комплексно-тематический проект "Весна идет"
проект (развитие речи, подготовительная группа) по теме
Овладение связной монологической речью является одним из самых важных прибретений ребенка в дошкольном взрасте. Данный проект позволяет в условиях ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе в быту людей и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdravstvuyte_vesna.docx | 38.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Здравствуйте, хочется начать свое выступление словами Елены Серовой «Подснежник»
Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет!
Актуальность проекта.
Лев Семенович Выгодский писал и отмечал значимость речи в формировании личности в целом.
Слайд №2
Идея проекта: выстраивание всех видов детской деятельности вокруг темы наступления весны.
Проблема: недостаточное представление у детей о временах года.
Овладение связной монологической речью является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая проблема воспитания.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе и в быту людей в весенний период, о весенних праздниках и историей их возникновения.
В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, рассказы, пересказы, чтение художественной литературы и т.д., проект помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.
Опираясь на содержание методической литературы по этому вопросу и на развитие связной речи, был сделан вывод о том, что лишь немногие дети речевой группы способны самостоятельно построить текст. Большинство дошкольников испытывают значительные трудности в составлении описательных и повествовательных монологов, рассказывании произведений, речевая диагностика на начало года показала характерные нарушения умений строить описательные и повествовательные тексты.
Следовательно, возникла необходимость целенаправленной, систематической работы с целью формирования умений, необходимых для построения связных монологов.
Слайд №3
Исходя из вышесказанного, была поставлена цель и задачи проекта по развитию связной речи старших дошкольников.
Пути достижения цели:
создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Весна идет». Вызвать желание знакомиться с репродукциями великих художников. Сформировать чувство гордости за родную природу. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Привлечь родителей к работе над реализацией проекта.
Задачи проекта:
- Расширить представления о сезонных изменениях в природе (просыпание природы от зимнего сна, появление почек, первой травы, увеличение светового дня, прилёт птиц с юга и т.п.), о труде людей весной.
- Расширить и углубить знания о жизни птиц и животных в весенний период.
- Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
- Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- Воспитывать любовь к природе.
- Продолжать учить детей формулировать причины всех весенних изменений.
- Развивать у детей, любознательность, интерес и стремление к познанию, умению реализовать свои впечатления в художественно - творческой деятельности
- Совершенствовать у детей умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
- Познакомить с весенними праздниками, приметами.
- Развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями, эпитетами.
- Разучить стихотворения русских поэтов о весне.
- Учить изображать весеннюю природу разными изобразительными материалами (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, аппликация, лепка) и в разных техниках (графика, живопись, «по – мокрому листу», методом «тычка», нетрадиционными методами: кляксография, «волшебные рисунки» и др.
- Знакомить детей с мировыми музыкальными шедеврами и композиторами, создавшими музыкальный образ Весны. Учить узнавать знакомые музыкальные произведения и составлять рассказ по прослушанному произведению.
- Способствовать умению применять полученные знания на практике и в самостоятельной активной деятельности.
- Отразить знания, полученные познавательным путем в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной).
- Способствовать развитию творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать скворечники, кормить птиц и зверей).
Слайд №4
На экране вы видите участников проекта.
Тип вид и сроки реализации проекта
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, педагог – психолог, учитель-логопед.
Возраст детей: 6-7 лет.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Тип проекта: групповой, творчески-поисковый.
До начала работы над проектом мы подготовили методический и демонстрационный материал и оборудование. Были использованы разнообразные материально-технические ресурсы:
-литературные произведения (народные и литературные сказки), малые формы (загадки, приметы, заклички),
-канцелярские принадлежности для рисования, аппликации, поделок, лепки,
-фотоаппарат,
-интернет-ресурсы и компьютерные технологии,
-костюмы для проведения Масленницы,
-музыкальное обеспечение,
Качество монологической речи – это содержательность, структура, связность, грамматическая правильность, использование лексических и интонационных средств выразительности.
Нам необходимо было определить предполагаемые результаты:
Повысить уровень овладения монологической речью.
Обогатить словарь детей.
Усовершенствовать умения подбирать существительные к прилагательному, синонимы, антонимы, способность сочинять оригинальные рассказы, пересказ литературных произведений.
Повысить уровень умений интонационной выразительности речи и темпа, умение передавать различные эмоции.
Накопить опыт передачи различных образов в рисунке.
Развить устойчивый интерес и любовь к литературным произведениям.
Развить интегративное качество «способность управлять своим поведением и планировать свои действия» во время коллективной работы.
Повысить заинтересованность родителей в разнообразном по содержанию и формам сотрудничестве.
Презентация проекта: формирование у детей представления о приметах весны. Природа влияет на наше самочувствие и настроение.
Итоговый продукт «Чудо- дерево весны» - дерево как арт-объект, украшенный продуктами детской деятельности, полученными в ходе реализации проекта ( мини-сочинения о весне, рисунки о весенних цветах, поделки)
Слайд №5
На слайде вы можете видеть по каким направлениям реализовался проект.
Проект реализуется по трем направлениям:
- Совместная деятельность с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
- Связь с узкими специалистами
На первом этапе
Вместе с родителями мы заранее обсудили и осуществили подбор художественной литературы и книг с текстами и иллюстрациями о весне, во время прогулок с детьми родители обращали внимание на изменение в природе, т.к. знания детей базируются на их личном опыте.
Была сделана выборка из перспективного плана занятий по теме проекта, подобраны и систематизированы уже знакомые и новые дидактические игры и упражнения, подготовлены опорные схемы и мнемотаблицы для описательных рассказов: «Весна пришла», «Талая вода».
Слайд №6
На основном этапе работы над проектом мы с детьми работали по всем десяти образовательным областям:
- Образовательная область «Познание»
- Образовательная область «Коммуникация»
- Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- Образовательная область «Художественное творчество»
- Образовательная область «Труд»
- Образовательная область «Социализация»
- Образовательная область «Физическая культура»
- Образовательная деятельность «Музыка»
- Образовательная область «Здоровье»
- Образовательная область «Безопасность»
Слайд №7
Содержание образовательной области «Познание» направлено на развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей
через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
- Формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. (Беседы, наблюдение, просмотр фото – сюжетов, д/игры)
Слайд №8,9 конструирование из бумаги;
Слайд №10 составление геометрической картины;
Слайд №11составление математического букета;
Слайд №12
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
через решение следующих задач:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми (фантазии, рассказы, сказки и мини-сочинения);
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм, речевые игры) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение детей нормами речи.
Слайд №13 составление рассказов по картине; речевая игра «где спрятался звук?»
Слайд №14, 15
Весомый вклад в развитие проекта внесли речевые дидактические игры и упражнения: на подборы однокоренных слов, образование слов с помощью приставок, суффиксов, окончаний, определение признаков, качеств, действий предметов, синонимы, антонимы, наречия, слоги, рифмовки.
Слайд №16
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса в чтении книг
через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- заучивание стихотворений;
- чтение и обсуждение произведений;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Слайд №17 заучивание стихотворений по мнемотаблице:
А. Плещеев «Уж тает снег»,
Т.Белозеров «Плакала Снегурочка» и т. п.
- чтение и обсуждение произведений:
Ф. Тютчев «Зима недаром злится… »,
Н. Сладков «Весенние радости: Апрель»,
В. Сухомлинский «Весенний ветер»,
песенки, заклички, небылицы, загадки о весне, приметы весны.
Слайд №18
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,
удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Слайд №19 предметное рисование;
Слайд №20 использование кляксографии;
Слайд №21 на занятиях по рисованию, в самостоятельной деятельности ребята знакомились с творчеством художников-иллюстраторов, рассматривали картины и слушали описание к этим картинам.
Слайд №22 создание предметной композиции;
Слайд №23
Образовательная область «Труд» направлена на приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и формирование положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
- Воспитывать потребность трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда
Слайд №24 посев семян пшеницы;
А здесь вы видите – наша пшеница взошла
Слайд №25 внутри группы был объявлен конкурс «Мастерим скворечник»;
Слайд №26
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений
через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- взрослыми (в том числе моральным);
Слайд №27 использовались дидактические игры по весенним сюжетам;
Слайд №28
Содержание образовательной области «Здоровье и Физическая культура» направлено на развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация):
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Слайд №29 систематически проводили интересные пальчиковые игры;
Слайд №30 эстафеты с бегом: «Собираем скворечник»,
- подвижные игры: с мячом «Когда это бывает? », «Перелет птиц»
Слайд №31
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству;
- развитие музыкальности детей;
- развитие способности эмоционально воспринимать музыку,
Слайд №32 слушание произведений П.И. Чайковского из цикла «Времена года» – «Апрель». «Подснежник», А. Вивальди «Времена года. Весна» №2.; дети изображали животных, пробудившихся от зимней спячки;
Слайд №33 праздник Масленица «уходи зима – приходи весна»
Слайд №34
Содержание образовательной области « Безопасность» направлено на беседы, объяснения, напоминание, ситуативное обучение. Т.к. наш проект посвящен весне, мы проводили беседы на темы: «Какие опасности таятся на улице весной? » (скользкая дорога, падающие сосульки, дождь, ветер, лужи и т. п.), «Как обезопасить себя от весенних опасностей? ».
Дети посыпают скользкую дорожку песком,
Наблюдают за работой дворника.
Слайд №35 . . .
Каждую неделю детям с родителями предлагались творческие задания: Составить мини-сочинения
- «Почему я люблю весну»,
- «Почему возвращаются птицы»,
- «Почему тает снег» ,
- красочное оформление своего сочинения.
- подобрать антонимы, синонимы к заданным словам.
- оформление фото-коллажа «Все рады весне»
конкурс «Мастерим скворечник».
Вся эта проделанная работа позволила нам перейти к осуществлению непосредственной цели проекта: У детей изменилось традиционное восприятие образа Весны, как обычного времени года. Дети поняли насколько важное это время года для живой и неживой природы создали условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Весна идет». Вызвали желание знакомиться с репродукциями великих художников. Сформировали чувство гордости за природу. Стимулировали интерес к исследовательской деятельности. Привлекли родителей к работе над реализацией проекта. Сейчас дети без лишних размышлений могут назвать месяцы весны, признаки весны, перелетных птиц, откуда течет ручей, есть ли домик у листочки, почему не всегда можно гулять на участке весной.
Слайд №36 …
В процессе составления использовались рассказы-образцы, опорные схемы, мнемотаблицы, дети были очень заинтересованы в результате своей работы, т.к. итогом было «Чудо-дерево» украшенное продуктами детской деятельности, полученными в ходе реализации проекта (мини-сочинения о весне, рисунки о весенних цветах, поделки и т.д.)
В планах на будущее хотелось бы продолжать речевую творческую работу с детьми в старшей и подготовительной группе.
МАГИЯ ВЕСНЫ Лариса Кузьминская
В жемчужных облаках гуляет нынче солнце,
И рассыпает нам лучей червонцы.
И ароматов свежих в воздухе букет.
И пируэты капель как балет -
Все признаки весны, ее прихода.
Так оживает сонная природа,
Теплеет кровь, блестят глаза и мы
Освобождаемся от зимней, долгой тьмы.
Бодры, легки и ускоряем шаг!
Да, здравствует Весна! Великий Маг!
Спасибо за внимание!
..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для комплексно- тематического планирования "Весна красна идет"
В данном проекте представлен перспективный план на две недели,цели и задачи проекта....
Комплексно-тематический план. Ситуация (тема) «Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет»
Комплексно-тематический план. Ситуация (тема) «Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет»Средний дошкольный возраст с 11 по 15января.Цель: Приобщение детей к истокам русского народного фол...
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...
комплексно - тематическое планирование по теме "Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой ведет".
Тематический план на неделю по теме "Сказки"...
проект комплексно - тематического планирования по теме "Идет волшебница Зима"
комплексно - тематическое планирование...
Комплексно-тематический план. Ситуация (тема): «Идет зима, аукает».
Комплексно-тематическое планирование по теме: «Идет зима, аукает»....
Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей группе «Теремок». Тема: «Дед Мороз к нам идет» (по инициативе Дели Р.) (20.12 - 30.12.21г.).
Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей группе №7. Тема: «Дед Мороз к нам идет» (по инициативе Дели Р.) (20.12 - 30.12.21г.)....