Мини-музеи в коррекции речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
В статье представлен опыт работы по развитию связной речи детей-логопатов посредством мини-музеев, созданных при прохождении лексических тем в логопедической группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzei.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИ-МУЗЕИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Каминская Е.И.
воспитатель логопедической группы
МБДОУ детский сад №59
Важнейшим условием развития речевой культуры детей с тяжёлыми нарушениями речи является работа над словом, которая рассматривается во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления, освоение грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развитие умения самостоятельно строить связное высказывание являются необходимыми условиями реализации образовательной области «Коммуникация».
Высокий уровень познавательной и коммуникативно-речевой активности детей является обязательным условием эффективности коррекционной работы в логопедической группе ДОУ.
На развитие личности ребёнка с ТНР большое влияние оказывает окружающее его пространство. Эффективно организованная предметно-развивающая среда группы создаёт условия для развития каждого ребёнка с учётом его особенностей, формирует самостоятельность, активность, любознательность, способствует гармоничному развитию и саморазвитию детей-логопатов. Эта среда способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей (по В.А.Петровскому).
С целью овладения лексико-грамматическими формами языка как основой речи (уточнение, закрепление и активизация словаря по лексической теме) и развития диалогической и монологической формы речи в группе организовали мини-музей.
Задачи мини-музеев:
- Обогащение предметно-развивающей среда группы;
- Расширение кругозора дошкольников;
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- Развитие творческого и логического мышления, зрительного восприятия и воображения.
Тема оформления музея соответствует лексической теме.
При создании мини-музеев учитывали, что ведущей деятельностью ребёнка является игра. У детей с ТНР преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово. Поэтому обогащение словарного запаса детей происходило с помощью проведения игр с экспонатами музея. В каждом созданном мини-музее детям предоставляется возможность играть. Игры зависят от темы музея. Они могут быть дидактическими, сюжетно-ролевыми, играми-драматизациями.
Оформление мини-музея многофункционально, легко трансформируется, что позволяет менять его при изучении новой лексической темы. Экспонаты интересны и привлекательны, дети с удовольствием самостоятельно продолжают деятельность, предложенную педагогом.
Экспонаты мини-музея используем на занятиях по ФЭМП для формирования счётных умений, совершенствования умений сравнивать предметы, различать и называть геометрические фигуры, группировать предметы по цвету, форме и размеру.
Схема мини-музеев логопедической группы
Музей одного образа или одного предмета:
- «Парад Снеговиков»;
- «Такой разный Дед Мороз»;
- «Петушок – золотой гребешок»;
- «Наш любимый медвежонок»;
- «Приятного чаепития»;
были оформлены во время лексических тем «Зимние забавы», «Новогодние чудеса», «Домашние птицы», «Игрушки», «Посуда». Процесс усвоения ребенком слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам. Ребенок предметы осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает, прислушивается, как они звучат, некоторые пробует на вкус, нюхает. Во время рассматривания экспонатов мини-музея знакомили детей с новыми словами так, чтобы они входили в их сознание через все пять чувств - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
Музей природы:
- «Такие разные медведи»;
- «Гриб-грибочек»;
- «Осенняя полянка»;
- «Весенняя полянка»;
- «Перелётные птицы»;
функционировали во время прохождения лексических тем «Дикие звери», «Осень», «Весна».
Музеи патриотического воспитания были организованы во время лексических тем, посвящённых праздникам и родному краю. Во время прохождения темы «Край, в котором мы живём» в логосреде появился музей камня «Каменный цветок» и дети узнали, каким может быть разным минерал, в честь которого назван наш город Апатиты.
Ко Дню Защитника Отечества и Дню Победы в музее были выложены медали и ордена, военные документы, альбомы из личного архива, фотографии пап и дедушек, рассказывающие о военной службе.
Выставки «Мамина шкатулка», «Золотые руки наших мам», где бабушки и мамы представили своё рукоделие, появились к празднику 8 Марта (лексическая тема «Наши мамы»).
Новые впечатления расширяют лексический запас. Ребенок обретает способность находить в своем словаре нужные слова, обозначающие конкретное понятие, связывать их для выражения определенной мысли и передавать собеседнику в грамматически правильном оформлении, позволяющем понять высказанную фразу.
К оформлению музеев привлекаются родители, «экспонаты», принесённые ребёнком из дома, приобретают определённую ценность в глазах сверстников. Детям хочется рассказать о них, а это ещё один шаг в освоении связной речи и обогащении словаря. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребёнка, создаются благоприятные возможности для развития речи, повышается эффективность воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)
В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности д...
"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....
Развитие и коррекция познавательной деятельности у детей с тяжёлыми нарушениями речи и РАС на занятиях учителя-дефектолога
Статья предназначена для учителей-дефектологов и воспитателей, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи и РАС...
Педагогический опыт "Использование комплекса нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда как средство коррекции речевых и неречевых функций у детей с тяжёлыми нарушениями речи"
Использование нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками....
Логопедический ликбез для родителей «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может бл...
Семинар для воспитателей «Особенности развития детей с тяжёлыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности».
Семинар для воспитателей "Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности"....
Работа по закрытой картине с использованием графических изображений в процессе развития речевого общения у детей с тяжёлым нарушением речи.
Работа по закрытой картине с использованием графических изображений в процессе развития речевого общения у детей с тяжёлым нарушением речи....