель: развивать музыкальную память.

Имитация движений под фонограмму песни о медведях из кинофильма «Кавказская пленница» (музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева). Цель:формировать умение придумывать движения к музыке.

Слушание.  Фрагмент  детской оперы «Мойдодыр». Музыка Ю. Левитина. Цель: развивать музыкальную отзывчивость.

Игровая

Игры с Дождем, Снегом, Льдом, Туманом.

Цель: поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в игре с героями сценок.

Восприятие художественной литературы  и фольклора

Чтение детям. С. Погореловский «Апрельский дождик», Ю. Тувим  «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».

Цель: закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихи.

                                 Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

 

16.

17.

18.

Сюрпризный момент.

Под музыку вальсы, танцуя, в красивом костюме входит Царица   Вода. Здоровается с детьми.

 - Ребята, я - Царица Вода, пришла к вам в гости.

Беседа с детьми.

Я нужна на небе и на земле. Никто не может обходиться без меня. Я необходима всем – всем – всем…

Одним – чтобы плыть,

Другим – чтобы жажду утолить, Третьим – что - нибудь помыть,

А хозяйкам – чтобы кушанья разные варить.

Я думаю, что вы много про меня знаете. Сейчас проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.

 - Кому нужна вода?

 - Кто без воды не может жить?

 - Зачем вода нужна растениям и животным?

 - Что люди делают с водой?

 Молодцы, ребята! Вы все правильно сказали!

 Растения надо поливать водой – иначе они засохнут.

Животные пьют воду, а  некоторые в ней живут.

 Людям вода нужна постоянно: чтобы пить, чтобы мыть, чтобы готовить пищу, чтобы закаляться и отдыхать возле воды.

Вывод.

Ни одно живое существо не может обходиться без воды. Вот поэтому я – Царица на земле и на небе, Царица всей природы!

Рассказ Царицы Воды.

А знаете ли вы, где я встречаюсь на земле, откуда вообще берут воду?

(Рассказ сопровождается показом м/м слайдов).

На земле – это реки и ручьи, моря и океаны, озера и пруды.

 Под землей  я тоже теку – там я особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и с глубины поднимают воду.

В некоторых местах я пробиваюсь сквозь землю – тогда получается родник. Родниковая вода самая чистая и вкусная. Люди берегут родники.

На небе я тоже бываю, когда по нему ползут тучи.

 Я нужна не только всем живым существам, но и разным предметам, вещам сооружениям.

«Я водою дождевою

Землю мою, мою, мою….

Мою улицу и двор,

Мою крышу и забор.

Я калитку умываю, и деревья, и кусты,

Чтобы были к Первомаю

Все умыты и чисты!»

Звучит музыка.

Вбегает Федора, небрежно одетая, в грязном фартуке, с  испачканными  в саже лицом, руками и ногами, на лохматой голове грязный платок. Она озирается по сторонам, мечется в разные стороны, спрашивает у ребят, не пробегали ли здесь тарелки, блюдца, кастрюли и сковородки. Охает и причитает – от нее сбежала вся посуда. Царица Вода останавливает ее:

 «Кто ты? Почему ты в таком виде? Почему ты такая испачканная?»

 - Ребята, а  вы знаете кто это?

Царица Вода обращается к Федоре: «Федора, успокойся и останься с нами. Ребята сегодня тебе покажут, как надо умываться. Мы приведем тебя в порядок. Думаю,  что если ты изменишься, подружишься с водой, посуда к тебе вернется.

Царица Вода.

 -  А теперь, ребята, я вам представлю своих сыновей. Есть у меня четыре сына – все они мои родные сыновья, все из воды, но так не похожи друг на друга, что не считают себя братьями. Вы их тоже знаете.

Послушайте, Егор загадает вам загадку о моем сыне:

 

Кто же это?

 - Дождь.

Давайте дружно похлопаем в ладоши,  и он прибежит.

Вбегает дождь и здоровается с ребятами.

Подвижная игра «Дождь и дети».

Царица Вода.

 -Дождик, поиграй с ребятами.

Сядь в сторонке и жди. Дети будут гулять по поляне. Как только я скажу: «Туча надвигается,

Дождик собирается!» ты беги и старайся догнать ребят, осалить. Кого осалишь, тот будет считаться промокшим до ниточки. Он сядет на стул и будет сушиться. А вы ребята, убегайте от дождя в свои домики.

Игра проводится 2 – 3 раза.

Царица Вода.

  - Теперь я позову второго сына. Отгадайте, кто он.

- Вот мой второй сын, смотрите, какой красивый. Снег, ты повеселишь ребят?

Снег.

 - Снежинки, подружки, выбегайте ко мне!

Звучит музыка Г. Свиридова из кинофильма «Метель».

 

Царица Вода.

 - Сынок – Снежок, ты посиди, отдохни, а я позову  еще одного твоего брата.

Кира загадывает о нем загадку.

Царица Вода обнимает пришедшего сына.

 - Ну, что Сынок – Ледок? Чем ты порадуешь ребят?

Лед.

 - А послушайте мои музыкальные загадки!

И давайте все вместе подпевать и танцевать.

Включается фонограмма песни о медведях из кинофильма «Кавказская пленница» ( музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева).

Дети подпевают и изображают белых медведей.

Царица Вода.

 - Ребята, мой последний сынок совсем заждался…Сынок, беги скорей сюда!

Выходит Туман.

Царица Вода.  Ребята, я вам помогу – скажу, где и когда можно его встретить. Он часто бывает осенью, застилает всю землю. Выйдешь на улицу, и ничего не видно – все исчезло. Еще он бывает летом: холодными вечерами и по утрам, нередко его можно встретить в долине рек. Догадались? Конечно же – это туман.

Туман.

 - А теперь я загадаю вам туманные загадки.

«Не колючий, светло – синий по кустам развешан……иней».

«Пушистая вата плывет куда – то,

Вот вата ниже – и дождик ближе…»

Туман. Ребята, у меня, как и у других братьев есть для вас музыкальный привет. Давайте вместе покатаемся на облаках.

Включается фонограмма песни «Белокрылые лошадки» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова

Дети подпевают и танцуют.

Игра  «Ручеек».

Царица Вода.

 -  Теперь все мои сыночки собрались вместе и я предлагаю поиграть в игру «Ручеек». Мы станем с вами водой из ручейка. А еще вода бывает: морской, речной, озерной, болотной, колодезной, родниковой.

В игру приглашаются все гости.

После этого кто – то из взрослых издали сообщает, что ребятам пришло письмо. Передает письмо Царице Воде, та с удивлением читает надпись на конверте. «Стихотворение Юлиана Тувима. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».

«Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно какой водою:

Кипяченой, ключевой,

Из реки, иль из колодца,

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

И чернила и варенье

Смоют мыло и вода!

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто,

До свиданья.

           Ваш Тувим.»

Обращение к Федоре.

Царица Вода дочитывает письмо и обращается к детям и Федоре.

 - Вы слышали, как писатель относится к грязнулям?! Тетушка Федора, иди ка умывайся, приводи себя в порядок, а мы пока послушаем, какой замечательный гимн воде написал Корней Иванович Чуковский.

Включается фонограмма фрагмента детской оперы «Мойдодыр» (муз. Левитана) «Вечная слава воде!»

Царица Вода.

 - Вечная слава воде!

Вода – это жизнь! Это одно из главных богатств Земли!

 Мы должны беречь воду, охранять ее от загрязнения!

2017 год объявлен ГОДОМ ЭКОЛОГИИ.

 А каждый год  22 марта вся планета отмечает Всемирный день защиты воды!

 Мы с вами присоединяемся к празднованию!

Выходит опрятная  Федора.

Царица Вода.

 -Смотрите, ребята, какая Федора стала.

Я уверена, что теперь посуда непременно вернется к ней.

Федора благодарит всех и в знак благодарности  угощает детей соком.

Угощение.

Развлечение заканчивается.

Царица Вода забирает своих сыновей, они прощаются и уходят.

Дети слушают

Дети отвечают на вопросы

Дети делают вывод вместе с Царицей  Водой

Дети просматривают м/м слайды о том, где встречается вода

Дети заинтересовы –ваются

«Это Федора из сказки К. Чуковского. Она не мыла свою посуду. Посуда долго терпела и,наконец, сбежала от  Федоры. Вот Федора и ищет ее».

«Он идет, а мы бежим

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно.

И по крыше тук, да тук!

Нет, не впустим, милый друг!»

Дети принимают активное участие в игре

Ваня.

 «Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь!»

Снег.

Девочки – снежинки кружатся в вальсе

Кира.

«Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло!

Скользко, весело, светло!»

Лед.

Дети танцуют, подпевая, имитируя движения медведей

Дети слушают и отгадывают загадку

Дети подпеваю и «катаются на облаках»

Дети вместе со взрослыми дружно вступают в игру

Дети внимательно слушают

Прослуши - вание гимна

Дети радуются перевоплощению Федоры

Дети принимают угощение

Дети заинтересованы

У детей имеется необходимый запас знаний о предназначении воды

Дети умеют делать простейшие выводы

Интерес к познанию нового развит

Дети готовы прийти на помощь

Стремление к двигательной активности развито

Дети умеют загадывать и отгадывать загадки

Присутствуют гибкость и пластика в движениях

Дети умеют пере-воплощаться

Дети умеют выполнять правила игры

У детей

имеется

элементар - ный запас знаний

об  экологии

Дети умеют сопереживать

Эмоциональное напряжение снято


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по формированию целостной картины мира. " Хочешь есть калачи, не сиди на печи."

Закрепляются знания детей о хлебе как одном из величайших богатств земли. Расширяются представления о роли труда в жизни человека....

Развлечение для детей старшей группы «Бесценная и всем необходимая вода»

Показывается огромное значение воды для всех живых существ, уточняются представления детей о разных состояниях воды, развиваются умения отгадывать загадки....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ Чудеса воды!

Приоритетная интегративная область: ПознаниеИнтеграция образовательных областей: Физическое развитие, Речевое развитие.Цель: ознакомление детей со свойствами воды в окружающем мире.Задачи: Познакомить...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы. Образовательная область: познание (формированию целостной картины мира, художественно эстетическое). Тема: «Волшебство в молоке»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы. Образовательная область: познание (формированию целостной картины мира, художественно эстетическое). Тема: «Во...