Консультация для родителей "Психолого-педагогические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи"
консультация по теме

Щеколдина Татьяна Сергеевна

Данная статья предназначена для родителей, чьи дети страдают общим недоразвитием речи. Данный материал поможет родителям лучше понять особенности пнервно-психической деятельности детей, разобраться в причинах нарушения поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskie_osobennosti_doshkolnikov_s_onr.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи дошкольников не обязательно бывает осложнено какими-либо нарушениями нервно-психической деятельности. Однако в практике логопеда речевое недоразвитие часто сочетается с проявлением неврологических и психопатологических синдромов.

Е.М.Мастюкова выделяла неврологические синдромы, которые сопутствуют речевому недоразвитию.

1. Гипертензионно-гидроцефальный синдром – синдром повышенного внутричерепного давления. У таких детей может наблюдаться увеличение размеров головы, выступающие лобные бугры, расширение венозной сети в области висков. Такие дошкольники быстро утомляются, у них отмечается повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность. Дети плохо переносят жару, духоту, езду на транспорте, часто жалуются на головные боли.

2. Церебрастенический синдром – проявляется в повышенной нервно-психической истощаемости и эмоциональной неустойчивости. У таких детей выражены нарушения активного внимания, памяти и восприятия учебного материала. В одних случаях синдром сочетается с повышенной возбудимостью и двигательным беспокойством, в других – с преобладанием вялости, пассивности, заторможенности.

3. Синдромы двигательных расстройств, характеризующиеся изменением мышечного тонуса в виде легких парезов языка либо его тремора, проявлениями спастического напряжения отдельных мыщц. Нарушения артикуляционной моторики у таких детей носят стойкий характер и диагностируются как стертые формы дизартрии.

У детей с общим недоразвитием речи могут также наблюдаться следующие особенности:

- негативизм;

- агрессивность, конфликтность;

- застреваемость, навязчивые страхи;

- энурез;

- онанизм;

- повышенная обидчивость, ранимость;

- склонность к болезненному фантазированию.

Наличие указанных особенностей у детей с ОНР объясняется тем, что само недоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения ЦНС. Причинами появления стойкой речевой и психологической патологии у детей могут быть различные вредные факторы, имевшие место в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка. К таким факторам можно отнести:

- наследственные факторы;

- осложнения беременности (вирусные заболевания, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, ушибы живота, стрессы, курение матери и др.);

- особенности родов (стремительные или затяжные роды, осложнения акушерского вмешательства, приведшие к травмам мозга, асфиксия плода);

- постнатальные (послеродовые) факторы в период до двух лет (менингиты, частые отиты, сотрясения и ушибы мозга и др.)

- влияние среды общения (двуязычие в семье, серьезные психические травмы, социально-бытовая запущенность и др.)

Таким образом, проблема коррекции общего недоразвития речи в большинстве случаев является комплексной медико-педагогической проблемой. В случае, когда в детском образовательном учреждении ребенку создана комфортная атмосфера, требования педагогов доступны, разумны, едины, а положительная динамика все же не наблюдается в течение примерно месяца, встает вопрос о медикаментозном воздействии на дошкольника. В таком случае требуется консультация психоневролога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи

АЛЬМАНАХ ЛУЧШИХ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ-ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУПП. Выпуск 2. – М.: МОСУ, 2005. – С.18-24. Дельфин Е.В. Учитель-логопед.Психологические особенности д...

Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольником с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются периоды формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".

 Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...

Статья Особенности формирования речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется  его познавательная и предметная  деятельность. Овладение речью перестраивает всю пс...

Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности формирования  лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Особенности развития речи в процессе формирования пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенностью пространственных представлений старших дошкольников с общим недоразвитием речи является неспособность свободно использовать в речи словесные обозначения пространственных характерист...

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...