Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Головные уборы»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Лобжанидзе Русудана Резовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Головные уборы»

Образовательная область: «Познание»
Цель:  Систематизировать элементарные знания детей о головных уборах.
Задачи
Образовательные:  учить правильно называть головные уборы и их части, рассказывать какие они бывают, называть одним обобщающим словом; развивать умения передавать словесное содержание картины в форме короткого рассказа. ; учить образовывать множественное число существительных ,слова с уменьшительно-ласкательным значением, Формирования способов словообразования прилагательных.

Развивающие:
Развивать фонематическое восприятие и интонационную сторону речи, : развивать внимание, память, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к головным уборам.

Материалы и оборудование:  предметные картинки «Головные уборы», презентация,   картины с изображением людей разных профессий (летчик, повар, врач, строитель, моляр), иллюстрации   с головными уборами сказочных героев

 

Ход занятия

Воспитатель:  сегодня мы поговорим о головных уборах. Ребята , а скажите почему они так называются? (ответы детей)

- Для чего нам нужны головные уборы?

- Из каких деталей они состоят? (складки, рюши, бант, поля, помпон, козырёк, завязки, ленты, бахрома, застёжки, отворот, донышко и т. д.).

- Какие они бывают по сезону? Когда мы носим панаму, кепку, фуражку? Значит, это какие головные уборы?

- Какие головные уборы мы носим зимой? Значит, это какие головные уборы? и т. д. Как мы ухаживаем за головными уборами?

Воспитатель: Какие головные уборы носят девочки и женщины?

 Какие головные уборы носят мальчики и мужчины?

Загадывание загадок:
 Выбирали себе сами
  И работать, и гулять-
  Что же нужно повязать?
  Собирали в узелок
   Из материи…(платок)         

 

  И в мороз, и в холода

  Она спасет тебя всегда.

  Чтоб не было здоровье шатким,

  Надень на голову ты. (шапку)

 

Я любой девчонке

Прикрою волосенки,

Прикрою и мальчишке

Стрижки — коротышки.

От солнца я защита —

Для этого и сшита. (панама)

 

Эта шапка без полей, без козырька.

И объёмна, и удобна, и мягка.

На художнике надет

Синий бархатный … (берет)

 

 Меховые ушки

 Зимою на Танюшки. (Ушанка)

 

Что за головной убор
Мужчины носят с давних пор?
С курткой, пиджаком, рубашкой
Любят надевать… (Фуражка)

 

С виду вам напомнит лодку
Головной убор…(Пилотка)

 

Если хочешь модной быть,
Успевай за ней следить!
Даже цвет твоих перчаток
Должен подходить под…(Шляпа)

 

 В странах  и городах,

В королевствах, во дворцах

Жили-были короли.

И царицы, и цари

Восседали в чем на троне? -

В золотой своей(короне)

 

У шута он бубенцами звенел,

А у повара высок стал и бел. (колпак)

 

Был тот головной убор красивым:
Шелком, лентами расшит.
Раньше женщины носили,
Нынче носят малыши.(Чепчик)

 

Он украшает голову,
На цветок похож.
Весь расшит узорами,
Уж очень он хорош. (Кокошник)

 Дети рассказывают, о головных уборах по схеме.

 Воспитатель: Давайте поиграем  игру «Что из чего, какая шапка?»
Из ситца – ситцевая
Из шелка – шелковая
Из шерсти – шерстяная
Из кожи – кожаная
Из соломы – соломенная
Из меха – меховая
Из вельвета – вельветовая
Из резины – резиновая

Пальчиковая гимнастика.
Ой, мороз! Ой, мороз!(хлопаем в ладоши)
Щиплет щёчки нам и нос,
Щиплет ушки, щиплет губки( показываем)
Забирается под шубки( ладошки под мышки)
Давай греться! Раз, два, три!
Все как следует потри( трем ладошки друг об друга)
Щечки, носик, ушки, губки( трем)
Пар пошел даже от шубки( дуем на ладошки)
Игра «Совмести профессию и головной убор».
Воспитатель:  подводит детей к магнитной доске. На ней представлены картины с изображением людей разных профессий (летчик, повар, врач, строитель, моляр).
Расскажите, люди, каких профессий изображены на картинах?

Какими головными уборами они пользуются, и для чего они им нужны? (ответы детей)
Воспитатель: Поиграем в игру «Назови ласково»
На карточках изображены головные уборы. Дети называют сам предмет ,а затем образуют уменьшительно-ласкательную форму (шапка  –  шапочка, колпак–  колпачок, шляпа – шляпочка, кокошник - кокошничек,  платок –  платочек т.д.)

Д/и  «Один – много»

Шляпа – много шляп,   панамка – много панамок,   косынка – много косынок,  платок – много платков,   шапка – много шапок,   берет – много беретов, бейсболка – много бейсболок.

Физминутка:

Эй, ребята, не ленись!

На разминку становись!

Справа – друг, слева – друг,

Вместе все в весёлый круг!

Вправо, влево головою,

Руки вверх, перед собою.

Топни правою ногой,

Вправо шаг, на месте стой.

Топни левою ногой,

Влево шаг и снова стой.

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу,

Левую дай другу руку.

Д/и «Подбери признак».

Шапка – ушанка (какая?) – тёплая, меховая, зимняя…

Косынка (какая?) – летняя, ситцевая, голубая … и т. д.

Словарь: Новая,  старая, чистая,  грязная, черная, светлая, разноцветная, удобная, красивая, зимняя, летняя, осенняя,  теплая, легкая, меховая, вязанная, соломенная, фетровая, ситцевая,  кожаная, меховая, соломенная, шёлковый,  пуховый,  шерстяная и т.д.
Воспитатель: Ребята я вам загадаю загадки, а вы отгадайте какие головные уборы носили сказочные герои..
Бабушка девочку очень любила, 
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее? (Красная шапочка)

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что это за странный,
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой? (Буратино)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на них глядит
Добрый доктор        (Айболит)

Наряд мой пестрый,
Колпак мой острый.
Мои шутки и смех
Веселят всех!     (Петрушка)


Заключительная часть
Воспитатель: – О чём мы сегодня говорили?

– В какие игры мы с вами поиграли?

– Что нового  вы узнали о головных уборах?

 -  Какие моменты вам больше всего запомнились?


 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_na_temu_golovnye_ubory.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Головные уборы»

Образовательная область: «Познание»
Цель:  Систематизировать элементарные знания детей о головных уборах.
Задачи
Образовательные:  учить правильно называть головные уборы и их части, рассказывать какие они бывают, называть одним обобщающим словом; развивать умения передавать словесное содержание картины в форме короткого рассказа. ; учить образовывать множественное число существительных ,слова с уменьшительно-ласкательным значением, Формирования способов словообразования прилагательных.

Развивающие:
Развивать фонематическое восприятие и интонационную сторону речи, : развивать внимание, память, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к головным уборам.

Материалы и оборудование:  предметные картинки «Головные уборы», презентация,   картины с изображением людей разных профессий (летчик, повар, врач, строитель, моляр), иллюстрации   с головными уборами сказочных героев

Ход занятия

Воспитатель:  сегодня мы поговорим о головных уборах. Ребята , а скажите почему они так называются? (ответы детей)

- Для чего нам нужны головные уборы?

- Из каких деталей они состоят? (складки, рюши, бант, поля, помпон, козырёк, завязки, ленты, бахрома, застёжки, отворот, донышко и т. д.).

- Какие они бывают по сезону? Когда мы носим панаму, кепку, фуражку? Значит, это какие головные уборы?

- Какие головные уборы мы носим зимой? Значит, это какие головные уборы? и т. д. Как мы ухаживаем за головными уборами?

Воспитатель: Какие головные уборы носят девочки и женщины?

 Какие головные уборы носят мальчики и мужчины?

Загадывание загадок:
 Выбирали себе сами
  И работать, и гулять-
  Что же нужно повязать?
  Собирали в узелок
   Из материи…(платок)          

  И в мороз, и в холода

  Она спасет тебя всегда.

  Чтоб не было здоровье шатким,

  Надень на голову ты. (шапку)

Я любой девчонке

Прикрою волосенки,

Прикрою и мальчишке

Стрижки — коротышки.

От солнца я защита —

Для этого и сшита. (панама)

Эта шапка без полей, без козырька.

И объёмна, и удобна, и мягка.

На художнике надет

Синий бархатный … (берет)

 Меховые ушки

 Зимою на Танюшки. (Ушанка)

Что за головной убор
Мужчины носят с давних пор?
С курткой, пиджаком, рубашкой
Любят надевать… (Фуражка)

С виду вам напомнит лодку
Головной убор…(Пилотка)

Если хочешь модной быть,
Успевай за ней следить!
Даже цвет твоих перчаток
Должен подходить под…(Шляпа)

 В странах  и городах,

В королевствах, во дворцах

Жили-были короли.

И царицы, и цари

Восседали в чем на троне? -

В золотой своей(короне)

У шута он бубенцами звенел,

А у повара высок стал и бел. (колпак)

Был тот головной убор красивым:
Шелком, лентами расшит.
Раньше женщины носили,
Нынче носят малыши.(Чепчик)

Он украшает голову,
На цветок похож.
Весь расшит узорами,
Уж очень он хорош. (
Кокошник)

 Дети рассказывают, о головных уборах по схеме.

 Воспитатель: Давайте поиграем  игру «Что из чего, какая шапка?»
Из ситца – ситцевая
Из шелка – шелковая
Из шерсти – шерстяная
Из кожи – кожаная
Из соломы – соломенная
Из меха – меховая
Из вельвета – вельветовая
Из резины – резиновая

Пальчиковая гимнастика.
Ой, мороз! Ой, мороз!(хлопаем в ладоши)
Щиплет щёчки нам и нос,
Щиплет ушки, щиплет губки( показываем)
Забирается под шубки( ладошки под мышки)
Давай греться! Раз, два, три!
Все как следует потри( трем ладошки друг об друга)
Щечки, носик, ушки, губки( трем)
Пар пошел даже от шубки( дуем на ладошки)
Игра «Совмести профессию и головной убор».
Воспитатель:  подводит детей к магнитной доске. На ней представлены картины с изображением людей разных профессий (летчик, повар, врач, строитель, моляр).
Расскажите, люди, каких профессий изображены на картинах?

Какими головными уборами они пользуются, и для чего они им нужны? (ответы детей)
Воспитатель
: Поиграем в игру «Назови ласково»
На карточках изображены головные уборы. Дети называют сам предмет ,а затем образуют уменьшительно-ласкательную форму (шапка  –  шапочка, колпак–  колпачок, шляпа – шляпочка, кокошник - кокошничек,  платок –  платочек т.д.)

Д/и  «Один – много»

Шляпа – много шляп,   панамка – много панамок,   косынка – много косынок,  платок – много платков,   шапка – много шапок,   берет – много беретов, бейсболка – много бейсболок.

Физминутка:

Эй, ребята, не ленись!

На разминку становись!

Справа – друг, слева – друг,

Вместе все в весёлый круг!

Вправо, влево головою,

Руки вверх, перед собою.

Топни правою ногой,

Вправо шаг, на месте стой.

Топни левою ногой,

Влево шаг и снова стой.

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу,

Левую дай другу руку.

Д/и «Подбери признак».

Шапка – ушанка (какая?) – тёплая, меховая, зимняя…

Косынка (какая?) – летняя, ситцевая, голубая … и т. д.

Словарь: Новая,  старая, чистая,  грязная, черная, светлая, разноцветная, удобная, красивая, зимняя, летняя, осенняя,  теплая, легкая, меховая, вязанная, соломенная, фетровая, ситцевая,  кожаная, меховая, соломенная, шёлковый,  пуховый,  шерстяная и т.д.
Воспитатель: Ребята я вам загадаю загадки, а вы отгадайте какие головные уборы носили сказочные герои..
Бабушка девочку очень любила, 
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее? (Красная шапочка)

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что это за странный,
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой? (Буратино)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на них глядит
Добрый доктор        (Айболит)

Наряд мой пестрый,
Колпак мой острый.
Мои шутки и смех
Веселят всех!     (Петрушка)


Заключительная часть
Воспитатель: – О чём мы сегодня говорили?

– В какие игры мы с вами поиграли?

– Что нового  вы узнали о головных уборах?

 -  Какие моменты вам больше всего запомнились?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Экологическая тропа"

Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, делание и умение оказывать ей помощь....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме:" Цирковое представление ( счет в пределах 7)". Образовательная область "Познание" ФЭМП.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: " "Цирковое представление" ( счет в пределах 7).Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и провела...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Рассматривание женской головной повязки «Сурпан».

Продолжать учить детей выделять характерные особенности чувашского декоративно-прикладного искусства, выразительные средства произведения (женская головная повязка сурпан).Вводить детей в мир связей н...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «Головные уборы»

Конспект  образовательной деятельности в старшей группе на тему «Головные уборы»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»

Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью прио...