Конспект НОД по области "Коммуникация" с детьми старшей группы "Одежда, обувь и головные уборы"
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме
Цель: Формирование грамматического строя речи.
Задачи:
- Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.
- Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Тренировать в употреблении в речи антонимов.
- Упражнять детей в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек).
- Развивать мелкую и общую моторику, внимание, память.
- Упражнять в составлении описательного рассказа.
- Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая.
Приоритетная образовательная область: «Коммуникация»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Оборудование: предметные картинки с изображением головных уборов, одежды, обуви.
План:
1.Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки».
2.Беседа «Что такое одежда, обувь и головные уборы».
3. Лексико-грамматические игры и упражнения:
«Какая одежда?»
«Что наденем на прогулку»
«Как назвать вещь?»
«Образуй новое слово»
«Скажи наоборот»
4.Физминутка «Маша-растеряша».
5.Составление описательного рассказа.
6.Итог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 3 «Сказка» городского округа Власиха Московской области
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по области «Коммуникация» с детьми старшей группы «Одежда, обувь и головные уборы»
Подготовила: воспитатель Алова Е.В.
2013 г.
Цель: Формирование грамматического строя речи.
Задачи:
- Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.
- Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Тренировать в употреблении в речи антонимов.
- Упражнять детей в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек).
- Развивать мелкую и общую моторику, внимание, память.
- Упражнять в составлении описательного рассказа.
- Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая.
Приоритетная образовательная область: «Коммуникация»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Оборудование: предметные картинки с изображением головных уборов, одежды, обуви.
План:
1.Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки».
2.Беседа «Что такое одежда, обувь и головные уборы».
3. Лексико-грамматические игры и упражнения:
«Какая одежда?»
«Что наденем на прогулку»
«Как назвать вещь?»
«Образуй новое слово»
«Скажи наоборот»
4.Физминутка «Маша-растеряша».
5.Составление описательного рассказа.
6.Итог.
Ход образовательной деятельности:
- Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Приготовьте свои пальчики, немного поиграем с ними.
Гномики-прачки.
Жили-были в домике маленькие гномики: Сжимаем и разжимаем кулачки.
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибаем пальчики, начиная с больших
Раз, два, три, четыре, пять - пальцев.
Стали гномики стирать. Разгибаем пальчики, начиная с мизинцев.
Токи – рубашки, Трём кулачки друг о друга.
Пики – платочки, Загибаем пальчики, начиная с больших пальцев.
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Мики умница был,
Всем водичку носил.
- Основной этап.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте загадки, которые я для вас приготовила.
«Не галстук он, не воротник, «Не ботинки, не сапожки,
А шею обжимать привык. Но их тоже носят ножки.
Но не всегда, а лишь тогда, В них мы бегаем зимой:
Когда бывают холода» (Шарф) Утром – в школу,
Днём – домой» (Валенки)
«Я любой девчонке прикрою волосёнки,
Прикрою и мальчишке стрижки – коротышки.
От солнца я защита – для того и сшита» (Панама)
Воспитатель: Правильно, ребята вы, наверно, догадались, о чём мы с вами будем говорить сегодня на занятии.
Дети: Да, мы сегодня будем говорить об одежде, обуви и головных уборах.
Воспитатель: Правильно, ребята. Одежда появилась в глубокой древности как средство защиты от холода, солнца, дождя. Современная одежда чрезвычайно многообразна. Шьют её из различных тканей на швейных предприятиях. Вся продукция подразделяется на виды: верхняя одежда, мужские костюмы, женские платья, бельё, головные уборы и др. Большое количество изделий получают на трикотажных предприятиях: бельё, верхний трикотаж, перчатки, колготки, носки и др. Я вам буду бросать мяч, а вы называйте одежду, которую знаете.
Дети: Шуба, брюки, кофта, водолазка, шорты, футболка, майка, сарафан, шапка, юбка, штаны, варежки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас назовите мне обувь, которую знаете.
Дети: Ботинки, туфли, валенки, сапоги, сандалии, унты, кроссовки, чешки.
Воспитатель: Хорошо, и, наконец, назовите, головные уборы.
Дети: Шапка, панама, косынка, шляпа, берет, кепка.
Воспитатель: Молодцы, дети. Вот видите, сколько вы знаете обуви, головных уборов, одежды.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, если мы носим одежду зимой, то она какая?
Дети: Эта одежда зимняя.
Воспитатель: Правильно, а если осенью?
Дети: Эта одежда называется осенняя.
Дети: А ещё бывает весенняя одежда и летняя.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Что наденем на прогулку?» Посмотрите, у вас картинки, я буду задавать вопрос, а вы должны ответить.
Воспитатель: Что наденешь ты, а что Таня?
Ребёнок: Я надену рубашку, а Таня - платье.
Воспитатель: Что ты наденешь, а что Вова?
Ребёнок: Я надену кофту, а Вова брюки.
Ребёнок: Я надену платье, а девочка сарафан.
Ребёнок: Я надену туфли, а мальчик футболку.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте поиграем, подберите прилагательные к слову одежда, какая одежда?
Дети: Одежда бывает верхняя, детская, взрослая, мужская, женская, чистая, спортивная, сезонная, осенняя, летняя, весенняя, зимняя, грязная, теплая, нарядная, красивая, новая, старая.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Как назвать вещь?»
Кофту вязали (из шерсти) – вязаная кофта.
Блузку вышивали – вышитая блузка.
Платье сшили – сшитое платье.
Нитки пряли – пряденое полотно.
Ткали полотно – тканое полотно.
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Образуй новое слово», мы с вами будем образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Пальто – пальтишко Пояс – поясок
Свитер – свитерок Плащ – плащик
Воротник – воротничок Брюки – брючки
Карман – кармашек Рубашка – рубашечка
Платье – платьице Туфли – туфельки
Пальто – пальтишко Сапоги – сапожки
Воспитатель: Хорошо, сейчас сыграем в игру «Скажи наоборот», я говорю слово, а вы наоборот.
Воспитатель: Надевать
Дети: Снимать
Воспитатель: Одевать
Дети: Раздевать
Воспитатель: Продавать
Дети: Покупать
Воспитатель: Завязать
Дети: Развязать.
Застёгивать – расстёгивать
Стирать – сушить
Гладить - мять
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, что можно делать с одеждой.
Дети: Одежду можно надевать, носить, снимать, продавать, покупать, шить, вязать, одевать, застегивать, гладить, штопать, чинить, латать, стирать, сушить, вешать.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какие вы знаете элементы или детали одежды, обуви, головных уборов.
Дети: Деталь одежды – это карман, воротник, манжет, пуговица, петелька, застёжка, кнопка, пояс, молния, штанина, подошва, каблук, лямка, поля.
Воспитатель: Хорошо, много вы знаете деталей одежды, обуви и головных уборов. Посмотрите на свои картинки и назовите предметы обуви и одежды, а также перечислите детали названных вещей.
Ребёнок: У меня рубашка с воротником.
Ребёнок: У меня юбка с поясом.
Ребёнок: У меня шарф с кисточками.
Ребёнок: У меня туфли с каблуками.
Воспитатель: Молодцы, дети. Хорошо справились с заданием.
А сейчас давайте немного отдохнём.
«Маша-растеряша»
Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (Поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)
Маша-растеряша!
Воспитатель: Немного отдохнули, сели красиво на свои места, спинки держим прямо.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Доскажи словечко»
Я буду начинать, а вы продолжайте. Чтобы помочь, я буду показывать картинки-подсказки.
Вчера в половине шестого мы видали двух сорок без …(ботинок) и (чулок).
И щенков без …(носков), и синичек без ...(тапочек) и …(рукавичек).
Без ботинок и чулок повстречали мы …(сорок), без носков …(щенков),
Без тапочек и рукавичек …(синичек).
А сейчас мы составим рассказ - описание «Моя любимая вещь» по плану:
- Название любимой одежды.
- Из какого материала сделана?
- Какого цвета?
- Когда ты надеваешь эту одежду?
- Почему эта вещь твоя любимая?
- Итог занятия.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами на занятии говорили?
Дети: Мы говорили об обуви, одежде и головных уборах.
Логопед: Правильно, что ещё делали на занятии?
Дети: Называли детали одежды, проводили физ. минутку, играли в игру «Какая одежда», «Скажи наоборот».
Воспитатель: Молодцы, сегодня на занятии все хорошо работали и поэтому заслужили сладкий сюрприз. Занятие окончено. До свидания.
Список используемой литературы
- Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Одежда. Посуда. Продукты питания. – М.: Айрис-пресс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Обувь и головные уборы»
закрепить знание названий предметов обуви, головных уборов, обобщающее слово «одежда»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Головные уборы".
Образовательная область художественное творчество....
Задания-рекомендации родителям для совместной деятельности с детьми дома по лексической теме "Обувь и головные уборы"
Консультация для родителей по теме "Обувь и головные уборы"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Головные уборы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Головные уборы»Образовательная область: «Познание»Цель: Систематизировать элементарны...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Одежда, обувь и головные уборы».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа;- активизировать словарь детей по теме, развивать с...
Календарно-тематическое планирование для старшей группы. Тема _Обувь и головные уборы
Данном тематическом планировании отражаются особенности данной возрастной группы, содержание образовательной деятельности, в соответствии с ...
конспект ООД в младшей группе "Обувь, одежда. Головные уборы"
закрепление знаний названий предметов одежды, обуви, головных уборов и их частей. Дифференциация видов одежды по временам года....