Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Языкова Ольга Юрьевна

Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_st_gr_poznav.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

познавательного занятия

в старшей группе

На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»

Воспитатель:

Языкова О.Ю.

МДОУ № 29


Цель: Знакомить детей с историей нашей государственности. Приобщать к традициям народов России. Воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине.

Материал: карта страны, иллюстрации Казаков, заповеди Казаков, подкова.

Литература: И.А. Бирюков «Астраханские Казаки», «Памятка астраханского Казака».

Ход занятия:

— Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

— Россия.

— А люди, которые живут в России?

— Россияне.

— А какая по размеру наша Россия?

— Большая.

— А как называется столица нашей Родины?

— Москва.

Показ карты, рассматривание карты с комментариями воспитателя.

— А кто охраняет границы нашей родины?

— Пограничники.

— А раньше?

Рассказ воспитателя: В прежние времена границы России охраняли Казаки. Казаки появились на Руси очень давно, лет 500 тому назад. Было время, когда по рекам Днепру, Дону, Волге, Уралу и на Кавказе лежало много вольной, ни кем не занятой земли. Реки изобиловали рыбой, а по лесам и степям было превеликое множество всяких зверей и птиц. И земли эти были далеко от сердца Русского Царства, от Москвы, где жил в то время царь. Вот в эти дальние места уходили люди, в поисках лучшей жизни. Так постепенно расширялось государство российское. Но ведь любое государство нужно охранять. И порешил царь призвать этих вольных людей к себе на службу ратную, то есть военную. И заключил с ними договор о том, что они будут защищать границы государства Российского, а царь взамен не посягнет на их земли и вольную жизнь. С тех пор и стали вольные служивые называться Казаками.

— А кто по национальности были Казаки? Русские и Украинцы, Татары и Казахи, Черкесы – те, кто проживал в той или иной области. А командир у Казаков называется – Атаман.

Святая Русь – это не пустые слова! История нашей родины показывает, что Россия – Русь – страна мученица, многие века терпевшая притязания и набеги. А Казачество стояло на её защите.

— А кто помогал Казакам защищать Россию в те давние времена? (когда еще и машин-то не было)

— Лошади. Кони.

— Верно. Конь для Казака был и помощником и другом.

Казаки всегда играли важную роль в становлении нашей государственности: служили государству верой и правдой, открывали Сибирь, Дальний Восток, закладывали новые города, развивали экономику нашей большой страны.

— Ребята, Казаки всегда жили по заповедям. А что такое заповеди? (правила, законы). И нарушать заповеди было грешно, плохо.

1. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ

2. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В СВОИХ ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ".

3. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЁМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ ТВОЁМ.

4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ

5. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО

6. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ

7. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА

8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ

9. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ

10. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ

Игра малой подвижности:  «Иголка, нитка и узелок»

О единстве идеи, пути её осуществления.

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

Программное содержание:I.1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2. Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств. 3. Закрепить правила обращени...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Традиции, быт и культура Кубанских казаков»

Познакомить детей с прошлым Кубани, её традициями, жизнью и культурными ценностями казачества....

Конспект познавательного занятия в старшей группе. Тема: Формировать у детей первичные представления об особенностях природы планеты Земля.

* Формировать представления детей о климатических условиях Арктики, пустыни, средней полосы России. *Обогащать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, развивать спос...

Конспект познавательного занятия для старшей группы Тема: «Животные нашей страны»

Конспект познавательного занятия для старшей группыТема: «Животные нашей страны»    Воспитатель: Хоцкина Ольга Александровна Конспект ОД для детей разновозрас...

Конспект познавательного занятия в старшей группе. Тема: «Свойства дерева и металла»

Дать знания о свойствах дерева и металла (дерево – тонет, хрупкое, горит, менее теплопроводное, металл – тонет, тяжелое, прочное, теплопроводное)....

Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: «Путешествие в школу здоровья»

Цель: формирование представления о полезной и вредной еде.Задачи:Образовательные: расширять представления детей о вредной и полезной пище и ее необходимости для жизнедеятельности человека, ф...