Конспект НОД по развитию речи для детей среднего возраста «Дары Осени»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Фомичева Надежда Александровна

Познавательно-речевое занятие "Дары Осени" для детей среднего возраста по расширению и уточнению знаний о фруктах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для детей среднего возраста

        Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

        Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

        Цель: Закреплять у детей понятие «фрукты».

        Задачи: Уточнить и расширить знания о фруктах; учить пользоваться схемой, составлять описательный рассказ по предложенному план-схеме; учить образовывать множественное число имен существительных; развивать мелкую моторику – при собирании разрезной картинки; развивать логическое мышление – учить детей отгадывать загадки; воспитывать умение слушать друг друга.

        Материал: Разрезные картинки «фрукты», план-схема рассказа о фруктах, фрукты (муляжи), мяч, «чудесный мешочек», 2 конверта, загадки.

        Ход:

        I.Появление Осени.

-Здравствуйте, дети! Вы узнали меня, кто я? А что это за время года? (Это время сбора урожая.)

-Я приглашаю вас помочь собрать урожай, но не в огороде, а в саду – там, где растут сладкие, сочные, ароматные фрукты. Я приготовила для вас испытания, если вы справитесь, то в конце вас ждет сюрприз.

-А для начала отгадайте мои загадки про те фрукты, которые растут в моем саду. (Дает конверт).Другой конверт оставляет на столе.

II. Загадки:

        Он и сочен и душист,

А снаружи золотист,

Много долек в нем друзья,

Для тебя и для меня.

(Апельсин)

У нее есть косточка

Да красная кофточка.

(Вишня)

Он круглый и смуглый,

Душистый, пушистый,

А середина плода

Будто камень тверда.

(Персик)

Листья плотные да лаковые,

Плоды желтые, да лакомые.

Ее скорее скушай –

Созрела, значит …

 (Груша)

Синий мундир, теплая подкладка,

А в середине – сладко.

(Яблоко)

Схож он с бусами немножко,

Каждый листик – как ладошка.

Был зеленым, а поспел он-

Стал янтарным, синим, белым.

(Виноград)

В шкуре желтой,

Кислый он,

Называется …

(Лимон)

        III. – А теперь я предлагаю вам собрать из частей те фрукты, о которых только что прозвучали загадки. (Дать каждому ребенку по разрезанной на четыре части картинке с изображением разных фруктов)

        IV.  В саду.

-А теперь идем в сад собирать урожай. Для этого встали в круг.

-Где растут фрукты?  (В саду)

-На чем они растут?  (На деревьях)

-Чтобы сорвать с дерева зрелые плоды, вам придется встать на носочках, поднять руки вверх и потянуться за сладкими, сочными и ароматными плодами. И при этом вы будете показывать фрукт, называть и показывать, как надо их срывать.

        Это…яблоко. (руки вперед, показ)

        В саду растут … яблоки. (посмотреть вверх и поднять руки к верху)

        Мы сорвали много … яблок. (поочередно поднимать и опускать руки, совершать хватательные движения).

(Аналогично – груша, слива, лимон, виноград.)

        V. – А как можно использовать фрукты? (Рассуждения детей )

(Варить компот, варенье; делать пюре, сок; сушить; делать начинку для пирогов; есть их сырыми; готовить салат)

- Что обязательно нужно делать с фруктами, прежде чем их использовать? (Мыть)

        VI. Игра «Какой сок?»

Яблоко – яблочный сок (лимон, груша, апельсин, слива)

        VII. Игра «Назови ласково»

Яблоко – яблочко (лимон, апельсин)

        VIII. Физкультминутка «Компот»

Будем мы компот варить компот,          (Левую ладошку держат «ковшом»,

                                                                      Указательным пальцем правой руки

                                                                                            «мешают»)

Фруктов нужно много,

Вот:

Будем яблоки крошить,                            (Загибают пальцы по одному,

 Грушу будем мы рубить,                             начиная с большого)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,                           («Варят» и «мешают»)

Угостим честной народ.

        IX. – Теперь мы много узнали о фруктах, и можете сами о них рассказать. Рассказ надо составлять по плану, изображенному на картинках. (показ)

1.

        

2.

3.

        4. 

5.

6.

(Объяснение значения символов:

    1 – какого цвета фрукт;

    2 – какой формы (круглый, овальный, грушевидный)

    3 – какой величины;

    4 – какой на ощупь (гладкий, шероховатый, бархатистый)

    5 – какой на вкус (сладкий или кислый)

    6 – имеет ли запах (ароматный или нет)).

  Пример: «Яблоко желтое, румяное, круглое, большое. Яблоко гладкое, сладкое и ароматное.»

X. Появление Осени:

- Молодцы! Справились с моими заданиями.

Давайте поиграем в игру «Сад, огород»:

        Сад – фрукты, огород – овощи.

А вот вам мой сюрприз – мои яблочки из саду. До свидания!

XI. Итог занятия. О чем говорили? Понравилось вам занятие? Я хочу вас поблагодарить, вы все отлично поработали. Мне было с вами интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи для детей среднего возраста " Домашние животные бабушки Федоры"

• Конспект НОД по развитию речи для детей среднего возраста " Домашние животные бабушки Федоры"...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста 5 года жизни (средняя группа) Тема: «В гостях у сказки «Колобок»

Программное содержание: Учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Колобок». Вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей.С...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего возраста "В гостях у диких животных зимой"

Формировать у детей представления о признаках зимы, свойства снега; расширять и углублять знания детей о диких животных; учить образовывать существительные с помощью суффиксов; развивать у детей желан...

Конспект НОД по развитию речи для детей раннего возраста Тема: «Птицы осенью»

Конспект НОД по развитию речи для детей раннего возрастаТема: «Птицы осенью»           Цели:- Продолжать знакомить детей с характерными пр...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Викторина дары осени"

Целью занятии - викторины "Овощи и фрукты" является обобщение и систематизация знаний учащихся об овощах и фруктах . Помогает уточнить и закрепить представления детей о фруктах и овощах. Фор...