Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o.z.na_gmo.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 38 "Соловушки".
Занятие на городском методическом объединении для воспитателей детей старшего дошкольного возраста:
"Путешествие в прошлое часов" (познавательное занятие).
Выполнила:
воспитатель Кочеткова
Галина Аркадьевна.
г. Коломна март 2015г.
Цель: закрепление знаний о различных видах часов, принципе их работы и роли в жизни человека.
Задачи:
- закреплять знания о последовательности частей суток;
- знакомить с историей возникновения часов, их разновидностями, принципе их работы;
- развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение;
- воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со сверстниками;
- развивать мелкую моторику, глазомер;
-совершенствовать умение регулировать свою деятельность во времени;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни, здоровьесберегающем поведении;
- снимать психоэмоциональное напряжение в процессе образовательной деятельности;
- снижать утомление, статическое напряжение, зрительное напряжение во время выполнения заданий;
- соблюдать гигиенические требования к просмотру материала с использованием мультимедийной установки.
Методы:
- наглядные ( демонстрация часов, слайдов, показ изготовления водяных часов, наблюдение. показ образца, показ способа действия);
- практические ( подражательное упражнение. экспериментирование);
- словесные ( рассказ, комментирование наглядного материала, беседы, объяснение, поисковые вопросы, педагогическая оценка).
Активизация словаря: сосуд, емкость. часы (водяные. огненные, цветочные, каминные).
Оборудование: разнообразные часы(цветочные. песочные. водяные. огненные. механические, электронные. кварцевые), презентация"История возникновения часов", пластиковые бутылки, емкости с водой, маркеры.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие. познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: беседы:"Какие часы были давным-давно?","Что мы делаем в разное время суток"; заучивание физкультминутки "Тик-так"; знакомство с названиями цветов; работа по схемам Танграма; чтение художественной литературы.
Планируемые результаты: в результате работы дети должны познакомиться с историей возникновения часов, их разновидностями, принципом их работы; в результате экспериментальной деятельности должен развиться исследовательский интерес, любознательность; дети должны научиться изготавливать водяные часы; должна развиться потребность в здоровом образе жизни, здоровьесберегающем поведении; должны закрепиться навыки развития мелкой моторики, глазомера; должны совершенствовать умение взаимодействовать со сверстниками.
Ход занятия
Дети заходят в зал. Воспитатель обращает внимание детей на окно (на окне висит шарик, в шарике письмо).
Воспитатель: Как нам достать письмо?(варианты ответов). Воспитатель лопает шарик, читает письмо:
"Дорогие ребята, вокруг нас столько интересного и неизведанного. Все окружающие нас предметы имеют свою историю. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир часов".
Хранитель времени.
Воспитатель: часто мы слышим: "Одевайся быстрее, а то опоздаем в детский сад, в гости , на трамвай." Если бы не было часов, как бы мы с вами жили?(ответы детей) Итак, мы отправляемся с вами в путешествие. А на чем можно путешествовать?(ответы детей) А если нам надо попасть в прошлое, то на чем можно путешествовать?(на машине времени).
Дети садятся на стулья, звучит музыка.
Воспитатель: ну вот, мы с вами прибыли в далекое прошлое, где люди еще не знали, что такое часы. Но как же люди тогда обходились без часов?
– Знаете ли вы, какие часы называются живыми?
– А вы слышали про живые часы?
(слайд 2) Живые часы
– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.
– Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…
Скоро утро! Довольно спать!
Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов». Сейчас мы с вами попробуем собрать живые часы- петушка(работа с танграмом).
- Удобно ли определять время по таким часам? Почему? (ответы детей).
– А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.
(слайд 3 ) Солнечные часы
Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.
Воспитатель: Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.
– Как вы думаете, почему?
– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца. Воспитатель показывает принцип работы солнечных часов с помощью круга с палочкой в центре и светильника. Можно дать попробовать детям.
Воспитатель: – Слышали ли вы о цветочных часах? (слайд 4) Цветочные часы
Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.
Сейчас мы с вами сделаем цветочные часы(на доске круг, разделенный на четыре части разного цвета- по частям суток) .Дети на каждую часть накладывают цветы, соответствующие тому времени суток, когда они раскрываются
Воспитатель: Удобны ли такие часы, какие у них есть недостатки?
И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.(слайд 5) Водяные часы.
Воспитатель объясняет как сделать водяные часы. На столах лежат заготовки из пластиковых бутылок. Воспитатель предлагает собрать из них водяные часы и провести эксперимент с засеканием времени
– Как вы думаете, удобны ли эти часы?
– Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»
Воспитатель: похоже устроены и песочные часы. Дети садятся перед экраном.(слайд 6) Песочные часы. А сейчас мы с вами поговорим о том, где используют песочные часы в наше время. Часто их используют в медицине. Когда проводят процедуры. Есть песочные часы и в ванную комнату. Их вешают на зеркало и засекают время, пока чистят зубы. Также ими пользуются в некоторых настольных играх.(слайд 7,8)
Удобно ли пользоваться этими часами. Почему?
Воспитатель: а еще люди когда-то придумали огненные часы.(слайд 9) Первые огненные часы - это тонкая свеча с нанесенными на нее штрихами. Они сравнительно точно показывали время, а в ночное время еще и освещали жилище. К боковым сторонам свечи иногда прикрепляли металлические штырьки, которые по мере выгорания воска падали, и их удар по металлической чашке подсвечника был звуковой сигнализацией времени. Давайте подойдем к столу, и я вам покажу эти часы.
А эти часы удобны?(они работали только в помещении, где нет ветра.
(Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании - "Задуй свечу.)
Глубоко вдохнуть , набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук"у".
Воспитатель: человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом.(слайд 10) механические часы. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.
Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.
Механические часы изобрел в XVII веке ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно нам служат. Проводится физкультминутка "Тик-так".
Тик-так, тик-так
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт. Наклоны влево-вправо
А в часах сидит кукушка.
У нее своя избушка. Дети садятся в глубокий присед
Прокукует птичка время,
Снова прячется за дверью Приседания
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга. Круговые вращения руками или туловищем.
А часы идут. идут Ходьба на месте
Иногда вдруг отстают Замедление темпа.
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят бег на месте.
Если их не заведут,
То они совсем встают. Дети останавливаются.
Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы- они встали. А какие часы не надо заводить?(ответы детей) Правильно. Не нуждаются в заводе электронные часы.(слайд 11) Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок- на экране светятся цифры. Время показывают точное и не капризничают. Шли годы, люди начали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких только часов не придумали .Игра "Логико-малыш".
Воспитатель: ребята, мы с вами и не заметили, что путешествуя в прошлое часов снова попали в наше время. Наше путешествие началось с каких часов, какими закончилось?(ответы детей) А сейчас я вам хочу предложить игру "Кто больше знает о часах?" За каждый правильный ответ вы получите смайлики.
1. При помощи какого прибора измеряется время?
2. Какие часы были до появления современных часов?
3. Как называются часы, которые стоят на полу? на столе? на камине?
4. Как называются часы, которые висят на стене?
5. Как называются часы, которые носят на руке?
6. Как называются главные часы нашей Родины и где они находятся?
7. Какую пользу приносят часы человеку?
8. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?
Итог занятия: - Чем сегодня занимались? Что больше всего вам запомнилось? понравилось?
Приложение
Цветочные часы
Цветочные часы изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты. Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.
– А как узнать время ночью?
Солнечные часы
Придумали солнечные часы в Древнем Риме. Встало солнце - все проснулись, за работу принялись. Над головой оказалось - обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы - пришло время идти отдыхать. и вот однажды человек заметил, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу.
Песочные часы
Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными
Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»
Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....
конспект познавательного занятия в старшей группе "Волшебное руно"
В данном занятии дети знакомятся с некоторыми способами обработки овечьей шерсти, со способами изготовления изделий из шерсти. На практике осваивают мастерство прядения, знакомятся с поговорками...
Конспект познавательного занятия в старшей группе по знакомству с национальностями "Земля - наш общий дом".
Конспект занятия о культуре народа республики Калмыкии....
Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени».
Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени»....
Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»
Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» с последующей беседой, (уныние, отчаяние, надежда, терпение, сила воли)...
Конспект открытого занятия в старшей группе «В прошлое телефона»
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, ФЭМП, познавательное развитие, физическое развитие Цель: Обогащение представлений детей о мире окружающ...
Конспект познавательного занятия для старших дошкольников через экспериментальную деятельность «Волшебный магнит».
Формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание....