Педагогический опыт "Обучение пересказу детей с недоразвитием речи"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Педагогический опыт может быть полезен педагогам и логопедам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_pereskazu_detey_s_onr_opyt_-.docx | 99.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Сокольская Татьяна Сергеевна
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 97
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
«РОССИСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
Братьев Дроздовых ул. 10, Краснодар, 350033, тел/факс (861)214-81-43
ТЕМА: «ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Автор опыта: СОКОЛЬСКАЯ ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА
Воспитатель НЧДОУ «Детский сад № 97 ОАО «РЖД»
г. Краснодар 2013
Содержание
1. Литературный обзор состояния вопроса
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике
1.2.История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.
1.3.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
3.1.Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте.
3.2.Актуальность педагогического опыта.
3.3 Новизна педагогического опыта
3.4.Результативность педагогического опыта
3.5. Результаты исследования и их анализ
3.6.Технологичность представляемого педагогического опыта.
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
Приложение к опыту
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Тема опыта: «Обучение пересказу детей с недоразвитием речи»
Автор опыта: Сокольская Татьяна Сергеевна, воспитатель негосударственного частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 97 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике
Речевая функция является одной из важнейших психологических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы её отражения.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Ограниченность речевого общения может негативно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с тяжелыми нарушениями речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственным нормальным детям, они требуют специального обучения и внимания педагогов.
1.2.История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
Современный ребенок к 4,5 - 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить правильно, без труда пересказывать рассказы и сказки, легко строить развернутые сложные предложения. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
К сожалению, психолого-педагогические исследования показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития, для которых характерно позднее речевое развитие, ограниченность словаря как пассивного, так и активного, отсутствие фразовой речи, несформированность связной речи. Когда нарушения касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики, специалисты говорят об общем развитии речи (ОНР).
В тоже время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как её компонента - монологической речи. Этим обусловлена актуальность обучения пересказу детей с ОНР, развитие навыков связной монологической речи. С учётом вышесказанного, я разработала систему работы с детьми, родителями, педагогами, направленную на решение вышеизложенных задач. Я уверена, такой подход даст свои положительные результаты и будет интересен моим коллегам.
В нашем саду, в моей компенсирующей группе, есть книжный уголок, где представлены иллюстрации к произведениям Константина Дмитриевича Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки и их произведения. После прочтения рассказов мы с детьми беседуем по содержанию прочитанного текста, ставим сценки, рисуем понравившихся героев, играем в пальчиковые игры. Но главное, я обучаю их пересказу на основе прочитанного произведения с использованием наглядного моделирования, мнемотаблиц и графических схем.
Предварительная работа очень помогает мне в моей воспитательно-образовательной деятельности, так как мотивирует детей компенсирующей группы к речевой активности. На первый взгляд, это просто: взять книгу и прочитать её. Но не стоит забывать о том, что в моей группе находятся дети с разными речевыми нарушениями и последующими за ними вторичными нарушениями, такими как концентрация внимания, объём памяти, терпение и усидчивость. Моя задача состоит в том, чтобы увлечь наших дошкольников красотой художественного слова, для этого читать надо эмоционально и выразительно, с показом красивых иллюстраций.
Помимо повседневного взаимодействия с родителями, я разработала для них памятки – рекомендации, консультации о важности чтения книг и их последующего пересказа для развития связной речи и увеличения объёма памяти ребёнка.
Мои коллеги заинтереcовались моей работой по развитию связной речи детей дошкольников. Для них я подготовила консультации по формированию связной речи детей, подобрала картотеку дидактических игр.
В компенсирующей группе есть коврограф, разные виды театров, таким образом, дети обыгрывают прочитанные произведения и закрепляют полученные знания. В созданной мной предметно-развивающей среде дети реализовывают свои творческие способности, что положительным образом сказывается на их речевой активности. Наблюдение за их деятельностью в такие моменты даёт мне возможность осуществлять и корректировать свою дальнейшие мероприятия, осуществлять личностно-ориентированный подход.
1.3.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
Мнемотехника (с греч. – «искусство запоминания») - совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях различных типов памяти.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Благодаря использованию мнемотехники в работе с детьми я могу решать следующие задачи:
- развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью предметов - заместителей, понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу;
- развивать у детей высшие психические функции: мышление, внимание, воображение, память;
- развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера;
- воспитывать у детей любовь к народным и авторским произведениям.
Обучение пересказу основывается на комплексном подходе, включающем в себя:
- Использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре специальных занятий;
- Решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребенка, специальную организацию пространственно-развивающей среды, развитие мотивационно - потребностной сферы речевой деятельности;
- Взаимодействие специалистов – участников образовательного процесса (логопед, воспитатель, музыкальный руководитель)
Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с ОНР очевидна, так как в процессе активно задействованы оба фактора, облегчающие процесс становления связной речи:
- наглядность - рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы и их характерные признаки, производимые с ними действия.
- создание плана высказывания, - на значимость которого неоднократно указывал Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).
Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Я считаю, преимущества применения мнемотаблиц и графических схем очевидны:
- во-первых, дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
В процессе своей воспитательно-образовательной работы, я наблюдала за детьми компенсирующей группы и обратила своё внимание, что дети с недоразвитием речи часто ссорятся, не могут доступно и чётко изложить свои мысли, агрессивно настроены друг к другу. Их речь недостаточно распространена и, ввиду этого, они не умеют слушать друг друга и взрослых, не могут интересно рассказать о своих впечатлениях после разных событий.
Мне захотелось помочь детям в умении общаться друг с другом, весело и познавательно играть, внимательно слушать своих наставников. Поэтому я решила обучать детей пересказу через художественные произведения с применением методов наглядного моделирования.
В группе 12 человек: 9 мальчиков, 3 девочек; группа компенсирующая и дети разные как по уровню речевого развития, так и по уровню интегративных качеств, некоторые дети подошли к кризису семи лет, когда интенсивно формируются коммуникативная и волевая сферы личности ребёнка., личностная.
У Артёма Г., Димы А. и Лёши С. выражена агрессия и гиперактивность; Глеб Н. и Никита С. – застенчивость и скованность; Витя Д., Настя Г., Никита П.и Ваня А. – обидчивость и невнимательность; Поля К., Миша Т. и Влада К. – имеют речевые нарушения. Стоит заменить, что у всех детей группы имеются различные речевые нарушения.
Портрет группы разнообразный, и отсюда я сделала вывод, что нужно использовать личностно-ориентированный подход, опираясь на зону ближайшего развития ребёнка и, таким образом, выполнять запланированные задачи.
3.Педагогический опыт
3.1.Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте
Изучение методической литературы и опыта известных педагогов позволили разработать систему занятий, классифицировать их по видам, формам, уровню сложности. В основе работы обучения детей пересказу лежит методика обучения детей пересказу с опорой на графические схемы.
Задачи развития связной речи у детей:
- Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности;
- Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций;
- Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации;
- Формирование планирования развернутых высказываний;
- Формирование у детей навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности;
- Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико - фонематических норм;
- Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
При обучении детей с недоразвитием речи пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания.
Работа по обучению детей пересказу комплексная и включает в себя несколько этапов:
- Этап развития фразовой речи.
Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Упражнения:
- составление предложений по картинке, паре сюжетных картинок.
- составление распространенных предложений;
- «Добавь словечко».
- Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники.
Цель: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
- составление графических схем;
- рисование сюжетных фрагментов;
- совместное составление пересказа;
- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
- Самостоятельный пересказ рассказа ребенком.
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
- пересказ фрагмента рассказа;
- пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям даёт рассказ педагога.
- составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
- пересказ по цепочке;
- пересказ по плану-схеме, опорным вопросам;
- иллюстрация пересказа одного ребенка другим (подбор схем, картинок);
- пересказ после восстановления деформированного текста;
- Пересказ рассказа с элементами творчества.
Цель: закрепление умения связно и последовательно пересказать произведение, опираясь на наглядный материал.
- придумывание названия рассказа;
- придумывание фрагмента, части рассказа. На этом этапе создаются предпосылки и, возможно, начало работы над творческим рассказыванием.
Эффективным средством обучения детей связному воспроизведению прочитанного текста явилось также использование на занятиях иллюстративного панно с красочным изображением общей обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие всего сюжетного действия рассказа. Целесообразно располагать такие опорные объекты на картине-панно в линейном ряду, в соответствии с последовательностью фрагментов. Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно. Использовались также компьютерные презентации. Это активизировало зрительное и слуховое восприятия, внимание детей, формировались навыки контроля и самоконтроля за построением высказываний; более точно воспроизводилась последовательность событий.
Я применяла также детский рисунок как весьма эффективное средство обучения пересказу. Данный приём использовала на индивидуальных занятиях в разных формах: рисунок на бумаге, аппликация, нетрадиционные виды рисования. Ребёнку предлагается зарисовать (можно схематично) отдельный фрагмент рассказа (это может быть начало, концовка, либо самая трудная часть текста). Затем, с использованием своего рисунка ребёнок воспроизводит либо часть, либо рассказ в целом.
3.2.Актуальность педагогического опыта.
Пересказ - это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Данный вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В.Н., Бородич А.М., Филичева Т.Б., Федоренко Л.П., Тихеева Е.И. и др.). Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование художественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в работе с детьми с недоразвитием речи. Базой для обучения детей пересказу послужили произведения Константина Дмитриевича Ушинского, его тексты лаконичны, образны, доступны для восприятия детей с недоразвитием речи. Также использовались произведения Е. Чарушина, Л.Н. Толстого, В. Бианки.
В своей работе с детьми я использовала приемы мнемотехники при обучении детей пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи; изучала специальную литературу, просматривала опыты моих коллег в области развития связной речи у детей с недоразвитием речи, подбирала дидактический и демонстрационный материал, изготавливала графические модели, мнемотаблицы, схемы по текстам цепного характера, а что самое главное, я видела интерес у детей к этому виду деятельности и активное содействие родителей. Мониторинг группы испытуемых детей показал низкий уровень развития связной речи, умения пересказывать короткие тексты. Вследствие этого мною была поставлена цель – обучать детей пересказу через художественную литературу с использованием методов наглядного моделирования. Художественные произведения глубоко влияют на ребёнка, развивая его чувства, восприимчивость и эмоциональность. Использование приемов наглядного моделирования позволяет активизировать речь детей и закрепить полученные знания. Планирование моей работы проявлялось в различных формах:
- непосредственно-образовательной деятельности;
- чтении художественной литературы;
- театрализованных представлениях;
- музыкальных играх с элементами логоритмики;
- организации совместных с родителями выставок детского творчества и многое другое, с учётом ведущей игровой деятельности детей.
Главное внимание, как воспитатель, я вижу в творческом и грамотно построенном подходе по решению такой проблемы, как обучение пересказу детей с недоразвитием речи.
3.3 Новизна педагогического опыта
Новизна данной работы состоит в том, что я предлагаю обучать пересказу детей с недоразвитием речи через художественные произведения, с применением методов наглядного моделирования (мнемотаблицы, графические схемы), что мотивирует детей речевой активности. Этот педагогический опыт можно назвать поисково-изобретательным, так как предпринята попытка через творчество писателей и с использованием графических схем развивать связную речь детей дошкольного возраста.
3.4.Результативность педагогического опыта
Анализируя результаты проведённой работы, можно говорить о том, что использование метода наглядного моделирования заметно облегчает детям компенсирующей группы овладение пересказом, как одним из видов связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Эти и аналогичные схемы я использовала не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
Целенаправленно работая по теме «Обучение пересказу детей с недоразвитием речи», я пришла к выводу, что применяя методы наглядного моделирования при обучении пересказу детей, и, используя определённые художественные произведения, значительно улучшается связная речь, совершенствуется её коммуникативная функция, также более качественной становятся грамматическая сторона речи и звукопроизношение. Вторичным же результатом явилось изменение нравственной стороны личности детей, их отношений друг к другу и к старшим наставникам.
3.5. Результаты исследования и их анализ
Диагностика связной речи охватила 12 дошкольников компенсирующей группы детского сада. Результаты диагностики представлены в таблице 1.
При выборе стимульного материала я учитывала возрастные особенности детей; их речевые возможности; конкретность, понятность, точность сюжета; красочность предложенных картинок или предметов.
Индивидуальная оценка детских высказываний с позиции данных критериев позволяет определить уровень связности речи (Хороший, удовлетворительный, недостаточный, низкий) и служит дифференцированному подходу в обучении детей навыкам пересказа.
I - «Хороший» (4 балла) - Пересказ составлен самостоятельно, полностью передано содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. Речь плавная, паузы единичны.
II - «Удовлетворительный» (3 балла) - Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.
III - «Недостаточный» (2балла) - Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, отдельные смысловые несоответствия.
IV - «Низкий» (1 балл) - Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
V - задание не выполнено.
В результате обследования умения детей пересказывать текст мы получили следующие результаты:
Таблица 1
Оценка уровня сформированности связной речи
№ п/п | Испытуемый | Пересказ | Рассказ по серии картинок | Рассказ на основании опыта | Рассказ -описание | Продолжение рассказа |
1 | Иван А. | недостаточный | недостаточный | низкий | недостаточный | низкий |
2 | Дима А. | низкий | недостаточный | недостаточный | недостаточный | низкий |
3 | Настя Г. | недостаточный | недостаточный | недостаточный | недостаточный | низкий |
4 | Артём Г. | удовлетворительный | удовлетворительный | удовлетворительный | удовлетворительный | недостаточный |
5 | Виктор Д. | удовлетворительный | удовлетворительный | недостаточный | удовлетворительный | удовлетворительный |
6 | Влада К. | удовлетворительный | удовлетворительный | удовлетворительный | недостаточный | удовлетворительный |
7 | Полина К. | низкий | низкий | низкий | недостаточный | низкий |
8 | Глеб Н. | низкий | низкий | низкий | недостаточный | Низкий |
9 | Никита П. | - | низкий | - | - | - |
10 | Никита С. | низкий | недостаточный | низкий | недостаточный | низкий |
11 | Алексей С. | - | низкий | - | низкий | - |
12 | Миша Т. | удовлетворительный | удовлетворительный | недостаточный | удовлетворительный | удовлетворительный |
Из диаграммы видно, что 3 дошкольников (20% испытуемых) показали низкий уровень сформированности связной речи, 4 дошкольников (33%) показали удовлетворительный уровень, к сожалению, хороший уровень никто из обследуемых детей не показал.
По результатам мониторинга была разработана система непосредственно-образовательной деятельности по обучению пересказу с опорой на графические схемы. В основу был положен единый алгоритм структуры занятия.
I. Предварительная работа.
Цель: Обучение детей замещению реальных предметов на символы.
Формы работы:
- чтение рассказа, рассматривание иллюстраций;
- беседа по содержанию текста;
- объяснение сложных слов, выражений, сравнений;
- наблюдения;
- изучение лексической темы;
- дидактические игры;
- составление графической мнемодорожки.
II.Организация непосредственно-образовательной деятельности по обучению пересказу.
Цель - формирование целенаправленного восприятия и анализа текста, развитие навыков планирования пересказа с опорой на наглядность.
Структура непосредственно-образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Цель: Развитие произвольного зрительного внимания, создание мотивации.
2. Подготовка к восприятию текста.
Цель: уточнение и активизация словаря по теме, развитие логического мышления.
3. Чтение рассказа, показ иллюстраций.
Цель: Развитие слухового внимания и памяти.
Выстраивание графического плана рассказа.
Цель: Формирование логической, цельности рассказа.
4. Беседа по содержанию прочитанного произведения.
Цель: Развитие диалогической речи.
5.Физкультминутка.
6.Повторное чтение рассказа, с установкой на пересказ.
Цель: Развитие слухового и зрительного восприятий, долговременной памяти.
7.Пересказ по графическому плану.
Цель: Развитие связной речи, памяти.
8.Лексические упражнения.
Цель: Активизация словаря, развитие грамматического строя речи.
Итог занятия.
Цель: оценка работы детей.
III.Закрепление изученного материала в свободное время.
Задачи: Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки. Упражнять в составлении рассказа с опорой на графический план (индивидуальная работа). Формирование грамматически правильной речи.
Приемы:
- Индивидуальная работа по выстраиванию графического плана, составления пересказа.
- Лексические упражнения «Назови детеныша», «Кто где спрятался? – употребление предлогов, глаголов, «Краски осени» - подбор прилагательных, «Кто, что лучше запомнил?»
- Дидактические игры «Чего не стало?»- изменение слов по падежам, «Один-много», «Кто где живет?», «Наоборот», «Четвертый лишний», «Родственные слова» и др.
- Рисование к рассказу, сказке, фрагментам рассказа. («Понравившийся герой», «Самое интересное в сказке», « Придумай, что случилось с героем»)
Языковые средства построения связных высказываний усваивались детьми в ходе разбора текста, специальных упражнений, включаемых в занятия, и закреплялись в процессе самого пересказа. Вопросы для разбора содержания и лексического разбора составлялись так, чтобы ребёнку было необходимо в своих ответах употребить слово в нужной грамматической форме или дать ответ в виде предложения определённой структуры. При затруднении подсказывали начало фразы.
В занятие включались: упражнения в словоизменении, в подборе лексем и словоформ, например определений к данному педагогом слову при характеристике персонажей; упражнения в дополнении предложения требуемым по смыслу словом; воспроизведение определённого лексического материала текста в форме игры - упражнения «Кто лучше запомнил?». Таким образом, у детей формировались навыки практических действий с языковым материалом пересказываемых произведений. При подготовке к занятиям проводилось тщательное изучение текста для пересказа, определяя круг отрабатываемых на занятии языковых средств в соответствии с периодом обучения и планом последовательного усвоения детьми грамматических закономерностей родного языка.
Особое внимание я уделяла выбору произведений для пересказа: сначала используются небольшие тексты; в дальнейшем их объемы увеличиваются по мере возрастания речевых возможностей детей. При подборе текстов учитывались такие требования:
- идейная направленность;
- художественная ценность произведения
- динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действий;
- объем рассказа (возрастная особенность детей),
- четко выраженные начало, середина, конец.
- словарно-грамматическая наполняемость текста.
Базой для обучения пересказу послужили произведения К.Д.Ушинского, А.Бианки, Е. Чарушина, Л.Толстого – были важны познавательность содержания, доступность лексического и грамматического материала текста. Большое значение я придавала анализу и обсуждению детских пересказов. На каждом занятии осуществлялся индивидуальный подход к детям с учётом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений при составлении пересказа (трудности планирования, удержания программы высказывания, несформированность навыков контроля за его построением). Работа с детьми, проводимая в форме живого речевого общения, способствовала их интересу к занятиям и активизации речевых проявлений.
Как показывает опыт данной работы, изложенный подход к построению непосредственно-образовательной деятельности даёт хорошие результаты по формированию у детей с недоразвитием речи навыков составления связных развёрнутых высказываний. Использование наглядного моделирования в системе педагогической работы показывает положительный результат, что подтверждается данными мониторинга детей компенсирующей группы. В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладели языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Дошкольники обучились навыкам составления пересказа, что является основой овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Результаты обследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Оценка уровня сформированности связной речи
№ п/п | Испытуемый | Пересказ | Рассказ по серии картинок | Рассказ на основании опыта | Рассказ -описание | Продолжение рассказа |
1 | Иван А. | удовлетворительный | хороший | удовлетворительный | удовлетворительный | удовлетворительный |
2 | Дима А. | удовлетворительный | удовлетворительный | удовлетворительный | удовлетворительный | недостаточный |
3 | Настя Г. | удовлетворительный | удовлетворительный | удовлетворительный | хороший | удовлетворительный |
4 | Артём Г. | хороший | хороший | хороший | хороший | хороший |
5 | Виктор Д. | хороший | хороший | хороший | хороший | хороший |
6 | Влада К. | хороший | хороший | хороший | хороший | хороший |
7 | Полина К. | недостаточный | недостаточный | недостаточный | недостаточный | недостаточный |
8 | Глеб Н. | недостаточный | недостаточный | недостаточный | недостаточный | недостаточный |
9 | Никита П. | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
10 | Никита С. | удовлетворительный | удовлетворительный | удовлетворительный | хороший | удовлетворительный |
11 | Алексей С. | недостаточный | недостаточный | недостаточный | недостаточный | недостаточный |
12 | Миша Т. | удовлетворительный | удовлетворительный | удовлетворительный | хороший | удовлетворительный |
Из диаграммы видно, что у большинства детей (46%) удовлетворительный уровень, 24% обследуемых показали хороший уровень развития связной речи. Низкий уровень у 16% детей, из чего можно сделать вывод, что проведённая работа способствовала повышению уровня связной речи детей компенсирующей группы.
3.6.Технологичность представляемого педагогического опыта.
Обобщённый мною опыт может внести свой вклад в работу воспитателей ДОУ, узких специалистов: логопедов и психологов, а также родителей, активно занимающихся со своими детьми. Применение разработанного перспективного плана работы, собранной картотеки пальчиковых и дидактических игр, различных творческих задач позволит совершенствовать связную речь детей и будет способствовать всестороннему развитию личности ребёнка.
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
Перспективный план обучения детей пересказу через художественную литературу на основе творчества К.Д. Ушинского, Е. Чарушина, В.Бианки. (Приложение 1).
Конспекты непосредственно-образовательной деятельности (Приложение 2).
Методы обследования:
- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
- составление предложения по картинкам, связанным тематически;
- пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
- составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
- сочинение рассказа на основе личного опыта;
- составление рассказа-описания (Приложение 3).
Консультации для родителей включает в себя консультации: «Художественная литература и её ценность для развития связной речи детей». (Приложение 5) .
Консультации для педагогов включают в себя консультации «Формирование связной речи по методике В.К. Воробьевой"», консультация «Метод наглядного моделирования при обучении детей пересказу» (Приложение 6).
Таким образом, рассмотрев вопрос обучения пересказу дошкольников компенсирующей группы, можно сделать, что развитие связной речи средствами детской художественной литературы с применением методов наглядного моделирования способствует повышению уровня сформированности данного вида речи. Художественная литература своими красками, образностью и лаконичностью затрагивает эмоции детей, что способствует активизации связной речи детей. Применение же методов наглядного моделирования помогает детям с недоразвитием речи выстраивать правильную речевую программу.
В связи с этим я выбрала базой для обучения детей пересказу произведения Константина Дмитриевича Ушинского, его тексты лаконичны, образны, доступны для восприятия детей с недоразвитием речи, также использовались произведения Е. Чарушина, Л.Н. Толстого, В. Бианки.
Для установления уровня развития связной речи мною была проведена диагностика детей компенсирующей группы детского сада г. Краснодара до работы в этом направлении и после определённых запланированных мероприятий.
Исходя из данных мониторинга, я убедилась в том, что после проведенных мероприятий по обучению детей с недоразвитием речи пересказу, на хороший уровень вышли 24% испытуемых, на удовлетворительном уровне находится 46% детей, недостаточный уровень у 26% детей, низкий уровень у 16%. Следует обратить внимание, что до проведения запланированных мероприятий 20% детей вообще не справились с предложенным заданием.
С использованием наглядного моделирования дети учатся:
- добывать информацию;
- проводить исследование,
- делать сравнения,
- составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления. Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на развитие личности ребёнка.
5. Библиографический список
1. Волкова Г.А. Методика психологического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С-Пб.: Детство-Пресс, 2009.
2. Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией: Нарушения речи и голоса у детей. - М., 2005.
3. Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9.
4. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - 2004. - № 2.
5. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. // Дефектология. 2009 г. №4 стр 68.
6. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2010.
7. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М., 2004.
8. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. - М., 2009.
9. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1971.
10. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 2009.
11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи фронтальные и логопедические занятия для детей с ОНР. - М.:2001 г.
12. Корицкая Е.Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид. - М., 2002.
13. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
14. Логопедия: Учебник / Под ред. Л. С. Волковой. - М., 2010.
15. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль Академия развития 1996г. Преодоление ОНР /Под ред. Волосовец М. 2009 г.
16. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связ- ной речи. - СПб., 2008.
17. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос. М., 2004.
19. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. - М., 1993.
20. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. - М., 1992.
21. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с недоразвитием речи. - М., 1991.
24. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: АРКТИ, 2010.
25. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое изучение дошкольников с общим недоразвитием речи
АЛЬМАНАХ ЛУЧШИХ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ-ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУПП. Выпуск 3. – М.: МОСУ, 2006. – С. 9-13. Дельфин Е.В. Учитель-логопедПсихолого-педагогическое изуче...
Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников
Дети с общим недоразвитием речи редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются ...
Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников
Презентация...
Консультация для родителей "Психолого-педагогические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи"
Данная статья предназначена для родителей, чьи дети страдают общим недоразвитием речи. Данный материал поможет родителям лучше понять особенности пнервно-психической деятельности детей, разобраться в ...
«Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
Дети с общим недоразвитием речи редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость движений, трудность усвоения двигательной программы и переключен...
Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей
Учителем-логопедом работаю много лет. Дети с общим недоразвитием речи, поступающие в мою логопедическую группу, редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная не...
Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей
Учителем-логопедом работаю много лет. Дети с общим недоразвитием речи, поступающие в мою логопедическую группу, редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная не...
Комментарии
Татьяна Сергеевна! Понравился
Татьяна Сергеевна! Понравился Ваш опыт работы. Дети в последнее время затрудняются часто с пересказами. Тем более дети с недоразвитием речи.