Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» с последующей беседой, (уныние, отчаяние, надежда, терпение, сила воли)
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Терпенье —дает уменье».
Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» с последующей беседой, (уныние, отчаяние, надежда, терпение, сила воли)
Конспект
познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»
Программное содержание. Ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений, умение жить в обществе людей. Формировать у детей нравственные основы общения, воспитывать благородные и глубоко нравственные чувства. Проявлять силу воли в преодолении зла и выходу из создавшейся сложной жизненной ситуации. Не впадать в отчаяние, уныние, а всегда иметь надежду - твёрдую уверенность в добром исходе дела, верить в свои силы.
Словарная работа: уныние, отчаяние, надежда, терпение, сила воли. Предварительная работа:
- Чтение произведений «Две лягушки», «Снежная королева» Г.Андерсена.
Коллективное обсуждение новой лексики по определению характера человека: хитрый, хвастливый, упрямый, благоразумный и т.д.
- Дидактические игры «Письма доброго сказочника». Развитие у детей силы воли. Раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо».
Ход занятия. I. Называю произведение, его автора, читаю. Задаю вопросы по содержанию:
- Какую букву не умел говорить мальчик Женя?
- Как относились к нему дети? Почему?
- Что однажды случилось в игре с детьми?
- Что почувствовал мальчик в своём сердце?
- Куда он убежал?
- Кто сел на забор?
- Что она прокричала?
- Сколько времени Женя старался говорить букву «р»?
- Что случилось с языком? Губами?
- Научился ж всё-таки Женя говорить букву «р»?
- Какие чувства он испытывал от этого?
- Тест-шутка.
Что нужно делать, если ты попал, казалось бы, в безвыходное положение? Сидеть, сложа руки, и ждать помощи - пусть всё течёт своим чередом. Злиться, ругать всех подряд, показывать кулаки и приговаривать «вот я вам покажу, вот вы у меня попляшете». Тихонечко плакать и незаметно вытирать слёзы. Ни о чём не беспокоиться и надеяться, что всё будет хорошо. Не унывать и стараться найти выход. -Как бы вы поступили? (Ответы детей).
- Как поступил Женя? (упал в уныние, отчаяние).
- Было ли у Жени безвыходное положение?
Нет. С прилётом вороны у него появилась надежда, что он может научиться говорить букву «р», раз птица это умеет, то и он должен научиться.
—Что для этого нужно было Жене?
Много раз повторить звуки, которые издавала ворона, т.е. проявить терпение, силу воли.
-Кто может вспомнить, как Женя проявил терпение и силу воли? «... Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил. У него и язык устал и губы распухли...»
-Оправдалась ли Женина надежда? -Как стало у него на душе? (радостно) «... Так обрадовался, что вместо Павлуши сказал Павруша.»
- Как вы понимаете пословицу:
1. «Терпенье - даёт уменье» (ответы детей)
- Где эту пословицу можно применить в нашем рассказе? А пословицу 2. «Поспешишь - людей насмешишь»? -О чём эти две пословицы? (о терпении-1 и нетерпении - 2) -В чём различие содержания пословиц? В первой пословице говорится, что если проявить терпение, то будет хороший результат, а во второй пословице, если не проявить терпения, то результата не будет.
- Зарисовать выражение Жениного лица.
а) когда он обиделся на ребят
б) когда он обрадовался
- Привести пример из своей жизни или литературных героев, когда терялась надежда, люди впадали в уныние, отчаяние, но благодаря терпению, проявлению силы воли всё заканчивалось благополучно.
- Подвести итог занятия обобщающим рассказом
- Почему, ребята, нам всем в жизни нужна надежда? Оказывается, надежда - это твёрдая уверенность в добром исходе дела и слова. Надежда строится на вере в свои силы и опыт, в помощь со стороны. Плохо человеку, когда надежда покидает его. Даже в самом трудном, казалось бы безвыходном положении, нужно суметь сберечь её. Но как это сделать? Чаще всего сохранить надежду помогает терпение и сила воли. Укрепить надежду помогут и верные друзья. От них мы ждём умного совета и душевной поддержки. Знаем, что верный друг придёт на помощь, когда наша надежда начинает угасать. Вселяет надежду и вера в правоту своего дела и слова. Наши предки говорили: №Не в силе Бог, а в правде». В самые тяжёлые дни у наших людей никогда не угасала надежда на лучшее будущее. А если всё- таки надежда умирает, то в жизнь человека приходит настоящая беда. Не случайно говорят: «Надежда умирает последней». Человеком овладевает уныние и отчаяние. Бывает, что отчаянному человеку всё нипочём, он готов на любые крайности. Как важно не допустить этой беды! Для этого нужно запастись терпением. Ведь терпение неразрывно с надеждой. Светлая и достойная надежда даёт силы для терпения. «Терпеть не беда, было б чего ждать» «Если хочется пить, то колодец копай» «Если холодно станет, то печь истопи» «Если голоден, то испеки каравай» «Если ты одинок, то чуть-чуть потерпи, И потянутся путники по одному И к воде, и к теплу, и к тебе самому.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»
Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....
конспект познавательного занятия в старшей группе "Волшебное руно"
В данном занятии дети знакомятся с некоторыми способами обработки овечьей шерсти, со способами изготовления изделий из шерсти. На практике осваивают мастерство прядения, знакомятся с поговорками...
Конспект познавательного занятия в старшей группе по знакомству с национальностями "Земля - наш общий дом".
Конспект занятия о культуре народа республики Калмыкии....
Конспект НОД в подготовительной группе "Как мальчик Женя научился говорить букву "р"
Конспект ННОД в подготовительной группе на тему: Беседа по рассказу Е. Чарушина "Как мальчик Женя научился говорить букву "р"...
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»
в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...