Семинар для воспитателей «Особенности развития детей с тяжёлыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности».
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Заец Ирина Викторовна

Семинар для воспитателей "Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка»

Семинар для воспитателей «Особенности развития детей с тяжёлыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности».

Разработали: Заец И.В., Корниенко М.А.

г.Волгодонск 2021

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сегодня нам предстоит разобраться в очень сложном, но интересном вопросе: «Кто такие дети с ТНР? Какие пути коррекции можно организовать в условиях нашего учреждения?»

         В стенах нашего детского сада уже год функционируют группы коррекционной направленности, но воздухе зависло недопонимание проблемы: кто они? Почему они здесь, а Катя, Глаша с нарушениями речи осталась в своей группе?

2 слайд

Цель: Повышение компетенций педагогов в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).

  • Задачи: Актуализировать и систематизировать теоретические знания в области коррекционной педагогики;
  • Обеспечить обмен информацией в области практических знаний;
  • Закрепить ЗУН педагогов по использованию в работе методов и приёмов, направленных на коррекцию речевых нарушений;
  • Дать педагогам практические рекомендации по использованию инновационных методов и приёмов в коррекционной работе.

3 слайд (рисунок айсберга)

Предлагаю рассмотреть детей с ОНР в виде айсберга. Многие корабли терпели кораблекрушения, недооценивая его подводную скрытую часть.  Так родители и педагоги без специальной подготовки видят только вершину айсберга-  нарушение звукопроизношения, а это следствие всего нарушения речи. Предлагаю рассмотреть айсберг в разрезе (рисунок)

- звукопроизношение нарушено (полиморфное нарушение от 8 до 16 звуков)

-нарушение артикуляционной моторики. Хочется отметить, если нарушена артикуляционная моторика, то всегда нарушается общая, мелкая и даже моторика внутренних органов, например ЖКТ, сосуды) мышцы напряжены, а мозг координирует, где и когда необходимо расслабиться.

-нарушена координация в пространстве;

-фонематический слух, ребенок не различает на слух речевые звуки

-слоговая структура, замены, пропуски слогов и звуков;

- нарушение лексико – грамматического строя речи: бедный словарный запас, чаще ограничен обиходно – бытовыми рамками. Множество аграмматизмов;

- если у детей с ТНР нарушена координация, ориентир в пространстве, то и употребление предлогов, построение предложения будет затруднено;

- связная речь не сформирована. Они будут в сравнении со сверстниками испытывать огромные трудности в построении рассказов по  сюжетным картинкам, описательных рассказов, пересказов, творческих рассказов.

 - неречевые процессы: внимание, память, мышление, воображение…

-  нарушение эмоционально – волевой сферы. В мозге ребенка идет разбалансировка процессов торможения и процессов возбуждения.

4 слайд

Возникают вопросы. Какие причины? Как корректировать?

Каждый вопрос–это отдельная тема семинара, но я попробую максимально доступно  ответить на них.

         Причин много, но самая распространенная – гипоксия и асфиксия плода. (Внутриутробное и при рождении кислородное голодание). Нервные клетки очень чувствительны и быстро погибают, у других меняется биохимический состав клеток, и они остаются в состоянии нейробластов. Метаболизм и тонус нарушен.

Мозг – руководитель, центр управления. А как может управлять больной мозг?

5 слайд

Пути коррекции:

1. Медикаментозный: нооторопы, витаминные комплексы группы В

Цель: Восстановление метобалических процессов в мозге, улучшение микроциркуляции, что ведет к созреванию мозга.

2. Аудио-сенсорно методики: терапия -Томатикс, БАК (биоакустическая коррекция), остеопатия, циклы массажей, рефлексотерапии, ЛФК.

Цель: Воздействие на подкорковые процессы. Нормализация  тонуса.

3. Магнитная стимуляция, курсы микрополиризации.

 Цель: Воздействие на кору головного мозга. Нормализация электрической активности ЦНС.

4.Огромный пласт коррекционно – педагогической помощи.

 Цель: Восстановление функциональных связей. Вот об этом мы поговорим подробно.

6 слайд

Коррекционно- педагогическая помощь. Развитие артикуляционной моторики.

является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.      Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами.

          На начальных этапах артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом под руководством педагога, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, т.к. ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как движения будут уяснены, зеркало можно убрать. При этом, полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубки? Что делает язычок? Где он находится?

           В дальнейшем, когда ребёнок усвоит элементы гимнастики, применяются различные игровые приёмы: показ картинок, предметных символов, графических символов, использование стихотворных текстов.

Предлагаем вам посмотреть, как наши дети выполняют артикуляционные упражнения. Для вас подготовлены зеркала, возьмите их и постарайтесь повторить эти упражнения за детьми.

7- 15 слайд

Упражнения: «Заборчик», «Трубочка», «Окошко», «Блинчик», «Чашечка», «Парус», «Дятел», «Лошадка», «Гибок».

16 слайд

Также много внимания нужно уделять дыхательной гимнастике.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.

У детей выделяют 3 вида дыхания: верхне- ключичное, грудное и брюшное (диафрагмальное).

         Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т.к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Научно доказано, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т.д.

Задание: Уважаемые коллеги, перед вами наборы различных предметов. Предлагаем вам придумать упражнения для развития дыхания и мелкой моторики с использованием этих предметов.

Артикуляционные и дыхательные упражнения, а также развитие мелкой моторики считаются подготовительным этапом перед постановкой звука. А как это сделать по подражанию, вам расскажет Марина Анатольевна.

17 слайд

Вызывание звуков по подражанию через игровую ситуацию.

18 слайд

Модель взаимодействия субъектов коррекционно- образовательного процесса

19- 20 слайд

Работа над просодической стороной речи

21 слайд

Коррекционная работа посредством кинезиологических упражнений

22 слайд

Блиц- опрос участников мастер- класса.

  1. Как расшифровывается аббревиатура ТНР? (тяжелые нарушения речи)
  2. Как назвать точные движения пальцев и кистей рук? (мелкая моторика)
  3. Какое дыхание правильное- верхне- ключичное, грудное или брюшное? (брюшное- диафрагмальное)
  4. Какая должна быть выдыхаемая струя воздуха? (сильная, плавная, целенаправленная)
  5. Закончите предложение. Артикуляционная гимнастика нужна для выработки полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для… (правильного произношения звуков).
  6. С помощью чего мы помогаем детям развивать мелкую моторику?

Раздаточный материал.

23 слайд

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "Текстильная пластика"

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "текстильная пластика"...

Особенности влияния письменной речи на речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи

Статья посвящена проблеме усвоения письма   и влиянии на речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи....

Особенности работы учителя-логопеда с ребёнком, имеющим синдром Ландау-Клефнера в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Синдром Ландау-Клефнера - это редкое неврологическое заболевание детей, которое характеризуется поражением коры головного мозга в височной области (приобретённая эпилептическая афазия у детей).Для нег...

Родительское собрание в группе компенсирующей направленности ТНР " Психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи"

Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно на­ходят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сфере личности, ...

Выступление на организационном заседании методического объединения для воспитателей компенсирующих групп. Тема:«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи"

Ознакомление педагогов с этапами развития основных сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с ТНР.Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы сталкиваемся так же с тем, что у них нару...