Работа по закрытой картине с использованием графических изображений в процессе развития речевого общения у детей с тяжёлым нарушением речи.
статья по коррекционной педагогике
Работа по закрытой картине с использованием графических изображений в процессе развития речевого общения у детей с тяжёлым нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vinogradovoy_rgpu_2014_rabota_po_zakrytoy_kartine.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Виноградова О.Ю.
Санкт-Петербург
Работа по закрытой картине с использованием графических изображений в процессе развития речевого общения у детей с тяжёлым нарушением речи.
Одной из задач коррекционно– развивающей работы с детьми с тяжёлым нарушением речи является развитие связной речи и речевого общения, что включает в себя развитие активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание, а также уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, вести диалог.
Для реализации данных задач могут использоваться различные виды работ: составление рассказов – описаний, загадок - описаний, составление рассказов по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, оречевление «игровых» ситуаций и др.
Имея большой опыт работы с детьми с нарушением слуха, на занятиях с детьми с тяжёлым нарушением речи стала использовать методы и приёмы из сурдопедагогики. Одним из таких видов работ является работа по закрытой картине, широко применяемая в практике на уроках развития речи для детей с нарушением слуха. Хочется вспомнить научные труды по этой теме известных сурдопедагогов Быковой Л. М. и Вишневской Е. Е. Ими были разработаны и апробированы программы и пособия в школах для детей с нарушением слуха.
Цели и задачи, стоящие перед сурдопедагогами и логопедами, совпадают. Главным является развитие связной речи, речевого общения и мышления.
В своих работах Выготский Л. С. отмечает, что у маленьких детей образ окружающих предметов и явлений, в основном, формируется на основе слухо – зрительных представлений, поэтому главенствующее место занимает наглядно – образное мышление. Учитывая это, важную роль может играть наглядность.
При работе с закрытой картиной мною используются символы и графические изображения. Символы и графические изображения позволяют детям сконцентрироваться и правильно задать вопрос для выяснения содержания картины, а затем восстановить её содержание полностью.
Работу по закрытой картине целесообразно начинать с дошкольниками в старшей группе ( возраст 5 – 6 лет ). В самом начале содержание картинок очень простое: на них изображён неживой предмет или живой объект. Детям предлагаются условные графические изображения, опираясь на которые, они могут задать вопросы по картине.
Например: На картине изображено красное яблоко. Перед детьми графические изображения: фигурка человека, книга, геометрические формы, символы изображения цвета, вкусовые качества ( пиктограммы – эмоции ), где растёт (пиктограммы сада, огорода ).
Педагог задает вопросы: Это живой объект или неживой предмет? Какой по форме? Какой по цвету? Какой на вкус? Где растёт?
Опираясь на полученные ответы, составляется ряд из графических изображений ( книга, круг, красный, сладкий, сад ). Это неживой предмет, круглый по форме , красный по цвету, сладкий на вкус, растёт в саду. Это яблоко.
Далее дети, ориентируясь на графические изображения, могут нарисовать картинку по представлению или описать её устно, сравнив затем с предлагаемым образцом.
В процессе занятий содержание закрытой картины усложняется. Это может быть действующий объект.
Например: На картине изображён мальчик, который идёт. Перед детьми графические изображения: фигурка человека, книга, таблица с изображением действий, изображение одежды, обуви, изображение цвета.
Педагог задает вопросы: Это живой объект или неживой предмет? Кто это (девочка, мальчик, дядя, тётя, кошка и т. д. )? Какого цвета глаза, волосы? Что он делает? Во что он одет? Какого цвета одежда, обувь?
В подготовительной группе ( возраст 6 – 7 лет ) широко использую сюжетные картинки, где появляются уже несколько персонажей и объектов.
Таким образом, результаты, полученные в процессе наблюдения, свидетельствуют, что работа по закрытой картине предоставляет богатейшие возможности для развития связной речи и речевого общения не только для детей с нарушением слуха, но и для детей с тяжёлым нарушением речи, а использование при этом графических изображений помогает уточнить смысловую сторону речи, активизировать речевую и мыслительную деятельность, сохраняя комфортность процесса обучения.
Информационный лист:
Виноградова Ольга Юрьевна
учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №60 комбинированного вида Невского района
Санкт-Петербурга
раб.телефон: 446-18-56
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методическое пособие по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В материале представлены игры и упражнения, которые помогают развивать фонематические процессы у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал представлен по разделам: развитие фонематических процессов ...
Мини-музеи в коррекции речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи
В статье представлен опыт работы по развитию связной речи детей-логопатов посредством мини-музеев, созданных при прохождении лексических тем в логопедической группе детского сада....
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке.
Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке....
Перспективный план использования развивающих игр Воскобовича в подготовительной к школе группе детей с тяжёлыми нарушениями речи
Представленное перспективное планирование отображает все аспекты коррекционно-развивающей деятельности с детьми 6-7 лет.Использование игровой технологии Воскобовича включает диагностику, коррекц...
Упражнения и игры для развития речевого дыхания у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи.
Многие дети, занимающиеся в группе компенсирующей направленности, плохо говорят, нарушено звукопроизношение. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обесп...
Отчет о проведенных мероприятиях посвященных месячнику оборонно – массовой и военно – патриотической работы в МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска группа старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи №11.
Детство – каждодневное открытие мира.Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,познанием человека и Отечества.В. А. СухомлинскийПраздник в детском саду – это радость, веселье, торжеств...