Комплексно-тематический план. Ситуация (тема): «Идет зима, аукает».
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Шихсаидова Пери Таджибовна

Комплексно-тематическое планирование по теме:  «Идет зима, аукает».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idet_zima_aukaet.docx47.42 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематический план. Ситуация (тема):  «Идет зима, аукает».                                                                 Средняя группа  02.12.2019г.-06.12.2019г.

 Цель: формировать у детей представления о зиме.                                                                                                                                              Задачи: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, учить самостоятельно,    находить их, учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе.

 Обогатить знания детей об особенностях зимней природы (заморозки, изморозь, гололед, буран, вьюга, снегопад).

 Закреплять знания о свойствах снега при разной погоде. Познакомить с защитными свойствами снега. Закрепить знания о том, что снег - это одно из состояний воды. Воспитывать интерес к изучению природы.

Учить устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Расширять представления о местах где всегда зима.    Повторить с детьми  правила поведения на дорогах, во дворах во время гололеда, метели схода снега с крыш и т.д. Закрепить правила безопасности во время катания с горки, на коньках, лыжах, санках.

Развивать исследовательский интерес через экспериментирование с водой, льдом, свойства снега.                                                          Расширить объем словаря, подбор однокоренных слов, закрепить грамматические  навыки; составление рассказов по картинке. Воспитывать  чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

Итоговое мероприятие –  Итоговая беседа о зиме. 

Вводно-мотивационный этап. Отчего все за окном стало белым? Какое время года пришло?
Сегодня мы поговорим о зиме. А сегодня у Зимы – новоселье,

Мы с тобой приглашены на веселье. Дом построен из сугроба,

А какой вышины? Вот такой вышины! (ноги врозь, руки вверх).

Белый коврик у порога, А какой ширины? Вот такой ширины 
(ноги врозь, руки в стороны).

Погляди-ка, потолки ледяные,

Высоки-превысоки, кружевные! (руки параллельно вверх, одна нога вперед).

Мы по лестнице шагаем,

Выше ноги топ-топ, (топнуть одной и другой ногой).

Двери комнат отворяем,

Справа – хлоп! Слева – хлоп! (хлопнуть руками).

Мы войдем с поклоном низким:

- Здравствуй, Зима! –

Ты хозяйке поклонись-ка:- Здравствуй, Зима! 

День недели  

Совместная деятельность взрослого и детей  

Организация п/п развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в центрах активности

Взаимодействие  с родителями/ социальными партнерами

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник

02 декабря

Познавательное развитие (ФЦКМ, исследовательская деятельность)

(900- 920)

  Тема: «Зимушка - зима».       Цель: формировать представления о зиме.

Задачи:                            Расширить представление детей о характерных признаках зимы; её народных приметах; закрепить названия и последовательность зимних месяцев. Учить находить зимние признаки самостоятельно; уметь анализировать, сравнивать, делать выводы: развивать способность наблюдать; слушать музыку; развивать воображение; способность воспринимать красоту  зимних явлений природы.

Д/и «Бывает – не бывает» Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных  признаках зимы.

Физкультура

(925-945)

Ситуативный разговор «Можно ли зимой есть снег?». Рассказать, почему нельзя есть снег - можно простудиться.

Формирование навыков здорового образа жизни. Воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Утренний сбор. Побеседовать с детьми о теме недели «Идет зима, аукает»  Цель: познакомить детей с изменениями в природе зимой  Трудовые поручения в уголке природы. Уход за комнатными растениями.  Помочь воспитателю полить комнатные цветы, учить правильно держать лейку.                                                    Арт. гим-ка «Лопаточка».                  Работа над звукопроизношением (индивидуальная работа).                                                           Дидактическая игра «Собери картинку».                                  Утренняя гим-ка. Комплекс№1.         Прогулка  Наблюдение за снегопадом.

Цель: закрепить признаки зимы, развивать наблюдательность, память.

 Подвижные игра                                    « Зайцы и волк».                                          Цель: закрепить умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, не наталкиваться друг на друга; развивать внимание, быстроту. Индивидуальная  работа  Упражнения в беге врассыпную, змейкой.                                       Цель: учить бегать друг за другом.

Трудовое поручение:   уборка участка.                                                Вторая половина дня.              Гимнастика побудка.                    Чтение детям русской народной сказки «Морозко». Цель: учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать усидчивость. Объяснить детям смысл пословицы « За добро, добром платят».                 Прогулка                               Опытно-экспериментальная деятельность:  изготовление цветных льдинок.

Познакомиться с двумя  состояниями воды – жидким и твердым. 

 Подвижная игра  «Мороз-красный нос». Учить соблюдать правила, игры   по желанию детей.

Индивидуальная работа по развитию речи (назови  ласково).

Рассматривание детьми  картин художников с зимним пейзажем.

Игры и деятельность по инициативе детей  в центрах активности.

Игры с выносным материалом.

Выносной материал для подвижных игр в зимнее время года.

Рисуем палочками на снегу.

Игры с мозаикой " Зимние узоры" Цель: развивать умение детей выкладывать изображения зимних узоров по образцу; развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук.

Размещение информации для родителей по теме недели

 Поговорить с родителями  об одежде детей в зимний период.

Консультация по теме: «Зимние игры для всей семьи»

Попросить родителей помочь собрать материал по теме недели.


     Вторник

03 декабря

Лепка/Аппликация(900- 920) Тема: «Слепи то, что тебе хочется».                                     Задачи:

Продолжать развивать образные представления, воображение и творчество.

-Продолжать умение создавать изображения по собственному замыслу.                                                       - Закреплять умение использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее.                                  – Воспитывать самостоятельность.

Музыка (935- 955)

                                         

По плану музыкального руководителя.

Утренний сбор. Беседа «Зимние узоры».  Кто этот художник?      Чтение стихотворения С. Есенина «Поет зима - аукает». Развивать умение отмечать характерные признаки зимы в природе, видеть красоту зимнего пейзажа.                 Арт. гимнастика  «Улыбочка», «Дудочка».                                Проговаривание  чистоговорок  «Я начну, вы закончите».                       Трудовое поручение. Как мы помогаем няне ( помочь накрыть на стол).                                                      Д/и.Поиграем со словами». Утренняя гим-ка. Комплекс№1.                  Прогулка. Наблюдение за птицами. Цель: продолжать закреплять знания о зимующих птицах; учить проявлять заботу.                                                       Д/и игра «Отгадай по описанию».    П/и «Птички в гнездышках».             Цель: развивать умения реагировать на сигнал; развивать быстроту, ловкость. Инд. раб. по физкультуре  с Настей  и Тимуром. Упражнять в метании малого мяча в цель.   Трудовая деятельность: пополнить кормушки - привлекать детей к кормлению птиц, воспитывать заботливое отношение к пернатым.        Игры по желанию детей.              Вторая половина дня.        Гимнастика после сна.                 Чтение и обсуждение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». Беседа с детьми о поступках героев.

Прогулка.                                 Наблюдение за звездами.                    П/и «С льдинки на льдинку». Цель: развивать координацию движений; чувство равновесия, ловкость.        Индивидуальная работа (прыжки с продвижением вперед на двух ногах). Игры по инициативе детей.

 В книжный уголок поместить  книжки со сказками на тему недели для самостоятельного рассматривания.

 В центр творчества материалы для рисования рисунков на тематику зимы.

Раскрашивание раскрасок на тему «зимние узоры».

Деятельность детей в центре театра. Игровые действия с театральными атрибутами.

                                              Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности

Выносной материал для игр на участке детского сада.

Атрибуты  для с-р. игры «Семья». Сюжет «Прогулка в зимний лес». Пронаблюдать за умением обозначать свою роль, применять полученные знания. Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

 

 Поговорить с родителями  о безопасном  поведении  детей в морозные дни, когда гололед.

Папка -  передвижка  «Зимние травмы детей»

Индивидуальные беседы с родителями по необходимости.

Предложить родителям  стихи о зиме для заучивания с детьми доиа.

Среда

04 декабря

  Физкультура (900- 920)

Познавательное развитие       (РЭМП) 9.40- 10. 00.

Тема: «Куклы собираются в гости к гномикам».

- Продолжить учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы» Сколько?», «Который по счету?».                                                 – Учить сравнивать предметы по двум признакам величины( длине и ширине),обозначать результаты сравнения выражениями, например: « Красная ленточка длиннее и шире зеленой. А зеленая ленточка короче  и уже красной ленточки».                   – Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди.                

Утренний сбор. Беседа «Зачем зайчику другая шуба?».                                         Цель: формировать умение выявлять зависимость изменений жизни животных от изменений в неживой природе.                               Арт. гим-ка «Футбол».                                 Напомнить детям о правилах хорошего тона  (не забывать здороваться с взрослыми и детьми).       Индивидуальная работа: назови одним словом (Даша, Артем, Вадим).                            

 Дидактическая игра: «Игра в загадки».                                           Игра малой подвижности: «Пузырь ». Утренняя гим-ка . Комплекс №1.                                             Прогулка                               Наблюдение за  деревьями  зимой.

Рассказать о том, что деревья зимой находятся в состоянии покоя – отдыхают. В  морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко могут сломаться. Поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не ломать. 

 Трудовое поручение по уборке территории участка, помочь дворнику.

  Подвижная игра  « Бездомный заяц». Развивать бег, ловкость,  внимание.                                             Д/и «Зима или осень»

  Вторая половина дня     Гимнастика после сна.                 Д/и. «Приготовь зайку и белочку к зиме».                                          Цель: познакомить детей с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы, выяснить причины этого явления Просмотр мультфильмов «Как не замёрзнуть в холода» (сериал «Смешарики»). Цель: после просмотра обсудить с детьми, в чём правы персонажи, а чего делать нельзя. Помочь сформулировать правила поведения на улице и в мороз, формировать стремление их соблюдать.

  Прогулка                                                  Наблюдение за  наступлением  вечера. Обратить внимание детей на то, как рано темнеет, наступает вечер, на небе видны звезды и луна.

  П/и «Лохматый пес». Упражнять детей в беге с ускорением, соблюдением  правил.                Трудовая деятельность   «Строим снежный городок».  Цель: учить детей строить из снега.   Самостоятельные игры  по инициативе детей.                                      

Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности

Рассматривание иллюстраций к сказкам из детских книг.  

Игры с выносным материалом.

Экспериментирование со снегом.

                                          Игры по инициативе детей.

Предложить родителям  погулять с детьми в парке в выходные дни, полюбоваться красотой зимней природы.

Индивидуальные беседы с родителями  по мере необходимости.

Памятки «Как не простудиться в зимнее время»

Четверг

05 декабря

Развитие речи (900- 920)

Тема: Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

Цель:  приобщать детей к поэзии. Помогать  детям, запоминать и выразительно читать стихотворения.

Музыка (1545- 1605)

 По плану музыкального руководителя.

 

Утренний сбор. Беседа «Что приносит нам Зима». Поговорить с детьми о зимних развлечениях. Чтение пословиц, поговорок, потешек о зиме. Развитие умения по признакам и характерным особенностям определить время года.                                                 Индивидуальная работа « Назови одним словом» (зимняя одежда и обувь). Арт. гим-ка. «Дудочка».                             И/у «Подуй на снежинку». Развитие речевого дыхания.                              Трудовое поручение:  «Наши добрые дела» (помочь полить комнатные цветы).                                                   Утренняя гимнастика. Комплекс№1                                     Игры малой подвижности                                  Прогулка Наблюдение за поведением птиц у кормушки.

Цель: Продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц, уточнить их названия; учить отличать их по 2-3 характерным признакам( воробьи маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупные, больше воробья, серо-голубые, кормятся стаей).

 Подвижная игра «Два мороза»  Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.

Вторая половина дня   Закаливающие процедуры. Ходьба по корригирующим коврикам.              Вечер поэзии «Зимушка - зима»  (чтение стихов, посвященных зимней природе).                                              Прогулка. Наблюдение: свойства снега. Учить детей описывать снег(белый, холодный, сверкает на солнце),предложить рассмотреть снежинки, отметить их разнообразие.

  П/ игры по инициативе детей .

 

Дидактические и настольно – печатные  игры: «Найди ответ в картинках», «Найди пару».                                                         

Изобразительный материал для художественно-творческой деятельности в центре творчества.

Внести новые настольные игры: «Лото», «Мозаику», «Пазлы».

 

 Игровая деятельность детей с выносным материалом.

Атрибуты для с/р. игр:

«Больница»,                                         «Парикмахерская».

 

 Индивидуальные беседы с        родителями   по мере необходимости.

Акция «Птицеград» (сбор кормов для птиц)

 

  Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту»,                      «Секреты воспитания вежливого и доброго ребенка».

Консультация для родителей по теме « Как одеть ребенка зимой в детский сад»                                   

 Пятница

06 декабря

Рисование (900- 920)

 Тема: «Снегурочка»                                              

Задачи: учить детей изображать Снегурочку в шубе (шубка книзу расширена, руки от плеч). Закреплять умение рисовать кистью и красками, накладывать одну краску на другую по высыхании, при украшении шубки чисто промывать кисть и осушать ее, промокая о тряпочку или салфетку.

Физкультура на улице(1040- 1100)

Итог:

Беседа по теме: « Зима».
-После чего наступает зима?
-Назовите зимние месяцы?
-Что происходит в природе зимой?
-Какие стоят деревья?
-Что надевают люди зимой?
-Как живется птицам и зверям зимой? Почему? Как им помочь? -Какие вы знаете зимние игры и развлечения?
-Назовите зимние праздники?
2.Отгадайте загадки.
О чем эти загадки?
3.Дидактическая  игра «Какая погода?»
Когда на улице снег? Холод? Мороз? Ветер?

Утренний сбор. Рассматривание с детьми картин» Времена года. Зима». Беседа по ним.  Цель: развивать разговорную речь. Культурно – гигиенические навыки: как правильно мыть руки  перед едой.                            Арт. гим-ка «Часики».                                                 Д/и. «Скажи, что ты слышишь». Цель: учить употреблять в ответах полные предложения, развивать фразовую речь.                                                  Игры малой подвижности.              Утренняя гимнастика. Комплекс№1.                        Прогулка                                  Целевая прогулка в городской парк. Наблюдать с детьми за красотой зимней природы.          П/и.  «Воробышки и автомобиль». Развивать умение быстро бегать,  действовать по сигналу.                                Индивидуальная работа: поупражнять в метании снежков на дальность.  Трудовая коллективная деятельность – очистить дорожки от снега.                                     Цель:   приучать поддерживать порядок на участке; воспитывать желание помогать другим.             Игры по инициативе детей.    Вторая половина дня                                           Гимнастика – побудка.              Итоговая беседа о зиме. Цель: подведение итогов за неделю. Закрепление знаний детей о признаках зимы,  явлениях в природе зимний период.                    Просмотр мультфильма Лунтик «Первый снег». Расширять представления  детей о временах года. Формирование желания вести здоровый образ жизни.                    Прогулка.  Наблюдение за луной.                                  П/и.»Жмурки».Развитие внимания.

Деятельность детей в центре творчества: рисуем, лепим, клеим.

Д/и «Отгадай- ка», «Кто где живет?», «Нарисуй пейзаж», «Кому что нужно?».

Игры – пазлы «Собери картинку», «Лего»,                             « Мозаика».

                                                 

Деятельность детей с настольными играми.

Трудовой инвентарь: деревянные лопаты для уборки снега.

Индивидуальные беседы с родителями детей по необходимости.                      

Попросить родителей помочь собрать материал на тему следующей недели

Попросить  родителей рассказать детям о том,  в какие игры они играли зимой в детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по комплексно-тематическому планированию в группе среднего возраста «Зима белоснежная», «Моя любимая зимняя сказка»

Данный материал можно использовать при организации комплексно-темптического планирования по формироывнию у детей знаний о временах года....

Комплексно-тематическое планирование по экологии «Покормите птиц зимой»

Комплексно-тематическое планирование по экологии «Покормите птиц зимой»...

Комплексно-тематический план. Ситуация (тема) «Идёт зима, аукает»

Формирование  представления детей о зимних явлениях природы....

Комплексно-тематическое планирование во второй младшей группе "Зима в гости к нам пришла, развлечения принесла

представляю комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС ДО во второй младшей группе "Зима в гости к нам пришла, развлечения принесла"...