Индивидуальная тропа развития
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Шитякова Алёна Юрьевна

Тематическое планирование коррекционной работы по развитию мелкой моторики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_tropa_razvitiya.docx146.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Индивидуальная тропа развития»

перспективный план коррекционной работы

                                                                 

                                                                               средняя группа

>

                                                       Воспитатель Шитякова А.Ю.


Описание опыта работы

«Активизация речевого общения посредством развития мелкой моторики рук».

                                                                    Шитякова Алена Юрьевна

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по- разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.

И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, замедляет эмоционально-психическое развитие ребёнка.

К сожалению, в настоящее время, отмечается очень низкий уровень развития речи детей, поступающих в детский сад, вплоть до установленного диагноза «задержка речевого развития». Малыши не только не могут произносить большинство звуков, но и не способны понимать значение многих слов и выражений.

Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. В этом и состоит основная задача данной работы.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук - движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?/И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Работая над данным проектом, основной целью мы ставили перед собой - усовершенствовать навыки детей в различении звуков речи на слух и в произношении. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, помогут ускорить реакцию детей, повысить темп их интеллектуального развития. Оживить обучающие занятия, заставить детей азартно, весело, в хорошем темпе выполнять предлагаемые задания - вот чему должны помочь написанные в стихах упражнения. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, ритмичностью, настраивает на радостную, активную работу. Разрабатывая проект «Индивидуальная тропа развития», мы учитывали возрастные особенности детей и особенности восприятия обучающего материала.

В приложении к статье приводится пример перспективного планирования работы педагога с тремя основными уровневыми подгруппами, детей среднего дошкольного возраста, включая демонстрационный и наглядный материал, а так же список литературы.

Индивидуальная тропа подразумевает разработку индивидуальных целей и методов обучения детей, имеющих определённые затруднения в освоении конкретной области развития(социальной, эмоциональной, познавательной, языковой).

Учитывая ниже изложенные результаты тестирования детей среднего возраста гр.»Колокольчик» на 2007-2008 уч. год, было принято решение разработать перспективный план индивидуальной работы с детьми из трёх основных групп развития на весь период учебного года по направлению «Развитие мелкой моторики рук, укрепление кисти».

Критерий оценивания по уровню развития средней группы

раздел «Тонкая моторика»

  1. Вырезывание простых форм, разрезание по линии.
  2. Копирование простых геометрических фигур.
  3. Обведение по контуру.
  4. Закрашивание ( штриховка) контура, не выходя за линии края.
  5. Правильное положение карандаша в руке.
  6. Качество работы кистью при аппликации.
  7. Степень определения ведущей руки.

Для проведения коррекционных и вспомогательных занятий выбрали экспериментальную группу из трёх детей, соответственно трём уровням развития: по низкому, среднему и высокому.

Темы проектов на учебный год по средней группе:

Ноябрь

«Дикие животные», «Домашние животные»

Декабрь

«Зимушка-зима»

Январь-Февраль

«Путешествие в мир математики»

Март

«Транспорт»

Апрель

«Весна- красна»


Перспективный план работы по проблеме «Развитие мелкой моторики рук, укрепление кисти»

Низкий уровень развития:

Ноябрь ( 4 занятия)

1.- Пальчиковая игра «Утята»,(Савина «Пальчиковая гимнастика» стр. 19).

-Обведение по точкам «Котик»(см. приложение).

2 - Пальчиковая игра «Кошка мышка»,(В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» стр. 14). -Штриховка «Кошечка» (см. приложение).

3.-Фигурки из пальцев «Собака»,(В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» стр. 13). -Выкладывание из счётных палочек(спичек, зубочисток) «Конура для Барбоса» (по образцу).

4.-        Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (деревянные фигурки животных).

-Обведение по контуру, не отрывая руки «Ферма»(см. приложение).

Декабрь (5 занятий)

1.-Фигурки из пальцев «Ёлка», «Колокольчик», (В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» стр. 12,13).

-Обведение по контуру «Снежинка».

2.-«Растягиваем пальчики» (О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова «Пальчиковая гимнастика» стр. 104).

-Задание «Дорисуй снеговика» (см. приложение).

3.-Дидактическая игра «Сложи узор» (выкладывание из бусин различной конфигурации).

-Лепка снежинок и выкладывание зимнего узора ( жгутики).

4.-Развивающие        игры со шнурочками (см. приложение). -«Волшебный узор Деда Мороза» (выкладывание волн, спиралек зигзагов -пластилин)

5.-        Развивающие игры с тонкими предметами: ручки, карандаши, палочки (см. приложение).

 -Обведение по контуру, составление узора из крупы «Рукавички»(см. приложение).

Январь (4 занятия)

1.-Гимнастика для пальцев с использованием неоднородных предметов (грецкий орех, камешки, бусины, абрикосовые косточки и т. д.)

-Обведение по шаблону, штриховка в разных направлениях «Воздушные шары», «Цифры»(см. приложение).

2.-Гимнастика для пальцее с остроугольными предметами (кубики, галька, детали конструктора и т. д.) -Аппликация из полосок бумаги «Гэометрические фигуры» (по образцу - см. приложение).

3..- Гимнастика для пальцев с использованием предметов овальной формы (жёлуди, шишки, морские камешки и т. д.) -Выкладывание узора из геометрических фигур и соединение его при помощи шнура.

4.-Шнуровка «Яблоко»^ «Ёжик с листочками», «Домик».

-    Объёмная аппликация «Ракета» (Л.М.Салолаева «Объёмные картинки»).

Февраль (3 занятия)

1 .-Растягиваем пальчики (О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова

«Пальчиковая гимнастика» стр.104).

-Ручной труд -поделка из конуса и полосок «Матрёшка».

2.-Развивающая        игра «Сложи узор» (выкладывание из бусин различной конфигурации).

-Аппликация «Лисица» ( из геометрических форм, на примере треугольника- см. приложение).

3.-Пальчиковая        гимнастика «Сколько пальцев на руке», «Топал ёжик по дорожке...»( О.В.Узорова,Е.А.Нефёдова «Пальчиковая гимнастика» стр.5).

-Обведение окружности в заданном направлении( см. приложение).

-Лабиринт «Кто сколько бананов съел» (см. приложение)

Для детей среднего уровня развития используют тот же перечень упражнений, но с усложнениями разной степени.

Средний уровень развития:

Ноябрь ( 4 занятия)

1.- Пальчиковая игра «Утята»,(Савина «Пальчиковая гимнастика» стр. 19). (убыстрение темпа). -Обведение по точкам «Котик»(см. приложение).

(увеличение расстояния между точками).

2 - Пальчиковая игра «Кошка мышка»,(В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» стр. 14) (

убыстрение темпа, игра с закрытыми глазами). -Штриховка «Кошечка»(см. приложение). (разностороннее направление штриха, составление сетки).

3.-Фигурки из пальцев «Собака»,(В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» стр. 13).

4. -Выкладывание из счётных палочек(спичек, зубочисток) «Конура для Барбоса» (по образцу). (без образца, по словесному объяснению).

-Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (деревянные фигурки животных). (мягкие игрушки).

Обведение по контуру, не отрывая руки «Ферма»(см. приложение). (взять замкнутые формы).

Декабрь (5 занятий)

1. -Фигурки из пальцев «Ёлка», «Колокольчик», (В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» стр.12,13).( «Волк», «Лиса» В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» стр. 21).

 -Обведение по контуру «Снежинка». (усложнение узора снежинки).

2.-«Растягиваем пальчики» (О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова «Пальчиковая гимнастика» стр. 104).

-Задание «Дорисуй снеговика» (см. приложение).( «Нарисуй такого же снеговика рядом»).

3.-Дидактическая        игра «Сложи узор» (выкладывание из бусин различной конфигурации).

-Лепка снежинок и выкладывание зимнего узора (жгутики).

(выкладывание узора из крупы на пластилине).

4.-Развивающие        игры со шнурочками (см. приложение).

(шнуровка с закрытыми глазами).

-«Волшебный узор Деда Мороза» (выкладывание волн, спиралек, зигзагов -пластилин), (выкладывание узора из крупы на пластилине).

5.-        Развивающие игры с тонкими предметами: ручки, карандаши, палочки (см. приложение).(убыстрение темпа).

-Обведение по контуру, составление узора из крупы «Рукавички»(см. приложение). ( усложнение узора).

Январь (4 занятия)

1.-Гимнастика для пальцев с использованием неоднородных предметов (грецкий орех, камешки, бусины, абрикосовые косточки и т. д.) .(усложнение упражнений).

 -Обведение по шаблону, штриховка в разных направлениях «Воздушные шары», «Цифры»(см. приложение).

2.-Гимнастика        для пальцев с остроугольными предметами (кубики, галька, детали конструктора и т. д.)

-Аппликация из полосок бумаги «Геометрические фигуры» (по образцу - см. приложение). (самостоятельное вырезывание).

3.-        Гимнастика для пальцев с использованием предметов овальной формы (жёлуди, шишки, морские камешки и т. д.) -Выкладывание узора из геометрических фигур и соединение его при помощи шнура. ( усложнение узора).

4.-Шнуровка        «Яблоко», «Ёжик с листочками», «Домик».

(шнуровка с закрытыми глазами)

-Объёмная аппликация «Ракета» (Л.М.Салолаева

«Объёмные картинки»).

Февраль (3 занятия)

1 .-Растягиваем пальчики (О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова

«Пальчиковая гимнастика» стр. 104),

-Ручной труд -поделка из конуса и полосок «Матрёшка».

(«Лев»)

2.-Развивающая игра «Сложи узор» (выкладывание из бусин различной конфигурации). (усложнение узора).

 -Аппликация «Лисица» ( из геометрических форм, на примере треугольника- см. приложение). ( из разных геометрических форм).

З.- Пальчиковая гимнастика «Сколько пальцев на руке», «Топал ёжик по дорожке...» (О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова «Пальчиковая гимнастика» стр.5).

-Обведение окружности в заданном направлении( см. приложение). (обведение спирали).

-Лабиринт «Кто сколько бананов съел» (см. приложение)


Приложение

В.Цвынтарный  «Играем пальчиками развиваем речь»

«Кошка»

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

( Средний и безымянный пальцы упираются в большой.

Указательный и мизинец подняты вверх.)

«Мышка»

Серенький комок сидит

И бумажкой всё шуршит.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.)

«Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

 Два пушистеньких хвоста.

(Волк. Большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» - верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем ещё мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем.)

В.Узорова. Е.А.Нефёдова.

«Пальчиковая гимнастика»

Растягиваем пальчики

Пальчик спрятаться решил.

Как он братцев насмешил!

Все хохочут: «Слушай, друг,

 Ты же виден всем вокруг!»

(Дети сгибают указательный палец правой руки, нажимают сверху большим пальцем левой руки, как бы «втыкая» кончик пальца в ладонь. Подушечка указательного пальца должна быть прижата к его основанию.)

«Ёжик»

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

 Нужно пальцы загибать.

  1. 2, 3, 4, 5.

(        пальцы разгибать).

«Собака»

У собаки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик.

(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный- вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.)

«Колокольчик»

Колокольчик всё звенит,

 Язычком он шевелит.

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребёнок им свободно вращает.)

«Ёлка»

Ёлка быстро получается,

 Если пальчики сцепляются.

 Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

(Ладони от себя ,пальчики пропускаются между собой- ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперёд. Локотки к корпусу не прижимать.)

Л.П.Савина.

 «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

«Утята»

Раз- два - шли утята.

Три- четыре - за водой.

 А за ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой.

 А седьмой от них отстал.

 А восьмой уже устал.

 А девятый всех догнал.

 А десятый испугался-

 Громко- громко запищал:

 -Пи- пи- пи- не пищи! - Мы тут рядом, поищи!

(Поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой, руки, начиная с большого. Со звуков «Пи- пи- пи. . .» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)

Ирина Лопухина

«Стихи и упражнения для развития ребенка»

ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ

Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, вы добьетесь большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук. От кубиков крупных размеров перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить.

  1. Дайте ребенку граненый карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
  2. Другое упражнение: удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.
  3. Натяните на картонную коробку с отверстием в крышке тонкие резинки. Пусть ребенок, перебирая пальцами, «поиграет на гуслях».
  4. Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребенок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. А теперь разверните салфетку и полюбуйтесь «кружевным» узором.
  5. Заранее удалите из игрушки (домика, машинки) какую-нибудь мелкую деталь. Пусть ребенок сам определит, чего не хватает, а потом найдет и вставит деталь.

«ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

В этой игре ребенок развивает зрительное внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия малыш должен сам узнавать игрушки на ощупь, не ожидая показа парной.

«ИГРЫ С ШАРИКАМИ».

Ребенок овладел играми в мячи больших и малых размеров. Научите его простым играм с шариком.

  1. Попасть шариком в цель (в игрушку).
  2. Прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
  3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.
  4. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - «ворота». Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

«ИГРЫ СО ШНУРКАМИ»

  1. Разместите на столе шнурок, веревочку зигзагом и предложите ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка». Так же можно «прошагать» по лесенке из шнурка.
  2. «Запутайте» два пальца ребенка в шнурочке. Предложите распутать.
  3. Так же поступите с игрушечным котенком. Предложите ребенку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушечного котенка, который играл с клубком и запутался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная траектория развития (индивидуальная карта развития) музыкальных способностей

Оценивание уровня развития музыкальных способностей за 5 лет...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Конспект ООД "Лесная тропинка" развитие речи

Конспект ООД для детей средней группы детского сада. Образовательная область "Речевое развитие" и приложение к конспекту-предметные картинки....

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Наблюдение и анализ форм общения дошкольников со взрослыми (в процессе сюжетно-ролевой игры: проведение и анализ), необходимых для индивидуального индивидуального обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребнос

Наблюдение и анализ форм общения дошкольников со взрослыми (в процессе сюжетно-ролевой игры: проведение и анализ), необходимых для индивидуального индивидуального обучения, развития, воспитания, в том...